Какие времена, такое и кино. Не удивительно, что среди участников Питчинга Одиннадцатого Одесского международного кинофестиваля (проекты на ранней стадии производства) преобладали драмы: психологическая, историческая, биографическая, комедийная, драма взросления... Десять драм разбавили два документальных проекта и один мистический роуд-муви. Впрочем, обо всем по порядку.
Победителей конкурса выбирали Дорота Лех из программного департамента Международного кинофестиваля в Торонто, главный консультант по международным связям Израильского киноцентра Катриэль Шори, продюсер Arizona Productions Гийом де Сай, управляющий директор Beluga Tree Диана Эльбаум, гендиректор EAVE Кристина Трапп и главный продюсер департамента киносериального производства телеканала «Украина» Наталия Стрибук. Модерировала онлайн-событие Симона Бауманн - представительница German Film в Восточной Европе.
Начали с режиссерского дебюта - психологической драмы «Напіввідчинені». Проект представили режиссер Тамара Трунова и сценарист Мирослав Лаюк.
Продюсер проекта «Напіввідчинені» (90 мин.) - Иванна Дядюра, производство - ООО «Идас Интернешнл Филм», бюджет - 400 тыс. евро, запланированная дата релиза - октябрь 2022-го.
В основе картины - жизнь пятидесятилетней одинокой женщины, которая «вдруг начинает верить в собственную беременность, ощущая социальное давление, пропасть с младшей генерацией». Впрочем, во время питча Тамара Трунова рассказала, что эта женщина потеряла сына и рассталась с мужем, а забеременела от «святого духа». Так что факт беременности остался под вопросом. Судя по тому, что в тизере героиня тянула из лесу колоду (почти линчевская женщина с бревном), а далее из нее что-то выпиливалось, ребенок будет присутствовать - хотя бы деревянный.
Посмотрев тизер, члены жюри отметили, что будущая картина ближе к триллеру, нежели к драме. Однако режиссер заверила - история стопроцентно драматическая. В ней идет речь об одиночестве и непонимании между отдельными людьми и даже поколениями.
Диана Эльбаум спросила у Тамары, есть ли у нее режиссерский опыт в кино. Тамара созналась, что хоть и экспериментировала с короткометражками, во всеобщем доступе этих видео нет, но она 15 лет работала в театре. Для Мирослава Лаюка это тоже первая проба в кино: он надеется, что совместная работа новичков и профессионалов, как вот Иванна Дядюра, даст определенный интересный результат.
Следующий проект «Повноліття» представлял режиссер Евгений Кошин. Для него это также первый полнометражный фильм.
Продюсеры «Повноліття» (90 мин.) - Юрий и Дмитрий Минзяновы, производство - Kristi films, бюджет - 705 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 141 тыс. евро, запланированная дата релиза - октябрь 2022-го.
Это история об одиннадцатилетней сироте Динке - воспитаннице махона, еврейского религиозного пансиона. Вскоре она должна стать бат-мицвой, совершеннолетней еврейской женщиной. Суровая директор Хана требует от учениц безусловного следования законам иудаизма. Именно она нашла Динку несколько лет назад в детдоме на Донбассе. Однажды девочка влюбилась в звезду популярного телесериала и решила выйти замуж по всем правилам. Она написала письмо и получила ответ. Однако на пути к ее мечте - тайна, которую скрывает Хана.
В основе сюжета - собственные воспоминания режиссера со времен обучения в еврейской школе на Донбассе. Евгений Кошин уже использовал этот опыт для создания короткого метра, а теперь вместе с продюсерами решил развить историю.
Лента будет состоять из шести частей: пять расскажут о жизни махона - эдакого «еврейского Хогвартса». По словам режиссера, рассказ должен стать призывом к толерантности, а по тональности будет близок к «Кролику Джоджо» Тайки Вайтити или же «Королевству полной луны» Веса Андерсона - мол, комичная часть займет почти половину материала. Фильм уже подавали в различные сценарные лаборатории и даже нашли британских агентов.
Проект биографической драмы «Квітка» на питчинге презентовали режиссер Тарас Ткаченко и продюсер Валерия Борщевская.
