Я долго готовилась, но наконец объявляю: изучение проектов, претендующих на госфинансирование в рамках Шестнадцатого конкурса Госкино, практически завершено. Осталась последняя секция - неигровая копродукция, в которой значится 15 потенциальных картин. Оценивали это направление эксперты Иван Тимшин, Юлия Мельник, Андрей Негрескул, Анастасия Иващук, Аркадий Непиталюк и Александр Омельянов. Изначально на господдержку претендовали 16 проектов, однако фильм «Повернення» Кати Федуловой в последний момент выбыл из гонки.
Конкурсную сессию открыла документалка для широкой зрительской аудитории Dragnet (ООО «Продакшн №1»). Режиссер и автор сценария - Ксения Бугримова, продюсер - Лариса Гутаревич. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет - 4,5 млн грн).
Синопсис: Документальный портрет поколения подростков, потерянного в интернете, где подстерегает опасность вроде кибербуллинга, смертельных челленджей, сетевой педофилии, пропаганды селфхарма. Возможно ли, что «игры смерти» появляются из-за существующих в даркнете «букмекерских контор», где ставят на детей, играющих в челленджи, как на гонках?
Документальный полнометражный фильм-расследование о кибербезопасности презентует Лариса Гутаревич. По ее словам, между поколением детей (которых продюсер почему-то называет миллениалами) и их родителей - пропасть. В детском мире нет границ, но есть киберпреступность. Детей нужно как-то защищать, в чем и призван помочь фильм.
Проект создается в копродукции с Великобританией. Копродюсер Марк Фолиньо, присоединившийся к презентации в режиме онлайн, также считает кибербезопасность крайне важной и актуальной темой. Марк работает в Лондоне и сотрудничает с несколькими продакшенами, которые специализируются на документальном и телевизионном контенте. Кроме того, у Фолиньо хорошие отношения со Sky и BBC: он рассчитывает, что те заинтересуются проектом и купят его для своих эфиров.
К слову, Лариса и Марк уже работали вместе - над картиной «Спадок брехні»
По словам Гутаревич, половину финансирования авторы намерены найти в Великобритании, а средства на девелопмент у них есть - этот этап почти завершен. Кроме того, часть материала уже отснята.
Ксения Бугримова присоединиться к презентации не смогла - она находится на Шри-Ланке на съемках. Но режиссер записала видеообращение, в котором сообщила, что идею проекта вынашивает больше трех лет.
Фильм будет делиться на три смысловые части: мир взрослых, мир детей и мир киберпреступников (здесь Ксения обещает интервью с настоящими хакерами, которые подробно расскажут о секретах интернета). Кроме того, в картине планируется участие Филиппа Лиса - организатора одной из «групп смерти» в соцсетях. Он сейчас отбывает наказание, но авторы уже получили его согласие на интервью. Каждая из частей будет выделяться визуально, монтажно, а также с помощью музыки. Опасность, исходящую от даркнета, планируют показать с помощью едкого зеленого дыма.
Предполагаемая аудитория проекта - от 16 лет, поскольку для зрителей помоложе фильм будет жестковат. Продвигать картину планируют в соцсетях, но займутся этим вопросом после того, как найдут сейлз-агента.
Следующий проект - фильм для широкой зрительской аудитории «Крим. Звільнення» (ООО «Кіностудія дитячих та юнацьких фільмів ім. Ханжонкова»). Режиссер - Сергей Лысенко, авторы сценария - Ярослав Яриш и Александр Палий, продюсер - Валерий Боровик. Объем ожидаемой господдержки - 1,92 млн грн (общий бюджет - 2,4 млн грн).
Синопсис: Фильм рассказывает о первой попытке России захватить Крым и освещает подробности спецоперации СБУ, которая была проведена Украиной в 1994 году и на два десятилетия отсрочила захват полуострова Россией.
Автор идеи фильма - генпродюсер студии Валерий Боровик. Уже несколько лет он пишет книгу о том, как все могло сложиться в 2014 году, если бы нашим спецподразделениям в Крыму дали команду обороняться и атаковать. Валерий уточняет, что это не фантастика и не альтернативная история: так действительно могло случиться, и об этом его продакшен тоже хочет снять документальный фильм (подробности - на следующем питчинге). Ну а пока Боровик намерен экранизировать историю о том, как РФ пыталась захватить Крым в 1994 году. Это необходимо зафиксировать, особенно учитывая, что о тех событиях уже мало кто помнит - особенно среди 20-30-летних.
По мнению создателей проекта, потеря Крыма - это фундаментальная психологическая травма для каждого украинца, поскольку полуостров был сдан без боя. А их фильм станет своего рода психотерапией и покажет, какими конкретными действиями тогдашнее руководство Украины и силовики остановили «ползучую» агрессию со стороны РФ. Это будет «максимально натуралистическое» погружение в события почти 30-летней давности, для чего авторы планируют масштабную реконструкцию событий, а также интервью с непосредственными участниками. Кроме того, в картине покажут снятые СБУ кадры, которых еще не видели зрители - их Боровику передал Евгений Марчук. Фактически, говорит Валерий, они продемонстрируют весь срез действий в 1994-м: они же должны были производиться в 2014-м, но этого не случилось.
