16 февраля 2022 года западные СМИ и представители власти прогнозировали полномасштабное вторжение россии в Украину. Многие украинцы, хотя и не верили, что подобное может произойти, ожидали этого дня с напряжением. А агентство Reuters запустило довольно циничный стрим с Майдана, с помощью которого западный мир должен был увидеть в прямом эфире, как на украинцев падают российские ракеты. В определенный момент перед камерой, которая вела трансляцию для Reuters, появился дрон. К нему была прикреплена табличка с надписью: «Продам гараж на Соломі, тел. 044 244 0961». Телефон вел в российское посольство в Украине. Тогда эта выходка немного снизила градус накала и хоть ненадолго, но смогла поднять настроение украинцам. Оператором дрона был Феликс Куртанич, бывший военный и участник АТО.
Полномасштабное вторжение россии все же произошло. Феликс Куртанич погиб 17 апреля 2022-го на Востоке Украины, защищая государство. Чтобы увековечить его память и рассказать, кем же был «продавец гаража на Соломе», бывшая коллега Феликса Иванна Слободянюк сняла документальный фильм «Фелікс. Лис Подільський». Лента создана без государственной поддержки – на донаты неравнодушных людей. После съемок «Фелікса» Иванна Слободянюк основала Felix.production, чтобы делать фильмы о других героях российско-украинской войны. Подробнее об этом – чуть позже.
На премьеру фильма «Фелікс. Лис Подільський» в столичном кинотеатре «Жовтень» пришли друзья, знакомые да и незнакомые, которые когда-то слышали о Куртаниче
Гостей встречали режиссер «Фелікса» Руслан Гришко
и продюсер Иванна Слободянюк
Многие из присутствующих на премьере не были знакомы с Феликсом лично, но знали его по той самой трансляции Reuters
Зрительный зал был почти полон, пришли даже иностранцы
После окончания фильма продюсер просила зрителей не расходиться, ведь в титрах были имена всех донатеров, приславших деньги на съемки ленты
Ну а теперь – обещанные подробности о Felix.production. Иванна Слободянюк рассказала мне, кто будет героями следующих фильмов продакшена, где она собирается брать деньги на их создание и когда ждать премьер:
– С Феликсом мы познакомились в 2021 году, – говорит продюсер. – Мы работали на одном из центральных телеканалов: я – на утреннем шоу, а он – в компании Dronarium, сотрудничавшей с нашим каналом. Феликс был оператором дрона.
Летом 2021 года мы поехали в командировку на Херсонщину: я с командой выезжала из Киева, а он должен был присоединиться на месте, потому что ехал из другой командировки. Он ночь добирался, прибыл к нам в пять утра, а уже в семь мы поехали снимать Джарылгач. Он мог не спать, не есть и всегда был готов к новой работе. Вернувшись с Херсонщины, мы были поражены отснятыми кадрами: он очень сильно отдавался своей работе.
После этой командировки мы начали дружить. В таких поездках вы вместе делите квартиру, которую снимаете, вместе едите, преодолеваете трудности. Поэтому мы очень сблизились. И в следующие командировки мы всегда брали с собой Феликса.
Он нашел себя в гражданской жизни, но понимал, что рано или поздно вернется на фронт. Его всегда туда тянуло. Все средства, которые зарабатывал, он отдавал на фронт. В ноябре 2021 года мы перестали активно общаться, но 25 февраля 2022-го я ему написала. Он защищал Киевскую область. После этого мы снова поддерживали связь, когда была возможность.
– На презентации вы говорили, что у Феликса была мечта снять кино. Обсуждали ли вы с ним идеи фильмов? Возможно, уже над чем-то работали?
– Конкретно о кино мы не общались. Но в командировках на Херсонщину, Львовщину говорили о том, что классно было бы снимать Украину. И мы обсуждали создание собственного тревел-проекта. Непосредственно о кино – о том, что мечтает снять собственный фильм, – он говорил нашему режиссеру Руслану Гришко.
– Почему вы решили снимать ленту «Фелікс» именно за донаты? Почему не подавались на гранты, зарубежные конкурсы?
