Украинской киноиндустрии не привыкать к работе во времена перемен и неопределенности. Но даже такой опыт не гарантирует ей успешного преодоления вызовов коронакризиса - от мирового локдауна до изменения условий государственной поддержки. Следовательно, нужно выходить на глобальный рынок, находить партнеров в копродукции и бороться за поддержку международных фондов.
Во время конференции Cinema Backstage в рамках 11-го Одесского международного кинофестиваля обсуждали возможности, которые предоставляет участие Украины в инициативах фонда Eurimages. Разговор был сосредоточен на том, как Eurimages справляется со своей миссией в контексте глобальной пандемии, а также на основных видах деятельности и направлениях финансирования фонда. Спикерами мероприятия выступили официальный представитель Украины в Eurimages Владимир Яценко, проектный менеджер Eurimages Серджио Гарсия де Леаниса и национальная представительница Италии в Eurimages Иола Джаннаттазио. Модерировала дискуссию консультант ОМКФ Тамара Татишвили, которая долгое время была в фонде представительницей Грузии.
Что предлагает Eurimages?
- Что касается финансовой поддержки, - пояснил Серджио, - в Eurimages 41 страна-участница и ежегодный бюджет 26 млн евро. У фонда есть различные программы финансовой поддержки, но его основное направление - копродукция. Мы выделяем 90% финансовых ресурсов на совместное производство. Программа доступна для проектов совместного производства кино по меньшей мере для двух стран-участниц фонда. Это могут быть анимационные фильмы, документальные или художественные ленты, которые будут выпускаться для кинотеатрального проката. Помните, что Eurimages - кинофонд, потому прокат в кинотеатрах важен.
Пока максимальная сумма поддержки составляет 500 тыс. евро. Выбирая проекты, мы руководствуемся культурным подходом, однако это не означает, что не поддерживаем фильмы, которые могут быть коммерчески успешными. Впрочем, приоритетом фонда является поддержка именно авторского кино, инновационного подхода к различным темам. Ежегодно фонд поддерживает 80-90 фильмов.
Кроме поддержки копродукции, у Eurimages есть и другие программы. Одна из них - поддержка промо и дистрибуции. Идея заключается в том, чтобы оказать поддержку в 20 тыс. евро проектам work in progress, отобранным для участия в копродукционном кинорынке фестивалей, с которым мы сотрудничаем. Это осуществляется для промотирования и расширения международного сотрудничества на ранних стадиях проекта. Сейчас мы работаем с десятью рынками - в Роттердаме, Берлине, Сараево, Сан-Себастьяне и пр. Со следующего года программа претерпевает изменений - скоро мы сможем объявить перечень кинорынков, с которыми будем сотрудничать в течение последующих трех лет.
Награда LAB (в Салониках, в Хогесунде) предоставляется для поддержки проектов, являющимися экспериментальными с точки зрения производства, художественного подхода или драматургии. Это могут быть самостоятельные проекты - без поддержки национальных фондов либо неофициальные копродукции. Объем такой поддержки составляет 15 тыс. евро, и она также предоставляется проектам work in progress.
По вопросам дистрибуции существует поддержка для стран, которые покрываются программой Креативная Европа. Эта программа пока также претерпевает определенные изменения.
В чем роль национального представителя страны в Eurimages?
- Работа национальных представителей сложная, - призналась Иола. - Надо следить за национальными проектами, помогать продюсерам подавать запросы на поддержку. Это длительный процесс. Иногда приходится корректировать какие-то их предубеждения о работе фонда. Продюсеры часто считают, что решения принимаются на основе политической ситуации, что определенным странам отдается предпочтение. На самом деле решения принимаются исключительно по качеству каждого конкретного проекта.
Часто продюсеры спрашивают меня о том, на какую из сессий подать свою заявку стратегически лучше. На ту, где меньше конкуренция? Конечно, я не могу давать таких советов. Подаваться надо тогда, когда проект достиг точки зрелости. Подача на Eurimages должна быть одним из последних шагов в подготовке, ведь фонд помогает начать этап съемок. Наибольшая конкуренция происходит на уровне подготовки творческого досье. Вы соревнуетесь не с другими странами, а с другими копродукционными проектами стран-участниц. Это сложная и напряженная конкуренция, но и прекрасная возможность познакомиться с киносистемами разных государств.
Готова ли Украина, у которой была одна онлайн-сессия Eurimages, представить фонду сильные проекты?
