Для кого-то первый день осени ознаменовался Днем знаний, а для украинских кинематографистов - стартом второго тура Семнадцатого конкурса Госкино, проходившего с 1 по 3 сентября. На этот раз экспертные комиссии рассматривали три категории игровых полнометражных фильмов, две - анимационные полнометражные, а также категорию «Неигровые фильмы». О презентациях анимационных проектов я вам уже рассказывала, так что продолжаю, как и обещала, разбирать остальные категории. Теперь на повестке - неигровое кино.
Оценивали направление семь экспертов: Анна Соболевская, Иван Тимшин, Андрей Корниенко, Александр Галицкий, Александр Омельянов, Олеся Анастасьева и Дарья Трегубова. Трое последних - из резерва, заменившие Станислава Притулу, а также дисквалифицированных Александра Чубко и Валерию Кальченко-Донцову.
День открыл проект «Невідома історія» (ФЛП Рай Андрій Володимирович). Авторы сценария - Николай Дондюк и Кристина Шаповал, режиссер - Николай Дондюк. У государства просят 100% бюджета - 1 млн 990 тыс. грн.
Синопсис: Фотограф Максим Дондюк путешествует по заброшенным поселениям в Чернобыльской зоне отчуждения. Поиск визуальных артефактов (фотопленки, фотографии, письма и открытки), их восстановление и сохранение открывает портал в прошлое, к созданию Чернобыльской АЭС и ее катастрофы.
Будущий фильм-наблюдение представлял основатель благотворительного фонда Sky Art Foundation Дмитрий Палиенко, поскольку Дондюк - режиссер, оператор и брат главного героя - находился на съемках другой документалки, о Голодоморе. Впрочем, Николай записал видео, в котором рассказал, как они с братом вместе ходили в экспедиции. Они удивлены тем, что Чернобыль и Припять - первые в списке туристических достопримечательностей многих иностранцев, а мы сами, украинцы, так мало знаем о тех, кто там жил и работал.
Главная идея авторов - создание онлайн-музея с архивом документов. Деньги же нужны на производство фильма и промокампанию для участия в фестивалях: в частности, планируют замахнуться на Берлинале и ряд американских мероприятий.
Режиссер Анатолий Матешко предложил изменить название, поскольку оригинальное - вторично и не отражает сути картины. Палиенко же считает его подходящим, так как все уже устали от «катастроф и революций».
Следующий проект - «НепрOsti листи» (ФОП Яремчук Марія Валеріївна) - представляла сама Яремчук, выступающая одновременно и продюсером, и режиссером. Автор сценария - Алла Мегель. Просят 1,5 млн грн (100% бюджета).
Синопсис: Непростой путь 57 тыс. писем остарбайтеров Киевщины, написанных в 1940-х годах к адресатам в наши дни. Мария Гаркавенко - живая остарбайтер, которая в 2020-м наконец получила письмо, отправленное ею отцу в далеком 1943 году.
По словам Яремчук, она задумала фильм, услышав историю, рассказанную волонтерами: в 1943-м из-за смены линии фронта и освобождения Киева НКВД решила не допустить рассылки писем, полученных на Главпочтамт от остарбайтеров. Их оказалось 57 тыс. только по Киевской области, и все чудом сохранились.
В работе с архивными материалами команда сотрудничает с волонтерами, вручающими эти «утерянные» письма. Аудиторией видят как тех, кто интересуется историей Украины, так и школьников, студентов. «Мы знаем, что молодежь предпочитает игровые комедии. Но если сделать проект игровым я еще могу, то комедией - точно нет», - констатировала Яремчук. Съемки запланированы на январь - апрель 2022-го.
Следующую картину - «Симфонія Донбасу 2021» (ФОП Крижна Вероніка Аркадіївна) - представляли режиссер и автор сценария Елена Рубашевская, а также продюсер Вероника Крыжна. У государства просят 1 млн 955 тыс. грн (100% бюджета).
Синопсис: Художественное переосмысление промышленного наследия Донбасса в формате поэтического документального кино с целью реставрации идентичности и восстановления культурного значения региона Украины.
Весной этого года проект участвовал в конкурсе социально значимого контента PITCH UA 3, и с тех пор его описание не изменилось. Разве что пять серий превратились в полный метр хронометражем 55 минут.
