Канал «Украина» много лет планомерно и, главное, продуктивно вспахивает ниву сериального контента, а вот на территорию больших шоу заходит нечасто. Обычно вещатель долго присматривается и приценивается, затем долго производит, и в итоге его аудитория смотрит какой-нибудь масштабный проект в лучшем случае раз в год. Так вышло и с «Маской», причем длительность продакшен-периода в этот раз не пошла каналу на пользу: гонку за формат The Masked Singer «Украина» выиграла в мае 2020-го, а проигравшие этот забег «Плюсы» за прошедшее с того момента время успели не только обзавестись очень похожим шоу, но и показать его в эфире.
О скандалах вокруг «Маскарада» я уже неоднократно рассказывала, да и закулисные подробности «Маски» вы тоже знаете. Ну а поскольку до премьеры шоу остается всего ничего (она состоится завтра вечером), сегодня я не могу отказать себе в удовольствии поиграть с вами, дорогие читатели, в хорошо знакомую игру - «Угадай долю». В ней вы традиционно сможете проверить не только свои знания раскладов в телепредпочтениях соотечественников, но и собственную интуицию. А чтобы угадывать было проще, я снабжу вас несколькими подсказками.
Начну с того, что время для премьеры «Маски» канал «Украина» выбрал довольно удачное: в по сути первый постпраздничный уик-энд вещатели-конкуренты не покажут своим зрителям чего-нибудь эдакого, так что причин не посмотреть шоу, которое пресс-служба канала иначе как грандиозным и не называет, у украинцев нет.
На «Плюсах» в это время будут крутить очередной выпуск «Женского квартала», последний эфир которого (от 26 декабря) собрал долю 7,7% по аудитории 18-54, 50+ и 8,7% по 18+, 50+
А СТБ покажет второй эпизод нового сезона «Званого ужина». Первый выпуск, премьера которого состоялась 9 января, собрал 7,7% по аудитории 18-54, 50+ и 5,7% по 18, 50+
Также есть вероятность, что кому-то захочется провести субботний вечер в компании ICTV или «Нового канала», но и здесь прямых конкурентов «Маски» мне отыскать не удалось: вещатели заполнили слот голливудскими картинами «Хищник» и «Боги Египта» соответственно
Особых предварительных мероприятий по разогреву слота для «Маски» канал «Украина» не предпринимал: вечером прошлой субботы аудитории показывали заключительные серии мелодрамы «Компаньонка», которые собрали 10% по 18-54, 50+ и 16,4% по 18+, 50+. Совсем не факт, что аудитории сериала и большого развлекательного проекта пересекутся, поэтому, чтобы на руках у вас было как можно больше карт, я решила копнуть глубже и вспомнить, какие показатели демонстрировал интересующий нас слот в зимне-весеннем сезоне прошлого года. Основным его драйвером были все те же премьерные мелодрамы, и в течение двенадцати недель (с 18 января по 4 апреля 2020-го) средняя доля держалась на уровне 10% по 18-54, 50+ и 17% по 18+, 50+.
Препарирование смотрения «Украины» в контексте развлекательных шоу было бы неполным без упоминания предыдущих попыток канала войти в эту реку. За последние 10 лет их было не так много, как, скажем, у СТБ или «Плюсов», не все они были успешными, да и средняя доля вещателя за этот период не стояла на месте. Поэтому однозначного ответа на то, будет ли доля «Маски» коррелировать с показателями уже отгремевших в эфире проектов, не ждите - просто используйте их как маячки в океане телесмотрения и якорь для собственной интуиции.
Начать предлагаю издалека - с 2013 года, когда в эфире «Украины» выходил проект «Как две капли». И хотя сегодня его описание выглядит так, как будто оно пришло к нам из прошлой жизни (например, одной из ведущих была Анастасия Заворотнюк, а в жюри сидел Гарик Мартиросян), с «Маской» у этого шоу немало общего. В основе обоих лежит популярный международный формат (в случае с «Как две капли» - Your Face Sounds Familiar от компании Endemol), и оба - не первая его адаптация на украинском телевидении. И если «Маскарад» от «Плюсов» снимался по похожему, но все же другому формату (румынскому Mysteries in the spotlight), то за год до премьеры «Как две капли» украинцам уже показали нашу версию Your Face Sounds Familiar - на «Новом канале» адаптация получила название «Шоумаsтгоуон».
От истории перейдем к цифрам. Шоу выходило в эфире «Украины» в не лучшие для канала времена - с 6 октября по 31 декабря 2013 года. Не углубляясь в общественно-политические расклады, которые вы и без меня прекрасно помните, отмечу, что проекту удалось собрать среднюю долю 7,4% по 18-54, 50+ и 8% по 18+, 50+. Она может показаться довольно скромной, но учтите, что средняя доля воскресенья (день, когда выходили выпуски проекта) в этот период тоже не была заоблачной и держалась в пределах 7,5% по 18-54, 50+ и 8% по 18+, 50+. На второй сезон «Как две капли» не продлили, но это уже совсем другая история.