Режиссер добавляет, что его волнует человеческое измерение истории - например, противостояние руководителя СБУ Марчука и президента Крыма Юрия Мешкова. Базироваться картина будет именно на этом: Лысенко ищет конфликты между людьми. В то же время постановщик признает, что вряд ли у команды получится посетить Крым, так что снимать реконструкции событий будут на материковой части Украины.
Аркадий Непиталюк интересуется главным посылом проекта: не в том ли он, что в 1994-м Украина заботилась о территориальной целостности, а в 2014-м - нет? Боровик отвечает: главная идея в том, что украинцы готовы бороться за свою страну, но рыба гниет с головы - то есть спецподразделения могли бы отстоять Крым, но такого приказа им не дали.
Очень хотелось бы узнать, с кем авторы планируют копродукцию, но такого вопроса эксперты не задали.
Следующий проект - авторская документалка «Закрий рота» (ООО «Діджітал реліджн»). Режиссер и автор сценария - Таисия Кутузова, продюсер - Ольга Бесхмельницына. Объем ожидаемой господдержки - 1,98 млн грн (общий бюджет - 3,84 млн грн).
Синопсис: Шестнадцатилетний Сергей расследует коррупционные сделки в родном селе под Киевом, пока на него не нападает местный депутат. В 19 лет Сергей бросает себе вызов - баллотируется в местный совет против депутата, напавшего на него три года назад. Но попытка взять ответственность за все общество становится слишком тяжелой для Сергея, и он продолжает искать себя, чтобы быть счастливым.
В видеообращении продюсер отметила, что проект - мажоритарная копродукция Украины с Францией, а Таисия Кутузова - молодой, но талантливый и перспективный режиссер. Авторы также ведут переговоры о присоединении к производству третьего партнера, а девелопмент уже закончен - картина готова к съемкам.
Таисия же подробнее рассказала о самом проекте, сперва показав его трейлер. Режиссер уверена: герой ее картины несет в себе именно те ценности, которые мы всей страной отстояли в 2014-м. Его история - это современная аллегория Давида и Голиафа, история борьбы за справедливость и против безнаказанности. По словам Кутузовой, очень важно показать: советский менталитет остался в прошлом, а парень, рожденный в 2000-м году, способен бороться за свою общину.
Партнер проекта - француз Стефан Сиоан и его продакшен East Roads Films - сотрудничает с Таисией в течение двух лет и своими глазами видел, как фильм развивался и еще на этапе девелопмента привлекал внимание европейской индустрии документалистов. Причина в том, что «Закрий рота» - одна из тех еще нерассказанных историй об Украине, которые мир хочет услышать. Доказательство тому - получение Таисией в прошлом году Премии Французской Республики за вклад в защиту прав человека. Картина также успела успешно поучаствовать во многих европейских фестивалях, получить Development Award на немецком смотре goEast и главную награду Форума документальных фильмов Балтийского моря. Проект уже заручился поддержкой IDFA, команда ведет переговоры с вещателями практически по всей Европе и в США. В качестве партнеров по копродукции рассматриваются компании из Швейцарии и Германии, но сейчас проекту важно получить поддержку Госкино.
Чтобы экспертам (и нам с вами) было проще, достижения проекта перечислили в отдельном слайде
Как и источники финансирования
Кроме Таисии над картиной работают оператор Сергей Стеценко и шведский режиссер монтажа Фил Джендели, но также в команду хотят найти украинского монтажера. Непиталюк спрашивает, что осталось снять (судя по ролику и тритменту, многое уже зафиксировано). Кутузова отвечает, что финальный третий акт картины, в котором она покажет поступление Сергея в вуз - тот хочет стать магистром права, а впоследствии адвокатом.
Следующий проект - авторское документальное эссе «Піратське Майбутнє» (ООО «Табор»). Режиссер и автор сценария - Юджин Юнг, продюсеры - Максим Наконечный и Евгений Рачковский. Объем ожидаемой господдержки - 1,6 млн грн (общий бюджет - 10,2 млн грн).
Синопсис: Изображение катастроф в СМИ и настоящие катастрофы повторяют друг друга по всему миру. В потоке образов мы живем в мире, где невозможно сказать, что является подлинным. «Пиратское будущее» - это путешествие в поисках подсказок на будущее, пробуждающее чувство реальности в щелях размытых границ между образами и реальностью.
Идея проекта родилась не в Украине, и предполагается, что наша страна будет миноритарным партнером компании из Южной Кореи. По словам продюсера Максима Наконечного, работа над картиной станет шагом в развитии украино-азиатских отношений в целом.