– Не было времени. Мы поставили себе цель, что в апреле 2023 года, на годовщину смерти, этот фильм должен быть готов. В 2022-м, когда мы вернулись в Киев после эвакуации, здесь как раз находились побратимы Феликса, которых временно вывели из боевых действий. Через неделю они снова должны были возвращаться на передовую. Мы общались с коллегами с ТВ: нам начали говорить, что кино так просто не создается – мол, нужен сценарий, техника для монтажа и тому подобное. Так просто канал бюджет бы не выделил. У нас этого всего не было. Я поговорила с режиссером и объяснила, что неясно, увидимся ли мы еще с побратимами Феликса – они могли погибнуть. А эти люди были ключевыми персонажами в этой истории. Я набрала операторов, с которыми раньше работала на телевидении. Сказала, что есть идея снять кино о Феликсе. Но больше ничего нет: ни денег, ни сценария. Есть только люди, которых надо срочно записать. Они сразу согласились сотрудничать. За один день мы организовали съемку и начали собирать материал для будущего фильма.
Потом нужно было отснять часть ленты в Карпатах. У меня было $200, которые мне подарили, я их поменяла, и мы продолжили съемки: во Львове, Франковске, Верховине. Я оплачивала билеты и арендовала технику, которую не смогла взять из Киева. У меня была стабильная работа, поэтому я планировала покрыть финальный этап создания ленты из собственных доходов. Но через неделю на моем канале произошло сокращение: меня уволили, на месяц все остановилось. Мои друзья сами предложили открыть банку на донаты. Тогда были активные сборы на оружие, на машины, и я переживала, что никто не будет донатить на фильм. Но все же друзья настояли. И я увидела, как приходят донаты. Люди были готовы поддерживать такие истории, и за месяц мы собрали 200 тыс. грн.
– Каким был финальный бюджет ленты «Фелікс»? И сколько людей в итоге задонатили на фильм?
– Более двухсот человек. Сложно посчитать точно, так как потом люди продолжали перечислять деньги. Касательно бюджета: мы точно собрали на донатах 250 тыс. грн. Были мои личные вложения, у меня до сих пор «висит» долг в 30 тыс. грн. А если посчитать вместе все вложенные деньги, то получится около 350 тыс. грн. Никто из команды не получал никакого вознаграждения, но стоит добавить, что в июле этого года мы отправились в тур: показали фильм во многих странах. И на сегодня донатные инвестиции полностью окупились, поэтому 250 тыс. грн мы передали на поддержку аэроразведки. С показами, которые будут сейчас (плюс за рубежом), я думаю, все вложенные в фильм деньги удастся отбить.
– Как долго создавался фильм?
– Июль 2022-го – апрель 2023 года, когда лента уже была полностью готова.
– Сколько людей работало в команде?
– Вначале было двое: режиссер Руслан Гришко и я (смеется). Потом я поняла, что у нас не хватает рук. Кроме того, работа была очень тяжелой эмоционально, ведь снимали о человеке, которого я знала, и боль была еще жива. Впоследствии я пригласила Ксению Вапельник, ставшую исполнительным продюсером. То есть команда из трех человек создавала сценарий, искала людей, коммуницировала с различными структурами. У нас также были три основных оператора: Андрей Вусатый (главный оператор), Маргарита Ткачук, Ярослав Грубич. На постпродакшене к нам присоединились Юрий Звонарь (композитор и звукорежиссер) и Артем Шемет (режиссер монтажа). Мы все раньше были телевизионщиками – только режиссер монтажа перед этим работал с документальными и полнометражными художественными фильмами.
– Работая над лентой, вы сразу планировали кинотеатральный прокат? Или рассматривали другие варианты: выложить на YouTube, продать OTT-платформам и т. д.?
– Открыв донаты, мы сразу решили, что фильм будет в кинотеатрах, ведь люди донатят на то, чтобы увидеть ленту на большом экране. Но у нас были определенные нюансы с прокатом. В апреле, когда фильм был показан впервые, мы приглашали Госкино, чтобы быстрее получить прокатное удостоверение, но никто не пришел. Нам не отвечали на письма, звонки. В определенный момент мы вообще не знали, получим ли его. И вот только теперь, через полгода, у нас наконец есть прокатное удостоверение.
