Если вы хоть немного следите за происходящим в украинской киноиндустрии, то наверняка слышали, что компания ForeFilms прямо сейчас активно работает над дебютным полнометражным фильмом Павла Острикова «Ти - Космос»: основной блок съемок завершился в конце 2021 года, но авторам еще нужно доснять космическую «натуру» (которая, впрочем, тоже создается в павильоне). В декабре мне повезло попасть на площадку проекта, своими глазами увидеть его грандиозную декорацию и поговорить с одним из продюсеров Владимиром Яценко. Так что пристегивайте ремни, наше космическое путешествие начинается.
Напомню, финансовую поддержку проект получил по итогам еще Одиннадцатого конкурса Госкино, но после пересмотра его результатов был вынужден переподаться на Четырнадцатый, в котором победил с запросом 24,9 млн грн (при заявленном бюджете 31 млн 068 тыс. грн). Фильм должен был быть произведен до конца 2021-го, но компании разрешили перенести дедлайн аж на год из-за важных производственных изменений: вместо работы с технологией виртуального продакшена создатели решили построить полноценную декорацию космического корабля.
Почему - расскажу чуть ниже, а пока посмотрите, насколько внушительной она получилась. «Зеленка» тоже в наличии, но ее будут использовать только для создания пространства за пределами корабля, который, кстати, называется «Обрiй»
В отличие от виртуального продакшена реальную декорацию всегда можно оседлать
Или подставить нужные космические штуки извне
Внутри, впрочем, тоже не скучно: Остриков в режиссерском процессе, а через плечо ему заглядывает худпост картины Влад Одуденко. Последнему создавать колоссальные декорации не впервой: вы ведь помните город Рымив из «Сторожевой заставы»?
Вот и здесь Влад потрудился на славу. Сначала все помещения (всего их шесть) нарисовали на бумаге,
а затем построили из дерева. Но даже вживую материал легко спутать с металлом, а уж на экране разницы и вовсе не будет
Для наглядности: помещение «внутри» и «снаружи»
Кстати, заметили, что везде полно маленьких, но важных деталей, как вот этот космическо-косметический набор?
Скажу больше: внимание уделили не только этому, но и техническому оснащению. В центральном модуле корабля полно разнообразных кнопочек, рычажков и крутилочек, каждую из которых можно нажать или повернуть
А на космической кухне полно космической еды. Естественно, украинского производства
Прогуливаясь по «кораблю», невозможно отделаться от ощущения дежавю: кажется, подобное мы уже где-то видели. Это неспроста: авторы намеренно делают упор на то, что «Обрiй» - украинский корабль и все на нем должно быть по-нашему. Наверняка похожие кнопки и крутилки есть и у «Укрзалізниці», и у столичного метро, а за узнаваемость интерьеров отвечает наша генетическая память, не иначе.
Но не все так сурово. Например, место отдыха главного героя выглядит вполне живенько
По сюжету одно из его хобби - лепить из пластилина. И вот что можно слепить, когда у вас много времени и мало других дел
Еще можно играть в настольные игры - их на корабле тоже полно
Причем играет герой не сам с собой, а с роботом. Его фото я вам не покажу, поскольку на момент моего визита он еще не был готов, но дам подсказку: похожий механизм был в фильме «Луна 2112». Обратите внимание на потолок - передвигается робот по специально проложенным для него путям
Раз показать робота не получится, то хотя бы расскажу о нем подробнее. Механизм зовут МАКСИМ - то есть Механико-автоматизированная компьютерная симуляция. Как и в «Луне 2112», робот - единственный собеседник главного героя в течение долгого времени, поэтому становится ему настоящим другом. «Сделать такой механизм - достаточно сложная задача. Роботы, которых мы смотрели, стоят порядка $50-60 тыс. Наш МАКСИМ создавался специально под проект, как, в общем-то, и весь корабль», - объяснил мне Владимир Яценко.