Режиссер Юджин Юнг приехать на питчинг не смогла, но записала видеообращение, в котором объяснила идею картины. Еще в 2011-м, когда произошла катастрофа в Фукусиме, девушка поняла: из-за изображения катастроф в кино и комиксах она не может воспринимать их как реальность. Позже, в 2018-м, она посетила Чернобыль, и город ее вдохновил: время там остановилась, но жизнь людей - нет. Теперь она хочет исследовать другие подобные события, чтобы понять, как связаны реальность и созданные человечеством образы. Для этого Юнг планирует побывать на местах реальных катастроф - в Чернобыле и в Фукусиме, а также поговорить с теми, кто с ними связан.
Корейский продюсер проекта Сара Кэнг рассказала, что девеломпент проходил при поддержке Корейского Национального Университета Искусств и Сеульского фонда искусства и культуры. Также проект был отобран на DMZ Docs Pitch - крупнейший фестиваль документальных фильмов в Азии. Сначала авторы намерены провести съемки в Корее, а в следующем году - в Украине.
После двух видеообращений и одного тизера продюсер Евгений Рачковский добавляет, что уже был проведен ресерч проекта в Чернобыле и в Фукусиме. Украинское финансирование составляет всего 16% от общего бюджета проекта, а потратить его планируют на съемки в Чернобыле и зарплаты украинских специалистов - в частности, оператора Вячеслава Цветкова.
Следующий проект - авторская документалка «Полюс» (ООО «Продюсерська Компанія «Браха»). Режиссер и автор сценария - Ольга Калчугина, продюсер - Наталия Хазан. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет - 4,4 млн грн).
Синопсис: Киноэкспедиция к загадочным и недоступным местам Антарктиды - а именно к украинской полярной исследовательской станции «Академик Вернадский» - с целью изучения секретов и характеров полярников.
Продюсер и режиссер отмечают, что нет лучшего времени для разговора об Антарктиде, чем разгар лета. Их проект расскажет об антарктической украинской станции «Академик Вернадский», которая находится аж в 15 тыс. км от Киева. В этом году она отметила 25-ю годовщину своего существования, а сейчас там работает 26-я экспедиция полярников-зимовщиков - именно они станут героями документалки.
За учеными на станции Ольга следит в течение нескольких лет и заметила, что у полярников есть много интересных традиций, которые передаются от одной экспедиции к другой. А вот киноэкспедиций на шестой континент еще не было, и авторы хотят это исправить.
Калчугина уверена, что ее работа будет иметь не только художественную, но и историческую ценность: в картине она попытается ответить на вопрос, что именно побуждает людей отправляться на край света, в практически полную изоляцию от внешнего мира. Кроме того, режиссер считает, что готовый фильм может стать достойным претендентом от Украины на «Оскар».
Миноритарным партнером в проекте выступает Италия, но как именно - эксперты уточнять не стали.
Поддержать документалистов пришел глава Национального антарктического научного центра Евгений Дикий, который подтвердил: журналисты на «Вернадский» когда-то приезжали, а кинематографистов действительно еще не было. Он отметил, что не является членом команды фильма, но если Госкино поддержит его создание, то НАНЦ обеспечит все необходимое: доставку группы на станцию, проживание, технические условия и т.д. Впрочем, речь не только о проекте Ольги - Центр готов сделать это для всех, кто захочет снять такое документальное кино.
Эксперты уточняют, не придется ли группе провести на станции девять месяцев, но Дикий говорит, что такое не обеспечил бы даже он: документалисты смогут приехать туда во время антарктического лета и провести две-три недели, после чего их заберут. Ольга и Наталья уверяют, что этого времени им будет достаточно.
Следующий проект - документалка для широкой зрительской аудитории «Забулене майбутнє» (ООО «РРП Груп», известное на рынке как IVORY Films). Режиссеры - Валентин Шпаков и Яна Федосенко, автор сценария и продюсер - Оксана Кучерова. Объем ожидаемой господдержки - 1,9 млн грн (общий бюджет проекта - 3,8 млн грн).
Синопсис: Социальный эксперимент на тему травли в социуме продемонстрирует обществу реальные истории буллинга на примере двух подростков (одного в Украине, другого - в Японии). Проект призван изменить отношение окружающих к «забулленым» и поможет показать, что от проблемы нельзя бежать, ее нужно решать.
Проект презентуют Оксана Кучерова и второй режиссер Яна Федосенко - Валентин Шпаков приехать на питчинг не смог. Оксана говорит, что они представляют сразу две компании - украинскую Ivory Films и японскую Throne Asia, в партнерстве с которой, собственно, и будет производиться картина. Переговоры с японцами и девелопмент проекта ведутся больше года, японский продюсер за это время несколько раз посетил Украину и знает, что представляет собой наша страна и насколько тема буллинга для нас актуальна.
