Конец октября принес утешение поклонникам комиксов DC: студия Warner Bros. Discovery под руководством Дэвида Заслава наконец решила, кто будет руководить подразделением DC Films в ближайшие годы. Точнее, теперь компания называется DC Studios, а возглавлявшего ее с 2018-го Уолтера Хамаду заменили сразу двумя людьми: продюсером Питером Сафраном и режиссером Джеймсом Ганном. Именно им предстоит выстраивать будущее киновселенной, которая по плану руководства Warner Bros. Discovery должно догнать (а в идеале и перегнать) аналогичную франшизу Marvel. Судя по всему, найти кого-то одного, кто бы стал для DC «собственным Кевином Файги», у Заслава не получилось, поэтому с первых дней ноября-2022 Сафран будет отвечать в компании за производственную и финансовую составляющую, а Ганн будет заниматься творчеством. Последнее играет особенно важную роль в становлении полноценной киновселенной, поэтому предлагаю внимательнее присмотреться именно к Джеймсу Ганну и попытаться проанализировать его потенциал.
Фанат комиксов и хорроров и сценарист-рекордсмен
Сегодня Ганн известен прежде всего авторством почти трилогии «Стражи Галактики» для Marvel, но его творческий путь начался задолго до встречи с Кевином Файги и вовсе не с блокбастеров. Собственно, первый фильм двенадцатилетний Джеймс снял самостоятельно на восьмимиллиметровую камеру. Это был зомби-слэшер, действие которого происходило в лесу возле дома Ганна, а главную роль сыграл брат режиссера Шон – его по сюжету потрошили ходячие мертвецы. Более серьезный шаг в профессиональном кино Ганну удалось сделать в середине 90-х уже в качестве сценариста: ища работу на лето во время учебы в университете, он по совету одного из своих братьев (а их у Ганна четверо) устроился в независимую студию Troma Entertainment, специализировавшуюся на малобюджетных лентах категории Б. Позднее Джеймс признавался: он думал, что его работа сведется к перекладыванию бумажек, однако владелец и руководитель студии Ллойд Кауфман предложил юноше $150 за написание сценария к черной комедии «Тромео и Джульетта».
Ганну это удалось, причем достаточно успешно: он не только справился со скриптом проекта, который впоследствии стал культовым, но и приобрел бесценный опыт работы на съемочной площадке. Кроме того, благодаря «Тромео и Джульетте» Джеймс на четыре года задержался в Troma Entertainment, работая над разными проектами и совершенствуя навыки. Лишь в 2000-м Ганн решился оттуда уйти ради создания фильма «Необыкновенные». Это инди-комедия о команде супергероев (а эту тематику, как и малобюджетные хорроры, Ганн обожает с детства), устроивших себе выходной, и Джеймс не только написал к ней сценарий, но и сыграл одну из ролей. Режиссером фильма, кстати, выступил будущий автор мини-сериала «Чернобыль» Крэйг Мэйзин.
После выхода «Необыкновенных» карьера Ганна поднялась на новую ступень: он переехал в Лос-Анджелес, завел собственного агента и стал получать настоящие заказы на сценарии. Первой из голливудских работ Джеймса стала полнометражная лента «Скуби-Ду», которая вышла в 2002 году и заработала в прокате более $300 млн.
После этого с Ганном связался продюсер Эрик Ньюман и предложил написать сценарий к ремейку «Рассвета мертвецов». Джеймс согласился, несмотря на то что имел обязательства по сиквелу «Скуби-Ду», и уже в марте 2004-го оба фильма появились в прокате. Причем оба стали кассово успешными и в течение двух недель удерживали лидерство в бокс-офисе, что сделало Ганна настоящим сценаристом-рекордсменом, первым достигшим чего-то подобного.
От порно к звездам
Окончательно утвердившись в профессии сценариста, Ганн начал осваивать новый скилл – режиссуру. Его первым проектом стал малобюджетный хоррор 2006 года «Слизняк», где главные роли сыграли Нейтан Филлион и Элизабет Бэнкс. Лента хоть и провалилась в прокате, однако критикам понравилась: прежде всего они хвалили постановщика-дебютанта за свежий подход и смелые для жанра решения. Еще один полный метр Ганна – черная супергеройская комедия «Супер», сценарий которой также написал Джеймс, – вышел в 2010-м. На этот раз, правда, Ганну не удалось завоевать ни любовь зрителей, ни благосклонность критиков: оба лагеря раскритиковали проект, а в прокате картина не смогла окупить даже скромный бюджет в $2,5 млн, собрав всего $324 тыс.
А вот что Ганну по-настоящему удалось, так это работа над веб-сериалом «Недопорно» («Порно для всей семьи»), который Джеймс создал вместе с братьями Шоном и Брайаном. Это своего рода пародия на весь жанр порно, основной смысл которой раскрывается в слогане «Для тех, кто любит в порно все... кроме секса». Каждый эпизод вроде бы идет к традиционной для порно кульминации, однако непосредственно перед ней происходит какая-то неожиданная юмористическая ситуация. Ганн лично выступил режиссером всех восьми серий проекта, а играли в них профессиональные актеры-мужчины и настоящие порноактрисы (среди которых, кстати, есть даже Саша Грей). Шоу выходило в 2008–2009 годах на портале spike.com и собрало более 20 млн просмотров, став самым прибыльным веб-сериалом в истории.