В команде проекта - оператор Денис Мельник, режиссер монтажа Александр Одуванчиков, композитор Антон Дегтярев. Съемки пройдут на подконтрольной Украине территории в местах проведения ООС. Премьера запланирована на май 2022 года.
Вероника Крыжна добавила, что у фильма помимо фестивального потенциала есть шансы на телепремьеру - его предварительно готов показать один общенациональный канал (на предыдущем питчинге речь шла о договоренностях с каналом «Дом»). После этого продюсер попросила выключить трансляцию: что она рассказывала в это время, остается загадкой.
Следующая лента - «Атлети Бога» (ООО «Скрін Медіа Юкрейн»). Режиссер - Марина Ткачук, продюсер Павел Казанцев. Остальной фактической информации не было ни в презентации, ни на сайте Госкино.
Синопсис: Фильм посвящен 85-летней истории ансамбля им. Вирского. Репетиции, концерты, слава за рубежом - за всем этим стоят люди, о личной жизни которых мало кто знает.
«Ансамбль, который знают везде, мы хотим показать с неожиданной стороны, - объяснила режиссер. - Канвой станет история семейной династии - тех поколений, но главный герой - сам ансамбль. Мы постоянно будем наблюдать за ним, ездить на гастроли. Жизнь в отелях, бэкстейдж, бытовые вопросы. Узнаем внутреннюю кухню».
Во всем этом эксперты не нашли конфликта, который мог бы зацепить зрителя, - мол, Госкино поддерживает производство картин, а не промороликов. По словам Ткачук, в качестве конфликта напрашиваются два момента: противостояние поколений и взгляды на то, куда двигаться дальше. «Мы только знакомимся, поэтому все прояснится, когда отснимут материал», - подытожила режиссер.
«Закарпаття. 4 сезони» - еще один проект от ООО «Скрін Медіа Юкрейн» с двумя режиссерами: Валентином Дигтяренко и вышеупомянутым Казанцевым. Автор сценария - Ольга Артюх. Запрашивают 2 млн грн из 2,28 млн грн общего бюджета.
«Этот фильм родился из других фильмов, - начал Павел Казанцев. - Я много был на Закарпатье, и эта лента о героях, с которыми там познакомился».
Синопсис: Картина прослеживает год жизни четырех жителей Закарпатья: писателя, военного капеллана, цыганского барона и главы венгерской общины. Что их объединяет? Что рознит? Что идентифицирует как украинцев? Каким они видят свой край?
Хронометраж проекта - 62 минуты, поэтому экспертов смутило количество протагонистов и возможных конфликтов, из-за чего зрителю будет сложно уследить за сюжетом. Кроме того, на презентации не было никакого визуала, позволяющего оценить природу, которая, по словам Казанцева, выступает не просто сеттингом, а одним из главных элементов ленты. «Честно? Не успеваю, только сдал фильм», - признался продюсер.
Что касается потенциала дистрибуции, то ставку делают как на фестивали документального кино в целом (в частности Sundance), так и профильные, ориентированные на проблемы прав человека. Премьеру рассматривают на украинских фестивалях «Молодость» или Docudays UA.
Проект «Мама Ксюша» (ООО «Знімальний Цех Артура Якубова») представлял сам Якубов - режиссер, продюсер и автор сценария. У Госкино просят 691 тыс. 275 грн (100% бюджета).
Синопсис: Фильм рассказывает историю волонтера Оксаны Лазебник, более известной как Мама Ксюша. Она занимается детьми погибших военнослужащих и детьми пострадавших в результате боевых действий.
«Глобально это история Оксаны. Она заботится о детях и там, и тут. Помогает детдомам в прифронтовой зоне. Это сильная героиня с огромным запасом человечности и любви. Из многих осколков разных семей ей удалось создать одну большую семью», - рассказал Якубов.
Экспертов удивило, что в тритменте документальной ленты прописаны диалоги, однако у Якубова, похоже, вышло убедить их в том, что это нормально для его метода работы: «История, построенная вокруг оздоровительной поездки на море, будет обрастать драматургическими деталями. Есть девочка, которую не отпускает настоящая мать, лишенная родительских прав. Развязка - удачная поездка. Это лишь костяк, и текст, конечно же, может измениться. Фразу может сказать кто-то другой или же другими словами. Но предыдущий проект «Уламки», также получивший господдержку, я снимал по тому же принципу».