Все говорили, что не надо выпускать фильм в кино – мол, не пойдут на такое. «У нас не смотрят документалки, они не заходят», – слышали мы. Для нас это был вызов. Ведь получилось нестандартное художественно-документальное кино. И когда после первого закрытого показа нам начали говорить, что кино классное, мы решили приложить максимум усилий, чтобы выйти в прокат.
– Обычно я спрашиваю у продюсеров, как кинотеатры расписали их фильм, у вас же хочу спросить, как кинотеатры вообще реагировали на ленту? Хотели ли ее брать? Ну и, соответственно, удалось ли получить нормальную роспись?
– У нас очень классная коммуникация с кинотеатром «Жовтень», мы его называем своим домом. Этот кинотеатр очень открыт для нас. У «Жовтні» нам пообещали расставить показы в течение всего дня, чтобы люди могли выбрать удобное для себя время. Они взяли «Фелікса» к себе на две недели. Кинотеатр «Оскар», когда мы рассказали нашу историю, также согласился поддержать и взял ленту в прокат. С этими кинотеатрами никаких проблем не было. Сейчас мы вышли на коммуникацию с сетью Multiplex – они должны помочь вывести фильм в своей сети в Киеве и других городах. В Белой Церкви нам легко согласовали прокат. В Виннице, на малой родине Феликса, также без проблем взяли фильм на неделю. Нам отказали Львов, Ивано-Франковск и Днепр, хотя мы были там с благотворительными показами.
– Планируете ли продажу ленты украинским телеканалам или OTT-платформам?
– Нашими партнерами в этом проекте были «Еспресо» и «5 канал» – предоставляли бесплатно архивные материалы. И после первого показа они говорили, что готовы забрать ленту к себе в эфир. Из платформ фильм готовы взять MEGOGO и «Київстар ТБ», сейчас ведутся переговоры. Также хотим отдать «Фелікса» на Takflix и пытаемся выйти на Netflix. Но в течение декабря хотим, чтобы фильм был в кинотеатрах, ведь это и благотворительная миссия: 90% от проката идет на поддержку аэроразведки. Наш плюс в отсутствии дистрибутора – средства от фильма мы делим с кинотеатрами 50/50.
– Вы запустили Felix.production и сказали, что будете снимать документальное кино, рассказывающее о войне через истории людей. Планируются исключительно истории военных или круг будет расширен и на гражданских?
– Главным направлением Felix.production будет документальное кино: о военных, волонтерах, медиках, гражданских, о тех, кто погиб или продолжает эту борьбу во время войны.
Политика продакшена строится таким образом, что средства от проката кинолент всегда будут передаваться на поддержку армии, аэроразведки, поскольку Феликс был аэроразведчиком. Когда продакшен начнет приносить доход, определенный процент также всегда будет отходить Ярославе, младшей сестре Феликса. При жизни он говорил, что всегда будет Ясю поддерживать и никогда ее не бросит. Так что у Ярославы теперь будет наша поддержка.
– Ваша команда уже работает над двумя новыми документальными кинолентами. Что это за проекты?
– С декабря начинаем работать над фильмом о человеке, которого все хорошо знали. Я не могу говорить, о ком именно: об этом должны сказать родные, давшие нам разрешение на съемки ленты. Мы выиграли грант и благодаря этому сможем реализовать следующий фильм. Он выйдет в мае 2024 года.
Также мы сейчас хотим сделать совместный проект с батальоном Кульчицкого, которому в марте исполняется десять лет. Но это будет история не только о батальоне. Это будет проект о том, что воюют непрофессионалы. После этих фильмов мы будем искать новые истории. Я бы хотела также реализовывать социальные проекты, возможно, какие-то короткометражки. В будущем хочу также реализовывать проекты, направленные на развитие Украины и украинской культуры.
– Как вы будете привлекать инвестиции? Планируются ли снова сборы донатов?
