С каждым годом в Украине снимают все больше фильмов военной тематики, и иначе, к сожалению, быть не может: война на Донбассе не прекращается восьмой год кряду. Рефлексировать на эту тему продолжает и Ахтем Сеитаблаев: за плечами у режиссера уже есть полный метр «Киборги» и сериал «Доброволец», но скоро этот список пополнится еще одним фильмом - «Мирний-21».
Проект стал одним из победителей Четырнадцатого конкурса Госкино, получив финансирование в размере 31,2 млн грн (80% бюджета). Но производством вместо фигурировавшей на питчинге компании Александра Дриза «Фор-пост» занялся продакшен Ахтема Istmen Films, а Сеитаблаев кроме режиссерского кресла занял и пост продюсера. Сегодня съемки завершены, фильм находится в постпродакшене, но до того, как это случилось, мне удалось пробраться на площадку и добыть для вас ценную и интересную информацию.
Для начала вкратце расскажу о сюжете: «Мирний-21» - это основанная на реальных событиях история луганского пограничного отряда, бойцов которого сепаратисты и российские спецслужбы безуспешно пытались вынудить предать свою страну. Разумеется, снимать на месте событий у группы не получилось, поэтому подходящие локации искали в Киеве
Одна из них - подвал с импровизированным медпунктом, который получился из столичного бомбоубежища
При просмотре готовой картины вы вряд ли заметите разницу: художник-постановщик Шевкет Сейдаметов, с которым Сеитаблаев сотрудничает практически в каждом проекте, с задачей создать атмосферу Луганска 2014 года справился на отлично
К слову, не думайте, что раз Сейдаметов работал и на «Киборгах», и на «Добровольце», то некоторые декорации перебрались и в «Мирний-21»: по словам создателей, здесь все уникальное
Ну а оператор Юрий Король точно сделает так, что вы всему-всему поверите, будто видели собственными глазами
Актерский состав в картине тоже звездный: главную роль играет Андрей Саминин, с которым Ахтем уже работал в «Хайтарме», также в касте Виктор Жданов и Роман Ясиновский из «Киборгов», Лорена Колибабчук и Максим Девизоров из «Номеров», где Сеитаблаев был сорежиссером Олега Сенцова.
Поскольку фильм снят на основе реальных событий, то логично, что у многих персонажей есть прототипы. У героя Саминина это нынешний главный пограничник Украины Сергей Дейнеко, до августа 2014-го возглавлявший Луганский пограничный отряд. Что скажете, похож?
В фильме снимается еще один давний друг и партнер Сеитаблаева по съемкам, Алексей Тритенко: он играет главного злодея, который в течение всего фильма будет склонять украинских пограничников к предательству
То, что в реальности история закончилась не просто хорошо, а еще и героически, мы с вами уже знаем. Тем больше задач стоит перед Сеитаблаевым и его командой: нужно, чтобы зритель не только поверил происходящему, но и прочувствовал переживания каждого из персонажей
А пока режиссер (и одновременно продюсер) занят, члены съемочной группы могут расслабиться, благо мест на локации для этого достаточно
А актеры - нащелкать селфи. Когда еще выпадет шанс сделать это в настоящей каске?
Над теми, кому скоро в кадр, хлопочут костюмеры и гримеры,
но иногда «бойцы» справляются самостоятельно
Еще немного режиссерских наставлений - и можно снимать
Король и его камера уже готовы
Что происходит после хлопушки - узнаете, когда фильм выйдет в кинотеатрах, а пока придется поверить мне на слово: картина обещает быть напряженной и атмосферной
Впрочем, и для веселья на площадке находится время
Особенно когда режиссер сидит на плейбэке в другом помещении
Насмотревшись, как снимают «Мирний-21», я не могла упустить шанс побеседовать о фильме с его продюсером и режиссером в одном лице:
- Ахтем, это уже третий ваш проект на военную тематику. Нет ли профессиональной усталости от жанра?