После небольшого перерыва конкурс продолжился презентацией фильма «Рідні» (ООО «Частогусто»). Режиссер - Владимир Бакум, автор сценария - Виктория Задорская, продюсер - Артем Голубев, оператор - Богдан Гайдаш. Запрашиваемая господдержка - 2 млн грн (100% бюджета).
Синопсис: Война в Украине разделила сестер Нескоромных. Оля выбрала Киев. Наталья - ЛНР. Через трудности Оля построила успешную карьеру, а у Натальи почти ничего не изменилось. Вот только в чем причина потери связи между сестрами: в войне, успехе Оли или в чем-то большем?
«В Украине снято много фильмов, где главный герой - сильный мужчина, - с неожиданной стороны зашла Задорская. - Познакомившись с Олей, я поняла, что это та самая сильная женщина, история которой попадет прямо в сердце зрителя. Она родом из Станицы Луганской и в 2014-м встала перед выбором - Станица и ЛНР или Киев? Оля выбрала Киев, а Наталья - ЛНР. Оля хочет помириться, но готова ли к этому Наталья? Неизвестно, потому как у нас открытый финал».
«Это интимная семейная история, - добавил Владимир. - О которой должно узнать как можно больше людей. Дабы они поняли: возможно, не все потеряно, возможно, нужно самому сделать первый шаг. Мы хотим, чтобы сестры встретились в серой зоне, на КПП».
В отличие от большинства проектов, на презентации продемонстрировали хоть и примерную, однако детально проработанную схему драматургии с трехактной структурой. Впрочем, нашлась нестыковка в документах: снимать хотят 45 дней, но на протяжении трех лет. Первый блок - в ноябре 2021-го, второй - в октябре 2023-го. На самой же презентации показали, что съемочный период запланирован на 2022 год, а в 2023-м - уже фестивальная премьера. К слову, есть предварительная договоренность с дистрибутором Festivals cinema.
На вопрос экспертов о том, будет ли в фильме как-то отображена вторая сторона, Наталья, Бакум сказал, что по понятным причинам снимать в ЛНР невозможно, но компенсировать хотят вставками видеозвонков.
Следующий проект - «Канікули» (ЧП «Кінокомпанія «Магіка-Фільм») - представляли режиссер/автор сценария Андрей Вербицкий и продюсер Геннадий Кофман. У Госкино просят 1 млн 911 тыс. 660 грн из 2 млн 006 тыс. 298 грн общего бюджета.
«Андрей обратился ко мне с идеей еще года три тому назад, - признался Кофман. - Это неким образом продолжает тему того, чем занимается наша компания. «Жива ватра», «Земля Івана»… Этот фильм мог бы достойно продолжить ряд».
Синопсис: В глухой деревне художник и философ Алексей Алешкин расписывает заброшенные дома, ставит в поле скульптуры и говорит, что знает, как обрести настоящее: будет гармония в каждом человеке - будет гармония в обществе. Однако, если в молодости он был уверен в выбранном пути, то теперь его дела под вопросом…
«Фильм о противостоянии социуму, социальному выбору, привычкам. И о собственном пути, - говорит Вербицкий. - Обычно людям приходится делать трудный выбор в сложных обстоятельствах, а наши герои сделали его добровольно, когда у них все было хорошо. Отец героя работал в Кабмине, отец его жены - директор фарфоровой фабрики. Старт должен был быть очень удачным. Но они отказались от всего и сейчас занимаются почти всеми видами изобразительного искусства в селе».
Основные съемки планируют летом, а закончить производство хотят за 12 месяцев. Потом - питчинги Work in Progress, чтобы познакомить фестивали с лентой.
Следующий проект - «Королівські перегони - київський слід» (ГП «Українська студія хронікально-документальних фільмів»). Просят 100% госфинансирования - 1 млн 995 тыс. грн. Режиссер - Владимир Луцкий, автор сценария - Андрей Гнатенко, оператор - Роман Еленский (все трое уже работали вместе над проектом «Малевич»), продюсер - Владимир Авраменко.
Синопсис: Королевская семья Великобритании была в Украине лишь раз - в 1973 году на 11-м чемпионате Европы по конному троеборью. Это событие имело большое политическое, спортивное и культурное значение для истории страны.