Throne специализируется на производстве документального кино, прямых трансляциях, визуальных эффектах и международной копродукции. Идея снять проект с украинцами принадлежит продюсеру компании Такафуми Юки, а тему буллинга выбрали из-за того, что у нее нет границ. Японцы планируют подать проект на питчинг местного телеканала NHK.
Девелопмент картины еще не закончен, поэтому окончательно герои пока не утверждены.
Заменяя Шпакова, Яна рассказывает о художественных средствах фильма. Во-первых, будут использоваться яркие цвета: для Японии - бело-красной, для Украины - желто-голубой. Таким образом, зритель в любой момент фильма сможет понять, где именно развивается действие. Героев-детей будут вводить в кадр не сразу: сперва покажут частично, а в кульминационный момент камера сфокусируется на лице и глазах. Интервью с ними запишут в безлюдных местах, чтобы подчеркнуть одиночество. Также планируется использование графики.
Оксана добавляет, что и у нее, и у Яны есть огромный опыт работы в реалити-шоу, и в производстве документалки он пригодится - здесь нужно наблюдать, а не взаимодействовать. Но участие ментора-психолога тоже предполагается: он поможет объяснить ребенку, что выход из ситуации есть всегда, бежать от проблем не нужно.
Команда проекта на 80% состоит из украинцев, снимать украинский блок будут двумя группами: одну возглавит Валентин, вторую - Яна. Съемки планируется вести в течение одного учебного года.
Эксперты интересуются, каким образом авторы планируют снимать в школе и будет ли персонифицироваться вторая сторона - хулиганы? Оксана подтверждает, что съемки в школе - действительно самый сложный момент девелопмента: авторам нужно получать разрешение и в Украине, и в Японии, но они к этому готовы. Что же до хулиганов, то их линии в картине будут второстепенными. Кроме того, иногда и хулиганы становятся жертвами буллинга, так что драма проекту в любом случае обеспечена.
Александр Омельянов также спросил, почему режиссером выбрали Шпакова, который раньше документального кино не снимал. Кучерова говорит, что Валентин в проекте с самого начала, а поскольку в документалистике он до этого действительно не работал, в команду пригласили Яну.
Следующий проект - документалка для широкой зрительской аудитории «Ізоляція» (ООО «Тремпель фільмз»). Режиссер и автор сценария - Игорь Минаев, продюсер - Юрий Леута. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет проекта - 3 млн грн).
Наступний проект - документалка для широкої глядацької аудиторії «Ізоляція» (ТОВ «Тремпель фільмз»). Режисер і автор сценарію - Ігор Мінаєв, продюсер - Юрій Леута. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет проекта - 3 млн грн).
Синопсис: «Изоляция»: завод - арт центр - тюрьма. История разрушения человека и искусства. XXI век.
Продюсер режиссер хотят рассказать историю «Изоляции» - места, за 70 лет существования бывшее сперва заводом, затем арт-центром, а сейчас ставшее тюрьмой. Источником вдохновения для авторов послужила книга Станислава Асеева «Світлий шлях. Історія одного концтабору», которую он представил в 2020 году и благодаря которой об «Изоляции» узнали за пределами Украины. По словам Юрия, международные партнеры очень заинтересованы в сотрудничестве с украинцами для создания документального фильма об этом месте.
Авторы хотят рассказать об «Изоляции» и с социальной точки зрения, и с политической, но главное - с культурной, а затем экстраполировать все это на историю нашей страны. Режиссер добавляет, что повествовение будет линейным: это поможет зрителю, особенно за пределами Украины, понять феномен «Изоляции»: завод, который становится арт-центром, - не редкость, но арт-центр, превращенный в крупнейший в Европе концлагерь, - случай уникальный.
Естественно, снимать внутри «Изоляции» у авторов не получится, но материала у них все равно достаточно. Сперва они намерены обратиться к архивам времен завода и арт-центра, а затем записать интервью с людьми, вышедшими из «Изоляции» на свободу. Одним из таких героев картины будет Станислав Асеев.
В июне проект участвовал в Cedoc Market в Польше, где авторы нашли партнеров в лице компании Movie Mates - она подаст проект на конкурс Польского киноинститута и приобщит к производству местные телеканалы. Также документалкой заинтересовались представители различных фестивалей с правозащитной тематикой.
Польский продюсер также уверен, что картина привлечет внимание не только в Восточной Европе, но и по всему миру.
Аркадий Непиталюк спрашивает, какой посыл будет у фильма, ведь заканчивается он тем, что «Изоляция» стала концлагерем. Режиссер говорит, что финал будет другим: арт-центр продолжает жить и функционировать, хоть и сменил прописку на Соледар.
Следующий проект - документалка «Милостивий Хуліган» (ФЛП Чепіга Олександр Володимирович). Режиссер - Елена Максём, автор сценария - Адриан Пирву, продюсер - Александр Чепига. Объем ожидаемой поддержки и общий бюджет проекта неизвестны, поскольку заявка на сайте Госкино отсутствует.
