Новый год - новые питчинги. Например, с декабря продолжается прием заявок на конкурс социально значимого контента PITCH UA 4 (податься можно до 24 января вот здесь), а Госкино уже анонсировало свои конкурсные отборы, которые состоятся в 2022-м: Восемнадцатый (прием заявок с 24 января до 23 февраля), Девятнадцатый (с 25 февраля по 27 марта) и Двадцатый (с 25 марта по 24 апреля). В одном из них - Девятнадцатом - помимо прочего, можно будет подавать сериалы: игровые, неигровые и анимационные. Почему я отдельно акцентирую именно сериалы? Потому что недавно мне в руки попала очень интересная презентация - мануал Netflix по питчингу сериалов, в котором детально расписано, каким должен быть проект, чтобы заинтересовать платформу. Ознакомившись с ней, я решила поделиться ключевыми моментами с вами: ведь если проекты, презентуемые по этим принципам, способны заинтересовать одного из мировых лидеров сериального производства, то для Госкино и других грантодателей в Украине такой подход, вероятно, подойдет.
В Netflix разработали простой алгоритм из семи шагов с наводящими вопросами: если следовать ему, питчинг и сопровождающие его документы будут лаконичными, логичными и понятными. Именно это нужно, чтобы хорошо представить хорошую идею (ну, если она, конечно, есть - и действительно хороша).
Шаг 1: История
Мы привыкли отталкиваться от сюжета, но в Netflix предлагают ставить во главу угла героев, поскольку именно с ними - не с сюжетом! - у зрителей возникает эмоциональная связь, а значит, и вовлеченность: «Вовлеченность зависит от того, чувствуют ли зрители связь с героями и понятна ли им их мотивация. Если герой не кажется интересным, зрителям все равно, получит ли он то, чего хочет». То есть с неинтересными героями даже интересный сюжет не сработает. Но как «оживить» своих героев? Для этого предлагают ответить - в первую очередь самому себе - на ряд вопросов, и именно эти ответы должны стать драматической основой всего сериала. Итак:
- Кто эти герои?
- Чего они хотят?
- Почему они этого хотят?
- Как они собираются это получить (этого достигнуть)?
- Каков центральный конфликт?
- Что на кону?
- Какие темы поднимаются в проекте?
Детально ответив на эти вопросы, можно сформировать не «плоскую», а «трехмерную» картину своего проекта и четко вычленить его особенности, которые стоит акцентировать в питчинге.
Шаг 2: Обзор
Если результаты первого шага - преимущественно для внутреннего использования, то второй - это уже то, что презентуется внешнему миру: синопсис и аргументированный ответ на вопрос, который в Netflix корректно сформулировали как Why this series?.
Главное правило на этом этапе - краткость, сестра успешного питчинга.
Вы наверняка знаете то ли быль, то ли легенду о том, как Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. И выиграл спор с этим текстом: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» (For sale: baby shoes, never worn). Признаюсь, за долгие годы мониторинга питчингов Госкино я начиталась разных заявок и могу сделать экспертный вывод: с краткостью дела у многих конкурсантов обстоят отлично, но далеко не все из них - Хемингуэи. По некоторыми синопсисам, фактически представляющим собой не синопсисы, а слоганы (вроде «Мы за все хорошее и против всего плохого!»), увы, никак не понять, о чем конкретно проект.
Что же предлагает Netflix? Не стараться играть в старика Хэма и уместить все в одно предложение, но уложиться в один абзац. И ответить в нем на три главных вопроса, перекликающихся с вопросами из первого шага:
- Кто ваши герои и чего они хотят (но без предыстории, как они дошли до жизни такой)?
- Почему они хотят этого именно сейчас и что случится, если они не получат желаемое?
- В чем центральный конфликт?
Написали синопсис? Переходим к пункту Why this series. К нему в Netflix тоже подготовили список наводящих вопросов, ответы на которые помогут в процессе личной презентации проекта. А именно:
- В чем оригинальность/свежесть истории?
- Поднимает ли она какие-то актуальные вопросы и проблемы?
- Личная ли она?
- Детальнее рассказать о ключевых темах проекта.
Шаг 3: Мир
Теперь играем в «Что? Где? Когда?». Вопросы задает анонимус из Netflix. Итак:
- Где ваш мир?
В данном случае имеется в виду, что локации проекта - это не просто локации, но также его герои: и относиться к их проработке нужно с неменьшим уважением, чтобы они тоже помогали рассказывать, эмоционально подпитывать историю, а не просто служили фоном.
- Когда ваш мир?
Тут к нашей трехмерной картине добавляется четвертая размерность - время. Если у вас научно-фантастический или фэнтези-проект - продумайте историю мира, в котором происходит действие (особенно если нет литературного первоисточника, где все придумано за вас). А если речь о «реальной реальности» - четко обрисуйте период и его особенности, чтобы придать проекту историческую перспективу.
- Что за профессия?
Чтобы быть достоверными и вызывающими сопереживание, герои должны решать те же проблемы, что и зрители. В частности, на что жить. Поэтому критически важно решить, за что именно ваш условный Ведьмак получает свою чеканную монету, и сделать это что-то частью вашего сериального мира.