Луцкий рассказал о ленте с помощью видеообращения: «Во-первых, есть великолепная драматическая история с яркими главными героями. Во-вторых, есть книга мемуаров бывшего мэра Киева Владимира Гусева, который был председателем оргкомитета и готовил чемпионат. Есть большой объем кино- и видеоматериала, сохранившийся в госархиве Украины. Наконец, живы герои, участники тех событий - члены семьи Гусева и принцесса Анна. Есть все составляющие для хорошего фильма.
Будет две сюжетных линии. Первая - о событиях 1973 года, начиная с прилета принца Филиппа в Борисполь. От тотального неприятия и недоверия до момента, когда странным образом упала на трассе принцесса Анна, одна из лидеров гонки, с финалом, когда Филипп дарит Гусеву личный подарок. Вторая, вспомогательная линия - о современной подготовке Украины к чемпионату по конному спорту и приглашении в качестве почетного гостя принцессы Анны. Кульминация фильма - ее приезд (если он, конечно, состоится)».
В идеале у принцессы Анны хотят взять интервью. Если же она не сможет приехать, есть вариант поездки украинской делегации за рубеж.
Создателям картины предложили сделать ее копродукцией. Авраменко ответил, что запросы возможным партнерам из Великобритании уже направили, но ответа пока не получили.
Продюсер Владимир Бульба представил проект «М. Зав'ялов - хрещений батько українського боксу» (ООО «Спільна перемога продакшн»). Авторы сценария: Максим Розенко, Дмитрий Лазуткин и Сергей Дрыга. Режиссер - Сергей Долбилов, оператор - Сергей Борденюк. У Госкино просят 2 млн грн из 3,5 млн грн общего бюджета.
Синопсис: Фильм рассказывает о Михаиле Михайловиче Завьялове - отце украинского бокса, боксере, тренере сборной СССР на Олимпийских играх. Он выстоял в нелегкие 90-е, организовал и возглавил Национальную лигу профессионального бокса, вывел украинских спортсменов на олимпийский уровень и внес неоценимый вклад в историю спорта.
Проект позиционируют как историю успеха и достижений Украины. «Название взяли у одной из книг авторства Завьялова», - сообщил Бульба. И добавил, что фильм «уже ждут как минимум в Германии и США». Создатели планируют использовать архивные материалы, воспоминания Завьялова, бои с закадровым текстом, интервью бывших и действующих чемпионов по боксу. Есть готовность прокатывать фильм в кинотеатрах.
У экспертов возникла масса вопросов, но самый главный вызвало отсутствие на презентации Долбилова, равно как и его видеообращения или описания режиссерского видения. По словам Олеси Анастасьевой, в этот тур не прошли два других проекта по этой же тематике, хотя у их режиссеров было больше готового продукта: у одного отснято 30% материала, у другого готов трейлер. Бульба оправдался тем, что режиссер болеет.
Следующий проект - «Одеські незалежні» (ООО «Маланка Студіоз»). Автор сценария и режиссер - Елена Кутинова, продюсер - Ольга Гибелинда, оператор - Артур Садовников. Запрашиваемая сумма поддержки - 1 млн 438 тыс. 561 грн (100% бюджета).
Синопсис: В начале ХХ века появляется союз свободолюбивых художников «Одесские независимые». Фильм проводит параллели между художниками прошлого века и времен независимости, исследует новое украинское искусство и сообщество современных одесских художников.
Режиссер, для которой этот питчинг - первый, подчеркнула, что одесская земля породила много направлений, задала много трендов в искусстве, но о них почему-то больше знают за рубежом, нежели в самой Украине. И ее фильм, задуманный как гимн свободе творчества, должен это исправить.
В проекте будут использовать хронику, анимацию картин, элементы реконструкции событий, а также интервью художников и экспертов-искусствоведов. Съемки, запланированные в начале 2022 года, продлятся 24 дня. К работе планируют привлечь Goethe-Institut и Institut français d'Ukraine, которые, возможно, помогут с показами фильма в Германии и Франции соответственно.
У экспертов презентация вопросов не вызвала.
На очереди проект «Долина карпатського зубра» (ФЛП Ткач Євген Сергійович). Автор сценария - Наталья Шевченко, режиссеры - Сергей Розов и Михаил Богомаз, продюсер - Евгений Ткач. На создание ленты запрашивают 1 млн 980 тыс. грн при общем бюджете 2 млн 120 тыс. грн.