Синопсис: На протяжении многих лет Лина, выросшая в украинской Системе институционального ухода (читай в интернатах), боролась за свою свободу и независимость. Сейчас она борется за лучшую жизнь для таких как она, одновременно ища ответы о своем травматическом прошлом.
Чепига отмечает, что эта украино-румынская копродукция - не просто фильм: на протяжении всей жизни Лина на собственном опыте видела, как меняется отношение государства к людям с инвалидностью. Предыдущая работа Максём и Пирву, картина «Не все буде добре», получила награду ОМКФ и приз FIPRESCI на кинофестивале «Трансильвания».
Елена говорит, что опыт предыдущего фильма помог ей выстроить стиль съемки: не концентрироваться на изъянах, а показывать сильные стороны человека. Именно поэтому главной героиней нынешней картины стала Лина: ее энергия и сильный характер затмевают ее инвалидность. Как говорит режиссер, сама Лина тоже будет помогать выстраивать свой кинематографический портрет.
Структурно картина будет состоять из трех условных частей: ад (система интернатов), чистилище (людные улицы Киева и протестные акции с участием Лины) и рай (помощь девушки детям).
Продюсер добавил, что оператором будет Сергей Мельник, с которым Елена и Адриан работали над предыдущим фильмом. Авторы рассматривают свой проект как социально-образовательный, поэтому будут предлагать партнерство различным общественным организациям, в том числе правозащитным.
Следующий проект - документалка для широкой зрительской аудитории «Сад Дідуся» (ЧП «Кінокомпанія «Магіка-фільм). Режиссер - Кароль Старнавски, автор сценария - Витольд Шабловски, продюсер - Геннадий Кофман. Объем ожидаемой господдержки - 1,59 млн грн (общий бюджет - 7,93 млн грн).
Синопсис: Этот фильм - личная история молодой польки. Каролина отправляется в путешествие на Волынь, чтобы увидеть землю, откуда происходит ее семья. «Сад деда» - о крохах добра, памяти, прощения и примирения с прошлым, а также о неизвестных подвигах украинцев. Это голос молодого поколения в непростом польско-украинском диалоге исторической памяти.
Проект - миноритарная для Украины копродукция, за польскую часть производства отвечает продюсер Дарута Рожковская, с которой Кофман сотрудничает больше двадцати лет. Идея возникла у Даруты после премьеры картины Войцеха Смажовского «Волынь» - она предложила Кофману создать ответный фильм. Тот сперва был против: в Украине, мол, и без того хватает раздражителей. Но Дарута не сдавалась: Смажовский, по ее мнению, обрисовал человеческое зло, а теперь нужно показать, как в адских условиях проявляется добро. Рожковская нашла режиссера, затем отыскала девушку, ставшую главной героиней, собрала группу и даже нашла украинского оператора - Александра Познякова. После этого сердце Кофмана оттаяло и он решил поучаствовать в проекте. Геннадий уверен: теперь картина будет звучать на общем украино-польском языке.
Польский режиссер в видеообращении рассказал, что путешествие главной героини будет не туристическим, а, скорее, духовным. Цель - не провести расследование, найти правых или виновных, а понять самих себя через историю. По задумке, такое путешествие должно стать очищающим для обеих сторон.
Оператор признался, что сначала тоже не хотел участвовать в проекте, но со временем передумал, ведь в искусстве не должно быть тем-табу. Кроме того, авторы хотят снимать картину таким образом, чтобы Александр был полноценным участником проекта: иногда он будет общаться с Каролиной, для чего задействуют вторую камеру, которая будет показывать первую.
Дарута в видеообращении рассказала, что проект уже поддержали Польский киноинститут, Польское телевидение и Институт Пилецкого (правительственное учреждение, отвечающее за документирование и исследование исторического опыта польских граждан в ХХ веке). Кофман же надеется, что к проекту присоединится не только Госкино, но и фестиваль DocuDays, сетевые киноклубы и какой-нибудь телеканал. На кинотеатральный прокат Геннадий особо не рассчитывает, однако говорит, что картина подойдет для показа в киноклубах с обсуждением после.
У Непиталюка вопросов нет, зато есть комментарий. Ему понравилось, что в картине будет общение героини с оператором-украинцем: таким образом, считает эксперт, авторам удастся свести на нет однобокость взгляда на трагические исторические события.
Следующий проект - авторская документалка «Лікування смертю» (ООО «Самміт Фільм»). Режиссер и автор сценария - Сергей Волков, продюсер - Ольга Федорович. Объем ожидаемой господдержки - 1,93 млн грн (общий бюджет - 2,41 млн грн).
Синопсис: Алексей - бывший наркоман, но именно он стал лучшим учеником своего спасителя, нарколога, чей уникальный метод дал ему второй шанс. Он делает все возможное, чтобы спасти клинику и дело всей жизни своего кумира, который сам потерял желание жить.
