«В этом году среди 94 лент, поданных разными странами в качестве кандидатов на оскаровскую номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (включая «Отверженных», которые официально отобраны представлять Францию), 18 картин созданы во французской копродукции. Причем в четырех из них Франция является ведущим партнером» - такая внушающая гордость за страну новость стоит на главной странице сайта UNIFRANCE.
Эта некоммерческая организация, отвечающая за продвижение французского кино во всем мире, была создана еще в 1949 году. На сегодняшний день в ней состоят около 900 участников: производители полнометражных и короткометражных фильмов, дистрибуторы, режиссеры, актеры, сценаристы, агенты по работе с талантами и множество других профессионалов индустрии. UNIFRANCE всеми силами старается сделать так, чтобы их работа была легче и продуктивнее, и как результат - способствовала формированию и поддержке международного имиджа Франции. Что ж, 18 «почти французских» фильмов в «предоскаровском» списке - вполне наглядный показатель эффективности работы организации.
UNIFRANCE присутствует на каждой стадии жизни французской картины за границей: помогает в подаче для отбора на фестивали и участии в мировых кинорынках, содействует дистрибуции на иностранных территориях, создает условия для эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Ассоциация принимает участие более чем в 60 международных фестивалях и рынках - включая Канны, Берлин, Венецию; международные кинофестивали в Торонто, Роттердаме, Сан-Себастьяне, Локарно и т. д., - активно продвигая там не только французские проекты, но и сами возможности французской кино- и телеиндустрии, распространяя информацию о сервисах, локациях, условиях для копродукции и пр.
В принципе, таким же продвижением недавно занимался в Киеве и Жоэль Шапрон (Joël Chapron) - киновед, ведущий специалист UNIFRANCE по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы, корреспондент селекционной комиссии Каннского кинофестиваля. На KYIV MEDIA WEEK он выступил с докладом «Как создавать имидж кинематографа страны за рубежом. Опыт UNIFRANCE».
Для начала Шапрон прояснил технические моменты и рассказал о структуре организации. Возглавляет UNIFRANCE президент, которого переизбирают каждые два года. Сейчас этот пост занимает Серж Тубиана, кинокритик и журналист, около 30 лет проработавший во влиятельном профильном издании Les Cahiers du Cinéma, а на посту его главного редактора - с 1981 года. Также Тубиана с 2003-го по 2016-й возглавлял La Cinémathèque Française, крупнейший в мире архив фильмов и любых документов, связанных с кинематографом.
Руководить деятельностью UNIFRANCE ему помогает совет директоров, состав которого тоже утверждается на два года. Он состоит из 10 представителей профессиональных организаций, 12 уставных и 23 избранных членов и трех ключевых экспертов (двое из них - представители Министерства культуры, один - Министерства иностранных дел). Плюс - гендиректор Национального центра кинематографии и анимации Франции (Le Centre national du cinéma et de l’image animée; CNC) и финансовый аудитор, также представляющий CNC. Итого - 50 человек, из которых 48 имеют право принятия решений, касающихся UNIFRANCE: какие у организации цели, чем она будет заниматься и какие территории завоевывать. Все их решения государство только согласовывает.
UNIFRANCE комплексно подходит к идее всестороннего развития французской аудиовизуальной индустрии, уделяя внимание как глобальным стратегическим вопросам, так и небольшим, но важным деталям, помогающим кинематографистам комфортнее заниматься своим делом. Например, Жоэль Шапрон рассказал, что в случае, если продюсер едет куда-то заключать потенциальную сделку по продаже французского фильма, ему обязательно оплачивают перелет. Согласитесь - мелочь, а приятно!
Но прежде чем куда-то лететь, надо понять - куда и зачем. Для этого UNIFRANCE проводит системную работу по мониторингу и ежемесячной аналитике разных рынков и территорий, выясняя для сейлз-агентов (всего их в организации 44), как обстоят дела в индустрии кино прямо сейчас.
Также Шапрон подчеркнул важность работы «агентурной сети» на территориях, представляющих стратегический интерес для нашей страны. Например, сейчас у UNIFRANCE такие специально обученные люди имеются в США, Сингапуре и Китае - они занимаются продвижением французского кино на месте.
Даже Алик Шпилюк, повидавший всякое, кажется, впечатлен
Да и Людмила Горделадзе не осталась равнодушной
Продолжая тему зарубежной экспансии, Шапрон рассказал о дополнительных промоактивностях, которыми занимается UNIFRANCE. В частности, это регулярное создание роликов с кадрами из французских фильмов, с французским музыкальным сопровождением и, разумеется, грамотное их распространение.
UNIFRANCE не только отправляет свои картины на фестивали, но и устраивает кинофорумы самостоятельно. То же «Парижское рандеву» (Rendez-vous du cinéma français à Paris) - кинорынок французских фильмов (обычно их представлено около 75), на который ежегодно съезжаются примерно 500 закупщиков из 58 стран. Подобные выставки достижений французского кинохозяйства проводятся не только во Франции, но также в Германии, Японии и США.
Причем отбирают для них самые разные фильмы, чтобы показать весь спектр кинематографа Франции.
Забудьте о стереотипе, что французское кино - это комедии, комедии и еще раз комедии: его жанровый спектр очень широк, и свой зритель есть у каждого сегмента
Наконец главный вопрос - а стоит ли овчинка выделки? В том смысле, нужна ли Франции UNIFRANCE - с ее бюджетами, большим штатом. Нужно ли тратить на все это деньги?
Что ж, возможно, ответом на него послужит тот факт, что сегодня киноиндустрия Франции является второй по прибыльности в мире - после США. Например, в одном только 2017 году она заработала 213 млн евро (из которых примерно полмиллиона принесли короткометражки - да, они тоже продаются, если их продавать!). И при всем этом различными государственными структурами на производство кино выделяется только 10 млн евро в год. Но прежде чем говорить что-то вроде «Вот у них всего-то 10 «лямов» - и такая прибыль. А что у нас?!», давайте освежим в памяти, с какого года существует UNIFRANCE. Я вам напомню - с 1949-го: то есть уже 70 лет. Все эти годы организация ведет системную работу по продвижению французского кино в мире. И закономерно, что сейчас эта работа приносит свои плоды. Но не сразу, конечно. Кино - игра в долгую. И думается, Украине пора в нее вступать.