С началом полномасштабной войны украинское кинопроизводство не просто потеряло темпы – индустрия фактически замерла. Господдержка будущих проектов по понятным причинам поставлена на паузу, а уже профинансированные рискуют остаться незавершенными. Впрочем, мир и здесь не оставляет украинцев в одиночестве, а помощь иногда приходит с неожиданной стороны. К примеру, в начале лета представитель УКФ Дмитрий Решетченко рассказал, что частичным финансированием украинского аудиовизуального сектора заинтересовалась компания Netflix. А недавно стало известно о сразу двух программах поддержки – правда, УКФ ни в одной не фигурирует: первая разработана совместно с Украинской киноакадемией, а к другой присоединился House of Europe. Обе инициативы поддерживаются глобальным фондом Netflix Fund for Creative Equity, запущенным еще в начале 2021 года. По задумке с его помощью должно появиться больше возможностей для людей из недостаточно представленных или маргинализированных сообществ, чтобы их голоса были услышаны.
В общей сложности на поддержку украинской киноиндустрии Netflix планирует потратить более $820 тыс.: $720 тыс. распределят вместе с Украинской киноакадемией, а еще €100 тыс. пойдут на стипендии через House of Europe. И если во втором случае речь идет о ста небольших грантах (по €1000), которые предлагают тратить на мелкую технику, горючее и другие сопутствующие с производством расходы, то первый предусматривает большой сценарный конкурс, где победителей будет аж 48, а получат они по $15 тыс.
До 18 августа продолжается этап подачи заявок на оба конкурса, а я тем временем решила расспросить главу Украинской киноакадемии Анну Мачух о том, как родилась эта инициатива, чем наша страна заинтересовала стриминг-гиганта и может ли этот конкурс стать началом большого сотрудничества украинцев с Netflix.
Конкретной причины, почему компания выбрала партнером именно Украинскую киноакадемию, Анна не называет, однако отмечает, что со стороны стримера это был вполне логичный выбор, ведь организация уже проводила питчинги, в том числе сценарные. И о том, что согласились на сотрудничество, в УК не жалеют: говорят, работать с Netflix очень интересно, а украинскому рынку точно есть чему поучиться у мирового гиганта. Конечно, есть определенные сложности – например, компания уделяет много внимания подготовительному периоду и не обходится без бюрократии, но она вполне оправданна, учитывая масштабы проекта. Разрабатывать нынешнюю программу УК и Netflix начали почти три месяца назад, и много времени заняла именно подготовка договоров, условий и правил. Также некоторое время ушло на утверждение экспертов, которые будут оценивать представленные на конкурс проекты: выбирала их Киноакадемия, но Netflix должен был согласовать каждую кандидатуру (правда, какими критериями кроме профессионализма при этом руководствовались, мне узнать не удалось). В результате в число экспертов вошли продюсеры Наталья Стрибук и Олеся Лукьяненко, представитель Украины в Eurimages Сергей Зленко, арт-директор УК Алик Шпилюк, продюсер и сценарист Алексей Гладушевский, документалист Сергей Буковский, директор Docudays UA Дарья Бассель, режисер и сценарист Алина Горлова, продюсер и член Правления Docudays UA Геннадий Кофман.
Что касается собственно конкурсного этапа, то участие Netflix в нем будет достаточно опосредованным: проведение и все организационные моменты находятся в сфере ответственности Украинской киноакадемии. Никакого скрытого интереса со стороны стриминг-гиганта также искать не стоит: как объясняют в УК, сейчас речь идет именно о грантовой помощи украинской индустрии, чтобы люди могли работать. Это подтверждается, например, тем, что, когда средства будут распределены, а сценарии написаны (это нужно будет сделать до 20 декабря 2022 года), победители не будут иметь никаких юридических обязательств ни перед УК, ни перед Netflix: все права останутся у авторов.
К участию в конкурсе приглашают проекты не только игровых фильмов и сериалов, но и документальных лент. Причем для авторов последних с учетом духа времени действуют особые положения. К примеру, одно из главных условий для игровых проектов – чтобы на работу сценариста было потрачено не менее 75% гранта (остаток суммы может пойти на девелопментские нужды продюсера), а вот командам документальных проектов разрешено самостоятельно распределять средства в зависимости от потребностей фильма.
Программа поддержки от Netflix ценна не только деньгами: для победителей также предусмотрены онлайн-сессии с ведущими киноспециалистами мира. Кто именно это будет – пока неизвестно, но на указанном этапе Netflix и УК снова распределят обязанности: первый займется приглашением лекторов, а вторая будет отвечать за организацию технических моментов. В то же время в УК отмечают, что устойчивого формата у этих сессий не будет: предусматриваются и лекции, и мастер-классы, и просто живое общение победителей с опытными экспертами.
Возвращаясь к материальной стороне вопроса, стоит отметить, что сумма $15 тыс., обещанная каждому из 48 победителей, появилась не просто так. Как объясняют в УК, она была выведена с учетом реалий украинского рынка и средних гонораров, бывших у отечественных сценаристов до начала полномасштабной войны. По расчетам организаторов, указанная сумма позволит авторам работать над скриптами в течение трех месяцев, не отвлекаясь на необходимость искать деньги для жизни. А вот потенциальных победителей изначально должно было быть меньше: как говорят в Киноакадемии, до последнего перед публичным объявлением дня организаторы считали, что в каждой из трех категорий конкурса победу одержат лишь 15 проектов (то есть всего 45), но в итоге их количество удалось увеличить.
Станет ли эта программа началом большого сотрудничества Netflix с Украиной, пока сказать крайне сложно. В Украинской киноакадемии отмечают, что потенциал для этого есть, но любые разговоры о будущем усложняются войной. Единственное, в чем уверены организаторы: гранты помогут хотя бы части украинских кинематографистов возобновить работу. Конечно, не стоит надеяться, что все 48 победителей программы смогут воплотить в жизнь проекты, но по крайней мере у украинцев станет на 48 сценариев больше, чем было до того. Со своей стороны организаторы будут делать все возможное, чтобы скрипты получили возможность жить не только в Украине, но и за рубежом: за счет Netflix и силами Украинской киноакадемии все сценарии-победители будут переведены на английский язык, чтобы их авторам проще было найти партнеров для копродукции. Отдельно в УК отмечают, что наибольший потенциал дойти от стадии скрипта до готового проекта будет у победителей документальной секции: даже сейчас, на этапе сбора заявок, многие потенциальные участники представляют не просто сценарии, а проекты, снятые на 30–40%.
Если вы также хотите получить шанс от Netflix, советую не медлить: заявки на участие в программе принимаются только до 18 августа. Причем конкуренция по всем направлениям ожидается достаточно высокая – в Киноакадемии даже шутят, что команде экспертов, которая будет оценивать конкурсантов, придется ох как непросто. Если же серьезно, то большое количество заявок свидетельствует о том, что украинские кинематографисты стремятся работать, а значит, индустрия не только жива, но и останется таковой в будущем.