Надеюсь, вы не устали от сводок с Шестнадцатого питчинга: нам осталось познакомиться с претендентами на госфинансирование еще в двух категориях. О неигровой копродукции поговорим чуть позже, а сегодня рассмотрим шесть проектов, которые подались в секцию документальных сериалов. Оценивать их выпало экспертам Ивану Тимшину, Александру Галицкому, Сергею Неретину, Дмитрию Криворучко, Валерии Кальченко-Донцовой и Дарье Трегубовой.
Первым питчился познавательно-информационный сериал «Україна поза кадром» (ООО «Телерадіокомпанія «НБМ»). Режиссеры - Виктор Маляренко и Леонид Княжицкий, автор сценария - Андрей Кокотюха, продюсер - Сергей Печорин. Авторы планируют снять 12 эпизодов по 23 минуты каждый, объем ожидаемой господдержки - почти 4,3 млн грн (общий бюджет проекта - 8,5 млн грн).
Синопсис: История независимой Украины обычно описывается и подается через политические события, действия или бездействие политиков и последствия политических процессов. Но мало кто задумывается, что на политику и политиков влияют события, факты и люди, которыми почти никогда не открывают выпуски новостей. Именно то, что остается за кадром, формирует и определяет то, что попадает в кадр. Документальный сериал о том, кто и что влияло на нашу жизнь с августа 1991 года и влияет до сих пор.
Андрей Кокотюха на питчинг приехать не смог, но записал видеообращение, рассказав, что изучает новейшую историю Украины в течение 16 лет и успел издать две книги, в которых собрал факты, имена и события, больше всего повлиявшие на страну. Теперь же ему и команде проекта предстоит проделать то же самое, но в формате документального сериала.
Писатель уверен: кофейные автоматы и появление на украинском рынке слабоалкогольных напитков сыграли не меньшую роль в жизни украинцев, чем два Майдана и отказ от ядерного оружия. «Это наше бытие, а оно, как известно, определяет сознание», - резюмировал Кокотюха.
Режиссер Виктор Маляренко объяснил структуру сериала. Эпизоды будут выстроены в хронологическом порядке: в первых семи сериях авторы рассмотрят по два года, а затем, когда подберутся ближе к современности, перейдут на формат «один эпизод - один год». Также у проекта будет ведущий - Виталий Портников, который, по мнению создателей, сможет добавить в сериал собственную точку зрения. Пытаясь описать проект коротко, режиссер называет его социокультурным исследованием.
В книгах Кокотюхи то, на чем авторы хотят сделать главный фокус, называется «тим часом». Это, к примеру, победа Украины на Евровидении в 2004-м, финансовый кризис 2008-го и все в таком духе. Также предполагается участие различных экспертов, которые могли бы раскрыть ту или иную тему глубже и добавить деталей.
Стоит упомянуть, что по сути ООО «Телерадіокомпанія «НБМ» - это «5 канал», и Сергей Печорин объяснил, почему вещатель взялся снимать кино. В прошлом году он изменил программную концепцию, из-за чего в сетке канала помимо новостей появился кинопоказ. Продюсер уверен: готовый проект понравится не только аудитории вещателя, но и зрителям по всей стране, а его производство будет стабильным, ведь у «5-го» есть и собственный павильон, и огромный архив необходимого видео.
Галицкий интересуется командой проекта, на что Печорин отвечает, что в создании будут задействованы специалисты «5 канала»: операторы, режиссеры монтажа и т. п. Затем эксперт решил уточнить, как Маляренко и Княжицкий поделят режиссерское кресло. Виктор объяснил, почему позвал Леонида в проект: как человек молодой он сможет добавить в картину свое видение. Эпизоды режиссеры делить не будут, а вместе разработают стратегию и проработают темы, чтобы не упустить ничего важного.
Следующий проект - биографический сериал «Квітка» (ООО «Телерадіокомпанія «НБМ»). Режиссер - Сергей Дзюба, авторы сценария - Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов, продюсер - Сергей Печорин. Планируется производство восьми 23-минутных эпизодов, объем ожидаемой господдержки - 2,8 млн грн (общий бюджет проекта - почти 5,7 млн грн).
Синопсис: Документально-биографический сериал посвящен памяти Квитки Цисык, американской певицы украинского происхождения и исполнительницы рекламных джинглов в США. Coca-Cola, American Airlines, McDonald's стояли в очереди за редким голосом Квитки. Владелец компании Ford Motor Генри Форд лично дарил ей каждую новую модель спортивных авто за эксклюзивное сотрудничество. Квитку можно услышать на бэк-вокале Майкла Джексона, Уитни Хьюстон и других американских звезд.
