Сегодня в Министерстве культуры и информационной политики большой и трудный день. Во-первых, утром состоялось дебютное заседание Совета по развитию креативной экономики при Кабмине, главная цель существования которого кроется в самом названии. А во-вторых, к обеду глава ведомства Александр Ткаченко решил собрать прессу, чтобы отчитаться о тяготах и свершениях последнего года, проведенного в должности министра. Да, мне тоже сложно поверить, что прошел уже целый год, однако с фактами не поспоришь. Поэтому в урочный час я приготовилась обратить все свое внимание на Александра Владиславовича, дабы и итоги подвести, и в будущее вместе посмотреть.
Шашлыками у нас журналистов кормит только президент и исключительно в праздник, а министр ограничился пищей духовной - встреча проходила в Национальном художественном музее Украины
Начал Ткаченко тоже с красивого, презентовав новую айдентику своего ведомства, разработанную агентством Green Penguin при поддержке программы USAID Transformation Communications Activity. По словам министра, это инструмент, с помощью которого Минкульт будет транслировать свои ценности и месседжи, а во время разработки учитывалось наследие Руси:
Запоминайте: теперь линии Минкульта плавнее, а подача - динамичнее
А еще в ближайшем будущем министерство обзаведется новым сайтом, прототип которого уже готов. «По крайней мере айдентика для него есть», - порадовался Ткаченко
Если же по делу, то говорил Александр Владиславович много, быстро и на удивление не тихо - сначала отчитываясь о результатах работы за последний год, а потом презентуя планы на будущее. Львиная доля пресс-конференции была посвящена масштабному проекту «Велика реставрацiя», защите культурного наследия, противодействию хаотичной застройке, музеям, Институту нацпамяти, книгоиздательству, туризму и языковому вопросу.
Отдельной строкой в списке достижений года Ткаченко упомянул свежесозданный Совет по развитию креативной экономики. И теперь у нас есть конкретика: орган, кроме очевидного, учредили для осуществления диалога между властью и бизнесом, координации стейкхолдеров во всех сферах креативных индустрий и наработки секторальных программ и законодательства. Цели этого весьма амбициозны: в течение ближайших лет вклад креативных индустрий в бюджет страны намерены поднять с 4% до 15%.
О кино, разумеется, тоже вспомнили - так выглядят достижения в этой отрасли на сегодняшний день, включая украинские съемки фильма «Последний наемник» для Netflix. Ткаченко с гордостью сообщил, что они стали реальностью благодаря внедрению системы рибейтов, но о проблемах с ней, как и о том, как они будут решены, почему-то не вспомнил. Может, министру еще не доложили?
Когда с отчетом было покончено, Александр Владиславович перешел к планам на будущее, и среди них обнаружилось немало интересного.
Например, в сфере информационной безопасности ведомство собирается не только создать онлайн-музей российской дезинформации, но и снять телепроект в жанре социального реалити. Как думаете, какой канал его покажет?
Что касается креативных индустрий, то здесь самое насущное - намерения обеспечить проведение конкурсов Госкино по новым правилам,
а также популяризировать украинские локации среди иностранных кинопроизводителей
Амбициозные планы требуют амбициозных вложений, поэтому в бюджетной резолюции на следующий год Минкульт попросил довольно внушительную сумму:
Хочется верить, что остальные члены правительства не будут против такого рвения
Если вам кажется, что для целого года работы этого как-то мало, то Александр Ткаченко спешит вас разубедить: «За год я в корне изменил свое представление о мире. Никогда не думал, что в культуре может быть столько вызовов. Это, с одной стороны, выматывает, но и держит в тонусе - ты понимаешь, что есть шанс сдвинуть с места процесс, который раньше называли «культурка». Наша цель - чтобы его стали называть «культура». И поверьте: украинская культура - это очень мощная мягкая сила».
Возможно, вы не заметили, но в своем монологе министр практически не коснулся дел Украинского культурного фонда, хотя институцию и ее набсовет лихорадит уже который день. Более того, буквально накануне глава этого самого набсовета Лариса Мудрак после скандала с отказом большому количеству знаковых мероприятий в выделении средств сложила полномочия. Присутствовавшие журналисты поинтересовались, что Ткаченко вообще об этом думает.
«Честно говоря, то, что происходит в УКФ, - это моя боль. Я за стабильность в институциях, чтобы они могли работать и поддерживать культурную сферу. На прошлой неделе я публично объяснил свое отношение к ситуации и к двоим членам набсовета - Сусленскому и Тулузову. Надеялся, что их замена позволит решить кризис и обеспечит бесперебойную работу набсовета. Но меня не услышали, а два человека, на которых я возлагал большие надежды - Лариса Мудрак и Екатерина Чуева, - взяли самоотвод. Теперь, очевидно, процесс потребует большего погружения - как с точки зрения определения дальнейшего функционирования набсовета, так и в вопросе [внесения] возможных изменений в закон об УКФ», - поделился Ткаченко, добавив, что, к счастью, сам фонд работы не прекращает.
На этом, пожалуй, закончу. Сделано, как видите, немало, но и впереди работы у Минкульта хоть отбавляй. Надеюсь, запала и задора у Ткаченко хватит, а бюрократия его не поглотит.