Синопсис: История фильма будет построена вокруг лесной экосистемы национального парка «Сколівські Бескиди». С фокусом на жизнь очень харизматичного существа, европейского зубра, который пытается вернуться в свою естественную среду из «книги вычеркнутых видов».
«В Украине много интересных природных локаций - мы на втором месте в Европе (после Франции) по уровню биоразнообразия, - отметил продюсер. - Но у нас нет аудиовизуального представления об этом, нет полнометражных фильмов в жанре документалистики природы». Собственно, «Долина» станет первым. Впрочем, соответствующий опыт у режиссеров имеется: Богомаз сотрудничал с National Geographic, а Розов создал ряд фото- и видеоматериалов о природе. У авторов есть договоренность с Национальным парком и с научными сотрудниками различных организаций. Всего в планах 60 съемочных дней. Премьера намечена на апрель 2023-го.
Эксперты задались вопросом, будет ли зубр единственным «героем», на что режиссеры ответили, что упоминание о зубре все-таки больше маркетинговый ход, а в целом они хотят привлечь внимание к самой природе Украины, и животных в ленте будет больше. «Это целый природный парк, - объяснил Богомаз. - Там живут медведи, рыси, волки и хищные птицы. Все, что можно представить о Карпатах, там есть».
В проморолике проскочил титр УКФ, в связи с чем Анна Соболевская спросила, заручался ли проект поддержкой фонда? Ткач ответил, что видео «частично монтировано за счет средств институционной поддержки. Сами же средства были получены не на фильм, а на организацию, которая занимается документалистикой в том числе. Мы понимаем, что и этих денег [Госкино] не хватит, и будем искать допфинансирование». В частности, с конца прошлого года проект был размещен на краудфандинговой платформе «Спільнокошт», но смог собрать лишь половину заявленной суммы.
На очереди - проект «Сердце під мундиром» (ООО «Одеса Фільм Продакшн»). Авторы сценария - Александр Тарасенко и Андрей Осипов. Режиссер - Игорь Козлов-Петровский, продюсер - Андрей Осипов, оператор - Владимир Гуевский. Запрашиваемая сумма - 980 тыс. грн (100% бюджета).
Синопсис: Документальная драма посвящена 130-летию первой украинской оперы «Катерина» и ее автору Николаю Аркасу.
Опустим информацию о том, что первая украинская опера появилась раньше (и это не«Катерина»), и перейдем к питчу, который Осипов вел из машины. «Это история о человеке, жившем в непростое время, но сделавшем огромнейший вклад, поскольку его оперу по классике Тараса Шевченко ставили во многих странах, а значит, распространялась украинская культура. Фильмов про Аркаса пока что нет», - сообщил продюсер.
«Это своеобразный украинский Дон Кихот, - добавил стоящий на сцене глава общества «Просвіта ім. Миколи Аркаса» Александр Мачула. - Он продавал имущество, чтобы строить украинские школы, когда преподавать на украинском было запрещено. Это Тарас Шевченко в миниатюре. Если Шевченко - вся Украина, то Аркас - ее южная часть».
Съемки продлятся 14 дней в Одессе и Николаеве. Препродакшен - до конца текущего года, а премьера уже в следующем. Основная функция ленты - просветительская, но авторы не исключают возможной фестивальной истории Несмотря на слабую веру продюсера в хороший прокат документального кино в Украине, прокатное удостоверение все-таки будут получать. Кроме того, есть предварительные договоренности о показе на телевидении, но, с кем из вещателей, Осипов умолчал.
Переходим к проекту «Фотобалет. Останній танок Миколи Троха» (ООО «Продекс Фільм»), который представляли продюсер Ростислав Моховиков, режиссер Елена Клочко и Геннадий Гутгарц - автор сценария и креативный продюсер в одном лице. Запрашиваемая поддержка - 1 млн 897 тыс. грн (100% бюджета).
Синопсис: Фильм посвящен фотохудожнику Николаю Троху, который давно пролучил признание на родине и за рубежом, но его творчество в последние годы жизни остается почти никому неизвестным.
По словам Гутгарца, Трох был известен сотрудничеством с Обществом Парижской коммуны и журналом «Наш». Но буквально в последние месяцы жизни, в 2007-м, у него появилась видеокамера, и Трох снимал микрофильмы, практически всегда с первого дубля. Тогда же он создал огромный цикл фотографий - сложных технически, с интересным сценарным решением. Этот цикл авторы фильма и закладывают в понятие фотобалета. «У меня единственная в своем роде, насколько я знаю, кассета, на которой час видео, записанного Трохом, что отлично ложится на идею фильма», - подытожил Гутгарц.