Пора поближе познакомиться с главным героем. Это космический дальнобойщик Андрей Мельник, которого играет Владимир Кравчук
А это его скафандр
…на фоне которого с удовольствием позируют продюсеры Владимир Яценко и Анна Соболевская
В день моего визита я была не единственной, кто мешал группе работать. Посмотреть на всю эту красоту вживую приехала делегация Госкино.
Глава Совета по господдержке кинематографии Артем Колюбаев облюбовал космическую кухню,
а глава Госкино Марина Кудерчук тем временем охотно позировала моему фотографу в самых фантастических декорациях украинского кинематографа. Такой кадр на вес золота, знаете ли
На этом экскурсию, пожалуй, можно и закончить. Добавлю только, что в тот день группа снимала сцену разбития чашки, которую предварительно много репетировали:
Насмотревшись на красивое, я принялась за интересное и выпытала у Яценко все производственные детали.
- Владимир, почему вы заинтересовались проектом как продюсер? Особенно учитывая риски: Остриков - дебютант в полном метре, а фильм сложный и, очевидно, дорогой.
- Очень мало историй способны вас тронуть, когда вы их читаете. «Ти - Космос» определенно из таких, меня она очень тронула. И не только меня: позже, когда мы с Пашей подавали проект на международные копродукционные форумы и сценарные лаборатории, всем, кто читал, история очень нравилась. Да, с одной стороны, это абсолютно «наше»: украинский корабль, робот МАКСИМ. Но с другой - универсальная лав-стори. Мы даже шутили, что это как «Неспящие в Сиэтле», только в космосе. Поэтому было очень важно найти баланс между понятным и, скажем так, национальным - у нас много внутренних шуток и нюансов, которые международная аудитория могла бы не понять. Кроме того, проект подавался на конкурс Госкино как авторский, хотя существующее у нас разделение на авторские и для широкой аудитории, на мой взгляд, не совсем правильно. В английском есть классное понятие audience-driving films - то есть фильмы, которые нравятся зрителю. В Голливуде в последнее время даже появилась тенденция - брать крутых режиссеров авторского кино в зрительские проекты. Из самых ярких примеров - Дени Вильнев, сначала снявший авторские «Пожары» и «Сикарио», а затем коммерческую «Дюну». Паша - такой же автор. Мы кроме него работаем с Антонио Лукичем. И если талант Лукича хлесткий, его ирония может быть острой, злой и беспощадной к объекту, то у Паши юмор добрее. Его короткометражные работы очень стильные и человечные: увидев их, мы поняли, что полнометражное кино будет таким же.
- В фильме рассказывается история, которая, по сути, держится на одном человеке - главном герое. Расскажите, как долго длился кастинг на эту роль, на что в первую очередь обращали внимание.
- Кастинг длился очень долго, где-то полтора года - вы правильно сказали, что по факту все держится на плечах одного актера, и его пришлось хорошенько поискать. В итоге выбрали Вову Кравчука. Он совершенно потрясающий, играет и в «Диком театре», и в «Мамахохотала». Изначально его главной задачей было быть смешным, но нам очень нравится (и мы постоянно это из него вытаскиваем!), когда Вова начинает играть драму. Его герой - такой чеховский персонаж, в котором есть и смешное, и грустное, даже какие-то страхи. Опять же в английском есть удачное определение bitter sweet drama, и наш фильм именно такой: здесь и любовь, и дружба, и предательство, и вообще много чего.
- И все это играет один человек? Ну, за исключением нескольких сцен с французской актрисой.
- Не совсем. Не забывайте, что еще есть МАКСИМ. Да, по сюжету он робот, но это абсолютно полноценный герой, на котором многое лежит. Поэтому мы пригласили специального актера, который говорит, играет и отыгрывает - то есть на съемочной площадке у Вовы есть настоящий партнер.
- А что, кстати, с французской актрисой - ее уже выбрали?
