Пандемийная жизнь потихоньку налаживается. В минувшую субботу в Киеве состоялась первое после пришествия коронавируса крупное индустриальное мероприятие - церемония вручения премии «Золота Дзиґа» (о чем я подробно расскажу вам в ближайшее время), а сегодня начинается второй тур Пятнадцатого конкурса Госкино.
Этап питчингов продлится три дня - 14, 15 и 16 июня, и за это время экспертам предстоит заслушать более 120 претендентов на госфинансирование. Работа, согласитесь, непростая, но я, закатав рукава, готова стать вашим проводником в увлекательный мир заявок. Правда, не всех: особое внимание в этот раз мы уделим проектам из новых тематических категорий «30-летие Независимости Украины» и «Безбарьерность», а также полнометражным фильмам режиссеров-дебютантов.
Готовы? Тогда пристегивайте ремни, будем начинать.
09:05 Нельзя просто так взять и начать вовремя, но в этот раз задержка, похоже, будет небольшой. Во всяком случае трансляция уже стартовала, и по ней видно, что в кинотеатре «Оскар» присутствуют все, кто там должен сегодня быть.
Авторы первого проекта жалуются, что бар кинотеатра «Оскар», несмотря на большой день, не работает - кофе всем пришлось искать где-то в другом месте.
Анимационные короткометражные, полнометражные фильмы (мультфильмы для детей 6-8 лет) тематики «Безбарьерность»
Эксперты направления - Андрей Кокотюха, Сергей Мельниченко, Александр Авшаров, Александр Беляк, Елена Голубева, Людмила Ткачикова и Игорь Лоташевский. А первый проект - анимационная комедия «Бздюх» (ООО «Світ Незнайки»). Режиссер и автор сценария короткометражного фильма для широкой зрительской аудитории - Дмитрий Шостак, продюсер - Ксения Ефанова. Бюджет - 1 млн 950 тыс. грн (просят 100% финансирования).
Синопсис: Идя в первый класс, клоп Клостя надеется найти новых друзей, а вместо этого подвергается травле со стороны других насекомых. Однако «бздюх» становится героем, когда благодаря защитному запаху спасает всех от птички.
Для Шостака и команды это уже второй проект, с которым они претендуют на господдержку (первым был мультфильм «Чорна-чорна курка», который, по словам режиссера, «отлично продвигается»). Мультфильм поднимает тему буллинга, и авторы знают о ней не понаслышке: самого Шостака в детстве дразнили за то, что ходил в очках.
Пафоса, морализаторства и трагизма в мультфильме не будет, а главная фишка истории - в юморе и искренности. Шостак также отмечает, что в категории «Безбарьерность» очень удачно выбран возраст детей (6-8 лет): на этом этапе они уже могут либо столкнуться с буллингом, либо сами начинают дразнить «не таких» детей.
Кокотюха интересуется, есть ли страгегия продвижения картины вне фестивалей - ведь не все дети на них ходят. Авторы надеются на показы в кинотеатрах (хронометраж мультфильма позволяет крутить его в формате трейлера), а также в школах и детских садах. Беляк признался, что «Бздюх» - его анимационный фаворит, поэтому он хотел бы видеть полный метр о герое-вонючке. Шостак говорит, что если первый блин не окажется комом, то и полный метр будет.
Следующий проект - приключенческий анимационный фильм «Муніме» (ООО «Хеппі Хіппі Лаб»). Режиссер - Кристина Танащук, продюсер - Александра Костина, авторы сценария: Катерина Бабкина, Кристина Танащук и Андрей Миськив. Короткометражный фильм рассчитан на широкую зрительскую аудиторию, бюджет - 5 млн 203 тыс. 364 грн (просят у государства 823 тыс. 695 грн).
Синопсис: История о фантазийном путешествии мальчика Муниме и детском умении воспринимать реальность как сказку, которое взрослые со временем теряют.
Мультфильм - долгострой, осенью 2019 года авторы, получившие финансирование УКФ, говорили, что выпустят проект в 2020-м. За это время общий бюджет вырос с 3 млн 581 тыс. 988 грн, а хронометраж увеличился с четырех минут до восьми. Поддержка Госкино необходима для завершения работ.