Шаг 4: Колористика
К чести наших кинематографистов, во время питчингов Госкино они все чаще акцентируют этот момент, стараясь с помощью референсов показать, как же будет выглядеть история, каково будет ее цветовое решение и как это повлияет на восприятие зрителей. В принципе, мануал Netflix в этом шаге говорит о том же самом, особо подчеркивая, что во время питчинга важно рассказать о потенциальном операторе и стиле съемки и что не нужно стесняться использовать чужие фильмы, сериалы и фото в качестве визуальных референсов для своего проекта.
Шаг 5: Герои
Возвращаемся к наработкам из шага №1. Теперь пришло время написать детальный портрет ваших героев - с акцентом на трех ключевых моментах.
- Backstory: информация об их прошлом, объясняющая их желания, мотивацию и выборы, которые они делают в настоящем.
- Черты: их ценности, физические и личностные характеристики, помогающие увидеть в героях реальных, живых людей.
- Арка: как герои будут эмоционально меняться на протяжении сериала.
Чтобы успешно справиться с последним, очень важным пунктом, можно воспользоваться вот этим детальным чек-листом (кликните на картинку, чтобы открыть ее в полном размере).
Но это еще не все. Где есть люди - там есть отношения, и их тоже предлагают расписать отдельным пунктом. Какие отношения у главного героя со второстепенными? А если в центре истории сразу группа людей, то как они взаимодействуют, конкурируют друг с другом?
«Герои, идущие к одной цели, но с разными мотивациями, формируют конфликт, а значит - отличную драму», - определяют в Netflix одну из формул потенциального успеха. И дают несколько рекомендаций по стратегии формирования актерского ансамбля:
- Начинайте сериал, представляя героев в порядке их важности. По такому пути шли, к примеру, создатели «Во все тяжкие», где ансамбль сформировался лишь ко второму сезону.
- Выберите героя, который будет «глазами и ушами» зрителя в вашем мире. Он может быть кем-то, кто задает «глупые вопросы». Или наоборот - экспертом-всезнайкой. Но так или иначе благодаря ему зрители знакомятся с миром.
- Не старайтесь «впихнуть» в кадр всех и сразу: это же сериал - у вас есть время.
Шаг 6: Обзор сезона
Приступать к этому шагу в Netflix рекомендуют следующим образом: не сосредотачиваться на отдельных эпизодах, а смотреть на историю целиком - на весь сезон как единое произведение с трехактной структурой. И при этом подчеркивают, что что-то принципиально важное и яркое должно произойти на первых 20 страницах сценария - 10 минутах первого эпизода: по оценкам Netflix, именно за это время зрители принимают решение, будут ли они дальше смотреть сериал.
Обзор пути героя за сезон должен включать в себя главные эмоциональные сюжетные повороты, помогающие рассказать историю. Причем такой обзор - на одну-полторы страницы максимум - предлагается делать для всех ключевых персонажей.
Но если на историю как таковую все-таки удобнее смотреть по схеме «завязка - конфронтация - развязка», то арку героя можно сегментировать и «зацикловать», как предлагает американский сценарист и продюсер Дэн Хармон («Рик и Морти»). В основе «круга истории Хармона», показывающего эволюцию характера, могут лежать две ключевые предпосылки: герой уходит, чтобы найти что-то, что ему нужно; герой возвращается изменившимся. «Круг» позволяет строить сценарий, исходя из эмоционального состояния героя; заставляет героя быть проактивным; фокусируется на базовых человеческих мотивациях, действиях и их последствиях.
Вот так «круг истории Хармона» накладывается на классическую трехактную схему
А вот так этот метод можно проследить на примере героев «Во все тяжкие»
В Netflix привыкли жить по-богатому и предлагают питчить им сериалы уже вместе с пилотом, особенности которого также расписывают в этом пункте мануала. Так, к концу пилотного - самого важного - эпизода сериала зритель должен четко понимать: кто герои и чего они хотят, центральный конфликт, ключевую динамику отношений, базовые правила мира и жанр. Что ж, даже если пилот вы снимать не будете, как чек-лист для первого эпизода любого проекта очень даже подходит.
Шаг 7: Поэпизодник
Его тоже предлагают делать лаконичным: максимум полстраницы текста на серию. Но при этом должны быть четко прописаны начало, середина и конец истории - с ключевыми сюжетными поворотами.
В каждом эпизоде сюжет и герой должны развиваться. Чтобы сформулировать пути этого развития, можно использовать наводящие вопросы:
- Какие маленькие шаги герой должен предпринять, каких маленьких/второстепенных целей достигнуть, чтобы с помощью этого приблизиться к главной цели?
- Как сделать, чтобы для героя это было максимально трудно?
Второстепенные цели формируют сюжеты эпизодов и дают герою возможность продвигаться вперед в большой сюжетной линии сезона. Ну и да, в конце каждой серии зритель должен терзаться вопросом «Что же будет дальше?», как же без этого - так что не забываем о клиффхэнгерах: как сюжетных, так и эмоциональных.
В общем, такой вот алгоритм, по результатам которого у вас должен получиться питчинг-документ на 5-10 страниц: с четкой структурой, цепляющим описанием героев, истории и идеи, визуальными референсами и поэпизодником. В идеале - еще и с пилотом, но не будем о грустном. А так - бери, питчи и снимай!