- На сессии мы были наблюдателями, и нас очень впечатлил уровень честности и открытости людей, - отметил Владимир. - То, как можно обсуждать проекты, какие вопросы задавать - была очень глубокая профессиональная дискуссия. Мы только наблюдали, но теперь понимаем, к каким вопросам должны быть готовы.
Пока украинская индустрия находится в реформировании. У нас первая стадия, когда много новичков, все могут присоединиться и начать снимать кино, а финансирование достаточно распылено. Это было сделано намеренно: пытались построить первую ступень индустрии, когда люди могут ошибаться и учиться на ошибках. Сейчас приближается вторая стадия - в киносообществе обсуждают, какие правила необходимо внедрить, чтобы иметь открытую индустрию и одновременно профессиональный фидбэк по результатам.
Кроме того, у нас очень маленький локальный рынок. Не знаю, сколько экранов переживет пандемию, однако их и до того было не так много, около 600. Частично это вопрос войны на Востоке: там и в Крыму потеряно много кинотеатров. Это создало ситуацию, когда нам надо бороться за международные территории и создавать высококачественный продукт, который можно выносить на европейский рынок. Если говорить о статистике относительно этой третьей сессии, где мы, надеюсь, будем участвовать, на данный момент у нас 13 заявок от продюсеров. Из них только пять можем расценивать как более-менее готовые проекты, и только три - для Eurimages.
Какое будущее у фонда, каких изменений следует ожидать и каковы временные границы этих изменений?
- Одним из весомых активов Eurimages является его возможность адаптироваться к окружающим изменениям, - рассказал Серджио. - Каждые пять лет фонд проводит оценивание собственной работы (обычно это внешнее оценивание, к примеру, в 2018-м его проводила компания Ernst & Young). Фонд существует 31 год. Мы начинали с 12 стран-участниц, теперь их 41. Соответственно процесс принятия решений должен трансформироваться. Еще не понятно, когда это произойдет: во втором триместре 2021 года либо же в начале 2022-го, но реформа приведет к двум основным изменениям. Со следующего года продюсерам, просящим до 150 тыс. евро, будет предоставлена прямая поддержка - субсидия, которая не возмещается.
До сих пор это работало так: поддержка от фонда предоставлялась в форме ссуды, хотя и на очень льготных условиях - с нулевым процентом, и вернуть ее необходимо только на том этапе, когда проект начнет получать чистый доход. Теперь мы пытаемся упростить этот процесс для проектов, просящих меньший объем поддержки. Также мы изменим способ осуществления выплат. До сих пор платежи разбивались на три части: первая - в размере 60% - и две следующие по 20%. После внедрения реформы платежей будет только два: 70% суммы после подписания соглашения с фондом и 30% - второй транш, который переводится после завершения работы над фильмом, когда планируется прокат. Это упростит жизнь продюсерам.
Существенные изменения ожидаются с точки зрения управления. Проекты будут оценивать независимые внешние эксперты, а не национальные представители, как было раньше. Эти внешние специалисты будут представителями киноиндустрии. Мы проведем открытый конкурс, все желающие смогут подать свои заявки. Эксперты будут получать оплату за свою работу.
Планируем создать Исполнительный совет в дополнение к Совету управления, состоящий из национальных представителей 41 страны-участницы. Совет управления в дальнейшем будет определять курс развития фонда, а организационные решения будет принимать новосозданный Исполнительный совет. Секретариат в это время обеспечит повседневную работу фонда. Все эти решения принимаются в контексте кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Может ли кто-то из Украины стать одним из экспертов, оценивающих проекты?
- Да, сто процентов! - подтвердил Серджио. - Конкурс будет открыт для всех стран-представительниц в Eurimages. Мы поощряем и украинских представителей подавать свои заявки.
Продолжится ли сотрудничество Eurimages с кинофестивалями и платформами, учитывая пандемию? Может ли фестиваль из Украины рассчитывать на поддержку?
- Очевидно, что возможность есть, это одно из преимуществ членства в фонде. Украинские платформы могут принимать любое участие в инициативах Eurimages. Что касается поддержки копродукционного сотрудничества, то сейчас уже слишком поздно, поскольку срок подачи заявок завершился, и мы оцениваем, какие фестивали войдут в шорт-лист на следующие три года. В 2023-м мы запустим новый конкурс. Тогда украинские платформы и фестивали смогут принять в нем участие.