Авторы готовят докудраму с элементами мокьюментари (с фото- и видеохроникой, реконструкцией), рассчитанную на аудиторию 17-60 лет. Снимать планируют 50 дней. Премьера намечена на конец 2022-го. Поскольку многие фотографии из тех, что планируют включить в фильм, ранее не демонстрировались, создатели предполагают открыть выставку, которая поможет прокату.
Следующий проект - «Народжені Вільними» (ООО «Банк Ідей») - презентовали продюсер Наталья Яковлева и режиссер Снежана Гусаревич (через видеосвязь). Автор сценария - Наталья Рыбалко. Бюджет - 1 млн 987 тыс. 770 грн, просят 100% финансирования.
Синопсис: Фильм-портрет знакомит широкого зрителя с первым поколением свободных украинцев - тех, кто вырос в независимой Украине и уже 8 лет сдерживает атаки врага. Главные герои - пятеро молодых военных командиров. Фильм рассказывает об их жизненном пути, основанном на принципах и боли, видении будущей победы и национальной идеи.
«Мы хотим, чтобы Украина знала своих героев, - объяснила Яковлева. - Мы видим, что молодежь растет на любых героях, кроме украинских. Не тех, что рядом с нами. Старшее же поколение росло на фильмах про Чапаева и Щорса, и из этой парадигмы их тяжело вырвать».
«Через портрет каждого героя мы сможем рассказать историю каждого украинца, - добавила Гусаревич. - История ведется от зарождения Запорожской Сечи и до вторжения российских войск в 2014-м. Но реконструировать те события я не хочу, потому подача материала будет в стилистике японского комикса манга: черно-белый вариант [картинки] и фокус на внутренних переживаниях героя». Манга с закадровым голосом ветерана АТО, командира роты «киборгов» Андрея Шараскина будет чередоваться с игровыми новеллами про героев. В финале манга станет цветной и перейдет в анимацию.
Аудитория проекта - 12+. В планах - показы на фестивалях, а затем премьера на украинском ТВ (предварительно договорились с каналом ICTV). Также сделают английский дубляж, что увеличит потенциал международной дистрибуции.
Проект «Сухе болото» (ФЛП Моргунець-Ісаєнко О.О.) представляли автор сценария/режиссер Олеся Моргунец-Исаенко и продюсер Елена Яковенко. У Госкино просят 100% бюджета - 1 млн 892 тыс. 122 грн.
Синопсис: Фильм-наблюдение за попыткой восстановить высохшее болото в Украине. Сейчас большинство осушенных болот - это деградировавшая среда, совсем непригодная для сельского хозяйства. И к тому же являющаяся очагом пожаров из-за выброса углерода. Если запустить процесс, можно восстановить большинство болот и улучшить экосистему Украины.
По словам Олеси, попытка «оживить» болото, восстановить одну, пусть и не очень большую экосистему может запустить цепную реакцию, которая сделает Украину чище и здоровее. История будет строиться вокруг людей, занимающихся восстановлением. Главная цель фильма - доказать, что мы можем что-то изменить, и развеять миф о том, что болото - это плохо. Съемки запланированы на март - июль 2022-го, всего 25 дней. Премьера - на март 2023 года.
«По всей Европе проходит «зеленая» политика. А у нас такого еще никто не делал», - подытожила Олеся.
Следующий проект - «1618 Гетьман» (ООО «Кіномануфактура»). Режиссер - Андрей Кривошеев, автор сценария и продюсер - Игорь Коваленко. Бюджет - 1 млн 997 тыс. 880 грн (просят 100% финансирования).
Синопсис: Фильм об историческом походе гетмана Сагайдачного в 1618 году, когда украинские козаки с польскими союзниками заставили Московское царство просить о мире.
В фильме будет описана жизнь Сагайдачного, быт козаков и то, как менялась армия. А также рассказано, как же так случилось, что Москва склонилась перед козаками, а уже через четыре года они поступили к ней на службу. Кроме того, это интересное время с точки зрения военной тактики и стратегии - время появления пороха и распространения артиллерии. Именно Сагайдачный создал артиллерийские расчеты в козацком войске. Это, по словам авторов, добавит военной фактуры в фильм.