- Скорее есть человеческая. Мне достаточно часто задают этот вопрос, я и сам не раз им задавался. А ответ в том, что каждая картина, за которую я берусь, в чем-то совпадает с моими потребностями и ощущениями. Меня самого волнуют вопросы, которые поднимаются в моих фильмах, и, надеюсь, то же происходит с большинством их зрителей. Речь не только о военной тематике. Например, в «Хайтарме» рассказана история о человеке и, не побоюсь этого слова, народе, а на другой стороне - государственная машина. Как часто они существуют в совершенно разных мирах, как часто государственная машина пытается подмять под себя, уничтожить, сделать невозможным сам факт твоего существования? Что в этой ситуации делает или не делает человек, к чему это приводит? Остается ли место надежде? Нужно сказать, что во всех своих историях я так или иначе рассказываю о надежде - я все-таки романтик, это моя главная тема. Разумеется, в разных фильмах на это нанизываются другие подтемы, но надежда и ее обретение - главное.
В «Чужой молитве» мы рассказывали, что уметь сострадать, сопереживать и сочувствовать - залог жизни, а конфессия, регион и этнос в этом смысле совершенно не имеют значения. В «Киборгах» мне было важно рассказать о дороге к миру, к сожалению, через войну. Поэтому мы с самого начала понимали, что в фильме будет много разговоров о том, зачем мы здесь, в чем наша мотивация, чего мы хотим. Важно было подчеркнуть, что в Украине идет цивилизационная война - между будущим и прошлым. «Захар Беркут» - о том, что нельзя ломать через колено все то хорошее, что было заложено на земле, где ты родился. Здесь поднимается и тема очень непростой, болезненной жертвенности, ведь Захар Беркут понимал, что сыновья, скорее всего, погибнут. А фильм «Мирний-21» - это история о доверии и о том, какой ужас может происходить, когда оно пропадает. Проще всего это объяснить на эмоциональном уровне, переложив на личное: семью, любимых, друзей. И добавьте войну: если я знаю кого-то с двух лет, то могу ли я встать с ним спина к спине? Или я вообще никому не могу позволить быть у меня за спиной, потому что не верю? Наверное, я всем этим живу, потому и получается, что в последние 10 лет снимаю такие картины.
- Обязателен ли для раскрытия всех этих вопросов военно-драматический антураж? Насколько я знаю, вы хотите поработать с комедией - какой она должна быть в вашем представлении?
- Пока не буду раскрывать подробностей, но достаточно внятные очертания комедии уже есть - в том числе и на бумаге, я по старинке пишу карандашом (улыбается). А что касается военно-драматического антуража - конечно, он не обязателен. Но дело в том, что все те истории, о которых я вам рассказывал, не возникли на пустом месте, я не задавался вопросом, что бы эдакое снять. Во-первых, сейчас многое диктует время, а во-вторых, практически со всеми картинами, над которыми я работал (разве что кроме «Хайтармы»), мы, что называется, встретились. «Киборги» родились из одного из эпизодов моей программы «Хоробрі серця», «Чужая молитва» - из реальной истории Саиде Арифовой: когда я о ней узнал, то просто не мог позволить себе пройти мимо. «Захар Беркут» стал для меня вызовом: после предложения продюсеров и сильного погружения в первоисточник мне показалось, что здесь есть о чем поговорить. Словом, все не случайно, и фильма «Мирний-21» это тоже касается: картина о том, что сегодня меня очень волнует, о доверии - как личном, так и глобальном. Ведь мы как общество тотально не доверяем ни друг другу, ни государственным институтам.
- На Семнадцатом конкурсе Госкино вы питчили драматический проект «Не зрадити за мить», посвященный севастопольским курсантам. Получается, комедию снова придется отложить?
- С этим проектом мы питчинг не прошли, но историей все равно живем. Только в этом случае моя компания - сокомпаньоны продакшена Михаила Ухмана в производстве. Более того, мы уже подписали меморандум о взаимопомощи с Военно-морскими силами Украины. Сейчас картина находится на стадии девелопмента.
- В процессе разработки «Мирний-21» поменял продюсера и продакшен - почему это случилось и кто был инициатором?
- С юридической точки зрения все права теперь находятся у моей компании «Истмен филмс». Почему не случилось сотрудничество? Так бывает, что режиссер и продюсеры не во всем сходятся - ничего страшного в этом не вижу. Инициатором был я, и, к счастью, мы все решили мирно.
- Когда-то похожий вопрос я задавала Наталке Ворожбит, которая сначала была сценаристом, в частности «Киборгов», а затем стала режиссером: будучи не только режиссером, но и продюсером, поняли ли вы о съемках кино что-то новое?
