2500 мечей были использованы, чтобы для съемок «Дома дракона» построить в павильоне лондонской студии Leavesden Studios новый Железный трон: именно такой, что описан в книгах Джорджа Мартина и намного масштабнее варианта, показанного в «Игре престолов». «Когда мы его построили, нам буквально пришлось поставить заборы, ведь некоторые из этих мечей настоящие, и они столь же опасны, как описано в книгах», – рассказывает Entertainment Weekly Мигель Сапочник, один из шоураннеров нового сериала HBO, ранее снявший много эпизодов «Игры престолов», включая эпическую «Битву бастардов».
Джордж Мартин отдыхает на новом Железном троне (вместо того чтобы дописывать многострадальные «Ветры зимы»)
Впоследствии от идеи заборов отказались, а ради безопасности в перерывах между съемками нанизывали на острия мечей зеленые теннисные мячики. Происхождение последних неизвестно (да и неинтересно), но где же взяли такое количество мечей? Как оказалось – со складов других больших шоу: в частности, фильма «Варкрафт» и сериала Netflix «Ведьмак». И это достаточно символично, ведь по книгам Мартина король Эйгон I Таргариен (Эйгон Завоеватель) выплавил Железный трон огнем своего дракона Балериона из тысяч мечей врагов, побежденных им при получении власти над шестью королевствами Вестероса. И так же сейчас создатели «Дома дракона» явно стремятся взять верх над всеми фэнтези-конкурентами сериального мира: включая оригинальный сериал HBO, а также амбициозный проект Amazon «Властелин колец: Кольца власти», готовящийся к премьере в сентябре.
В одном интервью Мартин сказал, что будет радоваться успеху «Властелина колец», но хочет, чтобы «Дом дракона» добился лучшего результата: «Если они выиграют шесть премий «Эмми» – а я надеюсь, что они выиграют! – то хочется верить, что у нас будет семь». Не менее оптимистично настроен и глава HBO по контенту Кейси Блойс, который еще за полгода до премьеры признался: «Обычно мы выпускаем что-то в эфир и смотрим, какой эффект оно будет иметь, но, очевидно, на этот раз мы будем готовиться [ко второму сезону] заранее, чтобы быть уверенными, что опережаем «Игру».
По всем признакам похоже, что приквел «Игры престолов» имеет шансы стать самой громкой сериальной премьерой не только августа, но и всего года (и, возможно, нескольких ближайших лет). Поэтому – каким он будет?
О чем история
В основе «Дома дракона» – книга Джорджа Мартина «Пламя и кровь»: стилизованное под историческую хронику описание событий, произошедших за двести лет до действия «Игры престолов» и ставших известными как Танец драконов. Тогда ни драконы, ни их всадники из дома Трагариенов не были такой редкостью, как в известные нам времена Джона Сноу и Дейенерис. Собственно, драконы и Таргариены стали редкостью именно из-за тех событий: кроваво-пламенной гражданской войны, приведшей самый могущественный род Вестероса и их «домашних любимцев» к упадку.
Причиной войны, конечно, стал Железный трон, оставшийся пустым после смерти короля Визериса I. В первом браке у Визериса родилась дочь Рейенира, которую он провозгласил наследницей престола, хотя у Таргариенов было принято передавать власть по мужской линии. Впоследствии король женился еще раз – на представительнице другого могущественного вестероского рода Алисенте Хайтауэр, и в этом браке родился сын Эйгон II. Но несмотря на появление сына, король не стал пересматривать завещание. И после его смерти брат и сестра, поддержанные, соответственно, двумя партиями вестероской аристократии – «зелеными» и «черными», – начали войну.
Принцесса Рейенира Таргариен (Эмма Д'Арси) и ее союзник и дядя Деймон Таргариен (Мэтт Смит)
Как и борьба за трон в «Игре престолов», завязка сюжета вызывает ассоциации с Войной Алой и Белой розы. Однако на самом деле в исторических параллелях создатели сериала углубились еще дальше в прошлое.
При правлении Визериса страна имела более 70 лет мира: времена достатка, процветания и... декаданса. «Я стремился рассказать историю Рима накануне его упадка, – говорит еще один шоураннер «Дома драконов» Райан Кондал (наиболее известный по sci-fi-сериалу «Колония»). – В этой истории никто из ныне живущих никогда не видел войны или какого-либо значимого конфликта. Да, были какие-то стычки и рыцарские турниры, ведь это общество базируется на играх за власть. Мы наблюдаем за периодом, когда каждого мужчину с рождения тренировали для битвы, но битв не было. Эта накопленная энергия ищет выход, и война становится почти необходимой, чтобы буквально все не взорвалось изнутри».