- Как раз завершаем кастинг, выбрали нескольких кандидатов. Это не будет звезда первой величины, хотя сначала мы пошли по, скажем так, большому кругу и всерьез рассматривали возможность пригласить Марион Котийяр или Софи Марсо. Но они, с одной стороны, очень дорогие, а с другой - очень известные для нашего проекта. Мы пришли к тому, что хотим видеть в фильме менее популярную актрису, но при этом ее голос должен быть узнаваем для франкоязычной аудитории. Это как в фильме «Она», где Скарлетт Йоханссон не видно, но хорошо слышно. Мы выбрали нескольких интересных актрис, сейчас ведем с ними переговоры, а снимать будем или в конце января, или в конце февраля. К счастью, после огромного павильонного блока у нас запланировано еще несколько съемочных дней, когда будем снимать «натурную» космическую часть и актеров на подвесах. Это будет уже другой павильон, побольше - там нужно, чтобы источник света был как можно дальше, как Солнце. А впереди - долгий монтаж и еще более долгий постпродакшен: каждый кадр будет дорабатываться. Кроме того, некоторые кадры будут, что называется, fully SGI, и здесь самые большие нюансы. Паша очень четко определяет задачи и ему крайне важно, чтобы все было максимально реалистично. Я уже говорил об этом, и это чистая правда: за 1% бюджета «Интерстеллара» мы хотим сделать «Интерстеллар». Мои западные коллеги до сих пор не верят, что за наш бюджет вообще что-то можно снять, но мы попробуем (улыбается).
- Почему решили строить декорацию вручную? Изначально планировался виртуальный продакшен, но позже вы рассказывали, что картинка, созданная с помощью этой технологии, «не выглядит как реальность». Что пошло не так?
- Чтобы воплотить изначальный план, я заморочился и поступил в лабораторию APostLab в Нидерландах, где продюсеров обучают посту - чтобы мы понимали, как он в принципе работает. Я пообщался с тьюторами, мы провели серию тестов и поняли, что технология не сработает по нескольким причинам. Во-первых, ее главный смысл в том, что используется не классическая компьютерная графика, когда сидят люди и создают все руками: сперва - объекты в 3D, потом - все текстуры, затем - источники света, после чего все настраивается. Процесс очень долгий и дорогой, и сегодня это можно заменить работой на движке Unreal, как сделали создатели сериала «Мандалорец». Но главная проблема в том, что продукт, круто выглядящий в компьютерных играх, на большом экране смотрится фейково, зрителю это заметно. Мы пробовали самые крутые тесты, и все равно результат был не очень.
- Но ведь в том же «Мандалорце» таких проблем не было.
- Да, но там это работало только потому, что речь о картинке, которая находится в дефокусе и на заднем плане - в таком случае технология показывает себя отлично. А у нас предметы находятся очень близко, и герой с ними постоянно взаимодействует. Еще одна причина, по которой мы отказались от виртуального продакшена: бывает, что в огромных LED-экранах вылетает пара пикселей, и это очень заметно. Если такое происходит на площадке, экран нужно менять, а мы такое позволить себе не могли бы. Поэтому и решились на почти самоубийственный шаг (смеется). Это была огромная работа: просчитать размеры и пропорции, рассчитать скорость вращения тора, чтобы была искусственная гравитация, все вымерить… Паша в этом смысле очень точный парень.
- Кто-то вас консультировал с научной точки зрения?
- Да. Еще на этапе сценария Пашу консультировали два астрофизика, один из которых до сих пор дает советы.
- Во время создания декораций тоже с ними советовались?
- Нет, с этой частью справились сами. Нам было важно, чтобы корабль «Обрiй» выглядел по-настоящему украинским, чтобы он не был похож на корабли из «Луны 2112» или «Интерстеллара». При этом получилось вполне функционально: мы понимаем, что и как здесь работает, кнопки натыканы не рандомно, а по делу. Где-то что-то может поскрипывать - это добавляет атмосферности украинского корабля (улыбается).
- Насколько отказ от виртуального продакшена удорожил проект?