- Конечно! Более того, каждый вечер я веду душеспасительные беседы между тремя своими ипостасями: режиссера, продюсера и бухгалтера (смеется). Слава богу, режиссер хоть и с боями, но побеждает. Если серьезно, то, разумеется, стало больше понимания проблематики с продюсерской стороны, но каких-то кардинальных открытий я, честно говоря, не сделал. Мне ежедневно приходится решать, кто сегодня будет главным - режиссер или продюсер, но, как я уже сказал, пока побеждает режиссер.
- Не жалеете, что дебютировали как продюсер в проекте, где выступаете режиссером?
- Нет, меня полностью устраивает этот опыт. К тому же, надеюсь, у меня будет возможность побыть исключительно продюсером и не навязывать другому человеку свое видение: речь идет о режиссере-дебютанте и очень сильной истории - «Більше за юність» Элизабет Зисман-Зоц, с которой мы выиграли Пятнадцатый питчинг. У проекта огромный потенциал - это сочетание авторского и зрительского кино, и сейчас мы начинаем его разработку.
- В первые дни съемок «Мирного-21» вы здорово перепугали жителей Троещины, собрав у РГА толпу с флагами РФ. Не думали ли вы обойтись в настолько спорных моментах графикой, а не снимать вживую?
- К счастью, все прошло хорошо. Во-первых, за несколько дней до начала съемок на километровом расстоянии от площадки были расклеены объявления, чтобы жители не беспокоились. Правда, как выяснилось, люди не очень-то их читают (улыбается). Во-вторых, я по этому поводу уже шутил в соцсетях: если бы хотя бы десятая часть тех, кого разгневали наши съемки, подошла бы и поинтересовалась, что вообще происходит, я бы еще больше гордился, было бы больше мотивации. А так, да - бдительные граждане высказались в фейсбуке. Мне это напомнило старый анекдот о чеченском мальчике, который поменял автомат, оставленный ему отцом для защиты дома, на часы. А когда отец вернулся, то спросил у него: «Если придет враг, что ты ему сделаешь? Скажешь, который час?» Я с уважением отношусь к людям, но приходится признать: они и читают мало, и активны прежде всего в соцсетях.
- Расскажите о кастинге: долго ли длился, были ли проблемы с поисками актеров на какие-то роли? Или, наоборот, персонажи писались под актеров?
- По многим персонажам сразу было ощущение, что их будут играть определенные актеры - так по большому счету и получилось. Мне вообще в этом смысле везет, потому что среди кино- и театральных актеров много моих близких товарищей. Я бы сказал иначе: практически по каждой позиции была проблема с тем, чтобы определиться. У всех были замечательные, подчас неожиданные пробы. Казалось бы, давно знаешь человека, понимаешь, на что он способен, и вдруг он тебя по-хорошему удивляет. Это, признаться, замечательное чувство - такие проблемы я люблю (улыбается).
- У фильма уже есть дистрибутор?
- Пока ведем переговоры, подписанного договора с какой-то определенной компанией нет.
- Вы наверняка планируете не только кино-, но и телепремьеру, а также премьеру в диджитале. Есть ли уже конкретные договоренности с каналами и платформами?
- Пока нет, тоже в процессе.
- Еще не думали, где премьера состоится раньше - на ТВ или в онлайне?
- Сложный вопрос, учитывая, что пока онлайн-платформы в Украине не так популярны, как телевидение. Но к моменту премьеры все может измениться. Будем посмотреть (улыбается).
- Возможно, у вас были предложения от украинских ОТТ-платформ, желающих стать полноценным партнером, а не только площадкой показа?
- Были, но мне, мягко говоря, не хотелось бы комментировать это предложение от Sweet.tv.
- Тогда финальный вопрос. В случае с «Киборгами» вы сначала сделали полный метр, а потом сериал, с «Добровольцем» - наоборот. Ждать ли чего-то подобного от «Мирного-21»?
- Пока по ощущениям снятый материал если и может поделиться на части, то они вряд ли будут соответствовать нынешнему форматированию сериальной продукции на телеканалах, в частности по хронометражу. Материала, как мне сейчас кажется, намного больше, чем потребуется для полного метра, и, очевидно, какие-то вещи придется ужимать, но для четырехсерийки его, скорее всего, будет мало. Во всяком случае таковы мои первые ощущения, но окончательно что-то говорить пока рано.
Ну вот, теперь все карты у вас на руках. А козырные ли они - узнаем в апреле следующего года, когда «Мирний-21» доберется до большого экрана. Главное, чтобы все локдауны к тому времени наконец закончились.