Оставшийся на сцене Сергей Печорин - продюсер и этого сериала - для начала поделился предысторией: в эфире «5 канала» есть ток-шоу Игоря Кондратюка «Кондратюк у понедiлок», в студию которого однажды пришла Римма Зюбина.
Актриса рассказала, что мечтает сыграть Квитку Цисык, а Печорин задумался, почему бы не сделать о певице документалку.
Режиссер Сергей Дзюба говорит, что работа над проектом началась еще в 2018 году и авторы хотели сделать полнометражный игровой фильм. Его сценарий написали при поддержке УКФ в 2019-м, а в 2020-м картина участвовала в Четырнадцатом конкурсе Госкино (режиссером должен был стать Тарас Ткаченко), но из-за большого количества претендентов победы проект не одержал. Тогда Дзюба и Кирсанов переформатировали игровой фильм в документальный сериал, который хотят снять как можно скорее - с каждым годом близкие Квитки становятся все старше, и в любой момент авторы могут потерять кого-то из них.
Кирсанов добавляет, что за три года работы они с Дзюбой нашли много родственников и друзей Цисык, о которых ранее не было известно, поэтому в своем проекте расскажут о певице максимально подробно.
Напоследок Печорин добавил, что в рамках производства запланировано несколько командировок, в том числе в США, и расходы на них полностью возьмет на себя «5 канал». Там, кстати, команде будет помогать Мирослава Гонгадзе и «Голос Америки».
Следующий проект - документальный драматический сериал «Лобановський» (ЧП «К-Медіа Плюс»). Режиссер - Сергей Кочергин, автор сценария - Андрей Бабик, продюсер - Виктор Самойленко. Планируется производство восьми серий по 45-48 минут, а объем ожидаемой господдержки - 8 млн грн (общий бюджет проекта - 16 млн грн).
Синопсис: Документальный сериал о выдающемся советском и украинском тренере, Герое Украины Валерии Васильевиче Лобановском представляет собой краткое содержание его биографии, жизненного пути, спортивных и тренерских достижений. Особое внимание уделено отношениям Лобановского с коллегами-тренерами, футболистами, спортивными чиновниками и другими выдающимися личностями его времени. Сериал откроет много неизвестных ранее страниц из биографии Великого Тренера и Великого Человека.
Авторы признают, что главная трудность в работе над проектом состоит в том, что он станет уже девятнадцатым, где Валерий Лобановский выступает либо главным героем, либо одним из персонажей. Поэтому их задача - не повторяться, а рассказать историю тренера с ранее неизвестного ракурса.
Затем экспертам показали ролик, в котором известные украинские футболисты, знавшие Лобановского лично, горячо поддерживают идею создания сериала, а после режиссер добавил, что для него этот проект тоже личный. В детстве его хотели отдать на футбол, но Сергей был уже «староват», однако на стадионе «Динамо» впервые увидел Лобановского вживую и загорелся игрой.
Кочергин с командой хотят сделать докудраму по примерам современных западных картин - «Последний танец» о Майкле Джордане и Chicago Bulls (Netflix) и «Лучше бы я умер» о Франческо Тотти (Sky). Основой байопика станут интервью, но авторы хотят делать их небанально и особое внимание уделять монтажу.
Визуальный ряд планируют ярким и насыщенным, в картине будет большое количество реконструкций и режиссерских ходов - например, игра футболиста с самим собой. Снимать это постановщик хочет не только на обычные камеры, но и с помощью FPV-дронов - те, по его мнению, хорошо передают атмосферу и ритмику игры. Оператор картины - Вячеслав Раковский, и о нем режиссер упомянул отдельно, поскольку для проекта его фигура очень важна.