- Процентов на 20, не меньше. Нужно также понимать, что все такие штуки - это продукт компромисса. Например, сначала мы собирались строить все шесть помещений, которые нужны для сюжета, а потом построили четыре, и одно сейчас перестраиваем. Кроме того, наш герой проходит несколько этапов, которые можно отследить по степени его небритости. Была мысль решить это с помощью графики, но у нас очень много крупных планов, так что этот вариант не подошел: сперва мы снимали Вову во всех четырех декорациях с бородой, затем его торжественно побрили, а теперь снимаем в тех же декорациях, но уже без бороды. Все это - концептуальные решения, которые принимаются уже после написания сценария и составления первичных смет, но тянут за собой многое - и сроки, и средства.
- Кстати, о концептуальных решениях. Когда вы определились с актером на главную роль, менялся ли под него сценарий?
- Отчасти. Например, меняли реплики, если понимали, что речь героя по сценарию Вове не свойственна. То есть от Вовы в финальном варианте будет много, и это хорошо.
- Визуальные эффекты будете делать в Украине?
- Да, для нас это принципиальный момент. Уже есть прекрасный подрядчик, украинская компания Magic Room Studio, в основном работающая на западный рынок. Но мы уговорили их за относительно небольшие деньги сделать нам графику. Мы посмотрели их предыдущие работы (ребята были одними из тех, кто создавал собаку для «Фокстера и Макса»), нам понравился подход, поэтому и выбрали их. Кроме того, на проекте есть VFX-супервайзер с нашей стороны - Евгений Лех, который дает подсказки прямо на месте. Его стиль работы отличается от того, что делают Magic Mushrooms, и очень круто, что у нас есть два разных мнения. Мы ведь стремимся сделать космос как можно более реальным.
- Какую часть бюджета планируете потратить на графику?
- Заявленный бюджет - 24 млн грн, из которых 20 млн дает Госкино, а остальное - наши инвестиции. Но уже сейчас я понимаю, что это будет не четыре, а больше шести миллионов, а общий бюджет в итоге составит 27-28 млн грн. Это плохо, но не критично, ведь мы надеемся, что получится хорошее кино. Порядка 7-8 млн грн ушло на строительство декораций, а расходы на графику составят около 5 млн грн.
- Я ожидала, что цифра будет больше…
- Могла бы быть, но мы, чтобы этого избежать, предварительно все очень четко распланировали: и очередность сцен, и то, как они снимаются. Если этого не делать, подорожает весь фильм, не только графика. Мы же собрали в одном проекте все, что только могли: и космос, и огромная сложная декорация, и робот-аниматроник… И сам Паша, как я уже говорил, очень требовательный режиссер.
- Вы, кстати, вмешиваетесь в его работу? Все-таки в полном метре он дебютант.
- Нет, не вмешиваемся. Концепция нашей компании в том, что мы работаем с авторами. Кино не обязательно должно быть авторским, но важно, чтобы его делал автор. Мы, конечно, высказываем свое мнение, советуем, но не в творческом плане. Иначе это будет продюсерский, а не режиссерский проект, а этого мы не хотим.
- Ищете ли вы партнеров для копродукции? Насколько я помню, пару лет назад проектом интересовались крупные игроки вроде Universal и Netflix.
- Они интересовались концепцией. У нас, например, были встречи на Co-production Market Frontieres в Монреале, где американские продюсеры предлагали дать в три раза больше нашего бюджета, но с условием, что съемки будут на английском, а девушка - китаянкой. По сути, наш проект - это high concept: сценарий легко адаптируется, его можно снять в любой стране. Но как я уже говорил, нам было важно сохранить национальный колорит, а также полный творческий контроль. А потенциальные партнеры - в частности, французские, с которыми мы вели переговоры - хотели мажоритарной доли участия, при которой могли бы говорить Паше, что и как ему делать. Мы на это не согласились, поэтому работаем над проектом самостоятельно.
- У фильма уже есть международный дистрибутор?
