Что кардинально отличает питчинги, скажем, продюсеров и питчинги авторов книг, так это владение словом и глубина погружения в тему. Так описывают сюжеты только те, кто сначала создал, а далее прожил историю от первой до последней страницы. Признаюсь, было очень интересно наблюдать за первым в истории Одесского международного кинофестиваля книжным питчингом.
Book Pitch - это совместный проект ОМКФ и Международного фестиваля «Книжный Арсенал». Его организаторы имели целью найти современные украинские книги с потенциалом превращения в художественные игровые фильмы. И надеюсь, все отобранные на питчинг проекты когда-нибудь выйдут на больших экранах - они того стоят!
В жюри конкурса вошли Марыся Никитюк, Владимир Яценко, Наталья Ворожбит, Анна Жижа, Александр Михед и Ирина Славинская. Модерировала событие координатор Film Industry Office Ольга Сидорушкина
Фактически во всех представленных на питчинге проектах сюжеты развиваются максимально непредсказуемо. Постоянно вспоминалось линчевское «Совы не то, чем кажутся». И сейчас я вам приведу конкретные примеры.
Первой питчинговалась Гаська Шиян с романом «За спиной» (2019 год, издательство «Фабула», 350 страниц). Писательница начала презентацию с анимированного видео, автором концепта которого выступила Марина Степанская.
У 27-летней Марты было мрачное детство в маленьком городке. Ее мама бросила семью ради заработков в Италии, а отец в это время героически покорял диван. Героиня пыталась сделать все, чтобы вырваться из нищеты. Впоследствии она этого достигла: сделала карьеру эйчара в IT-отрасли. Марта стремится к безопасности и комфорту, который создает для себя и бойфренда Макса, одновременно стараясь держаться в стороне от политических новостей. Но в мире не существует абсолютно безопасных мест. Однажды ее уютный мир исчезает: Макс получает повестку и идет в армию. Героиню ждет судьба волонтерки. Постепенно перед ней раскрываются истории разных женщин: жен, любовниц, матерей. Каждая из этих историй дает понять, что война - это не только патриотизм и национальное сознание, но и сосуществование в ее контексте и вне его.
Как подчеркивает писательница, роман раскрывает темы кризиса отношений, гендерных ролей и поиска безопасности в большом неопределенном мире
Работая над романом, писательница все «видела в картинках» и знает, что некоторые моменты или образы киносредствами можно было бы передать лучше. В общем, она хотела бы сделать фильм «без чрезмерно черного болевого треша», а референсом к будущему фильму назвала трагикомедию «Гуд бай, Ленин!».
Месть не так уж и справедлива, как представлялось
Психологический триллер «Твой взгляд, Чио-Чио-сан» (2018 год, «Меридіан Черновіц», 336 страниц) представляли на питчинге автор Андрей Любка и главный редактор издательства Евгения Лопата.
По сюжету пьяный судья на пешеходном переходе сбивает насмерть молодую женщину и избегает наказания. Но муж сбитой жаждет мести. Рассказ начинается как традиционный детектив, но дальше меняет тон и рассматривает актуальные общественные проблемы. Сюжет, завязанный на стремлении мести, острый, но, по словам автора, недепрессивный и будет восприниматься широкой зрительской аудиторией.
Муж погибшей хочет доказать всем, что зло обязательно будет наказано. Сначала он выглядит жертвой обстоятельств, но постепенно превращается в преступника. С углублением в мысли главного героя, его воспоминания и планы становится понятно, насколько стереотипным может быть восприятие. Выясняется, что Марк в отношениях с покойной супругой был тем еще манипулятором, все время подталкивая жену принимать нужные ему решения.
Образ судьи тоже совсем не однозначен - в определенный момент читатель уже не знает точно, на чьей он стороне
Во время работы над произведением автор консультировался с практикующим врачом-психотерапевтом. Андрей готов сотрудничать по сценарию, но его написание хотел бы поручить профессионалу. Как референс предлагает фильм «Игра» с Майклом Дугласом.
