Если вы внимательно следили за ходом конкурса социально значимого контента PITCH UA 3, который компания Media Resourсes Management организовала при поддержке фонда USAID, то наверняка помните один из любопытных проектов - сериал «Дональд і Рональд блукають Україною». К сожалению компании-производителя Kristi Films, шоу не удалось одержать победу в питчинге, однако это не означает, что его героев мы с вами не увидим. Причем случится это намного раньше, чем вы можете представить: сериал задумывался как спин-офф другого проекта продакшена, полнометражного фильма «Дон Жуан iз Жашкова», и его съемки завершились буквально на днях.
Собственно, никакого сюрприза тут нет: в прошлом году лента стала одним из победителей Четырнадцатого конкурса Госкино, получив внушительную сумму господдержки - почти 25 млн грн. Несмотря на то что производство картины омрачилось трагедией - осенью 2020-го из жизни внезапно ушел один из ее продюсеров Юрий Минзянов, авторам все же удалось довести дело до конца. После смерти Юрия бразды производства взял в свои руки его коллега и сын, Дмитрий, а я, дождавшись конца съемок, связалась с ним, чтобы выведать все подробности процесса.
Наш с Дмитрием разговор ищите чуть ниже, а сперва покажу вам кадры со съемочной площадки фильма.
Знакомьтесь: главный герой «Дон Жуана iз Жашкова» Женя Горобчик в исполнении украинского актера Вячеслава Бабенкова
Если вам кажется, что у протагониста уставший вид, знайте - вам не кажется. По сюжету Горобчик - обычный столичный фотограф (родом, разумеется, из Жашкова), большая страсть которого - женщины. Помимо действующей жены и ребенка у Жени есть бывшая жена, а со временем он влюбляется в еще одну девушку. Сами понимаете, ничего хорошего для героя такой расклад не сулит.
К слову, вкус у Горобчика отличный - одну из его дам в картине играет Надежда Мейхер
И хотя на первый взгляд у героя не жизнь, а праздник,
перипетии предсказуемо заставляют его страдать
Да так, что однажды он отправляется к железной дороге,
где и решает завершить свой жизненный путь
Но не спешите скорбеть раньше времени: на этой печальной ноте фильм не закончится. Раскрывать деталей не буду, чтобы избежать спойлеров, но по секрету расскажу, что в поисках себя герой доберется аж до Карпат.
Зрителей, разумеется, побалуют такими вот пейзажами
А еще - традиционными украинскими гуляниями по случаю рождественских праздников
Развлекаться герои будут под музыку уже знакомого украинским зрителям автора: ее написал итальянский композитор Дарио Веро, ранее сотрудничавший с Kristi Films в картине «Безславнi крiпаки»
Новогодняя елка тоже будет, а если присмотреться внимательно, то станет ясно, что в картине появятся звезды сериала «Спiймати Кайдаша» Антонина Хижняк и Роман Ясиновский
Также советую приготовиться к встрече с Даяной Кульбидой
Ближе к концу аудиторию ждет сюрприз: одну из ролей в фильме сыграл Дзидзьо
Ну и, разумеется, не обойдется без уже упомянутых американцев Дональда и Рональда, которых сыграли Роб Фельдман и Олег Карпенко соответственно
Сценарий картины создавался на основе одноименной пьесы Оксаны Гриценко, занимавшейся вместе с Виктором Бутко ее адаптацией для полного метра. Виктор также стал режиссером-постановщиком проекта
Теперь, когда общее представление о фильме у вас есть, предлагаю закрепить его небольшим тизером, который авторы подготовили для прошлогоднего питчинга:
Ну а когда и с этим будет покончено, можете смело переходить к беседе с продюсером Дмитрием Минзяновым, после которой от белых пятен в ваших знаниях о картине «Дон Жуан із Жашкова» не останется и следа.
- Дмитрий, с чего началась работа над картиной? Кто к кому пришел с идеей - Виктор с Оксаной к Kristi Films или вы к ним с предложением адаптировать пьесу?
- Идея принадлежит Юрию Минзянову, которого, к сожалению, не стало в прошлом году. Посмотрев пьесу Оксаны Гриценко, он сразу же с ней связался и сказал, что произведение очень кинематографично и должно стать полнометражным игровым фильмом. Собственно, Оксана и делала киноадаптацию своей пьесы. Мы подались на Четырнадцатый конкурс Госкино, сняли для него довольно милый комедийный тизер. Хотя наш фильм - не чистая комедия, а трагикомедия, там есть существенная драматическая составляющая. «Дон Жуан із Жашкова» - не шутка ради шутки, а история, имеющая под собой большой сопереживательный сюжет.