Историю хотят рассказать в технике стоп-моушен, а готовится она для большого экрана. Еще две задействованные технологии - игровой движок Unreal Engine, покадровая анимация в стилистике аниме. Судя по всему, у проекта большой потенциал для лицензирования - среди его партнеров уже есть издательство «Арт Бук» и сеть магазинов «Сильпо».
Короткометражкой авторы ограничиваться не планируют: сразу по окончании работ приступят к созданию анимационного сериала, для чего уже заручились поддержкой партнеров из Нидерландов.
Следующий проект - приключенческий анимационный фильм «Мушля для вушка» (ООО «Новаторфільм»). Режиссер - Степан Коваль, автор сценария - Лана Ра, продюсер - Анна Полониченко. Бюджет авторского короткометражного фильма - 1 млн 990 тыс. 569 грн (просят 1 млн 977 тыс. 677 грн).
Синопсис: Кто-то может быть не таким, как все, но это не повод не общаться. Лошадка Камелия объединяет друзей, чтобы помочь зайчику Тихому Ушку с недостатками слуха услышать мир.
Персонажи мульфильма уже знакомы зрителям: несколько лет назад авторы создали проект «Камелiя i самотнiсть». Судя по всему, режиссер рассчитывал на большую популярность этой картины, но почитал комментарии и понял, что многие о ней не слышали. Второй проект серии, судя по всему, призван исправить ситуацию.
Технология производства - валяные куклы, «очень добрые и теплые - в отличие от пластилиновых или силиконовых». По словам сценариста проекта, мультфильм поднимает тему социализации детей с плохим слухом, и здесь важнее всего - показать радость открытия звуков.
Эксперты отмечают, что для десятиминутного мультфильма у персонажей слишком много трудностей - проблемы со слухом, речью и т. д. Но по словам авторов, это не совсем так: персонажи раскрываются не только в этом мультфильме, но и в предыдущем, и в перспективе это может быть альманах.
Переходим к следующей категории - Анимационные короткометражные фильмы, посвященные 30-летию Независимости Украины
Ее открывает приключенческий фильм-сказка «Хуха Моховинка» (ООО «210 добрих справ»). Режиссер и автор сценария - Андрей Щербак (адаптация одноименной литературной сказки Василя Королива-Старого), продюсер - Дмитрий Судаков. Проект готовится для широкой зрительской аудитории, бюджет - 2 млн 500 тыс. грн (просят господдержку в размере 2 млн грн).
Синопсис: Рассказ о странном лесном существе - Хухе Моховинке, маленьком по возрасту, но взрослом духом. Это тихое, спокойное повествование о жизни в природе, где нет зла и шумных напуганных людей, не понимающих и боящихся природы. Это - детская история о недетских проблемах человека.
Авторы проекта начали с очень насущного - поддержки украинской сборной на Евро-2020. И правда, многие сегодня пришли на питчинг невыспавшиеся из-за того, что вчера болели. Что ж до истории, то она - об очень маленьком существе, которое сталкивается с человеком. А он в свою очередь страдает из-за того, что боится природы. Авторы называют Хуху очень милым и позитивным персонажем, но, судя по кадрам и рассказу авторов, история драматична до трагизма: из-за человека-лесоруба Хуха теряет дом и очень страдает из-за этого. Впрочем, финал позитивный: добро побеждает, а мораль в том, что бояться природы не нужно. И если маленькая Хуха простила своего большого обидчика, то этому могут научиться и маленькие зрители.
Проект уже получил поддержку УКФ, и за эти деньги авторы сделали девелопмент - мультфильм полностью готов к производству. Эксперты советуют немного «почистить» проект: там есть и анимация, которая все показывает, и диалоги персонажей, и закадровый текст. Авторы не сразу поняли, о чем речь, но в итоге пообещали прислушаться.
Если проект будет удачным, авторы начнут разрабатывать сериал о Хухе: короткие вертикальные эпизоды будут учить маленьких зрителей простым, но важным истинам. Показы планируются на фестивалях (правда, каких именно - пока непонятно) и онлайн-платформах вроде MEGOGO и OLL.TV.
Переходим к музыкальной анимации «Жива музика» (ООО «Новаторфільм»). Режиссер и автор сценария - Клим Климчук, продюсер - Анна Полониченко. Бюджет авторского проекта - 1 млн 973 тыс. 957 грн (просят 1 млн 635 тыс. 711 грн).