Производитель проекта «Квітка» (110 мин.) - «БУБО Филмс», бюджет - 1,12 млн евро, подтвержденное финансирование - 228 тыс. евро, запланированная дата релиза - сентябрь 2022-го.
Молодая и успешная американская певица украинского происхождения Квитка Цисык в 1983 году в первый и последний раз посещает Украину. Недельная поездка во Львов, откуда родом ее предки, позволяет певице преодолеть творческий кризис. Вернувшись в Штаты, она жертвует коммерческим успехом ради создания новых альбомов украинских песен.
В прошлом году фильм поддержал Украинский культурный фонд. В результате разработан сценарий и создан сайт. Создатели планируют показать месяц до поездки Квитки, время, проведенное в Украине, а также запись последнего украиноязычного альбома после возвращения.
Есть предварительные партнерские договоренности с болгарской студией Nu Boyana Film Studios, которая может помочь с подготовкой декораций в Нью-Йорке. Валерия Борщевская рассказала, что создателям удалось привлечь к проекту мужа Квитки. Также продолжаются переговоры с компанией Ford Motors и канадскими кинопроизводителями, помогающими с кастингом, поскольку необходимо найти американскую актрису, которая могла бы говорить по-украински.
Продюсер подчеркнула, что лента может заинтересовать широкую аудиторию, и в этом с ней согласилась Наталья Стрибук. А вот вопрос французского продюсера Гийома де Сая, как такой амбициозный проект может вместиться в один миллион евро, к сожалению, утонул в технических помехах.
Драму «Антропоцен» лично представлял режиссер Мирослав Слабошпицкий.
Продюсеры «Антропоцена» (120 мин.) - Олег Кохан и Алексей Макухин, производство - ООО «Клеос Арт», бюджет - 2 млн евро, подтвержденное финансирование - 1 млн евро, запланированная дата релиза - январь 2022-го.
Синопсис ленты укладывается в одно предложение: «Космическая одиссея» двух дозиметристов в Чернобыльской зоне отчуждения». Но вряд ли оно может описать содержание фильма, над которым режиссер, по его словам, работал годами, если не всю жизнь.
Разрабатывать сценарий с помощью Госкино Слабошпицкий начал еще в 90-х. Он описал картину как собственную Чернобыльскую вселенную вроде Marvel и обратил внимание жюри на то, что это не история о катастрофе, а скорее восточноевропейская Space Oddity. Режиссер считает: она заинтересует широкого зрителя, впрочем, крайне редко случается, чтобы кто-то из режиссеров говорил иначе.
Дорота Лех спросила, окончательное ли название ленты, ведь несколько лет назад вышел документальный фильм «Антропоцен», который был достаточно популярен, потому это может вызвать путаницу. Слабошпицкий ответил, что на IMDB проектов с таким названием несколько десятков, но слово ему нравится и менять название он не хочет. Будущая лента выйдет на украинском языке.
Режиссер планирует пригласить сниматься «какую-то одну звезду», однако, кто бы это мог быть, даже не намекнул. «Я сам все делаю, вот почему этот фильм не был снят за год», - заявил Слабошпицкий, завершая выступление.
Следующим представляли проект из Грузии - драму «Легкий блакитний шовк» - полнометражный дебют Ирины Жордании.
Продюсеры проекта «Легкий блакитний шовк» (80 мин.) - Тико Надирашвили и Элен Маргвелашвили, производство - MILLIMETER FILM, бюджет - 84,5 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 25,5 тыс. евро, запланированная дата релиза - декабрь 2021-го.
Лента расскажет о безымянных женщине и мужчине, которые встретились лишь единожды, но это повлияло на жизнь обоих. Женщина - успешная телеведущая, которая не обращает внимания на сообщения пожилой родственницы из России, до того момента, пока та не исчезает. Мужчина большинство времени играет в игры-симуляции, и однажды на его глазах умирает строитель. Он начинает протестовать против строительства. Еще одним персонажем истории является город Тбилиси, уникальность которого исчезает из-за застройки. Атмосферности фильму добавят поэтические цитаты. Создатели называют все это гибридным подходом к созданию кино.