Донбасс не такой, как о нем думают
События романа «Доця» (2019 год, издательство «Білка», 285 страниц) разворачиваются весной-летом 2014-го в Донецке. Донбасс - это точка обнуления, место силы, где прозвучали самые важные вопросы, и только там спрятаны ответы. Именно здесь героиня потеряла семью, дом, работу, иллюзии - и именно здесь собрала обломки жизни, нашла новый смысл и новую опору. Шаг за шагом читатель наблюдает процесс трансформации, перерождения хлебопашца в воина.
Роман уже собрал ряд премий, на питчинге его представляли автор Тамара Гориха Зерня и издатель Ирина Белоцерковская. Они сразу предложили список selling points: захватывающий сюжет (сочетание экшена, любовного романа, боевика и детектива, мистическая линия); победные образы, которым хочется подражать; эмоциональные сцены; присутствие красоты (героиня создает витражи); феминистичнисть и инклюзивность; месседж, что Донбасс - сила, помогающая побеждать.
Тамара считает, что из всего этого мог бы выйти мини-сериал, эдакий украинский «Чернобыль». События на Донбассе, изображаемые Гориха Зерня, основаны на реальных историях из ее опыта волонтерской деятельности. Впрочем, написание сценария автор готова передать специалисту, так как считает кино иным продуктом, требующим профессионального подхода.
На вопрос Марыси Никитюк, были ли уже попытки экранизации этой книги, писательница ответила, что все слухи являются лишь слухами.
Тюрьма - неизвестное государство в государстве
Книга Ирины Агапеевой «Розы за колючкой. Исповедь о женской тюрьме» (2018 год, издательство «Брайт букс», 240 страниц) автобиографична: в конце 90-х писательница провела около года в следственном изоляторе Симферополя. Много лет спустя Ирина решилась написать роман и рассказать о жизни женщин за решеткой. Автор считает книгу настоящим антидепрессантом и с ее помощью стремится показать истинный мир, полный забавных жизненных ситуаций.
18-летняя студентка филфака Ира, став жертвой обстоятельств, попадает в тюрьму. Ее знания о мире за решеткой опираются только на фильмы, так что она ожидает увидеть сплошные боль и насилие. Но неожиданно ей предлагают еду, интересуются, как она сюда попала, проявляют человечность - то, что не сделал для нее ни один представитель закона. У героини появляются подруги, она узнает их уникальные истории. Тюрьма - это фактически государство в государстве, где другие правила жизни, свои законы, своя валюта и «понятия». Теперь ее соседи - преступники, мужчины - только охранники, а домашние любимцы - крысы. Выжить в нечеловеческих условиях заключенным помогают юмор и смех.
Ирина Агапеева видит реализацию этого проекта как комедийно-драматический сериал - не мрачный и депрессивный, а похожий на «Оранжевый - хит сезона». Автор уверена, что материала хватит на много серий, а со сценарием сможет справиться самостоятельно.
Львов - это не только кофе с шоколадом
Презентовать роман «Стая» (2018 год, Vivat, 320 страниц) молодой писательнице Анастасии Никулиной помогала представитель издательства Елена Рыбка. Как и предыдущие участники конкурса, Анастасия опиралась на собственный опыт, создавая книгу. В прошлом она занималась танцами, а затем заинтересовалась паркуром, поэтому изобразила в своем романе группу паркурщиков, к которым неожиданно присоединяется девушка. Пятеро ребят ежедневно бросают вызов городским высоткам и самим себе. Но появление девушки в команде становится для них серьезным испытанием. Иногда достаточно мелочи, чтобы все разрушить, однако герои доказывают, что вместе они - стая.
Важную роль для Никулиной играет локация - события происходят во Львове. Писательница стремилась представить его не стереотипным кофейным городом с открытки, а современным пространством, где формируются новые поколения.
На вопрос Натальи Ворожбит, можно ли снимать в другом городе, даже вымышленном (если будет возможность продать формат), автор ответила, что текст был написан именно под львовские локации и других она не представляет.