Режиссер Клим Климчук - воспитанник мастерской Евгения Сивоконя. Нынешний его проект - поэтичная история об украинских сельских музыкантах. По словам Климчука, украинская музыка - это часть той Атлантиды, которую пора бы уже поднять из океана. В частности, традиционная музыка до сих пор не была представлена в анимации - и он хочет это исправить. Что касается непосредственно анимации, то режиссер предпочитает использовать наивную технику. Разработку проекта уже завершили благодаря поддержке УКФ, так что картина уже готова к производству.
Эксперты советуют добавить в сюжет конфликт, чтобы усилить историю, а также юмор и иронию (пока что картина выглядит как анимационная документалка). Целевую аудиторию проекта режиссер не ограничивает - по его плану, мультфильм будет интересен и детям, и взрослым.
Следующий проект - приключенческая сказка «Яблуня» (ООО «Новаторфільм»). Режиссер - Надежда Лимова, продюсер - Анна Полониченко, авторы сценария - Лана Ра и Степан Коваль. Бюджет авторского фильма 1 млн 602 тыс. 782 грн (просят 1 млн 580 тыс. 440 грн).
Синопсис: Забытая сказка о яблоне-колонии из городка Кролевец.
Режиссер Надежда Лимова говорит, что ее картина будет состоять из двух актов, причем вторая часть будет более поэтичной. Рисовать планируют в стиле средневековой гравюры, используемая техника - пластилин на стекле.
Кокотюха отметил, что в презентации ему не хватило содержания: по форме все понятно, а сюжет не раскрыт. Режиссер, признавшись, что состоит в фан-клубе Андрея, принялась пересказывать синопсис, особенно подчеркнув, что суть в том, что расходовать колдовство на человеческие капризы - неправильно.
Переходим к проекту «Дивосвіт» (ООО «Топконтент»). Режиссер сказки - Марина Медвидь, автор сценария - Марина Медникова, продюсер - Геннадий Шевченко. Бюджет авторского фильма - 1 млн 998 тыс. 400 грн (просят 100% госфинансирования).
Синопсис: Проект посвящен украинской художнице Марии Примаченко, которая создала фантастический живописный мир, непохожий ни на что - причудливый, неожиданный, с настоящими чувствами и своей философией. Фильм адресован малышам и поднимает важные вопросы воспитания ребенка.
По сути, проект объединяет фольклорные истории с изображениями харизматичных зверей, вдохновленными творчеством Марии Примаченко. Вместо тысячи слов автор показал визуализацию того, что уже создано - как будет выглядеть «Дивосвіт» на экране.
Ролик состоит из ключевых моментов мультфильма, многие из которых - в виде карандашных набросков.
По мнению авторов, их проект может стать примером культурного экспорта, поскольку Примаченко знают не только в Украине, но и во всем мире.
Следующий проект - «Конституція для всіх: і великих, і малих» (анимационная студия ToonDrive, ФЛП Холодкевич К.А.). Режиссер и продюсер - Константин Холодкевич, автор сценария - Владимир Кравчук (он же Читай). Категория: фильм для широкой зрительской аудитории. Бюджет - 1 млн 361 тыс. 300 грн (просят 100% госфинансирования).
Синопсис: В анимационном стихотворном клипе рождается государство, его основной закон - Конституция. Дети и их любимый кот на Майдане знакомятся с Конституцией и основами государственного устройства.
Авторы пытаются ответить на вопрос, для кого их мультфильм. Далеко ходить не нужно: Конституцию у нас читают отчаянно мало, а именно с ее помощью можно научить детей правовым основам гражданского общества. Отсюда и цель: с помощью художественных приемов анимации донести до детей знания о главном законе страны.
Персонажей в мультфильме планируется много: и дети, и взрослые, и целые семьи. Но главный герой - рыжий кот, который и объяснит аудитории основные статьи закона. Будет и негативный персонаж - абстрактное Зло фиолетового цвета.
Авторы хотят простыми словами рассказать, как работает государство, как устроена система власти, какие права и обязанности есть у каждого гражданина. А ключевая идея в том, что Конституция защищает тех, кто защищает Конституцию.