Пока отсняты 20 минут фильма. В кадре планируют показать четыре времени года в городе, но значительная часть событий будет происходить прямо в комнате как некое эмоциональное путешествие. Так что бюджет ленты невелик, и большая его часть уже подтверждена. За год проект надеются закончить.
Еще одна драма на питчинге - «Клондайк» - это рассказ о беременной женщине, которая пытается сохранить семью в критическое время, как вдруг оказывается в центре авиакатастрофы MH-17 в июле 2014 года возле росийско-украинской границы. Проект представляли режиссер и продюсер Марина Эр Горбач и продюсер Мехмет Бахатир Эр.
Еще один продюсер «Клондайка» (100 мин.) - Святослав Булаковский, производство - KEDR FILM, бюджет - 1,18 млн евро, подтвержденное финансирование - 850 тыс. евро, запланированная дата релиза - май 2021-го.
Ленту поддержало Госкино Украины, также проект получил грант от турецкого телеканала, потому у «Клондайка» гарантировано буде телепремьера в Турции. Создатели подали заявку на поддержку от фонда Eurimages и ожидают результат, а пока команда ищет международных партнеров, финансирование постпродакшена и записи музыки, которую создала Марина Эр Горбач. Кроме того, ищут международных дистрибуторов, ведь о катастрофе известно всем, и это может быть интересно широкому кругу зрителей.
После просмотра видео у жюри возник вопрос, как именно будет разворачиваться сюжет, но, похоже, после объяснений режиссера понятнее не стало. Можно лишь утверждать, что картина - не о катастрофе, а о ее влиянии на местных жителей.
Особая специфика фильма состоит в том, что прописано много сцен во время восхода и заката солнца. Это означает: на съемки у команды будет только несколько часов в сутки, это затягивает процесс. Необходимые панорамные локации уже найдены, а весь день между утренними и вечерними съемками команда проводит репетиции. «Непривычный съемочный день, но мы надеемся, что это сработает», - заявила режиссер. Пока отснят один эпизод на 7 минут.
Проект Евы Нейман «Близнюки» объединил драму с триллером.
Режиссер «Близнюків» (90 мин.) - Ева Нейман, продюсеры - Алла Белая, Ванда Адамик Грицова, Кестутис Драздаускас, Кшиштоф Солек. Производство - ООО «Продюсерский центр Сарке», бюджет - 1,5 млн евро, подтвержденное финансирование - 152 тыс. евро, запланированная дата релиза - февраль 2023-го.
Младшему близнецу, родившемуся всего на пару минут позже старшего брата, суждено иметь его лицо, его тело, желания и мечты. Сходство для него становится проклятием, заставляя пройти путь от любви до убийства. В конце концов его собственная тень становится везде преследующим призраком мертвого брата.
Снимать Нейман планирует в Одессе, где работает еще над одним проектом - «Привозом». Его режиссер также представляла на индустриальной секции ОМКФ, в конкурсе Work in progress (об этом питчинге - чуть позже).
После просмотра трейлера Катриэль Шори поинтересовался, как именно близнецы объединены в плане истории. Режиссер ответила, что младший убивает старшего и занимает его место. «Триллер будет красивый, но страшный», - пообещала она.
Следующий проект - «Редакція» - драма, но, что приятно, с элементами комедии.
Режиссер «Редакції» (95 мин.) - Роман Бондарчук, продюсеры - Дарья Бассель, Дарья Аверченко, производство - ООО «Мун Мен», бюджет - 750,6 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 11,8 тыс. евро, запланированная дата релиза - сентябрь 2022-го.
Будущая лента посвящена теме постправды. Как отметила Дарья Бассель, в 2016 году термин «постправда» был признан словом года. В фильме речь идет о младшем сотруднике краеведческого музея Юре, который отправляется в экспедицию на поиски редкого суслика, но становится свидетелем поджога леса. Он приносит фото поджигателей в редакцию местной газеты и по стечению обстоятельств остается в ней работать. С каждым редакционным заданием Юра все яснее осознает, что реальность совсем не совпадает с тем, о чем пишут в газетах, - и начинает собственное расследование, кому это выгодно и почему горят леса.
