Совсем недавно мы с вами говорили о том, что война ощутимо изменила настроения и вкусы украинцев, а главной эмоцией, которую испытывает большинство наших соотечественников, является ярость. Отсюда закономерный вопрос: актуален ли развлекательный контент? Однозначного ответа, что устроит всех, нет, но вот вам версия Акима Галимова и Ко: если контент имеет социальную составляющую и рассказывает о культуре и истории страны, то сегодня его выход к зрителям не просто актуален, а происходит в лучший момент.
Едва ли не самой первой премьерой развлекательного контента с начала полномасштабной войны россии с Украиной стал документальный сериал «Украинские дворцы. Золотая пора», стартовавший на YouTube-канале «1+1» и сервисе 1+1 video. В 2021 году проект стал одним из победителей конкурса социально значимого контента PITCH UA 3, организованного компанией MRM при поддержке программы USAID Transformation Communications Activity. Создатели сериала подавались в секции «Объединяя Украину: единство в разнообразии», и почему это важно, я объясню немного позже. А пока – собственно премьерная серия «Украинских дворцов».
Проект «Украинские дворцы. Золотая пора» – это цикл из восьми серий, каждая из которых рассказывает историю разрушенного, разграбленного или перестроенного в XX веке дворца. И конечно, историю его владельца: общественного и культурного деятеля Василия Тарновского и его дворца в Качановке Черниговской области, сахарозаводчика Леопольда Кенига, владевшего дворцом в Шаровке Харьковской области, Юзефа Потоцкого, упоминание об имении которого в поселке Антонины хранится в Британском национальном музее. Авторы проекта исследовали историю дворца в Сколе Львовской области, дома семьи земледельцев Фальц-Фейнов в Гавриловке Херсонской области, имения в Курисовом Одесской области, замка-дворца гетмана и воеводы Станислава Жолкевского в Жовкве, а также дворца в Изяславе Хмельницкой области, которым владела поэтесса и филантропка Барбара Сангушко.
«Мы более шести лет снимаем исторические фильмы, много ездим по Украине и давно хотели рассказать малоизвестные истории об очень известных дворцах или замках, – говорит продюсер и ведущий проекта Аким Галимов. – Когда объявили конкурс, все сложилось: тема «Единство в разнообразии» срезонировала с нами. Мы подумали, что дворцы построены в разных стилях, многими из них владели люди, принадлежавшие к разным культурам (потомки евреев, греки, украинцы, поляки). Каждый из них привносил в архитектуру часть своей культуры. И это можно объединить: показывать дворцы и рассказывать о мультикультурности».
Собственно, мультикультурностью и объясняется выбор восьми замков: «Поэтому на юге, например, мы взяли дворец Куриса – он потомок козаков, с греческими корнями, который служил в Российской империи и имел дворец в мавританском стиле, – продолжает Галимов. – Также мы хотели, чтобы наши объекты географически охватили всю Украину».
Команда проекта «Украинские дворцы. Золотая пора» состояла из двух десятков человек, среди которых были не совсем типичные для телевидения специалисты – например, архитекторы и 3D-реконструкторы. Возглавляли процесс шеф-редактор Руслан Шарипов и режиссер Дарья Сарычева.
Работа над каждым замком длилась два месяца: первый – разработка (прорабатывание большого количества исторического материала, поиск фотографий и чертежей), второй – написание основы сценария. Затем команда выезжала на локацию и искала местных, у которых можно почерпнуть информацию. Необходимые данные в основном собирали в государственных и частных архивах, а также связывались с потомками владельцев дворцов в Европе. Много информации редакторская группа получила из польских цифровых архивов, работали в Государственной научно-архитектурной библиотеке Заболотного и Национальной библиотеке Украины им. Вернадского. «Очень пригодился журнал «Столица и усадьба», выходивший в начале ХХ века в Российской империи. Благодаря этому журналу мы могли воспроизвести интерьеры дворцов», – делится подробностями Аким Галимов. А с деталями, которые не найдешь ни в одной литературе, помогали местные краеведы и историки на каждом из исследуемых объектов.
Отдельно следует отметить графическую составляющую цикла. Ведь одной из изюминок программы является 3D-восстановление старинных дворцов. Многие из зданий, о которых идет речь в проекте, сегодня находятся, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии. Или же они просто не сохранились – как, например, дворец в Антонинах, на месте которого теперь футбольное поле. Чтобы зритель все равно мог увидеть, как выглядело историческое сооружение, команда проекта создала 3D-модели замков. «У нас работали два дизайнера по VFX и группа из шести архитекторов, занимавшихся непосредственно воспроизведением моделей», – рассказывает продюсер.