В разработке проекта участвовали не только аниматоры, но и настоящие юристы, а за музыку отвечает группа ТНКМ. Помните, как ловко у них получилось за пять минут рассказать историю Украины? Надеюсь, этот опыт пригодится и здесь.
Не хочу никого обидеть, но пока что «Конституция для всех» - единственный проект, стопроцентно соответствующий заявленной тематической категории.
Питчинг продолжается, но я пока беру тайм-аут: встретимся в 13:20, когда очередь дойдет до игровых короткометражек тематики «30-летие Независимости Украины».
14:05
Обеденный перерыв закончился, эксперты заняли свои места, а значит, можно переходить к категории «Игровые короткометражки тематики «30-летие Независимости Украины». Ее оценивают эксперты Анна Соболевская, Юлия Мельник, Александр Чубко, Виктор Андриенко, Александр Галицкий, Валерия Кальченко-Донцова и Александра Братищенко.
Первый проект - драму «Згасаюче світло» (ФЛП Омельянов Олександр Ігорович) - презентуют без режиссера Ивана Орленко (он же автор сценария). Он сейчас на съемках в Одессе, но всегда может узнать, как все происходит, из моего онлайна. Продюсер авторского проекта - Александр Омельянов, бюджет - 1 млн 325 тыс. грн, но просят всего 285 тыс. грн, поскольку фильм находится в монтажно-тонировочном периоде.
Синопсис: Тяжело раненный солдат приходит в себя в степи. Медленно умирая от потери крови, он созерцает природу вокруг себя. Теряя время от времени сознание, он погружается в свои детские воспоминания, открывающие ему неожиданный смысл его очень медленного умирания. Последнее воспоминание перед смертью открывает красоту его короткой судьбы, он как бы находит последний кусок пазла.
Для начала авторы показали ролик, по которому, по их словам, понятна эмоциональная направленность картины. Андрей Алферов уточняет, что фильм не столько о войне, сколько о человеке на этой войне. Андрей - креативный продюсер картины, поэтому не удивляйтесь, что питч очень похож на рецензию. Интересно другое: зачем авторской короткометражке целый креативный продюсер?
Проект на 250 тыс. грн поддержал УКФ (на монтаж, постер, перевод сценария), а также Одесская киностудия и WizzArt Fest. Кроме того, проект победил в конкурсе им. Киры Муратовой. Денег у Госкино среди прочего просят на цветокоррекцию, саунд-дизайн и покупку прав на песню «Ламбада».
На вопрос, почему авторы подались именно в эту категорию, Алферов отвечает образно: во-первых, умирающий солдат - ровесник независимой Украины, а во-вторых, в картине отрефлексирован момент обретения независимости нашей страной. Виктор Андриенко сетует, что на питчинге нет режиссера - он бы ему подсказал, что финал нужно немного поменять, сконцентрировавшись на акцентах. В частности, зачем нужна жертва, которую приносит солдат.
Следующий проект - комедийная драма «ГКЧП» (ООО «Фемілі Продакшн Студіо»). Режиссер - Аркадий Непиталюк, продюсер - Станислав Притула, авторы сценария - Аркадий Непиталюк и Людмила Харченко. Бюджет авторского фильма 2 млн 43 тыс. 850 грн (у государства просят 2 млн грн).
Синопсис: Во время глобальных социально-политических катаклизмов жизнь людей не прекращается. В 1991 году, когда распадался СССР, в детско-юношеском лагере рождались новые отношения...
Цель Аркадия Непиталюка - показать, как социально-политические катаклизмы влияли на людей, и как они провели 19 августа 1991 года - день распада СССР и рождения новой Украины. Отсюда и кинематографические методы: черно-белая картинка, рамка кадра 4х3 - чтобы от человека в кадре, от его эмоций и переживаний ничего не отвлекало.
Снимать хотят на реальных локациях - детских лагерях, которые находятся вокруг Киева (хотя события развиваются на востоке страны). Кастинг проходил непривычным образом. Актеры-претенденты от имени потенциальных персонажей участвовали в интервью. Любопытный момент: проходило оно якобы в октябре 1991 года.
Последний кадр сделают цветным - на нем проявится желто-голубой флаг. Авторы уверяют, что картина помогает отрефлексировать тот период, чего мы как общество еще не сделали.