Лента находится на ранней стадии производства, но уже имеет агента по продажам - Pluto Film. Члены жюри назвали наличие юмора, хороший тизер и актуальную тему заявкой на успех. И забегу вперед: на питчинге ОМКФ одним из двух победителей стал именно этот проект.
Самым артистичным следует признать питч режиссера Дарьи Онищенко, которая представила свой проект «Малевич».
Продюсер фильма «Малевич» (113 мин.) - Анна Паленчук, производство - 435 FILMS, бюджет - 2 млн евро, подтвержденное финансирование - 600 тыс. евро, запланированная дата релиза - ноябрь 2022-го.
События исторической драмы происходят в начале 1920-х годов в Советском Союзе. Молодой харизматичный художник-авангардист Казимир Малевич стремится сказать новое слово в искусстве и ведет неустанную борьбу со своим соперником, конструктивистом Владимиром Татлиным. Мечта всей его жизни - собственная выставка в Париже - так и не осуществляется: срочная телеграмма заставляет Малевича вернуться в СССР, где его арестовывают. Шаг за шагом художник разочаровывается в идеях советской власти, а увидев воочию Голодомор в Украине, решается изобразить трагическую судьбу крестьян в своих картинах.
Кристина Трапп спросила, на чем конкретно из биографии Малевича создатели ленты хотели бы сосредоточиться. Онищенко ответила, что это не документальный фильм, а потому из биографии художника при помощи экспертов, разбирающихся в авангарде и творчестве Малевича, выбирают самые интересные моменты. Личные качества художника, характеризующие его как человека, обещают подать максимально точно.
Катриэль Шори попросил объяснить связь Малевича и темы Голодомора. Режиссер ответила, что это будет раскрыто через загадку наиболее известной картины художника «Черный квадрат».
Кастинг на основные роли завершен, на роль родителей Малевича ищут польских актеров. По словам продюсера, сейчас команда ищет партнеров для совместного производства.
Драму взросления «Коли нам було 15» представляли Анна Бурячкова и Наталья Либет.
Режиссер «Коли нам було 15» (90 мин.) - Анна Бурячкова, продюсеры - Наталья Либет, Виталий Шереметьев, производство - ООО «Диджитал Релиджн», бюджет - 463 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 393 тыс. евро, запланированная дата релиза - февраль 2022-го.
Это история о подростках 90-х, решающих взрослые проблемы. Пятнадцатилетняя Тоня в поисках спасения от опасного парня становится членом стаи в новой школе. Здесь она встречает первую любовь, знакомится со своей телесностью и делает нравственный выбор. Но можно ли остаться в стае собой?
Сценарий написала Марина Степанская, а на позицию художника-постановщика приглашена Елена Чеховская. Ищут финансирование для постпродакшена, агентов по продажам и фестивальных агентов. К промокампании фильма планируют привлечь молодых блогеров.
Диана Эльбаум отметила, что буллинг является актуальной проблемой и в наше время, так почему выбрали именно период 90-х? Представители проекта объяснили: во-первых, хотели показать жизнь без гаджетов. Во-вторых, многие из подростков того времени уже выросли, но не повзрослели. Эта проблема так и живет с ними где-то глубоко внутри.
Следующим был питч команды документального фильма «Експедиція-49».
Хронометраж - 90 минут, режиссер - Алиса Коваленко, продюсеры - Алексей Кобелев, Валерий Калмыков, Стефан Сиоан. Производство – ООО «Трумен Продакшн», бюджет - 351 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 140,7 тыс. евро, запланированная дата релиза - ноябрь 2021-го.
События происходят вокруг пяти подростков в поисках себя в маленьких умирающих городках на линии фронта на Донбассе. Они борются с серостью и скукой и нарушают правила. Пока весь мир вокруг них разрушается, шахты закрываются и война продолжается, Андрей, Руслан, Илья, Лиза и Лера мечтают, чтобы в их жизни наконец что-нибудь свершилось! Однажды известный в Украине искатель приключений и путешественник Валентин Щербачев приглашает их принять участие в уникальной экспедиции-терапии, чтобы дать возможность впервые вырваться на свободу. Пункт назначения - Гималаи...