- Нет. У нас достаточно большой опыт работы с международными сейлзами, и преимущественно система работает так, что нужно выбирать между большой компанией, у которой есть связи с дистрибуторами по всему миру, и маленькой. При этом для первой украинский проект (особенно режиссерский дебют) не будет в приоритете - там по 40-50 релизов в год, а у второй может не хватить опыта для продвижения. Поэтому мы решили не спешить, сперва снять фильм и самостоятельно показать его на фестивалях. Возможно, это прозвучит не очень скромно, но я точно знаю, что есть множество отборщиков, которые посмотрят фильм только потому, что я его продюсировал. Пока, конечно, сложно сказать, как картину воспримут и в Украине, и во Франции, но авторское кино - это всегда пространство для экспериментов.
- В продвижении значительную роль играет позиционирование. Как вы намерены позиционировать «Ти - Космос» и будет ли отличаться позиционирование в Украине и, скажем, во Франции?
- О, это всегда самое интересное в том, что мы делаем. Ведь пока фильм снимается, вы до конца не знаете, каким он получится. Даже больше: это самое важное. Это как с големом: ты его создаешь, пишешь имя на лбу, а потом он либо оживает, либо нет. Фильм может быть прекрасным набором кадров, все актеры замечательно играют, но он не оживает, не взлетает. Никто не понимает, как это работает, и в этом весь ужас и вся прелесть создания кино.
- Тогда переформулирую: как выгоднее всего позиционировать фильм для украинского рынка?
- У нас всегда выгоднее все позиционировать как комедию. Но при этом обманывать зрителя нельзя, это плохо работает. Второй момент: промо у нас никто не учит, мы все познаем на собственном опыте методом проб и ошибок. Мы только пытаемся нащупать свою аудиторию и только начинаем ее изучать: на что она откликается, какие раздражители работают, а какие - нет. Сейчас все держится на продюсерской чуйке, но это справедливо по большей части для коммерческого кино, а в авторском свои законы и нюансы.
- Международную премьеру планируете на каком-нибудь крупном фестивале?
- Да, мы всегда так планируем. Мне кажется, «Ти - Космос» - это история либо для Канн, либо для Венеции, посмотрим, как им зайдет. Если все будет хорошо, то в течение года после такой премьеры картина будет кататься по различным фестивалям, а потом состоится украинская фестивальная премьера. Что касается кинопроката, то пока я бы не спешил его планировать, учитывая и пандемию, и злого Путина, который все грозится напасть. На следующий год у нас уже запланировано два релиза: «Вiдблиск» Валентина Васяновича и «Я i Фелiкс» Ирины Цилык, а в 2023-м выйдет «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича. Возможно, в том же году состоится релиз «Ти - Космос», но это пока не точно.
- А что по поводу премьер на телевидении и в диджитале: не думали привлечь партнеров еще на этапе производства, ведете ли какие-то переговоры в этом направлении?
- Да, ведем, но здесь тоже масса нюансов. На начальных этапах, когда мы рассматривали вариант копродукции, в украинский сай-фай никто не верил, хотели сперва увидеть отснятый материал. Сейчас это переговоры другого уровня - о продажах. Еще у нас сложно договориться о продакт-плейсменте. Мы начинали осторожные переговоры в этом направлении, но условия были из серии «хотим, чтобы корабль назывался так же, как наша компания». Но так делать нельзя: это и фильм убивает, и рекламе идет в минус.
- А с украинскими стриминг-платформами ведете переговоры?
- У них пока очень мало денег, чтобы выступать копродюсерами. О продажах мы обязательно с ними будем говорить, но я хочу показывать потенциальным партнерам уже готовый продукт. Если бы у нас был суперкоммерческий проект со звездами, можно было бы начинать раньше, однако это авторское кино, которое заочно оценить очень трудно. Да и в финансовом плане стриминги нам бы мало чем помогли, учитывая их пока что скромные возможности.
Не знаю, как вас, а меня такой размах впечатлил. Теперь дожидаться премьеры будет интереснее, а как фильм примет зритель - узнаем уже в 2023 году. Наверное.