Переходим к драме «Мій тато і все» (ООО «Далі буде філмз»). Режиссер и продюсер - Иван Ясний, автор сценария - Александра Лозинская. Бюджет фильма для широкой зрительской аудитории - 1 млн 997 тыс. грн (100% финансирования).
Синопсис: После смерти матери шестилетний Ярик воспитывается в детском доме Краматорска. Чтобы предотвратить усыновление в Канаду, он убегает на войну в поисках своего отца, о котором мама рассказывала, что он «на фронте». Ярик находит солдата-однофамильца в военном полевом госпитале. Мальчик настолько искренне ухаживает за раненым солдатом и так трогательно верит, что тот заберет его к себе, когда выздоровеет, что у солдата в первый раз за всю войну не хватает мужества признаться, что он ему не папа.
По словам Александры Лозинской, фильм прежде всего о вере, а финал хотят сделать как можно более светлым. Авторы уверены, смогут снять проект так, что его полюбят даже дети.
Уже есть актерский состав: Олег Шульга сыграет военного, Роман Ясиновский - приемного отца мальчика, Римма Зюбина - директора детского дома, а главная роль досталась Гордею Дзюбинскому. Цветовая гамма будет меняться: картина начнется с холодной, но к концу потеплеет.
Иван Ясний ведет себя странно: сначала сказал, что ему нехорошо и ушел со сцены, а через минуту вернулся и продолжил питч. Видимо, переволновался человек, но от вопросов экспертов это не спасло. В частности, они интересуются: почему короткометражка требует аж десять съемочных дней? Ответ: из-за большого количества локаций. Интересно, зачем столько локаций 22-минутному фильму? Впрочем, Ясний обещает оптимизировать «при необходимости».
Следующий проект - триллер в стилистике магического реализма «Блуд і Кавун» (ФЛП Рай Андрій Володимирович). Режиссер и автор сценария - Олег Волоткевич, продюсер - Андрей Рай. Бюджет фильма для широкой зрительской аудитории - 1 млн 992 тыс. 025 грн (100% финансирования).
Синопсис: Блуд - нетрадиционное психическое состояние человека, когда он не узнает знакомую местность и не может определить направление движения; хаотическое и бесцельное хождение на месте. Что-то водит меня по кругу. Надо обязательно выйти из него, но никак не получается; я постоянно возвращаюсь к одному и тому же месту. Или это все снится? Что нужно, чтобы проснуться? А кем я проснусь?!
Автор называет проект кинопритчей и мистерией (что, в общем-то, понятно из синопсиса) и обещает, что зритель «почувствует себя степью». Извините, но передать этот питч словами невозможно - это надо видеть. И слышать! Режиссер очень страстно рассказывает о музыке: говорит, заставил гитариста исполнять роковые композиции на бандуре. Во время презентации авторы употребили слово «галлюциногенный». По-моему, точнее проект не опишешь.
Александр Галицкий напоминает, что сейчас рассматриваются проекты в категории «30-летие Независимости». Отсюда и вопрос: почему «Блуд и Кавун» подали именно в нее? Режиссер снова включил философа: говорит про дно земли, архетипику и всякое такое. Юрий Горбунов советует искать очень хороших актеров, а если они не найдутся, то пусть в кадр станет сам режиссер.
Преходим к новому питчу - сатирическая комедия «Перловка» (ООО «Частогусто»). Режиссер - Владимир Бакум, автор сценария - Юрий Голиченко, продюсер - Артем Голубев. Бюджет авторского проекта - 1 млн 985 тыс. грн (просят 100% госфинансирования).
Синопсис: Пилипчуки, по стечению обстоятельств поженившиеся 24 августа 1991 года, в День Независимости Украины, готовятся к празднованию жемчужной свадьбы. В Киев на юбилей съезжаются родственники. Мать хочет помирить родных детей Романа и Дарью, но из Харькова приезжает дядя Володя, которого Роман терпеть не может. Праздник под угрозой...
Авторы проекта предупреждают вопрос Галицкого о категории: по их словам, все мы вышли из семьи, так что тридцатилетняя история одной династии отлично перекликается с годами независимости целой страны. Аллегория в том, что семья Пилипчуков - это отражение нашего общества. Ключевой конфликт картины - конфликт между прошлым и будущим. Первое представлено дядей Володей, который ностальгирует по СССР, а второе - его племянником Романом.