Проект поддерживает Госкино, уже есть копродюсер из Польши, что перед тем работал над фильмом «Ціна правди».
По словам режиссера, Гималаи станут символом достижения мечты, так что будут занимать пропорционально небольшую часть в финале ленты. Чтобы начать экспедицию, команда ждет открытия границ. Продюсер Стефан Сиоан подчеркнул, что это не очередной фильм о войне на Донбассе, а поиски ответа на вопрос, что будет дальше. Кстати, еще во время презентации по реакции членов жюри можно было понять, что «Експедиція-49» - будущий победитель питчинга.
Следующий документальный проект - «Найс Лейдіз» - не менее интересен и важен, но находится на раннем этапе подготовки.
Режиссер «Найс Лейдіз» (80 мин.) - Мария Пономарева, продюсеры - Рогир Крамер, Максим Наконечный, Анна Зобнина. Производство - ООО «Tабор», Dutch Mountain Film, бюджет - 348,7 тыс. евро, подтвержденное финансирование - 3 тыс. евро, запланированная дата релиза - январь 2023-го.
Харьковская команда по чирлидингу «Найс Лейдиз», состоящая из женщин в возрасте от 49 до 73 лет, готовится представлять Украину на чемпионате Европы. Однако кроме достижения спортивной цели героини должны соревноваться с представлениями о старших женщинах, самоцензурой, ожиданиями от других, одиночеством и ограничениями, связанными со здоровьем. Смогут ли они одержать победу, соревнуясь в возрастной категории 25+?
Для режиссера это полнометражный документальный дебют, и тема, которую она выбрала, является более значимой, чем может показаться на первый взгляд. Как молодая женщина Мария интересуется, почему с определенного возраста женщины исчезают из социальной жизни? Собственно, участницы команды чирлидинга не борются за медали, они хотят попасть в поле зрения, быть увиденными и услышанными. Это означает быть женщиной в период постоянного роста, а не постепенного упадка. В ситуации почти полного отсутствия социальной инфраструктуры для людей в возрасте от 50 лет мы видим историю дружбы, поддержки и сестричества.
На вопрос Натальи Стрибук, будут ли это реконструкции спортивных выступлений или документальные съемки, режиссер ответила, что все будут снимать «вживую». В команде 14 человек, к пятерым из них съемочная группа заглянет домой, фиксируя условия их жизни, чувственные сцены тренировок и встреч за пределами тренировочного зала.
Завершали питчинг проектом мистического роуд-муви с лаконичным названием «Він».
Режиссер ленты «Він» (80 мин.) - Станислав Битюцкий, продюсер - Валерия Сочивец, производство - «Современное Украинское Кино», бюджет - 500 тыс. евро, запланированная дата релиза - август 2022-го.
После ряда крестьянских восстаний на украинские земли пришла страшная беда - все люди превратились в живых призраков. Не задела беда только двух братьев, которым теперь обязательно надо добраться до родного дома. На своем пути герои встречают мужа и жену, также удивительным образом оставшихся в живых, и эта встреча становится для всех важным испытанием на человечность, возможность доверять друг другу в мире, где все катится к черту.
Представляя проект, режиссер заявил, что хочет сохранить ту невероятную команду, которая работала с ним над фильмом «Нетерпимість». А также объединить современных молодых и выдающихся актеров 1980-1990-х годов, сейчас почти не снимающихся.
Пока авторы ищут финансирование. На вопрос членов жюри, получится ли реализовать такой амбициозный проект за полмиллиона евро, Битюцкий ответил, что экономить будут на декорациях, так как много сцен будут снимать в лесу.
Увидев питчинги всех проектов, жюри имело в распоряжении еще сутки, чтобы определить победителей. Напомню, ими стали проекты «Редакція» Романа Бондарчука и «Експедиція-49» Алисы Коваленко. Еще раз поздравляю победителей, а сама буду ждать, когда же все-таки найдется проект комедии - крутой, умной и искренней. Страдания даются нам легче смеха. Удастся ли кому-то рассмешить няню?