Авторы и каст
С «Игрой престолов» было просто: сначала было слово – точнее, много-много слов – Джорджа Мартина, по которым два шоураннера, Дэвид Бениофф и Ди Би Вайсс, тщательно выстраивали историю в течение сезонов. Но слова Мартина иссякли раньше, чем сериал, и дальше шоураннерам со сценарной командой пришлось выкручиваться самостоятельно (хотя, как отмечалось, по заранее обозначенным писателем ключевым поворотным моментам). Как это закончилось – всем известно.
С «Домом драконов» ситуация иная: литературный первоисточник дописан (финал истории правления дома Таргариенов – книга «Восхождение дракона», созданная Мартином в соавторстве с Линдой Антонссон и Элио Гарсией-младшим, – должен выйти этой осенью). Однако источник этот очень «мелкий» по сравнению с «Песнями льда и пламени»: сухая историческая хроника против огромных «полнокровных» романов. Следовательно, хотя шоураннерами проекта, как отмечалось выше, являются Мигель Сапочник и Райан Кондал, Джордж Мартин гораздо больше вовлечен в проект, чем это было с «Игрой престолов»: вместе с Кондалом он работает над сценарием, а также является одним из исполнительных продюсеров – вместе с Винсом Джерардисом, работавшим на «Игре престолов», Сарой Хесс («Оранжевый – хит сезона») и Роном Шмидтом («Хранители», «Мейр из Исттауна»).
Что касается музыки – за нее, как и в «Игре престолов», будет отвечать композитор Рамин Джавади.
И так же, как в «Игре престолов», каст «Дома драконов» очень британский и не очень известный (пока). Уже упомянутый Мэтт Смит («Доктор Кто», «Корона»), сыгравший младшего брата короля Визериса, наверное, самый известный актер каста. Сам Визерис – это Пэдди Консидайн («Макбет», «Смерть Сталина»). Еще вы должны помнить Риса Иванса – не по имени, а, например, по ролям отца Луны Лавгуд из поттерианы и Распутина из «King's Man: Начало»: в «Доме дракона» он сыграл Отто Хайтауэра, десницу короля и отца его жены, королевы Алисенты. Сама Алисента – это Оливия Кук («Мотель Бейтсов», «Первому игроку приготовиться»), а ее сын Эйгон II – Том Глинн-Карни («Дюнкерк»).
Еще из каста стоит упомянуть колоритного Грэма Мактавиша – гнома Двалина из «Хоббита», – который здесь превратился в лорда-командующего Королевской гвардии. А также Стива Туссена («Принц Персии: Пески времени») – Корлиса Велариона, лорда могущественного дома Веларион и величайшего мореплавателя Вестероса. Кстати, как и Таргариены, представители дома Веларион отличаются волосами серебряного цвета, хорошо контрастирующего с темной кожей Стива. «Игру престолов» не раз обвиняли в «сверхбелости», поэтому создатели «Дома драконов» учли ошибки прошлого, выбрав темнокожего актера для одной из ведущих ролей. «Для меня и Мигеля было очень важно создать шоу, которое не было бы очередной кучкой белых людей на экране, – объяснил такой выбор Кондал. – Мы хотели найти способ внести разнообразие, но чтобы это не выглядело как пришедшая слишком поздно хорошая мысль или – что еще хуже – как сугубо символический жест».
Но безусловно, самая интересная персона каста – это Эмма Д'Арси: принцесса Рейенира, очевидно призванная занять в сердцах зрителей место Дейенерис – Эмилии Кларк. HBO так описывает этого персонажа: «Первенец короля, чистой валирийской крови, она – всадница драконов. Многие бы сказали, что у Рейениры с рождения было все… но она не родилась мужчиной». Последнее верно и об Эмме д'Арси, однако сказать, что она родилась женщиной, тоже будет неверно. Слово «персона» выше подобрано не случайно, поскольку Эмма определяет себя как небинарную личность и предпочитает местоимение «они» (they/them) при обращении к себе.
Эмма Д'Арси: на читках и в образе
Эмма признается: собственный опыт стал опорой, позволившей достоверно сыграть персонажа, изучающего, что значит быть женщиной. По словам Д'Арси, Рейенира «одержима маскулинностью», поскольку приравнивает «человечность» к свободе. «Она чувствует свое несоответствие тому, как ее воспринимает мир – даже когда ее называют Отрадой Королевства, ведь это предполагает быть пассивной, быть объектом человеческого восхищения. Кажется, будто у нее есть двойник. Двойник – это мужчина, рожденный в Рейенире, имеющий доступ ко всему, чего она желает и считает своим. У нее удивительная связь со своим дядей Деймоном. В определенном смысле они из одного теста, но правила совершенно разные для них», – говорит Эмма.