Главного героя сыграет уже утвержденный Олег Щербина. Кстати, главную ставку в проекте собираются делать именно на актерскую игру.
Анна Соболевская интересуется, зачем авторам аж 10 съемочных дней, если локаций мало (основная - всего одна)? Продюсер отвечает, что две минуты в день - обычная выработка для комедий, а локаций на самом деле намного больше - около восьми. На вопрос, в чем состоит социальная значимость проекта, режиссер отвечает: показать ценность диалога и снять напряжение между представителями разных регионов нашей страны.
Следующий проект - историческая драма «Човники» (ФЛП Анучін Іван Олександрович). Режиссер и автор сценария - Владислав Робский, продюсер - Иван Анучин. Бюджет авторского проекта 1 млн 400 тыс. грн (просят 100%).
Синопсис: 1991 год. Распад СССР. Оставшись без работы и средств к существованию, учительница и мать-одиночка едет торговать за границу, чтобы заработать на лечение сына и при этом не потерять достоинство.
Эту историю автор уже частично воплотил во время учебы в Польской киношколе, где работал с Павлом Павликовским и Анджеем Вайдой. В доказательство он показал готовый ролик, который, правда, снят на русском языке.
Вообще на эту тему режиссер хочет снять полнометражный фильм, и показанная сцена - часть большого проекта и как бы предшествует событиям короткометражки. Тема близка Владиславу лично: во-первых, челночниками были его мама и тетя, а во-вторых, он уже провел масштабное исследование на эту тему. Что касается непосредственно короткометражки, то открывать ее Робский хочет хроникальными кадрами.
Как говорит режиссер, 90% вероятности, что дрим-каст станет реальностью.
На этом категория игровых тематических короткометражек исчерпалась, и после пятиминутного перерыва эксперты начнут оценивать следующую - «Неигровые короткометражки тематики «30-летие Независимости Украины». Эксперты секции: Юлия Мельник, Александр Чубко, Александр Галицкий, Анна Соболевская, Станислав Притула, Андрей Корниенко и Александр Омельянов.
Первый проект категории - «Теплi лиця» (ООО «Далі буде фільмз»), режиссер которого - Антонина Горина (Готфрид). О финансовых и прочих деталях остается лишь догадываться, поскольку заявка на сайте Госкино отсутствовала.
У проекта уже есть оператор - Олег Авилов. А начали авторы с тизера, из которого становится понятно, что картина рассказывает о борьбе с ПТСР, его бывшие военные пытаются излечить совместной работой по восстановлению разрушенной теплицы. Картина - продолжение инициативы из реальной жизни, главная цель которой - работать с вернувшимися с фронта воинами. Продюсер Иван Ясний обещает, что эта история будет путешествовать по миру и станет частью глобального движения по реабилитации людей с ПТСР.
Авторам повезло найти теплицу, которая стала метафорой возобновления человека и позволила показать войну без войны. Вторая локация проекта - госпиталь.
Фильм снимается с марта, авторы отслеживают все изменения, происходящие с теплицей. Параллельно записываются истории героев. Соболевская отмечает, что последних в картине много и, чтобы вместить все их истории, логичнее было бы выбрать полный метр. Авторы говорят, что план именно такой: короткометражка - это первый шаг.
Следующий проект - поэтический очерк «Симфонія Донбасу 2021» (ФЛП Крижна Вероніка Аркадіївна). Режиссер и автор сценария - Елена Рубашевская, продюсер - Вероника Крижна. Бюджет авторского фильма - 796 тыс. грн (просят 100% финансирования).
Синопсис: Художественное переосмысление промышленного наследия Донбасса в формате поэтического документального кино с целью реставрации идентичности и восстановления культурного значения региона в контексте Украины нового десятилетия.
Презентацию этого проекта мы слушали совсем недавно - во время конкурса PITCH UA 3. С тех пор, как вы понимаете, мало что изменилось. Структура по-прежнему построена на типах производств на Донбассе, а главный герой - индустриальный ландшафт региона.
Рубашевская все еще надеется снимать картину не только на подконтрольной Украине территории, но и на оккупированной. Но конечно, только в том случае, если это будет безопасно. Авторы уверены, что проект нужен и важен, поскольку зафиксирует то, что сейчас происходит на Донбассе, для будущих поколений. Кроме того, авторы стремятся остановить деперсонализацию жителей восточного региона.