Название картины отсылает к методике лечения наркомании, которую изобрел и запатентовал нарколог Виталий Василенко. Ее суть - в работе с подсознанием пациента, когда врачу нужно уничтожить наркомана в структуре личности. Метод довольно авторитарен, но действенен: результативность составляет 80%. Впрочем, речь в картине пойдет не о нем, а о людях - самом враче Василенко и его пациенте Алексее, который не просто излечился, но и стал одним из лучших учеников своего спасителя. Теперь герои поменялись местами: потеряв жену, а позже попав в серьезное травмирующее ДТП, Виталий погрузился в депрессию - теперь он находится в изоляции, а клиникой управляет удаленно. Василенко хочет успеть передать свой метод, и Алексей - самая подходящая кандидатура.
Авторы планируют наблюдать за лечебной группой с начала и до окончания терапии, отслеживая, как меняются люди. Алексея Волков намерен снимать не только в клинике, но и в других обстоятельствах (например, в отношениях с семьей), а Виталия - дистанционно. По задумке, зрители будут слышать только голос врача, но не видеть его - Василенко будет присутствовать в картине в роли «высшей силы». Также режиссер планирует использовать в проекте кадры с Виталием, отснятые еще до аварии. Кроме того, в клинике много лет снимали хронику, которую Сергей также задействует.
Режиссер отмечает, что не хочет делать шокирующую драму - несмотря на сложность темы, это должен быть глубокий, светлый и жизнеутверждающий фильм о надежде, ответственности и возможности изменить жизнь при любых обстоятельствах.
Продюсер говорит, что на этапе девелопмента проект поддержали несколько мастерских документального кино: он стал финалистом Eurasiadoc Docland, поучаствовал в питчинге в рамках форума Flartiana, а также в воркшопе и питчинге B2B Doc в рамках «Молодости».
Интерес к картине уже высказали фестивали goEast и Doc Leipzig, швейцарский телепрокатчик и телеканал «Настоящее время», но они ждут момента, когда фильм будет готов.
Проект производится в копродукции с Германией: немецким партнер Йорг Лангер готов вложить часть средств в производство и заняться продвижением на международном рынке.
Кандидатуры оператора и композитора еще рассматриваются. Режиссер также надеется снова поработать со звукорежиссером Дмитрием Скрипкой, с которым создал уже несколько фильмов.
Следующий проект - документалка для широкой зрительской аудитории «Міжнародний вівчар». Режиссер - Александр Тарасенко, автор сценария - Константин Искра, продюсер - Ярослав Черепушко. Объем ожидаемой господдержки - 1,88 млн грн (общий бюджет - 2,35 млн грн).
Синопсис: Семь языков, пять гражданств - одна жизнь в одном Закарпатском селе. Фильм рассказывает о жителях Закарпатья, которые, не выезжая из родных сел, сменили при жизни несколько гражданств и пользовались несколькими официальными языками благодаря тому, что их местность несколько раз переходила от одного государства к другому.
Продюсер Ярослав Черепушко и режиссер Александр Тарасенко презентуют еще один свой проект, в котором хотят рассказать об отце и сыне: первый стал путешественником, а второй фактически не понимает языка собственного отца (десятилетний мальчик говорит только по-немецки). Авторы хотят это исправить: в их картине отец и сын вместе отправятся в уникальное село в Карпатах. К слову, один из героев - собственно, отец - по совместительству еще и автор сценария будущего проекта Константин Искра.
В карпатском селе героев ждут приключения и испытания: их гуру станет местный пастух (тот самый вівчар), они будут работать в кузне, собирать ягоды, а мальчик познакомится с девочкой, которая научит его русинскому говору. Авторы даже хотят устроить несколько экспериментов в духе скаутов: сын потеряется в лесу, а отец будет его спасать. Все это - чтобы родственники вновь установили утраченный когда-то контакт. Образ «вівчара» при этом будет особым, практически библейским: мир вокруг меняется, а человек занимается своим делом, несмотря ни на что. Еще одна изюмика нашлась в доме, который Искра предварительно купил в этом селе: сундук с документами разных лет (находка также послужила началом проекта «Прикордоння», презентованного на питчинге днем ранее). Все они были выданы одному и тому же человеку (тоже «вівчару»), но разными странами и на разных языках - Австро-Венгрией, СССР, независимой Украиной и т.п. То есть дом как бы путешествовал по разным странам, оставаясь на одном и том же месте. Финал картины - примирение отца и сына, но не внешнее и на показ, а внутренее.
Что касается режиссерского видения, Тарасенко хочет сопоставить городской мир и мир села, которые при всей своей разности руководствуются одинаковыми законами. Роль камеры тоже будет важна, поскольку это фильм-наблюдение. Оператор картины уже определен - это Александр Течинский.
«Міжнародний вівчар» - это часть аудиовизуального сектора проекта Borderland.online. Но начать работу авторы хотят именно с документального фильма, чтобы наработать опыт, а потом браться за сериал, в котором предусмотрено участие двух съемочный групп.