Именно нестандартный подход, смелость решений, а также неординарное чувство юмора привели к тому, что Ганна заметили в Disney. Впрочем, даже эти качества не уменьшали риск для Кевина Файги и Marvel, когда Джеймса назначали постановщиком «Стражей Галактики»: во-первых, раньше сценарии ему все же удавались лучше, чем режиссура, а во-вторых, он никогда не работал со столь крупными бюджетами. Но ставка, к счастью, сыграла: вышедшая в 2014-м лента собрала в глобальном прокате $770 млн, продемонстрировав третий для фильмов Marvel результат того времени. После этого у Файги и Ко не было сомнений, кому доверить продолжение истории Питера Квилла и его друзей, а стилистика «Стражей Галактики» в целом наложила существенный отпечаток на всю киновселенную, добавив в последующие проекты юмора, ярких цветов и музыки.
Между двумя франшизами
Совместная жизнь Джеймса Ганна и Marvel могла бы быть долгой и счастливой, однако летом 2018-го она дала значительную трещину. Иронично, что произошло это из-за уже упомянутого неординарного чувства юмора, который до эпохи cancel culture фильтровать было не принято. Вот Ганна однажды и догнали собственные твиты десятилетней давности, в которых он довольно грубо и неуместно насмехался над Холокостом, СПИДом, педофилией и насилием в целом. Для Disney, весь бизнес которой строится на семейных ценностях, это оказалось настолько неприемлемым, что Ганна уволили на следующий же день, несмотря на то что он уже начал работу над триквелом «Стражей Галактики». Восстановить Джеймса в должности не помогла даже поддержка чуть ли не всего Голливуда: за него просил каст «Стражей Галактики», режиссеры и сценаристы, а Зед из «Полицейской академии» в знак солидарности с Ганном начал требовать, чтобы его голос убрали с аттракционов в парках Disney.
Студия оставалась неумолимой, но без работы постановщик не остался. Спустя всего несколько дней после увольнения из Disney с Ганном связались представители Warner Bros., передав, что руководитель студии Тоби Эммерих готов доверить ему любой проект на выбор. Как вы, вероятно, догадались, Джеймс выбрал сиквел «Отряда самоубийц» и получил от WB карт-бланш. Похоже, именно поэтому в Disney изменили мнение и начали звать Ганна назад, чтобы именно он завершил космическую трилогию. Режиссер, надо отдать ему должное, не стал играть в смертельно обиженного и согласился, однако время уже было упущено: теперь проект Marvel должен был стать в очередь не только за первым полным метром для DC, но и за сериалом «Миротворец». В связи с чем эти проекты мы уже увидели, а третья часть «Стражей Галактики» выйдет только в мае 2023-го.
Какой станет DC-вселенная под руководством Ганна?
Это, пожалуй, самый интересный вопрос, который беспокоит не только фанатов Бэтмена и Супермена, но и руководство Warner Bros. Discovery, ведь построить единую по духу франшизу пытался уже не один продюсер. Почему на главную творческую должность выбрали именно Ганна, понять можно. Во-первых, оба его проекта для DC Films стали коммерчески успешными, а во-вторых, и зрители, и критики их радостно восприняли именно за всеобщее настроение и юмор – то есть то, чего раньше лентам DC не хватало. Кроме того, у Ганна есть огромный опыт работы в масштабной франшизе, ведь персонажи «Стражей Галактики» появлялись и в «Мстителях», и в последнем «Торе», поэтому он должен представлять, как заставить работать слаженно столь громоздкий организм.
В общем, фигура масштаба Ганна для DC – это настоящее сокровище: его любят фанаты, он любит комиксы и, кажется, интуитивно чувствует, как раскрыть на экране даже самого забытого персонажа. Живой пример: сейчас в это трудно поверить, однако до 2014 года даже не все ярые поклонники Marvel помнили о еноте Ракете и Груте, а теперь благодаря Ганну они стали всеобщими любимцами. Иначе говоря, подписав контракт на четыре года (по словам инсайдеров, сейчас речь именно о таком сроке), Джеймс почти наверняка понимает, в какую сторону развернуть франшизу, чтобы она в итоге зажила жизнью, которой заслуживает. Наконец, недаром именно после новости о назначении Ганна стало известно, что в DC-вселенную вернется Генри Кавилл в роли Супермена, и по этому поводу студия уже даже запустила в работу сиквел «Человека из стали».
Пока главной интригой остается вопрос, ограничится ли Джеймс Ганн новой для себя ролью руководителя или все же возьмет несколько проектов в работу в качестве режиссера или сценариста. В любом случае наблюдать за новым этапом его карьеры будет безумно интересно.