У Сергея Неретина возник целый ряд вопросов к продюсеру. Во-первых, эксперт припомнил, что Самойленко участвовал в Десятом конкурсе Госкино с проектом «Лобановський, Блохін та інші в неслужбових звітах майора КДБ», которому в итоге выделили более 4 млн грн. Но на выходе картина называлась «Стадион», Лобановский в ней упоминался вскользь, а выделенных средств, по словам Неретина, видно не было, настолько некачественной она получилась. Еще один момент - действительно большое количество проектов о легендарном тренере, в частности предстоящий полный метр компании Kinorob. Отсюда вопрос - зачем копать перекопанную тему и не получится ли с нынешним проектом так же, как со «Стадионом»? Продюсер говорит, что в ходе работы над проектом «Лобановський, Блохін та інші в неслужбових звітах майора КДБ» два его режиссера разругались, о чем Виктор рассказывал тогдашнему главе Госкино Филиппу Ильенко, и с ним же изменил концепцию проекта. Неретин парирует: готовая картина кардинально отличалась от того, что согласовало ведомство. Самойленко признает: тот проект был его первым продюсерским опытом, он учел все ошибки и уверен, что история не повторится. Помогать Виктору взялся сопродюсер нынешней картины Семен Случевский. Оказалось, что он был одним из рассорившихся в прошлый раз режиссеров, но теперь, говорит, общий язык снова найден, тема его не отпустила, а Неретин подходит к новому проекту авторов «волюнтаристски». Сергей ответил, что к Семену у него вопросов не было, так что пусть окончательное решение принимает комиссия.
Следующий проект - исторический сериал «Перші 30» (ООО «Булава продакшн»). Режиссер - Максим Бернадский, автор сценария - Матвей Никитин, продюсер - Сергей Демидов. Планируется производство 24 эпизодов по 45 минут. Объем ожидаемой господдержки - 9 млн грн (общий бюджет проекта - 18 млн грн).
Синопсис: Проект - флешбэк, длиной в 30 лет независимости Украины. Авторы вспомнили все самое интересное, незатертое, судьбоносное и не очень, а что-то - под совершенно неожиданным углом. И покажут, что сформировало современную украинскую нацию.
Режиссер говорит, что сегодня проект актуален как никогда. Пример с недавней статьей Путина об Украине доказывает: если мы не будем писать свою историю, это сделают за нас. Драматургия сериала, по его словам, построена на конфликте между прошлым и будущим, в каждом эпизоде будет герой, рассказывающий о том, что делал на фоне исторических событий, а также эксперты из разных отраслей. Последних поделят на две группы: первым было 30 лет на заре украинской независимости, вторым - 30 лет сейчас. Таким образом, движком проекта будет конфликт поколений, и подобного хода авторы еще нигде не видели, поэтому считают своей фишкой.
Продюсер добавляет, что над сериалом команда работает уже год, за это время успела пообщаться с общественным каналом «UA: Перший» и онлайн-площадкой MEGOGO, в том числе и о масштабной рекламной кампании. Правда, чем закончились переговоры, Сергей не уточнил.
Проект - своего рода рефлексия, которая, по мнению авторов, поможет нам понять себя, осознать, как события прошлого повлияли и продолжают влиять на нас сегодняшних и построить будущее. Сейчас речь идет о производстве 24 эпизодов, но всего авторы хотят снять 32 серии - сначала об истории нашей страны до 2014 года, а затем - после.
На вопрос о творческой группе продюсер говорит, что главная находка - бывший журналист «Украинской правды» Матвей Никитин, а оператором будет Максим Баев. Кроме того, авторы наберут команду журналистов, которые помогут создать картину.
Здесь же продюсер упомянул референсы. Главные источники вдохновения - американский документальный сериал «Восьмидесятые» и клип ТНМК «Історія України за 5 хвилин», а также YouTube-проект Леонида Парфенова «НМДНИ» (странно, что его не упомянул Кокотюха: очень похоже, что сериал «Україна поза кадром» даже форматно вдохновлен детищем Парфенова).
Следующий проект - документальный сериал-наблюдение «Прикордоння» (ООО «Кіностудія дитячих та юнацьких фільмів ім. О. О. Ханжонкова»). Режиссеры - Александр Тарасенко и Елена Елисеева, автор сценария - Константин Искра, продюсер - Ярослав Черепушко. Планируется производство восьми 48-минутных эпизодов, у государства просят 8 млн грн (общий бюджет - 16 млн грн).
Синопсис: Настоящие истории из сегодняшней жизни народов, которые в результате переделов границ подверглись управлению нескольких государств и сейчас живут в окружении и часто вперемешку с другими этносами. Первый сезон неигрового сериала «Прикордоння» средствами кино осуществит исследования жизни наших соотечественников из других этносов. Мы должны лучше познакомиться с нашими соседями по общему дому.
По словам продюсера, документальный сериал - часть мультидисциплинарного международного (но с корнями в Украине) проекта Borderland.online, состоящего из нескольких направлений: образовательного, аудиовизуального и художественного. Его цель - фиксировать и исследовать пограничные языки, культуры и народы.