Стиль подачи: реконструкция, анимация, игровые сцены. Съемка – динамическая, которая, по словам оператора, должна «зайти» молодежи. Съемочный процесс - 15 дней. Локации: Киев, Запорожье, Хотин, Харьков и Львов. Премьера запланирована на октябрь 2022 года.
Переходим к проекту «Операція Щит України» (ЧП «Продюсерська агенція «АССА». Режиссер - Елена Короп, автор сценария - Андрей Бабик, продюсер - Татьяна Лазарева. У государства просят 2 млн грн при бюджете 3 млн грн.
Синопсис: Главная точка в истории независимости Украины была поставлена, когда мы получили не только территорию и армию, но и национальную валюту - гривну. Мало известно, что подготовка к введению гривны была начата еще за два года до распада СССР. Проект реализовали спецслужбы Украины.
Гривна окончательно стала национальной валютой в 1996-м. Но многое было сделано заранее: разработка началась до провозглашения независимости, велись переговоры с иностранными государствами, банками. Затем Леонид Кравчук распорядился отправить тайную делегацию в Канаду, чтобы в национальном банке другой страны распечатать гривны и доставить валюту в Украину морем.
По словам Лазаревой, фильм посвящен процессу подготовки к печати и секретному рейсу сухогруза «Петр Алейников», который без какого-либо сопровождения доставил валюту из Монреаля. Многие материалы ленты будут демонстрироваться впервые. В проекте помимо интервью будут использованы реконструкция и анимация.
Проект не копродукция, хотя съемки запланированы в Украине, Канаде, Латвии и на Мальте (всего 55 дней). Фильм намерены сдать до декабря 2022-го. Премьера состоится в Украине и Канаде.
Анну Соболевскую смутило, что создатели хотят вывезти участников операции на Мальту, что явно подкосит бюджет. «Лучше потратить деньги на качество и продать фильм платформам, чем вывозить людей за рубеж», - посоветовала она. Лазарева согласилась, что, возможно, будет лучше снять локации там, а реконструировать события уже в Украине.
Следующий проект - «Історія Християнської Церкви. Український вимір» (ФЛП Леонова А. О.). Автор сценария - Александр Денисенко, режиссер - Сергей Сотниченко, продюсер - Тарас Аврахов. У Госкино просят 1 млн 894 тыс. 900 грн из 1 млн 998 тыс. 700 необходимых.
Синопсис: Цикл состоит из семи исторических срезов, времен Дмитрия Ростовского (Туптало), Феофана Прокоповича, Григория Сковороды, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Артемия Веделя, Стефана Ковнира, деятельность которых оказала влияние на украинскую духовность.
По словам Аврахова, готовится фильм-расследование с не менее чем 30% реконструкции. Над проектом в какой-то степени работают уже много лет: это консультации с экспертами, представителями духовенства, ставшие основой цикла из 150 радиопьес «Історія Християнської Церкви». Теперь их хотят перенести на экран. «Мы знаем нашу аудиторию и теперь с помощью визуализации хотим ее омолодить», - заявил Аврахов. В фильме будут две линии: объединение прошлого и настоящего, кадры храмов, церквей и служителей двух времен.
Снимать планируют 21 день, в частности на территории России, о чем в документах ни слова. Создатели говорят, что им нужно попасть в Санкт-Петербург (каким образом - еще не придумали) Впрочем, сама тема показалась экспертам сильно неоднозначной: а про украинскую ли церковь будет лента? Ответ - об украинской, но не только: «Нельзя отделить православную церковь от прошлого. Это деноминация, мы идем в схоластику. Например, Феофан Прокопович был католиком, а потом стал православным. А потом служил Российской империи. Но в то время было значительное влияние и Киево-Могилянской академии, и украинского духовенства. Мы не существовали отдельно, это часть истории. Россия все время говорит: это НАША история. А этим фильмом мы ее возвращаем себе».
Следующий проект - «Оркестр (Музика буття)» (ООО «Торнадо Фільм»). Режиссер - Геннадий Черномашинцев, автор сценария и креативный продюсер - Сергей Гаврилец, оператор - Дмитрий Юриков, продюсеры - Катерина Чернявская и Светлана Тульчинская. У Госкино просят 100% бюджета - 1 млн 965 тыс. грн.
