Пока страна готовится ко второму локдауну, украинский кинопрокат празднует выход первого отечественного «самурайстерна» - фильма Романа Перфильева «Безславні кріпаки». События ленты происходят в 1844 году, когда самурай украинского происхождения попадает на родину и, планируя месть, случайно знакомится с будущим великим поэтом и художником Тарасом Шевченко. Оба героя проходят долгий путь внутренней трансформации, параллельно упражняясь в рукопашном бою, владении катаной и стрельбе из револьвера.
В 2018-м фильм (тогда еще под рабочим названием «Тарас Шевченко: Перший самурай») стал одним из победителей патриотического конкурса Минкульта, обеспечив себе государственную поддержку в 19,6 млн грн при общем бюджете в 27 млн грн. Через год команда подала заявку на дополнительное финансирование от Госкино и заняла в конкурсе первое место. Но обещанные 6,9 млн грн проект так и не получил. Почему так случилось, читайте дальше.
В прокате «Безславні кріпаки» стартует 24 декабря, а с 17 декабря проходят предпоказы. Картина посвящена недавно ушедшему продюсеру Юрию Минзянову.
Я фильм уже посмотрела, но спойлерить не буду. Скажу одно: он однозначно стоит похода в кинотеатр! А пока поделюсь с вами услышанным на пресс-конференции от режиссера Романа Перфильева, продюсера Дмитрия Минзянова, генерального директора Star Media Ольги Пантелеймоновой, а также исполнителей главных ролей Романа Луцкого и Сергея Стрельникова.
На показ и пресс-конференцию журналистов пускали исключительно в масках. Но, видимо, фильм так шокировал зрителей, что челюсти упали на пол, а маски - на подбородок
Роман Луцкий, как и зрители, видел фильм впервые. «Я в маленьком, но приятном шоке», - признался актер после
Сергей Стрельников поддержал коллегу: «Посмотрел и тоже успокоился»
А режиссер вспомнил, как придумывал образ Шевченко-самурая: «Идея пришла во время Революции Достоинства. Тогда Тараса Григорьевича переодевали в разных героев - то космонавта, то Халка. А мне понравился самурай»
Тем временем к ним присоединились остальные участники актерской группы - Катерина Слюсар, Андрей Малинович и Андрей Борис
«Получилось легкое, необременительное кино, которое сейчас и нужно», - считает Андрей Борис. Для него, кстати, картина стала полнометражным дебютом
На вопрос о самых сложных моментах съемок отвечал Сергей: «На протяжении 6-7 часов снимали под палящим солнцем сцену на пляже. Мы с Романом дрались, я бросал ему в глаза песок. У него под конец дня глаза были очень красные»
«Я же тогда еще и в линзах был», - вспоминает Роман
Драка, песок, линзы - это еще ничего. Попробуйте сниматься при температуре +39 градусов в шерстяном костюме, как Андрей Малинович! Но актер доволен: других сложностей не было, а атмосфера на площадке царила прекрасная
Катерина Слюсар показывает, насколько завидовала экшен-сценам своих коллег-мужчин. Зато ей досталась интимная сцена: «Снимать было не больно - больно смотреть на большом экране»
На уже привычный для создателей вопрос о Тарантино тоже ответил Сергей, отобрав микрофон у режиссера: «Это не истерн и не вестерн. А украинский самурайстерн со всеми его особенностями»
Дальнейшие планы команда пока не раскрывает, но журналисты уже советуют делать франшизу, собрав украинский пантеон супергероев: Тараса Шевченко, Лесю Украинку и Григория Скороводу. «Не «Мстители», а «Писатели», - пошутил кто-то со сцены
По окончанию пресс-конференции я отправилась со всеми накопившимися вопросами к продюсеру Дмитрию Минзянову.
- В последний момент вы перенесли прокат с 31-го на 24 декабря. Почему подвинули премьеру? Из-за локдауна?
- Да. Решили поменять дату, получив информацию о локдауне с 8 января. Неделя - очень маленький срок для кинопроката, поэтому мы приняли решение перенести старт на 24 декабря.
- Сложно ли было договориться?
- Переносить было несложно, ведь фильм полностью готов к прокату. И благодаря нашим дистрибуторам мы сделали это достаточно быстро.
- И какая у вас сейчас роспись?
- Больше ста залов.
- Почему не дождались окончания локдауна и не запустили фильм после 24 января?
- Мне кажется, в следующем году будет настоящая пробка из блокбастеров. Их перенеслось такое количество, что выпускать в прокат будут не по четвергам, а в каждый день недели. Мы проконсультировались с дистрибутором и увидели, как мало проектов представлено к Новому году. Поэтому приняли решение повеселить зрителя, развлечь и представить нашу картину в праздники.
- Есть ли планы на прокат после 25 января?
- Да, конечно. Существует практика первого, второго, третьего экранов. Фильм смогут показывать и дальше, после локдауна. Сейчас статистика посещения выровнялась и выглядит лучше, чем раньше. Будем наблюдать за статистикой и в душе верим, что шансы остаться в прокате у нас есть.
- Сначала фильм назывался «Тарас Шевченко: Перший самурай», теперь выходит под названием «Безславні кріпаки». С чем связано изменение? Кто решил сменить название?