А на опасения членов жюри, что тема паркура может не заинтересовать женскую аудиторию, Никулина отметила, что этот роман не о паркуре как таковом, а об отношениях между членами группы.
Хотя из приюта, но не такие уж и беззащитные
События еще одного романа издательства Vivat - приключенческого детектива «Шпионки из приюта «Артемида» Натальи Довгопол (2019 год, 304 страницы) - происходят в начале ХХ века.
В одном из киевских театров случается стычка. Почтенный австрийский господин публично обвиняет мальчика-посыльного в краже. Без тени страха подросток отвергает обвинения, еще не подозревая, что это его первый экзамен, приглашение в новую жизнь. Под зеленой кепкой герр Фридрих разглядел не только переодетую девчонку, но еще и потенциальную воспитанницу для своего сиротского приюта «Артемида» - тайной школы, где готовят профессиональных шпионок.
История четырех юных разведчиц затрагивает темы сестричества, взросления, феминизма и личных отношений. Героини знают, как найти выход из любой ситуации. События разворачиваются в разных точках мира: США, Японии, в Киеве, в Карпатах и др. Это, подчеркивает автор, дает возможность для создания копродукции. Писательница видит экранизацию романа как сериал. Интересно, ближе к «Никите» или к «Ангелам Чарли»?
Бойцы, у которых вместо оружия карандаши
Издательство «Нора-Друк» представляло на питчинге исторический экшен, байопик братьев Капрановых «Бумажные солдаты» (2019 год, 224 страницы).
История основывается на реальных событиях. Двое молодых украинцев встречаются в Варшаве в 1929 году. Один из них - Билл Титла, сын украинских эмигрантов из США, другой - Нил Хасевич, студент Варшавской академии искусств. Впоследствии Титла становится ведущим мультипликатором «Диснея» и создает эстетику современной Америки, а Хасевич - ведущим художником УПА и влияет на современную Украину.
Презентовали проект Виталий Капранов и издатель Николай Кравченко. Они описали историю как фантастические события с реальными героями, заканчивающиеся хеппи-эндом. Приключения параллельно происходят в двух разных локациях (на Волыни и в Калифорнии) и являются альтернативами одной судьбы - быть художником.
На вопрос модератора, использовали ли авторы какие-то исследования, Виталий Капранов ответил, что определенные биографические материалы и монографии были использованы, но многое до сих пор остается засекреченным. Сама встреча двух художников могла иметь место, однако точно неизвестно, была ли она в действительности.
Вырезанные из семейных альбомов, подшитые к сфабрикованным делам
Последний проект питчинга также был заявлен издательством «Нора-Друк». К Николаю Кравченко присоединилась Елена Захарченко, автор романа «Третья кабинка - Лос-Анджелес» (2018 год, 240 страниц).
В книге идет речь о том, как семейные тайны влияют на судьбы детей и внуков. Это сага об обрезанных фотографиях в альбомах, о третьей кабинке на телефонной станции, куда бегают тайно, о запретной любви между украинцем и американкой в 70-х, о сфабрикованных делах, что до сих пор хранятся в архивах. А также о брате и сестре, которые встречаются в аэропорту Лос-Анджелеса после двадцати лет разлуки. Он давно живет в другой стране под чужой фамилией, а она - прошла суд, тюрьму и сталинские лагеря.
Этот сюжет накладывается на собственную семейную историю автора. Наиболее близким по атмосфере Елена Захарченко считает фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера».
Ирина Славинская поинтересовалась, не слишком ли разветвленное семейное дерево представлено в романе, ведь может быть многовато героев. Писательница ответила, что главных героев всего четверо, и это не проблема для экранизации.
После проведения конкурса Book Pitch у жюри было несколько дней на то, чтобы выбрать двух победителей. Ними оказались - проект по роману «За спиной» Гаськи Шиян, который получит скрипт-докторинг, и проект по произведению Тамары Гориха Зерня под названием «Доця», у которого будет проморолик на информационных ресурсах «Книжного Арсенала».
Я же настоятельно рекомендую продюсерам внимательно присмотреться и к другим конкурсантам.