Локации и инновационная студия
У «Игры престолов» была очень широкая съемочная география: сериал снимали в Северной Ирландии (и это коренным образом изменило всю киноиндустрию региона), Хорватии, Шотландии, Исландии, Марокко, Мальте, Испании. Съемки же «Дома дракона» пришлись на времена пандемии, а следовательно, были сконцентрированы только в трех странах: Великобритании (побережье Корнуолла, национальный парк Пик-Дистрикт, графство Суррей), Португалии (регион Монсанту) и Испании (древний город Трухильо).
Также «Дом дракона» стал первым проектом, снимавшимся в открытой в прошлом году инновационной виртуальной студии V Stage комплекса Warner Bros. Studios Leavesden, Великобритания (именно в этом комплексе делали, в частности, все фильмы поттерианы). Кстати, запуск V Stage также стал своеобразным ответом на пандемию, поскольку постоянные карантинные ограничения в разных странах усилили запрос индустрии на место, что позволяло бы снимать в ограниченном, контролируемом пространстве сразу несколько разных локаций за один съемочный день. V Stage стала одной из крупнейших виртуальных студий в Европе, общей площадью более 7300 кв. м. Она включает непосредственно виртуальное продакшен-пространство площадью больше 2000 кв. м, оснащенное матрицей из более чем 2600 LED-панелей, и имеет дополнительные 1600 кв. м LED-панелей (восемь секций, которые работают независимо друг от друга).
Наплевав на все NDA, один из членов съемочной команды «Дома дракона» не удержался и выложил снимок с первого дня съемок на V Stage: рассмотреть можно мало что, но что-то можно
«Запуск V Stage открыл совершенно новое измерение в кинопроизводстве WBSL, обеспечивая впечатляющую среду для достижения нового уровня креативности, – сказала Эмили Стилман, старший вице-президент по студийным операциям Warner Bros. Studios Leavesden. – Благодаря невероятным вымышленным мирам сериала и исключительному качеству, которое всегда обеспечивает HBO, «Дом дракона» является идеальным проектом для максимального использования непревзойденных возможностей, предлагаемых этим пространством».
Кто в «Доме» хозяйка
Хотя формально борьба за Железный трон разворачивается между сводными сестрой и братом – Рейенирой и Эйгоном II – на самом деле это борьба между падчерицей и мачехой. Центральный конфликт сериала – это конфликт за власть между двумя женщинами в мужском мире. И этот акцент отличает «Дом драконов» от сериала «Игра престолов», который часто обвиняли в том, что женщинам отводится второстепенная роль.
Рейенира Таргариен и Алисента Хайтауэр – подруги детства, которых жизнь сделала падчерицей и мачехой, разведя по разные стороны баррикад. Их отношения развивались в течение десятилетий, и события «Дома дракона» будут разворачиваться линейно в течение этого времени, а Милли Алкок и Эмили Кэри будут играть Рейениру и Алисенту как молодых девушек.
Милли Алкок (блондинка) и Эмили Кэри (шатенка) в образах юных Рейениры и Алисенты
Джордж Мартин предупреждает – не стоит надеяться отыскать в «Доме драконов» каких-то бесспорно хороших героев: «Это мощно, проникновенно, мрачно, это как шекспировская трагедия. Здесь нет Арьи – персонажа, которого все полюбят. Здесь все имеют недостатки. Они все люди. Они делают хорошие вещи. Они делают плохие вещи. Ими управляют жажда власти, ревность, старые раны – так же как любыми человеческими созданиями. Так же, как я их написал».
Безусловно, главным конкурентом «Дома дракона» в борьбе за симпатии зрителей на самом деле будет даже не «Властелин колец», а оригинальное шоу – «Игра престолов». И создатели это понимают. «Я считаю, что мы с большим уважением отнеслись к оригинальному шоу. Его никто не переплюнул, и поэтому мы не пытаемся заново изобретать колесо, – говорит Мигель Сапочник. – «Дом дракона» имеет свою интонацию, которая будет развиваться на протяжении сериала. Но мы стоим на плечах оригинального шоу, и мы здесь только из-за этого шоу».
Что ж, каким действительно получилось возвращение в мир «Игры престолов», узнаем уже 21 августа, когда выйдет первый из десяти эпизодов первого сезона.