Карантин - отличное время для того, чтобы наверстать упущенное. Если вы вдруг пропустили громкие украинские премьеры вроде «Захара Беркута», «Додому», «Мої думки тихі», самое время их посмотреть, а потом болеть за любимцев на церемонии кинопремии «Золота Дзиґа».
Также предлагаю пополнить свой список must see фильмами, которые рекомендют люди, создающие украинское кино. Если вы уже пересмотрели все, что посоветовали наши актеры, быстренько записывайте следующие рекомендации - от режиссеров. Напомню, я попросила отечественных кинематографистов посоветовать ленты, что не просто помогут скоротать вечер, но и будут полезны в профессиональном плане.
- «Она» (2013), реж. Спайк Джонз.
Меланхоличный фильм об одиночестве и любви с прекрасным музыкальным сопровождением группы Arcade Fire. Советую смотреть в оригинале, чтобы насладиться не только игрой Хоакина Феникса, но и голосом Скарлетт Йоханссон.
- «День сурка» (1993), реж. Гарольд Ремис.
Думаю, все видели эту ленту много раз, а теперь есть возможность посмотреть на нее по-новому. Со стороны человека, который застрял в порочном кругу и не может из него выбраться, а все потому, что думает только о себе. Сейчас для нас всех это очень важно - воспитывать в себе определенную социальную ответственность, ведь от поступков каждого из нас зависит общее будущее.
- «Заражение» (2011), реж. Стивен Содерберг.
Уверен, что многие уже слышали об этом кино, однако опасаются его смотреть. Очень советую таки решиться, поскольку это некое художественное руководство по тому, что с нами происходит и что может с нами происходить, если мы начнем серьезно относиться к пандемии, которая охватила весь мир. Сам фильм не страшен - ужасает то, как он перекликается с настоящим. Чтобы противостоять вызовам, припасенным для нас судьбой, нужно быть к ним готовыми, и лента поможет нам в этом.
- Конечно, фильм «Додому» (2019), реж. Нариман Алиев.
- «Идеальные незнакомцы» (2016), реж. Паоло Дженовезе. Идеальное в своей гармоничности камерное кино, с очень большой палитрой эмоций и вопросов, прекрасно построенное и по ритму, и по темпу. Замечательный актерский ансамбль.
- «С 5 до 7. Время любовников» (2015), реж. Виктор Левин. Красивая, чувственная, с нотой светлой грусти лента, в которой есть и элегантный юмор, и горькая ирония героев в отношении к самим себе. Каждый зритель, я уверен, найдет что-то свое в этом фильме. И думаю, надолго запомнит игру актеров, филигранно рассказавших историю своих персонажей.
- «Маяк» (2019), реж. Роберт Эггерс.
В прошлом году эта лента была представлена в Каннах в Двухнедельнике режиссеров, где получила приз кинокритиков FIPRESCI. Это совершенно удивительный черно-белый фильм-безумие: на одиноком маяке посреди моря сходят с ума в изоляции герои Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. Замысел Эггерса позволил этим двоим актерский кураж высочайшего уровня, редко где можно увидеть игру на такой высокой ноте. Визуально же все кино - это просто амброзия для глаз. Композиция, мизансцены, черно-белые фактуры: каждый кадр - как картина из глубин страшного и одинокого подсознательного. И все это сдобрено пьянством до белочки, сексом с русалками, убийствами чаек, гипнозом маяка в неизменном сопровождении параноидальних стонов противотуманной сирены. Мир в безвестности и в изоляции, что завершается безумием.
- «Монос» (2019), реж. Алехандро Лендис.
Фильм рассказывает о стайке колумбийских детей в рядах повстанцев. Монос следят за американской заложницей и коровой. Сначала они убьют корову, а потом начнут убивать друг друга. В том, как устрашающе и абсолютно безрефлексийно развивается животный социум детей, с первого же взгляда угадывается роман Голдинга «Повелитель мух». История настолько же драматична и страшна, насколько она снята без намека на рефлексию: дети умирают, убивают, любят, предают, выстраивают иерархию силы во время войны в джунглях, будто так и надо, будто они были рождены убивать и умирать. Киноязык - отдельная тема, камера оператора Джаспара Волфа завораживает с первых кадров красивой бесконечности гор и джунглей, но в то же время так поэтично и бестактно вмешивается в мир юных объятий и поцелуев, убийств и криков о помощи. Актерская игра за пределами крутизны. Для фильма были отобраны 30 детей со всей Колумбии, которые сначала проходили актерскую подготовку, а затем - военную муштру в джунглях. Восемь из них стали главными героями. Сценарий так построен, что одного главного героя нет, мы постепенно, по цепочке любви, боли и предательства, переходим от правды одного персонажа к правде другого. Это колумбийский «Апокалипсис сегодня». Апокалипсис, который мы заслужили.
- «Империя чувств» (1976), реж. Нагиса Осима.