Целевой аудиторией продюсер видит всю страну, также у авторов уже есть договоренность о сотрудничестве с одним украинским телеканалом.
Следующий документальный фильм - «Перша трійка» (ООО «Аа Юей Студіо»). Режиссер - Елена Мошинская, автор сценария - Мария Старожицкая, продюсер - Полина Герман. У государства просят 798 тыс. грн, это 100% бюджета.
Синопсис: Легендарный телеведущий 90-х Николай Канишевский возвращается на киноэкран, чтобы переосмыслить влияние истории телевидения 90-х на настоящее при помощи Александра Ткаченко и Николая Княжицкого - еще двух «золотых мальчиков» украинского ТВ, ставших политиками.
В питчинге поучаствовал третий непосредственный герой картины - Николай Канишевский. Надо ли говорить, что его спич встретили аплодисментами
Проект будут создавать в жанре креативной документалистики, а делают его прежде всего для молодежи - чтобы та понимала, с чего все начиналось. Это сейчас Александр Ткаченко и Николай Княжицкий занимаются политикой, а когда-то они был молодыми, бегали с камерами и охотились за новостями. Именно в этой ипостаси авторы картины и хотят их показать.
Эксперты интересуются, будет ли в картине отражено давление политиков и собственников телеканалов на журналистов? Судя по ответу Канишевского, нет: авторы сосредоточатся на истоках украинской журналистики. Впрочем, без основных исторических событий, на фоне которых все развивалась, не обойдется.
Переходим к проекту «Тримати стрій» (ГО «Українські соціальні проекти»). Режиссер и автор сценария - Валерий Гриценко. Бюджет фильма для широкой зрительской аудитории - 797 тыс. грн (просят 100% финансирования).
Синопсис: Фильм рассказывает о сборной команде по боям «лава на лаву», воспроизводит психологически достоверные козацкие характеры, наблюдая за современными украинцами. Это история о людях, для которых козацкое наследие - не шаровары, бунчуки, сабли или литавры, а прежде всего правила жизни, поступки, искренняя любовь и уважение к родной истории.
Режиссер своим проектом хочет показать, что традиции - это не только повод для праздника, но и путь к познанию своей идентичности. А лава, о которой идет речь, - это своего рода метафора здорового общества. Форма повествования - наблюдение, но некоторые моменты будут режиссировать (хотя зрителям об этом знать необязательно). Также авторы хотят постараться передать кинематографическими методами ощущение человека, который стоит в лаве.
В общем, если любите козаков и все козацкое - проект точно для вас. Здесь и традиции, и бои, и одежда, и всяческий колорит... Съемки проекта намечены на лето-осень в Днепре и на острове Хортица.
Следующий проект - короткометражный доку-фикшен «30 років, як я розвалив Союз» (ФЛП Синчук Роман Іванович). Режиссер и автор сценария - Сергей Илляшенко, продюсер - Ирина Шавирская, бюджет - 564 тыс. 800 грн (100% финансирования).
Синопсис: Фильм-исследование о правах человека в Советском Союзе и в современной Украине на основе истории жизни диссидента и политзаключенного Мазура Дмитрия, который после десятилетий лагерей доживает свой век в глухом селе на Полесье.
Режиссер встретил Мазура случайно, исследуя заброшенные села Полесья для своего другого фотопроекта. Сначала герой показался автору странным (и, в общем-то, неспроста), но потом он понял: через Дмитрия Мазура и его судьбу можно показать путь Украины после обретения независимости и попытаться ответить на вопрос, как мы ею распорядились.
Переходим к просветительскому фильму «ЕТНОФОНІЯ. Феномен українського багатоголосся» (ООО «Мистецьке агентство «АРТ ВЕЛЕС»). Режиссер и автор сценария - Тарас Грималюк, продюсер - Игорь Кугит, бюджет - 800 тыс. грн (100% финансирования).
Синопсис: Как и когда появилось знаменитое украинское народное многоголосие? Почему у одних народов такое пение есть, а у других нет? Чтобы найти ответ, отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие по Украине - увидеть и услышать Пространство Людей и их Голоса...