– Следующая наша лента будет реализована благодаря гранту от USAID. С нового года будут доступны гранты от Украинского культурного фонда: планируем туда податься, чтобы снять третью ленту. С Госкино у нас сейчас хорошие отношения, поэтому, возможно, в следующем году подадимся и на питчинги агентства. Также у нас всегда будет открыт донат, то есть история народного кино останется с нами. И люди, которые присоединятся, всегда будут попадать в титры.
Фильм «Фелікс» – это фундамент, на котором теперь стоит наш продакшен. Мы показали, что умеем и можем. Как продюсер я надеюсь, что, когда мы объявим героя второго фильма, к нам присоединятся спонсоры, бизнес. Мы будем работать над привлечением партнеров и вместе снимать кино, поскольку это нужно для нашей истории, для следующих поколений. Мы должны приучать людей не только к «Скаженому весіллю». Надо приучать к качественному. Очень классно, что вышли «Довбуш» и «Мавка», например. Мы верим, что и на «Фелікса» люди пойдут, и на следующие наши ленты тоже.
– Сколько людей работает в Felix.production?
– В продакшене есть я, Ксения Вапельник остается исполнительным продюсером, Юрий Звонарь и Артем Шемет также будут с нами. Артем теперь будет нашим главным режиссером, все дальнейшие проекты будем реализовывать с ним. Плюс два оператора. То есть всего шесть человек.
– Какая у вас роль в новосозданном продакшене? Вы будете фандрайзером? Продюсером всех будущих проектов? Будете ли выступать в роли автора, сценариста?
– Я мечтаю поехать куда-то в горы и получать только отчеты о том, что моя команда работает и зарабатывает деньги (улыбается). Но пока нет. В следующем проекте я также выступаю соавтором и фронтовой журналисткой. Следующее кино состоит из многих командировок на Восток. Пока все звенья непосредственно управляются мной. Но в будущем, думаю, я также буду задействована как журналистка и автор. Потому что я творческий человек, у меня есть опыт и мне это нравится. За эти два года я поняла: моей жизни, что была до вторжения, не существует – она посвящена Украине и историям, которые мы снимаем.
– Вы начали заниматься кинопроизводством тогда, когда индустрия переживает самые тяжелые времена. Почему решили остаться в этой сфере? Ведь одно дело – снять фильм, чтобы почтить память человека, а другое – запускать целый продакшен.
– Когда-то, когда мы работали над «Феліксом», нужно было открыть ФЛП, и я со всеми консультировалась, потому что мало в этом понимала. Тогда мама у меня спросила, стоит ли это начинать сейчас, в такие времена? Я ответила: когда, если не сейчас? Впоследствии у нас встал вопрос авторских прав – для этого нужно было открыть продакшен. И у меня уже не было возможности отказаться.
Я не знаю, сколько раз во время производства я плакала и говорила, что не могу больше это делать. Но меня очень поддерживала команда. Друзья давали деньги и говорили: просто занимайся своим делом. Когда мы начали презентовать «Фелікса» и увидели глаза людей, то я поняла, что все стоит того. И если бы меня сейчас спросили, пошла бы я в это, зная, что меня ждет, я бы ответила утвердительно.
Это, наверное, единственное, что я могу сделать, находясь здесь, выражая благодарность тем, кто на фронте. Летом этого года у меня были мысли мобилизоваться, но знакомые военные сказали, что армия – это рамки. А им было важно, чтобы я продолжала делать свое дело. И тогда вопрос, должна ли я продолжать, отпал. Это сознательный выбор, которому я готова посвятить свою жизнь. Я очень хочу рассказывать истории о тех, кто нас защищает. И не только о тех, кто погиб, но и о тех, кто выжил.
Сейчас, во время проката ленты «Фелікс. Лис Подільський», Иванна Слободянюк вместе с командой продолжает собирать средства: деньги от проката будут добавлены к сбору на два комплекса БПЛА Mini Shark для батальона Кульчицкого, в котором служил и погиб Феликс Куртанич. Вы также можете внести свой вклад, закинув деньги в банку по ссылке.