Аким Галимов признается, что искали подрядчиков по изготовлению эффектов достаточно долго. Ведь великие продакшены, что могли воплотить замысел в жизнь, за восстановление одного дворца просили сумму, сопоставимую с бюджетом всего проекта. В конце концов создатели смогли придумать схему работы, по которой справились сами, привлекая специалистов, с какими уже имели успешный опыт сотрудничества. Это львовский архитектор Андрей Хархалис и его команда и специалисты по VFX-эффектам Максим Арсенюк и Максим Ткаченко. Эти люди не всегда выезжали непосредственно на объекты, а работали отдаленно – в частности, для оптимизации бюджета. «Часто мы приезжали на локацию, включали Zoom и определяли, что именно нам нужно сделать, с каких ракурсов должен быть снят объект, чтобы с ним могли работать архитекторы и VFX-специалисты, – делится Аким Галимов деталями творческого процесса. – Радуюсь, что мы сделали это с бюджетом, очень далеким от зарубежных. Я доволен работой и доволен, что мы смогли это сделать в Украине».
Часто в архивах удавалось найти только черно-белые фотографии, не передающие цвет витражей и фактуру кирпича, или иллюстративного материала было в припципе мало для восстановления замка в 3D. Тогда редакторы находили похожие дворцы – например, созданные в Европе теми же архитекторами. Или замки, строившиеся в тех же стилях, в тот же период. Эта информация помогла в воспроизведении украинских дворцов.
Весь процесс создания проекта занял более восьми месяцев – с конца весны 2021-го и до начала этого года. «Съемки мы проводили осенью, с конца сентября и до позднего ноября, ведь проект называется «Золотая пора». И нам, по режиссерскому замыслу, нужно было захватить этот период золотых деревьев. За счет природы вокруг хотелось подчеркнуть атмосферу роскоши, когда-то царившей в этих дворцах», – рассказывает ведущий.
Кстати, с самого начала создатели проекта собирались рассказывать истории дворцов и их владельцев детективно: задать вопрос в начале выпуска и далее расследовать тему. Но эксперты конкурса PITCH UA заметили, что подобная интрига будет выглядеть искусственной. «Тогда мы направили усилия в формат исторического тревел-блога, чтобы у меня было много перемещений и все происходило динамично. Тогда же мы придумали и ту штуку, что будто мой телефон – это машина времени, которую я достаю и на экране отматываю таймлайн, – объясняет Галимов. – Я хотел бы отметить практичность конкурса PITCH UA. Благодаря докторингу мы поняли, как сделать проект более интересным для более широкой аудитории. Сейчас даже выгружаем видео на YouTube сразу с английскими субтитрами – уверен, в любой точке мира эти истории будут абсолютно понятны».
Аудитория проекта «Украинские дворцы. Золотая пора» – это молодые активные люди, которые много путешествуют, хотят открывать что-то новое о своей стране и потребляют больше контента в интернете, поэтому шоу изначально создавалось для digital-площадок. К тому же Акиму как украинскому продюсеру хотелось бы, чтобы украинского контента на YouTube было больше.
Но готовы ли люди на третий месяц полномасштабной войны смотреть что-нибудь, кроме новостей и связанного с ними контента? Аким признается, что долго сомневался, стоит ли делать премьеру именно сейчас. Однако решил, что такой проект как раз ко времени. Первый выпуск «Дворцов» набрал более 60 тыс. просмотров за неделю, второй – более 50 тыс. всего за два дня. «Мы уже видим классную динамику по проекту, – говорит Галимов. – Анализировать будем через полгода, когда покажем все восемь серий, но у меня нет сомнений, что он зайдет. История этих дворцов – это в большинстве своем история успеха, заканчивающаяся с приходом российской армии во времена Первой мировой или большевиков, пришедших в 1917 году и все сжегших. 105 лет прошло, а ничего не изменилось. Поэтому мне кажется, что сейчас этот проект стал еще более актуальным. Он о том, что, как бы ни пытались уничтожить нас, нашу историю, нашу страну, это невозможно».
К тому же во время полномасштабной войны людям нужен информационный выдох, а проект, по словам продюсера, создает ощущение, что все будет хорошо. Так что такой контент также нужен сегодня, и это вторая причина, почему «Золотую пору» не стали откладывать на потом.
К сожалению, некоторые из дворцов, истории которых вошли в цикл, сейчас находятся в потенциальной опасности: дом в Новоалександровке на берегу Каховского водохранилища, дворец в Шаровке, что под Харьковом, дворец-усадьба Курисов в Одесской области. Остальные дворцы расположены далеко от зоны боевых действий. К счастью, пока ни один дом не пострадал из-за многочисленных обстрелов с российской стороны, и после войны, надеюсь, отношение к таким историческим памятникам будет совсем другим.