Следующей попыткой «Украины» закрепиться на территории больших развлекательных проектов было шоу «Хочу к Меладзе», выходившее в осеннем сезоне 2014 года. Любопытно, что и в этот раз эстафета к вещателю перешла от «Плюсов»: годом ранее Константин Меладзе искал поющих девушек с помощью шоу «Хочу в «ВИА Гру» на «1+1», а затем подключил «Украину» к поиску таких же поющих парней. Смелый эксперимент, прямо скажем, провалился: средняя доля проекта составила 6,4% по 18-54, 50+ и 6,3% по 18+, 50+, тогда как средняя доля воскресенья на «Украине» в этот период держалась на уровне 8,6% по 18-54, 50+ и 9,5% по 18+, 50+. Надо ли говорить, что продолжения у проекта не было.
В 2015-м эстафету развлекательного контента принял проект «Співай як зірка» - адаптация турецкого формата Keep Your Light Shining, производством которой для канала «Украина» занималась компания Алексея Гончаренко Friends Production. Здесь затейливой предыстории не ждите - вещатель стал первым, кто показал шоу украинской аудитории. Но незадолго до премьеры случилась трагедия: в результате ДТП погиб Кузьма Скрябин, участвовавший в проекте в роли судьи, и «Співай як зірка» стал последним его появлением на украинском телевидении. Впрочем, даже это не помогло шоу добиться заметных успехов: средняя доля по аудитории 18-54, 50+ составила всего 7,3%, а по 18+, 50+ - 8,5%. Учитывая, что средняя доля пятницы в этот период держалась на уровне 9,1% и 10,3%, неудивительно, что именно после «Співай як зірка» канал надолго остыл к развлекательным шоу.
Реинкарнация ниши случилась лишь в весеннем сезоне 2019-го, когда в эфире «Украины» появился проект «Удивительные люди». Его подробности еще свежи в памяти, так что предлагаю на них не отвлекаться и перейти сразу к цифрам. То ли благодаря масштабной промокампании шоу, то ли из-за того, что аудитория канала изголодалась по подобному контенту, итоговые результаты были намного лучше: премьерный выпуск проекта собрал 13% по 18-54, 50+ и 19,4% по 18+, 50+, а средняя доля всего сезона составила 11,3% и 16,4% соответственно. Средняя доля субботы на «Украине» в этот период держалась на уровне 11,2% и 14,5%, так что вполне логично, что вещатель задумался о продлении проекта на второй сезон. И хотя его производство до сих пор так и не началось, рискну предположить, что без успеха «Удивительных людей» не было бы и «Маски».
Во многом хорошие показатели проекта зависят от качества его промокампании, но в случае с «Маской» она оказалась не то чтобы лишней, но второстепенной (впрочем, билборды, которые, по уверениям рекламистов, по-прежнему работают в случае с телевидением, как минимум в Киеве все же установили). Все, кто хоть немного интересуется украинским телевидением, узнали о шоу задолго до премьеры благодаря громкому скандалу между «Украиной» и Плюсами на почве обвинений проекта «Маскарад» в плагиате, поэтому бонус в виде подробностей производства «Маски» стал лишь приятным дополнением к ее раскрутке.
Учитывая конфиденциальность, которой буквально пропитан грядущий проект (то есть на инстаграмы звездных участников пиарщикам рассчитывать не приходится), неплохим подспорьем в вопросах промо стал международный успех оригинального формата. На сегодняшний день собственными адаптациями обзавелись 29 стран, среди которых Великобритания, Франция, Италия и Китай, а в США не только ждут пятого сезона проекта, но и придумали к нему спин-офф The Masked Dancer - то же самое, но участники не поют, а танцуют.
На этом можно было бы поставить точку и перейти к главной забаве - собственно угадыванию доли, но я же знаю, как вы любите дух соперничества. Поэтому кроме уже озвученных цифр снабжу вас показателями «Маскарада» от «Плюсов» - чтобы вы не просто предсказывали судьбу «Маски», но и гадали, удастся ли ей уложить на лопатки своего главного конкурента.
Итак, премьерному эпизоду шоу, который вышел в октябре 2020-го, удалось собрать долю 17,3% по аудитории 18-54, 50+ и 16,9% по 18+, 50+, однако со временем интерес зрителей поостыл, и средние показатели за сезон составили 15% и 14,5% соответственно. Но даже они оказались выше средней доли субботы на «Плюсах» в период, когда выходил проект, - 9,8% и 9% соответственно.
Закройте глаза, задержите дыхание и отвечайте: сколько соберет премьерный выпуск «Маски»?