Сверхчувственная картина о любви как физической зависимости. Она также входит в перечень фильмов, где актеры реально занимались сексом, и это видно. В кадре гениталии, раскрытые рты, захлебывающиеся в экстазе, очень много телесности и очень много красоты. Кино именно для карантина, в нем герои медленно поглощают друг друга, становятся все более близкими, пока не остается уже другого выхода, кроме смерти. Это опасное, но красивое безумие взаимозависимости.
1. «Коли падають дерева» (2018), реж. Марыся Никитюк.
Причин много: потому что это фильм-участник Берлинале, потому что это талантливый дебют, потому что женщина-режиссер, потому что женщина - главная героиня, потому что яркая и неожиданная операторская работа и визуальность.
- «Гуцулка Ксеня» (2019), реж. Алена Демьяненко.
Лента, которую можно посмотреть и обсудить всей семьей, особенно с мамой и бабушкой.
- «Заповідник Асканія» (2019), реж. Андрей Литвиненко.
Кино, что, с одной стороны, умиротворит и успокоит в наши тревожные дни, ведь нам сейчас больше всего не хватает общения с природой. С другой стороны, поднимает интересные вопросы об экологии и влиянии человека на растительный и животный мир.
Рекомендую сейчас обратить внимание на немое кино - такие фильмы требуют гораздо большей концентрации и погружения, что, соответственно, придает легкий гипнотический эффект и помогает отвлечься от тревожных мыслей. Три мои рекомендации:
- «Генерал» (1926) Бастера Киттона.
- «Страсти Жанны д'Арк» (1928) Карла Теодора Дрейера.
- «Огни большого города» (1931) Чарли Чаплина.
В ритмичной жизни 21-го века мы едва успеваем посмотреть фильмы, выходящие в кинотеатрах. И далеко не у всех есть время увидеть ленты, которые просто must see для киномана. Поэтому самое время напомнить о них.
Так что, находясь на карантине много времени в одной локации, было бы грех не порекомендовать несколько историй, снятых на одной локации и от которых вы не оторвете взгляд. Не смог ограничиться тремя:
- «Телефонная будка» (2003) Джоэла Шумахера. Фильм снят за 10 дней. Референс невероятно крутой актерской работы и саспенса.
- «Погребенный заживо» (2010) Родриго Кортеса. Картина снята в маленькой студии с микробюджетом. Она является примером того, как важно иметь крутую историю и сценарий.
- «Платформа» (2020) Гальдера Гастелу-Уррутия. Это новый фильм из категории проектов Hi Concept. Когда вы в микробюджете создаете свой собственный мир и собственные правила. Глаз не отведете.
- «Скорость» (1994) Яна де Бонта. Триллер, вдохновивший меня когда-то на профессию кинорежиссера. Невероятный. В нем совмещен саспенс, сексуальность, стиль и зрелищность.
- «На гребне волны» (1991) Кэтрин Бигелоу. Еще одна картина, сформировавшая мое киносознание. Такое кино уже больше никогда не сделают. Фильм, где невероятно много воздуха, экшена и нереально крутые характеры. Несмотря на остросюжетность, его сняла женщина - Кэтрин Бигелоу. Если кто не знает, это экс-жена Джеймса Кэмерона.
- «Прощание» (2019), реж. Лулу Ванг.
Очень интимная история от американского режиссера китайского происхождения. При погружении в сюжет о героине, приезжающей из США к своей семье в Китай, меня не покидало впечатление, что я смотрю что-то очень знакомое. Это парадоксально, какой близкой для нашей, украинской, может быть действительность китайской провинции. Предрассудки, которые никоим образом не сочетаются со здравым смыслом, и ложь «во благо» семьи. Комедия на фоне очень драматической истории - my favorite kind of movie. Ну и очень важная история о самопознании через принятие своего происхождения и корней, какими бы чужеродными они тебе ни казались.
- «Мария Антуанетта» (2005), реж. София Коппола.
Для меня это кино прежде всего является наслаждением для глаз. Настолько внимательно выдержанная «зефирная» цветовая гамма так настойчиво создает собственный мир, что даже конверсы в 18-м веке становятся органичными. С одной стороны, это тот случай, когда историческая лента отнюдь не об исторической достоверности, а смелая и понятная современному зрителю история. С другой - интересная и во многом правдивая изнанка монархического патриархального пафоса, обильно воспетого кино. Осторожно: после просмотра с большой вероятностью вам захочется в Версаль!
- «Песня моря» (2014), реж. Том Мур.
На карантине мне приходится смотреть много анимации, так как (родители меня поймут) занимать ребенка 24/7 - задача не из простых. И вот я (то есть мы) открыла для себя этот красивейший фильм. Очень метафорический рассказ о совместном преодолении семейной потери. Кому-то может показаться, что история слишком трагична для ребенка. Но это хороший повод поговорить о серьезных вещах после, ну и окунуться в мир ирландских русалок. Большим бонусом будет эстетическое удовольствие от просмотра очень стильных кадров.
Что ж, в ближайшее время вам точно будет чем себя занять. А я пока подготовлю для вас новую подборку.