- Решение мы приняли с нашей промогруппой. Нам оно далось очень сложно, ведь название «Тарас Шевченко: Перший самурай» стоит в общей концепции всего проекта. Оно казалось неотъемлемым. Но во время производства наши коллеги, даже те, кто разбирается в кино, начали путать его с картиной «Тарас. Повернення». Мы поняли, что можем просто затеряться для зрителя и быть неправильно истолкованными. Зритель достаточно переборчив, а к отечественным проектам с Тарасом Шевченко в названии сформировалось предвзятое отношение. Неважно, что написано далее - «Перший самурай» или «Гарні дівчата», имя Тараса Шевченко, как мне кажется, могло отпугнуть зрителя жанрового кино. К тому же нас с самого начала почему-то начали сравнивать с фильмами Тарантино, так что мы решили сделать отсылку в названии и немного постебаться над этим.
- А разве ваш трейлер не был нацелен на создание такой реакции?
- На самом деле кино абсолютно другое. По восприятию оно не похоже на Тарантино. Как сегодня уже подметил Сергей Стрельников, у проектов с японскими боевыми искусствами есть определенные особенности.
- Выпуская фильм в широкий прокат, готовитесь к гневу поклонников Тараса Григорьевича? За неканоничное изображение?
- В первую очередь наш фильм - это сказка. Не то чтобы мы боимся - наоборот, рассчитываем привлечь внимание молодой аудитории к Шевченко.
- Картина затрагивает пару больных тем - смешение украинской и японской культур, шутки про евреев. Не боитесь провалить общественную проверку на политкорректность?
- Мы думали об этом, но не очень долго. Все персонажи выглядят очень симпатично и мило. Герой Андрея Бориса - хасид - в фильме изображен как положительный персонаж, который помогает главным героям. Насчет шуток про евреев, у нас режиссер - еврей. Так что это не пугает. В комедии обижаться на такие вещи не стоит.
- Особое внимание в фильме уделено дракам, экшен-сценам, каскадерским трюкам. Были ли какие-то проблемы при съемках таких сцен?
- На самом деле мы не успели снять даже половины запланированного экшена. Каждый из боев, которые зритель увидит, был запланирован как минимум в два раза дольше. Были сцены, от которых мы полностью отказались в пользу хронометража. Сейчас хронометраж проекта - 90 минут. Это золотая середина и для удобства работы кинотеатров, и для зрителя. Экшен-кино на 2,5 часа нам не показалось интересным. И, конечно, экшен-сцены - самые дорогие.
- Кто за них отвечал?
- Мы работали с целой командой постановщиков, которые и исполняли большинство трюков. Например, играли ниндзя. Мы проделали большую работу над экшен-сценами, она длилась полгода. Каждый бой был полностью разработан, поставлен и отрепетирован с актерами. Все делалось заранее, потому что это отдельная режиссура, раскрывающая экшен в полной мере. Над нашими трюками работали основатели XGST stunt team Руслан Горелый и Петр Треско, известные по проектам «Нюхач» и «Мистер Джонс». Летом они работали с Жан-Клодом Ван Даммом над фильмом для Netflix, который снимался в Киеве. Я очень рад, что есть такие ребята, благодаря которым можно любой голливудский экшен реализовать в украинских фильмах.
- В августе прошлого года вы выиграли конкурс на получение дополнительного финансирования от Госкино. Но денег вам так и не дали. Что произошло?
- У нас были определенные проблемы с бюджетом. Мы очень рассчитывали на дофинансирование этого проекта от Госкино, поэтому подали заявку на дополнительный бюджет в 6,9 млн грн. Выиграли конкурс, заняв первое место. Однако потом нашу победу странным образом отменили, сославшись на то, что нельзя получать поддержку в двух государственных фондах. Хотя перед подачей заявки мы проконсультировались с юристами и Госкино, и Министерства культуры, получив подтверждение, что так поступать можно. Когда отменили наше дополнительное финансирование, мы как раз заканчивали съемки и взяли на себя определенные обязательства по затратам на экшен. И только благодаря пониманию съемочной группы, команды, которая работала над проектом, мы сумели остаться в рамках первоначального бюджета.
- Юрий Минзянов сначала отказался от идеи «Последнего самурая», но потом согласился. Что он думал по поводу окончательного продукта?
- Ему все нравилось. После первой сборки монтажа фильм получился достаточно большим по хронометражу, так что нам пришлось вырезать целую линию воспоминаний главного героя: отсылки к его детству, знакомство с возлюбленной. Поскольку хронометраж был затянут, приняли решение отказаться от этих сцен и сделать кино максимально динамичным. Ему кино очень нравилось. Мне кажется, мы сделали хорошую работу и по музыке, вместе с итальянским композитором Дарио Веро. Он создал высококлассную музыку на уровне голливудских проектов. А также отличный саунддизайн от ребят из POSTMODERN.
- Вы вырезали много сцен. Можем ли мы ожидать режиссерскую версию?
- Нет. Так, как продукт выглядит в окончательном виде, нам очень нравится.
- Какие у вас дальнейшие планы на картину? Кинофестивали, платформы?
- Мы будем об этом говорить после премьеры, после показа в кинотеатрах. Нам очень интересно, как отреагирует зритель. Если будет большой интерес - конечно же, подумаем.
Ну а пока команда думает - идите в кино. Нельзя же, в конце концов, пропустить первый украинский «самурайстерн».