Иван Тимшин признается, что авторы его запутали: в одном фильме у них намешано и возвращение блудного отца, и карпатское село, которое «путешествует» по странам, оставаясь на месте, и противопоставление города и села. По мнению эксперта, здесь нужно делать либо многосерийный фильм, либо сосредоточиться на какой-то одной теме, чтобы раскрыть ее как следует. Режиссер объясняет, что на самом деле картина о возрождении идентичности, и именно это будет камнем преткновения в истории.
Следующий проект - авторская документалка «На глибині» (ООО «Ютопія»). Режиссер и автор сценария - Оксана Казьмина, продюсер - Юлия Сердюкова. Объем ожидаемой господдержки - 1,67 млн грн (общий бюджет - 10,76 млн грн).
Синопсис: Вытесненные и скрываемые годами детские травмы могут превратиться в настоящих монстров. «На глубине» - это история о трех украинских художницах, которые способны превратить этих монстров в искусство - бескомпромиссное и местами шокирующее, но также жизнеутверждающее и исцеляющее.
Продюсер и режиссер разрабатывают тему уже четыре года, и за последнее время проект совершил заметный рывок: прошлой осенью он участвовал в копродукционном маркете Doc Leipzig, где нашел партнера из Болгарии - продюсера Мартичку Божилову. В этом году картина поучаствовала в программе EuroDoc, где авторы познакомились с норвежским копродюсером Беате Хофсет.
Божилова из болгарской компании Agitprop - она из самый опытных продюсеров документального кино в Восточной Европе, а ее картины неоднократно завоевывали победы на различных кинофестивалях, в том числе Берлинале. Режиссер монтажа Эмма Константинова, ранее сотрудничавшая с Божиловой, предварительно согласилась работать над проектом «На глибині».
У Хофсет и Сердюковой тоже богатый опыт. Самая известная картина последней - документалка «Все палає».
Для Казьминой нынешняя картина станет дебютом в полном метре, но ее короткометражки ранее пользовались успехом - например, работа «Секрет. Дівчинка та хлопчик», в 2019-м получившая награду ОМКФ. Проекте «На глибині» режиссер называет рассказом о том, как наши детские травмы формируют наше сегодня, а шрамы от этих травм никогда не заживают, особенно если их не проговаривать.
Экспертам показали довольно жесткий ролик, после чего режиссер объяснила, что в работе фокусируется на сегодняшних событиях из жизни героинь, а прошлое - и его травмы - проступают в образах, разговорах и т.п. Из-за этого в фильме присутствует некоторая фрагментарность, однако именно благодаря ей создается пространство для дополнительных рефлексий. Оксана, к слову, тоже будет одной из героинь, а ее закадровый голос станет проводником для зрителей, чтобы они не запутались и не остались один на один с довольно сложными материалом.
Непиталюк решил выведать больше подробностей о том, какой будет роль Казьминой в проекте. Оказалось, что стать одной из героинь она решила всего год назад, после того многочисленных расспросов на различных воркшопах. Режиссер осознала, что тоже сталкивалась с насилием, а еще ей было не слишком удобно, что остальные героини с ней откровенничают.
Следующий проект - авторская документалка «Жидівська морда» (ООО «435 Філмс»). Режиссер и автор сценария - Виталий Манский, продюсер - Анна Паленчук. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет - 6 млн грн).
Синопсис: Виталий Манский исследует свою семью на примере отца, который родился в Харькове, большую часть жизни прожил во Львове и впоследствии был вынужден отказаться от имени своего отца из-за идентификации с еврейской принадлежностью. Фильм раскрывает последствия и влияние Холокоста на европейское и постсоветское общество и преодоление антисемитизма в наше время.
Ни продюсер Анна Паленчук, ни режиссер Виталий Манский на питчинг приехать не смогли, поэтому проект презентовала представительница продакшена Елена. Впрочем, ее роль была небольшой: она анонсировала видеообращения создателей, тизер фильма, а также добавила, что и Анна, и Виталий подключены к питчингу через Zoom, поэтому эксперты смогут задавать им вопросы.
Анна отметила, что все наверняка удивились, увидев название картины, но именно так называли Манского и его друзей в школе во Львове. А те, кто называл, очень удивились бы, если бы узнали, что эта школа до войны была еврейской. Паленчук добавляет, что и в нашем обществе, и даже в школьных учебниках до сих пор полно советских мифов, а задача нашего поколения - их развенчивать. Новая картина Манского призвана это сделать: через личную историю режиссера и его семьи зрителям хотят рассказать о последствиях Холокоста и антисемитизма в Украине.
Оператором картины будет Александр Течинский, большая часть съемок пройдет в Украине - во Львове, Харькове, Киеве и Бердичеве. В создании проекта участвует латвийская компания самого Манского, продюсировать его будет супруга режиссера Наталья. Кроме того, авторы ждут софинансирования из Германии и Литвы. Что касается дистрибуции, Анна уверена: эта картина, как и предыдущие работы Манского, выйдет на Netflix.