За год работы над проектом авторы сформировали экосистему, куда входят европейские университеты, украинские телеканалы, а также украинские и европейские кинотеатры. Еще в партнерах - кинофестивали и культурные институции. Образовательное направление уже запущено, а проект-участник питчинга станет началом аудиовизуального направления.
Продюсер отмечает, что им принципиально важно получить поддержку от Госкино: у Borderland.online уже есть европейские партнеры, однако старт должен быть положен именно в Украине.
По мнению режиссера, проект поднимает важную и нужную тему - этнического многообразия, которое жизненно необходимо человечеству. Существует множество стереотипов об этнических меньшинствах, а своим сериалом авторы хотят добиться, чтобы мы увидели реальных людей.
Синопсисы уже проработаны. Любопытно, что ни один эпизод не будет снят только в Украине - чтобы раскрыть тему как можно лучше, авторам придется попутешествовать. Для каждой серии создатели отобрали интересные истории о жизни людей в пограничье. Они, как говорит режиссер, будут изюминками эпизодов.
Своим авторитетом в плане кинодокументалистики постановщик называет Майкла Мура, так что в проекте ожидается много экспериментов прямо в кадре.
Поскольку тематика сериала предполагает много энциклопедического контента (нужно рассказать об этносе, объяснить, как он оказался в тех или иных обстоятельствах и т. п.), режиссер намерен прибегнуть к «карнавальному ликбезу» - переодевать рассказчика в костюмы нужной эпохи, чтобы он вещал в историческом антураже, а не просто так.
Так авторы видят аудиторию своего проекта. У них уже есть договоренности с пятнадцатью региональными вещателями, ведутся переговоры с каналами Общественного.
Напоследок - документальный сериал-исследование «Play Like a Girl / Грай як дівча» (ФЛП Блажан Роман Костянтинович). Режиссер, автор сценария и продюсер - Роман Блажан. Планируется производство восьми 25-минутных эпизодов, объем ожидаемой господдержки - 8 млн грн (общий бюджет проекта - 16,5 млн грн).
Синопсис: Вертикальный неигровой телесериал об успешных в мире представительницах индустрии компьютерных игр и киберспорта. Каждая из восьми серий посвящена одной женщине и ее истории.
По словам Романа, работа над проектом началась еще в 2018 году. За это время у него было много итераций, а тот вид, в котором он добрался до питчинга, появился лишь в феврале 2021-го.
Тема киберспорта популярна во всем мире, и Украина не исключение. Блажан уверен, что буквально через пару лет зрители в нашей стране будут выбирать - посмотреть футбол или трансляцию киберспортивных соревнований. Впрочем, в этом сериале он намерен исследовать не весь мировой киберспорт, а лишь то, какое место в нем занимают женщины.
По ходу презентации выяснилось, что проект - международная копродукция, где Украина - миноритарий. Главным партнером выступает немецкая компания Lailaps Films (входит в группу Studiocanal).
В подтверждение этих слов Роман показал видеообращение представителя Lailaps, который рассказал, как рад участвовать в проекте, ведь женский взгляд на вещи сегодня в тренде, а киберспорт популярен сам по себе.
А затем Блажан представил команду проекта.
Роман признался: когда они предложили сотрудничество немцам, те сомневались, что у украинцев хватит опыта для создания столь амбициозного проекта. Чтобы развеять сомнения, Роман и Ко за два дня сняли небольшой тизер с украинскими героинями будущего сериала - 19-летней девушкой и 61-летней женщиной, которые играют в CS:GO.
Неретин проект похвалил, однако посоветовал уделить больше внимания форме (возможно, добавить анимацию, агрессивную музыку, динамичный монтаж и т. п.), а также поинтересовался, готов ли Роман уменьшить сумму, запрашиваемую у Госкино. Блажан ответил, что не хотелось бы: с немецким партнером у него хоть и дружественные, но четко очерченные отношения. Разумеется, если это будет необходимо, то он найдет способ ужаться или передоговориться с партнером, но только в крайнем случае.
Галицкий волнуется, не будет ли сериал рекламой CS:GO, ведь в ролике Романа показали только эту игру, а еще спрашивает, как авторы намерены урегулировать вопросы авторских прав с производителями игр. Блажан его успокаивает: в каждом эпизоде будет новая игра, а что до авторских прав - этот момент полностью взяли на себя немцы.
На этом список проектов категории «Неигровые сериалы» исчерпан, но далеко не уходите: нам осталось изучить секцию «Неигровая копродукция», и этим мы займемся в ближайшие дни.