Рубрика «Очевидное-невероятное»: проект презентует не только его автор Тарас Грималюк, но и экс-министр культуры Евгений Нищук. Правда, текст ему не выдали, так что он просто красиво сидит на сцене. Но все прояснилось, когда Тарас, представляя команду, дошел до продюсеров: Евгений - один из них.
После презентации ролика, составленного из красивых стоковых кадров - без намека на героев и титульное многоголосие, Нищук встал, как будто собирается отвечать на вопросы экспертов, но отдувается все равно Тарас. Впрочем, когда Галицкий задал традиционный вопрос о том, почему проект подали в тематическую категорию, карта Нищука все же была разыграна: по его словам, многоголосие - это наше многовековое наследие, часть нашей идентичности, поэтому нужно рассказывать о нем людям. По словам экс-министра, авторы работают над темой больше 20 лет и за это время ни разу не претендовали на госфинансирование. Так что сейчас победа в питчинге стала бы для них своеобразной сатисфакцией.
Вот это поворот! Следующие два проекта снялись с конкурса: проект Алены Алымовой (Юдашкиной) «Мрійники» - из-за того что финансирование нашлось в другом месте (каком - Алена не уточнила), а авторы «Без міфів. Студентська Революція на граніті» просто не явились на питчинг.
Переходим к документально-публицистическому просветительскому проекту «Пробудження нації» (ООО «Атасов Фільм Тревел»). Режиссер - Татьяна Сучкова-Ладик, автор сценария - Олег Базилевич, продюсер - Елена Немиш. Бюджет фильма для широкой зрительской аудитории - 790 тыс. 400 грн (100% финансирования).
Синопсис: Фильм представляет новейшую историю Украины как узел взаимосвязанных событий и процессов, а также подает анализ своих мыслей и взглядов современной молодежью.
Авторы проекта говорят, что за 50 минут своей документалки (очень странно, что ее подали в категорию короткометражных фильмов) хотят показать всю новейшую историю Украины так, чтобы ее было не стыдно преподавать в школах. Это будет не просто хроника событий, но и их взаимосвязи, влияние друг на друга. А отправной точкой станет авария на ЧАЭС.
Эксперты хвалят тизер, но хотят подробностей о структуре. Авторы отвечают, что в основе картины - материалы хроники, которые у них уже есть, а еще - комментарии непосредственных участников тех или иных событий, причем не всегда спикеры будут единодушны. Еще один прием - молодежная рефлексия: авторы нашли рэп-исполнителей, которые уже записали трек о новейшей истории Украины.
Следующий проект - «Небесні мотори» (ООО «Маланка Студіоз»). Режиссер - Ангел Ангелов, автор сценария - Ольга Огаркова, продюсер - Ольга Гибелинда. Бюджет будущего фильма для широкой зрительской аудитории - 721 тыс. 540 грн (просят у государства 100%).
Синопсис: Лента посвящена истории, традициям и современности авиастроительной отрасли Украины, а именно жизни предприятия «Мотор Сич» - независимым украинцам, влюбленным в небо.
Своей картиной авторы хотят показать, что промышленность в Украине есть, она жива и, чтобы в ней работать, не нужно уезжать из страны. Режиссер хочет отойти от формата скучных документалок, поэтому проект собирается делать стильным, с яркими кадрами, панорамной съемкой и динамичным монтажом. Также Ангел (а какое еще имя может быть у постановщика фильма на авиационную тематику?) не хочет, чтобы в его картине были стандартные «говорящие головы», но героев еще не нашли - этим займутся во время препродакшена.
Среди референсов - другой проект Ангелова Insiders Project и серия документалок «Спалах». Уже сейчас авторы смотрят в будущее: возможно, «Небеснi мотори» станут первой серией большого проекта об индустриальных предприятиях Украины. Сама «Мотор Сич» участвует в проекте опосредованно: никакого финасирования с их стороны не будет, вмешательства в монтаж - тоже, но предприятие готово открывать все двери и всячески помогать.
На этом мой сегодняшний дозор окончен. Но не забывайте: завтра в 09:00 встречаемся на том же месте, чтобы заслушать претендентов на господдержку в категориях «Неигровые полнометражные фильмы-дебюты» и «Игровые полнометражные фильмы-дебюты».