- Режиссер Виктор Бутко, насколько я знаю, тоже участвовал в адаптации пьесы.
- Да, все верно. Юрий Минзянов предложил ему делать эту постановку, он сразу же подключился к созданию сценария, адаптации первоисточника для полного метра. Работа длилась в течение нескольких месяцев, а потом - в январе-феврале 2021-го - нам, к сожалению, пришлось продолжить ее уже без Юрия.
- Почему к режиссуре Юрий решил привлечь именно Виктора - все-таки у него раньше не было полнометражных работ, а с комедией он работал только в формате короткометражки?
- Это так, но именно его короткометражные работы показали, что у Виктора большой потенциал в комедийном жанре - а ведь он, пожалуй, один из самых сложных. К тому же мы знаем Виктора очень давно, разрабатывали с ним ряд проектов и собирались посотрудничать. Наконец пришел момент, когда это стало реальностью.
- «Дон Жуан» - один из самых дорогих фильмов, на которые Госкино выделило деньги в 2020-м. Расскажите, почему картина настолько затратна - много локаций, дорогие декорации, сценарий?..
- Первая затратная часть, которая учитывалась при формировании бюджета, - большое количество съемок вне Киева. Это экспедиции, в частности, в Карпаты, где было много дорогостоящих съемок на вершинах гор. Дело в том, что там обитает наш финальный сказочный персонаж - мольфар, которого играет Миша Хома (он же Дзидзьо) - не только талантливый певец, но и очень неплохой актер.
- У него уже есть два собственных фильма - вы поэтому пригласили его на роль?
- Не совсем. Мы отметили его как хорошего актера, когда увидели его первый фильм, и после ждали возможности поработать вместе. Когда у нас появилась такая возможность - пригласили на роль мольфара.
- Он сразу согласился?
- Да, Мише понравилась идея, он очень любит Карпаты в частности и Западную Украину в целом, поэтому сразу и с радостью согласился. Кстати, карпатский провидец в его исполнении буквально решает судьбу нашего героя, а локации, в которых это происходит, расположены в отдаленной от повседневной жизни местности. Чтобы туда добираться, съемочной группе нужно было вставать в 3 утра и по несколько часов ехать на огромных вездеходах - что, разумеется, сказалось и на общем бюджете. Но оно того стоило!
- Было ли еще что-то, что значительно удорожило проект?
- Да, например, участие звезд - это тоже всегда недешево. Кроме Миши Хомы у нас снялась Надя Мейхер (ей досталась роль одной из жен главного героя), также мы долго вели переговоры с Андреем Данилко, но он, к сожалению, не принял предложения.
- Почему?
- Все-таки он больше любит сниматься в устоявшемся образе Верки Сердючки, а у нас по сценарию этого предусмотрено не было. Возвращаясь к затратам, добавлю, что основные события фильма происходят зимой, в рождественский период, и в феврале с зимней снежной натурой проблем не было. Когда же съемки продолжились в марте и апреле, нам приходилось «заснеживать» всю натуру искусственно, имитируя холодную зиму, в которой происходят главные события фильма. На бюджете это, конечно, тоже сказалось.
- Теперь давайте о касте. У Славы Бабенкова до этого не было главных ролей. Он подошел по типажу или вы намеренно искали свежее лицо?
- Подошел по типажу. Сначала мы сняли тизер с его участием, нам очень понравилось, как он сделал пробы. Слава идеально вписался в образ нашего героя, так что мы не сомневались в правильности решения ни на каких этапах.
- Как вообще проходил кастинг?
- Кастинг делала Оля Клименко, он длился несколько месяцев. На наш взгляд, удалось собрать очень хороший ансамбль: например, жен нашего Дон Жуана играют и Тоня Хижняк, и Даяна Кульбида, и Наталка Кобизька. Все они - замечательные актрисы, очень хорошо дополняющие главного героя. Еще у нас есть вертикальные комедийные персонажи Дональд и Рональд, которых играют Олег Карпенко и Роб Фельдман. Помимо того, что оба - очень хорошие актеры, они еще и англоговорящие, и это для нас было очень важно. Вы наверняка знаете, что Роб уже успел сняться в ряде международных проектов, среди которых и сериал ВВС «Убивая Еву».
- К слову, эта его работа не усложнила переговоры? Возможно, у Роба увеличился прайс или загрузка стала намного выше?
