Я давно отошла от новостного формата, но бывают такие мощные индустриальные новости, мимо которых никак не пройти. И именно такова информация о планах украинского медиасервиса MEGOGO выйти на IPO – причем не абы где, а на топовой американской бирже Nasdaq, – которой с изданием Forbes Ukraine поделился сооснователь MEGOGO Федор Дроздовский.
Впрочем, кроме топ-новости (ведь когда выход наконец произойдет, это будет прецедент для украинских стриминг-платформ) в большом интервью Дроздовского нашлось еще много интересных вещей, которые я собрала для вас в компактный удобный конспект.
IPO: как и зачем
Итак, по словам соучредителя MEGOGO, выход на Nasdaq был запланирован еще на лето 2022 года, но из-за полномасштабной войны эти планы пришлось откорректировать.
«К IPO нужно готовиться два-три года, становиться прозрачным, получить заключение аудиторской компании без квалификации (не должно быть ни одного замечания). Поэтому мы начали готовиться к IPO с 2019–2020 года, в 2021-м уже имели всю отчетность. Мы почти выполнили стандарт (PCAOB), используемый американской биржей… Компания была готова на 95%. Дальше дело было только за рынком, но началась стагнация, все ждали мировую рецессию. Но в 2022 году ожидали возвращения рынка к фазе роста», – рассказал Дроздовский Forbes Ukraine.
Отвечая на вопрос, зачем компании вообще IPO, он заметил, что главным образом речь идет о ликвидности, M&A (mergers and acquisitions – общий термин, касающийся консолидации компаний или активов). – МН), доступе к капиталу и, соответственно, возможности для масштабирования.
Если коротко, то позиционирование MEGOGO в контексте выхода на биржу – это, прежде всего, технологическая, а не контентная компания. И именно этим, в частности, предопределен выбор именно Nasdaq. «Это самая большая биржа для всех технологических компаний мира. Поэтому все крупные институциональные инвесторы смотрят на компании, которые на этой бирже», – акцентировал Дроздовский, подчеркнув, что планы компании по дальнейшему развитию предполагают глобальный масштаб.
Сооснователь MEGOGO отметил адаптационный потенциал платформы: ведь ее можно локализовать; добавлять новые услуги; продавать с ее помощью не только контент, но фактически что угодно.
Относительно оценки MEGOGO в контексте выхода на биржу он рассказал, что к началу полномасштабной компанию маркетировали на $800–900 млн (около $1 млрд). Впрочем, добавил: «Сейчас оценка значительно меньше, мы просели» (но не уточнил, на сколько именно).
Вернувшись к планам выхода на IPO, компания решила поднять раунд частных инвестиций.
Международная экспансия и привлечение дополнительных средств
В поиске «живых» денег на развитие MEGOGO отправилась на внешний рынок. Вот что рассказал Дроздовский: «Мы сейчас формируем pitch deck и будем общаться со многими польскими и американскими фондами. Посмотрим, какая оценка на публичном рынке, какая – на частных рынках. Очень хотелось бы взять не только средства, а smart money (этот термин в частности применяют к мощным фондам с хорошей репутацией; их инициативы по инвестициям впоследствии анализируются меньшими/менее опытными игроками при формировании собственных стратегий, то есть за «умными деньгами» следуют остальные деньги. – МН)». Таким образом в первом раунде в MEGOGO планируют привлечь примерно $20–30 млн.
Эти деньги требуются компании для международной экспансии примерно на десять рынков. С начала полномасштабной MEGOGO ушла с рынков россии и Беларуси и сейчас работает на четырнадцати рынках (кроме Украины, самые прибыльные из них – Казахстан и страны Балтии): в компании отмечают, что это – именно операционный бизнес, а не франшизы.
«В 2023 году открыли Польшу. Планируем еще две-три страны. В следующем – где-то пять. Мы хотим в ближайшие два-три года открыть 10–12 стран. В целом сервис доступен более чем в 150 странах мира», – рассказал Дроздовский Forbes. И добавил, что экспансия планируется не только в Центральную и Восточную Европу, но и в частности на рынки Латинской Америки и Азии.
Кейс Польши
О международном потенциале компании наглядно свидетельствует кейс с ее выходом на польский рынок, который Дроздовский называет «красным-красным океаном»: высококонкурентной средой, давно разделенной между мощными локальными (Polsat, TVP и т. д.) и глобальными (Netflix, Disney+ и т. д.) игроками. Впрочем, за пять месяцев работы компании удалось привлечь 20 тыс. клиентов в польских и украинских подписках (такой быстрый рост в частности обусловлен налаженной IT-инфраструктурой, имевшейся у MEGOGO в стране еще до начала полномасштабной, и, конечно, большим текущим количеством украинцев в Польше и симпатией поляков к Украине).