Синопсис: История музыкантов духового оркестра из небольшого провинциального городка, которые уже 30 лет играют на похоронах и свадьбах.
«Живая музыка на свадьбах и похоронах становится анахронизмом. Мы документируем традиции, стоящие на грани исчезновения, - объяснил суть фильма Гаврилец. - В оркестре девять участников, девять разных судеб, семей, что послужит отличной иллюстрацией культурного быта украинцев. Они учат музыке местных детей, помогают молодым людям найти в себе силы к духовному развитию. Это вселяет веру в ренессанс украинской культуры».
Режиссер обещает картинку как в игровых фильмах: «Когда говорят о документальном кино, зритель представляет себе нечто вроде телерепортажа. Мы же хотим максимально приблизиться к кинематографическому качеству». На съемки заложено 22 дня, премьера запланирована уже на 2023-й.
Подавать ленту планируют на многие кинофестивали: в Берлине, Варшаве, Карловых Варах и на «Темные ночи» в Таллине. Дальше в цепочке дистрибуции - онлайн-платформы и региональные телеканалы, затем - ограниченный прокат в кинотеатрах Киева, Одессы, Львова, Харькова, Ивано-Франковска и Житомира.
Переходим к проекту «Народжені вдруге» (ФЛП Божко Ольга Миколаївна). Автор сценария - Ольга Божко, режиссерские кресла займут Ольга Божко и Татьяна Циопкало. Питч проводил журналист Олег Климчук, ранее работавший с этой командой над альманахом «Незламні». Запрашиваемая сумма - 860 тыс. грн (100% бюджета).
Синопсис: История о двух ветеранах: рядового солдата и генерала ВСУ, никогда не встречавшихся, но каждый воевал за освобождение Савур-могилы - стратегической высоты на Востоке Украины, на которую вторглась русская армия. Оба были смертельно ранены, но чудом выжили и сейчас вернулись к полноценной жизни, занимаясь общественно полезными делами.
«Говорят, что 95% вернувшихся с войны сломлены, - начал Климчук. - Мы хотим показать, что это не так. Никто даже не проводил таких исследований в Украине. Наш пример показывает весьма успешную социализацию после крайне тяжелых ранений. Эти двое лично не пересекались, но мы хотим, чтобы они встретились и пожали руки».
Команда ставит перед собой три задачи: показать положительные кейсы возвращения украинских военных в социум, восстановить историческую правду, зафиксировав живые свидетельства о российской агрессии, и сформировать положительный образ ветерана. Историю снимут, основываясь на диалогах героев, покажут, кем они были и кем стали сегодня. Планируется 14 съемочных дней.
Что касается дистрибуции: фестивали, показ на каналах НОТУ и ограниченный прокат в небольших кинотеатрах.
Вопросы у экспертов были, но, поскольку режиссеры на презентации отсутствовали, задать их не получилось.
Последний проект - «TRUE_IT.UA» (ООО «БіЕрБі Продакшн»). Автор сценария - Наталья Блок, режиссеры - Дмитрий Кочнев и Евгений Соболев, продюсер - Артем Бурба. Бюджет - 1 млн 995 тыс. грн (100% участия Госкино).
Синопсис: Звезды украинского IT - Иван Алцибеев, Олесь Петрив, Дмитрий Швец - создали вместе с командой приложение Reface, летом 2020-го обогнавшее в американском App Store даже Facebook, Netflix и ТикТок. Теперь они запланировали создать социальную сеть, которая станет самой популярной из существующих в deepfake.
Формат проекта - смесь документального и игрового кино. Главная цель - создать мотивирующий фильм, который расскажет об успехах молодых украинских IT-специалистов и покажет, что любая мечта достижима. «Это не про цифры и деньги стартапов, а про личности героев, ровесников независимой Украины», - подчеркнули авторы. Вторая линия сюжета - история развития IT-индустрии в Украине за последние десять лет. Нв съемки отводят 40 дней, премьера запланирована в декабре 2022-го.
Один из экспертов, Александр Омельянов, засомневался, что проект стоит снимать за бюджетные деньги, поскольку для заинтересованных людей из IT сумма бюджета подъемная. Однако Бурба уверен, что айтишники потребуют нечто взамен и лента окажется слишком субъективной.
Несмотря на то что питчинг прошел довольно давно, я не намерена отступать от цели описать все презентации. Так что не переключайтесь.