- Прайсы сейчас у всех хороших актеров немаленькие (смеется). Но здесь главное - желание самого актера. Все-таки мы работаем над полным метром, и каждому артисту, если есть хороший сценарий, интересно участие в таком формате. Договорились мы быстро, а съемки планировались очень тщательно, так что возможных конфликтов графиков тоже удалось избежать - не только у Роба, но и у других актеров.
- Господдержка - это 80% бюджета, а остальное - инвестиции вашей компании или удалось найти партнеров?
- В работе над проектом принимает участие компания Star Media, которая в целом поддерживает нас в интересных начинаниях.
- Будет ли в картине продакт-плейсмент? Кажется, в украинском кинопроизводстве это потихоньку становится на рельсы.
- Я бы так не сказал. Да, есть ряд коммерческих проектов, где продакт-плейсмент используется, но, насколько я знаю, это больше рекламируется самими компаниями-производителями фильмов. А практика крупных торговых марок не строит маркетинговую стратегию на реализацию товара через украинские полнометражные фильмы. Возможно, мы еще не заработали нужного доверия, а может, еще нет устоявшегося коммерческого рынка, насыщенного большим количеством хороших жанровых фильмов, к которым был бы интерес крупных торговых марок. В первую очередь это обусловлено тем, что их бюджеты работают внутри календарного года, а поскольку полный метр - это продукт, создание которого переходит из одного года в другой, то и процесс принятия решений в этом плане тормозится.
- Есть ли уже договоренности по дистрибуции? И есть ли планы по международной дистрибуции?
- Мы, конечно, будем это делать - у нас есть международные сейлз-агенты. Но в целом дистрибуторские компании, как правило, смотрят на уже созданный продукт, так что говорить о конкретных договоренностях пока рано. Мы только закончили съемки, а в переговоры будем вступать с монтажной версией картины. К тому же для начала хотелось бы иметь хоть какое-то представление о том, что будет с кинопрокатом в Украине, ведь от карантинных ограничений пострадали уже два наших фильма - «Безславнi крiпаки» и «Поганi дороги». Прокат первого мы еще прошлой осенью наметили на новогодние праздники, а после того, как узнали о локдауне с 8 января, в спешном порядке перенесли релиз на более ранние сроки. Фактически прокат начался с допремьерных показов 17 декабря, а к Новому году, на который мы рассчитывали, публика подрастерялась. Прокат «Поганих дорiг», наоборот, пришлось двигать вперед - с 1 апреля на 20 мая, хотя все промо уже было привязано к первоначальной дате. Будем надеяться, что в этот раз картине удастся добраться до зрителей. Что же касается «Дон Жуана», то это не только комедийная история с большим количеством звезд: большинство событий развиваются в период новогодних и рождественских праздников. Так что выйти нам хотелось бы именно в этот период - либо в конце 2021-го, либо в начале 2022-го.
- Есть ли план на случай, если к тому времени карантин не закончится - например, будете договариваться с платформами?
- Пока сложно сказать, посмотрим, какой будет ситуация на начало осени. Кроме того, прокат будет зависеть не только от украинских локдаунов, но и от того, как поведут себя мировые мейджоры. Есть большая вероятность, что к зиме образуется пробка из блокбастеров, а еще нужно смотреть, как поведет себя зритель. Так что окончательное решение пока принимать не спешим. Это же касается и интернет-платформ - они довольно быстро развиваются, у них есть интерес к украинскому кино, но нужно будет смотреть по ситуации. Кроме того, сейчас к нашему фильму выказывают интерес телеканалы.
- Уже можете рассказать что-то конкретное?
- Пока нет, переговоры еще идут.
- Работа над фильмом еще ведется, но вы уже запланировали его спин-офф - сериал «Рональд и Дональд». Почему сейчас, а не после премьеры?
- На самом деле изначально у нас была идея сначала выпустить сериал, а затем уже полный метр. То есть спин-офф, по сути, стал бы частью промокампании фильма, подогревал бы интерес зрителей, узнавших о приключениях вертикальных героев, к кино. Этот ход нравился и нам, и каналам, с которыми мы вели переговоры, но в итоге из-за нехватки ресурсов от него пришлось отказаться. Мы прошли этап девелопмента с Минкультом, а затем подались на конкурс PITCH UA 3, где дошли до финала, но, к сожалению, не стали победителями. Так что сейчас будем искать новые пути финансирования проекта - возможно, нас захочет поддержать какая-нибудь онлайн-платформа. В любом случае работа продолжается.
Напоследок остается лишь пожелать создателям картины удачи: пусть никакие локдауны не помешают «Дон Жуану із Жашкова» собирать залы. Увидимся в кино!