В MEGOGO отмечают, что делать оценки рано – нужно дождаться конца года, впрочем, несмотря на высокую конкуренцию, Польшу рассматривают как очень перспективный рынок по целому ряду причин. Там люди уже привыкли платить за контент, имеют несколько подписок одновременно, и в целом рынок очень велик: он насчитывает около 10 млн домохозяйств, платящих за стриминговые сервисы.
Украина: состояние дел спустя полтора года полномасштабной войны
На сегодня в общей структуре ревеню (выручки) MEGOGO Украина занимает значительно более 50%. По словам Дроздовского, компания планирует и дальше расти в Украине, и благодаря масштабированию надеется, «что через три года новые рынки будут уже более 50% в общем холдинге».
Комментируя влияние полномасштабного вторжения на бизнес, Дроздовский отметил, что в MEGOGO зафиксировали самую большую «просадку» в июне 2022-го: клиентская база упала более чем на 20% – и это был самый низкий показатель. Впрочем, с июня начался постепенный рост: сейчас компания не вернулась на довоенные показатели, но уверенно к этому идет.
Сегодня основными конкурентами MEGOGO в Украине Дроздовский называет «Київстар ТБ» и Sweet.TV (а часть пользователей закрытого OLL.TV, являющихся клиентами «Укртелекома», автоматически перевели на MEGOGO. – МН), отмечая, что влияние Netflix значительно меньше, к тому же, поскольку продукты и контент локального и глобального стримеров очень разные, люди часто подписываются на оба. По словам Дроздовского, к началу полномасштабного количество подписчиков OTT-сервисов в Украине в общей сложности составляло более 2 млн, впрочем, свежих актуальных данных он не привел (как вариант, вот тут можно ознакомиться с данными B.O.Y. Research по этому вопросу).
«До полномасштабной войны у нас количество подписчиков было значительно больше 1,5 млн. Это глобальный рынок плюс украинский. Общее количество уникальных пользователей было 55–65 млн ежемесячно. Сейчас подписчиков ориентировочно 750 тыс., а общее количество уникальных – почти 16 млн. Ревеню глобального Megogo упало на 50%, украинского – где-то на 20–25%», – привел цифры сооснователь компании. Forbes, в свою очередь, привел данные сервиса мониторинга данных «Опендатабот», согласно которым ООО «Мегого» в 2022 году имело доход в 1,6 млрд грн, в 2021-м – 1,4 млрд грн, и поинтересовался, находилась ли украинская выручка Megogo в прошлом году также в пределах 1–1,5 млрд. грн. И получил ответ, что на самом деле больше, и эти данные будут вскоре обнародованы в контексте публичного выхода на IPO.
Конечный бенефициар: да, это Степан. Степан Черновецкий
По крайней мере, именно к такому выводу пришло издание Forbes Ukraine.
Вот прямая дословная цитата из материала: «С 2020 года Forbes Ukraine считает MEGOGO как актив Степана Черновецкого, эту информацию изданию подтверждали два украинских венчурных инвестора и три топа компаний-конкурентов. MEGOGO не комментировала связь компании с Черновецким. Пресс-служба мультимиллионера в 2021 году по запросу Forbes относительно связи с MEGOGO ответила, что «Степан Черновецкий связан с проектом MEGOGO в целом как очень лояльный пользователь». Недавно на сайте MEGOGO в разделе «Структура собственности» появился документ, в котором говорится, что Степан Черновецкий является конечным бенефициаром ООО «Мегого». Ну а вот, собственно, ссылка на тот самый документ, подтверждающий, что конечным бенефициаром компании является именно сын экс-мэра Киева.
От себя добавлю, что вне Forbes информация о Черновецком всплывала и раньше: например, когда футбольный клуб «Рух» обнародовал предложение MEGOGO клубам Украинской Премьер-лиги и публично обращался к Степану как собственнику с острыми вопросами.
В свою очередь, Дроздовский прокомментировал вопрос о связи Степана Черновецкого с MEGOGO так: «Степан является инвестором нашего проекта. Информацию о долях инвестиций мы пока не разглашаем». Но, как видим, кто ищет – тот всегда найдет.