Виталий в своем обращении акцентировал, что Украина хоть и развивается как свободная и демократическая страна, но в нашей истории осталось много темных пятен, и в одном из них - антисемитизме - он хочет разобраться.
Как - Манский объяснил в тизере. Отправной точкой картины (очень, по его словам, личной) станет то, что отец Виталия сменил свое отчество с Израилевича на Алексеевич.
Режиссер не успел расспросить его при жизни о мотивах такого решения, но теперь намерен разобраться.
Манский ждал вопросов, однако их не было. Ну, зато мы увидели, как режиссер сегодня выглядит.
Следующий проект - авторская документалка «Фото на пам'ять» (ООО «Ріал пікчерс»). Режиссер и автор сценария - Ольга Черных, продюсеры - Регина Марьяновская-Девидзон и Алексей Гладушевский. Объем ожидаемой господдержки - 1,98 млн грн (общий бюджет - 3,88 млн грн).
Синопсис: Этот фильм - попытка режиссера понять, что значит постоянно жить рядом со смертью, и показать важность памяти о близких людях после того, как они нас покинули навсегда.
Местом действия картины станет киевский морг и кафедра патанатомии, а одной из главных героинь - врач-патолог и мать режиссера. Черных признается, что выросла в семье медиков, и в течение всей жизни была свидетелем того, как люди ежедневно борются со смертью. И хоть сама она выбрала другой профессиональный путь, вопросы, как переживать утрату, ее не отпускают - поэтому Ольга решила снять фильм, который станет своего рода экспедицией по маминой работе.
Кроме того, с помощью такого «путешествия» режиссер хочет вернуть воспоминания о родном городе - в 2014-м ее семья была вынуждена выехать из оккупированного Донецка.
Проект начали продвигать еще на стадии разработки, он уже успел поучаствовать в ряде международных воркшопов, маркетов и питчингов (среди них - DOK.fest в Мюнхене и goEast). Копродюсера - француженку Лоранс Уберсфельд, представляющую французскую компанию LuFilms - Ольга встретила на форуме Eurasiadoc.
Команда у проекта уже тоже есть
Фильмом заинтересовались отборщики кинофестивалей в Сан-Себастьяне и IDFA, у авторов есть предварительная договоренность с украинским дистрибьютором 86Prokat и заинтересованность со стороны швейцарского и немецкого сейлз-агентов. Картину также намерены подать на конкурс по финансированию от Arte.
Следующий и финальный проект - авторская документалка «Революція на граніті: робота над помилками» (ФЛП Ткаченко Тарас Анатолійович). Режиссер, автор сценария и продюсер - Тарас Ткаченко. Объем ожидаемой господдержки - 2 млн грн (общий бюджет - 4 млн грн).
Синопсис: В 1990 году состоялась студенческая Революция на граните, вызвавшая ряд событий, в результате которых Украина вышла из состава СССР, став независимым государством. Но уже 30 лет Украина находится в поле влияния РФ и в экономическом, и в культурном измерении. Так стала ли Украина действительно независимой? Почему каждая следующая украинская революция заканчивается возвращением в это поле воздействия? Какие ошибки то и дело допускают руководители всех украинских Майданов? Каким должен быть следующий Майдан и что должно быть после него, чтобы в конце Украина была независимой?
По словам Ткаченко, идея проекта у него возникла, когда умер один из участников Революции на граните: тогда стало понятно, что те молодые парни уже не молоды, и нужно успеть собрать и зафиксировать информацию о них. Ему интересна не истории тех, о ком и так все знают (Олега Тягнибока или Олеся Дония), а тех, кто в те дни стихийно приезжал в Киев и участвовал в простестах. Троих героев Тарас уже нашел, но намерен искать и дальше. Более того, познакомившись с первыми героями, режиссер был вынужден притормозить процесс: коммуникация с ними и между ними оказалась настолько интересной, что Ткаченко решил сделать поиски частью картины.
Точка отсчета фильма - архивное интервью с участниками Революции на граните, именно его героев сегодня ищет Тарас. Также, по его словам, ему хотелось бы найти человека, записавшего этот ролик.
Главный референс проекта - фильм «В поисках Сахарного Человека», где поиск - тоже основной движок.
Ткаченко уже нашел копродюсеров, также партнером выступает сеть B2BDoc, готовая участвовать в финансировании и помогать с командировками.
Непиталюк интересуется, как события в картине будут перекликаться с современными реалиями. Ткаченко отвечает, что герои будут дискутировать, соответствует ли нынешняя действительность их тогдашним ожиданиям, некоторые из них расскажут, почему уехали жить в другие страны, и т.п.
Теперь мой дозор окончательно окончен, но не расслабляйтесь: скоро Госкино объявит даты Семнадцатого питчинга, и нам снова придется входить в эту реку.