По части награды LAB сейчас у нас пауза - наверное, до 2021 года. Но мы планируем перезапустить этот конкурс.
Есть ли какие-то особые темы, жанры и истории, на которые украинским командам необходимо обратить внимание, чтобы иметь поддержку фонда?
- Если бы я знала ответ, мы бы постоянно получали средства от Eurimages, - улыбается Иола. - Но все не так просто. Не существует особой истории или отдельного жанра, которому фонд отдает предпочтение, кроме того, что проекты должны быть очень качественными и целостными. А качественным надо делать не только сценарий, но и дополнительные материалы: информацию от режиссера, описания персонажей. Сложно выбирать, имея только текст на бумаге. И то, что в результате появится на экране, может сильно отличаться от первоначального представления. Поэтому важно очень подробно описать, что будет на экране, каким будет визуальный язык, стиль, темп. Мы не ожидаем какого-то конкретного контента от стран.
Самый ценный вклад национального представителя в проект заключается в возможности объяснить культурную специфику. Когда работаешь с комедиями, юмор настолько национально специфичен, что может быть непонятным представителям других регионов, которые не чувствуют определенного контекста. Чем лучше проект апеллирует к разным культурам, тем больше у него возможностей получить широкое распространение. Вот почему для меня очень важно давать обратную связь продюсерам о том, что говорили отборщики в ходе обсуждения.
На что продюсерам нужно обратить особое внимание, готовя заявку для Eurimages?
- Прежде всего стоит подаваться в правильное время, - отметил Серджио. - Есть четыре сессии, которые проходят ежегодно, и это предоставляет продюсерам выбор, когда именно подаваться. Вы должны отвечать критериям программы и иметь большую часть подтвержденного финансирования на момент отправки заявки в фонд или хотя бы 50% во всех странах копродукции. Продюсер должен обращаться в фонд на поздней стадии предварительного производства, в некоторых случаях даже начать основные съемки. Это особенно актуально для документального кино, когда мы позволяем провести до 80% съемок до подачи на финансирование.
Необходимо иметь хороший финансовый план, четкую копродукционную структуру. Должно быть сильное сотрудничество между странами, вступающими в совместное производство. Это вопрос не количественный, а качественный. Важно, чтобы это было органическое сотрудничество. Не стоит думать, что большое количество стран увеличит ваши шансы получить помощь. Нужно доказать, что сотрудничество между копродюсерами является сильным и финансирование всех стран обеспечено.
Если говорить о творческих элементах копродукции, опять-таки вы должны подаваться с одной из финальных версий сценария. И здесь необходимо потратить дополнительные деньги, чтобы иметь хороший перевод. Сценарии будут читаться на французском или английском, а не на языке оригинала - поэтому переводы чрезвычайно важны, особенно для комедий. Большое значение имеют аудиовизуальные материалы, мудборды.
Еще один совет: независимо от того, насколько актуальна ваша тема, насколько популярны актеры или насколько важна ваша команда на национальном уровне, надо учитывать, что в составе фонда 41 страна-участница. Те элементы, которые, по вашему мнению, являются понятными, могут быть не столь очевидными для других. Если что-то важно, вы должны это объяснить.
Здесь Владимир Яценко привел удачный пример: темы, связанные с войной, посттравматическим синдромом, вполне понятны для Украины, потому что война до сих пор идет. Но не факт, что они будут интересовать Европу в таком количестве
Можно ли подавать на финансирование фонда проект в партнерстве с государством, не ратифицировавшим Конвенцию европейской копродукции или не являющимся членом Eurimages (например, Беларусь)?
- Чтобы подаваться на поддержку Eurimages, вам нужны минимум две страны в копродукции, которые являются участниками фонда, - пояснил Серджио. - В дополнение копродюсерами могут быть другие страны, однако их доля в финансировании проекта не должна превышать 30%. Сложнее, если эти страны еще и не ратифицировали Конвенцию. Здесь мы подходим индивидуально к рассмотрению структуры копродукции.
Полуторачасовая конференция подходила к концу, и модератор встречи Тамара поблагодарила всех спикеров за искренность и отметила, что в 2020 году закрытие границ повлияло на глобальный мир. «Сейчас такой момент, когда культура и международное сотрудничество могут объединить людей, живущих в разных контекстах. Мы должны противодействовать закрытию границ в культурном сотрудничестве и быть более открытыми в момент, когда физические границы закрываются». Не могу не согласиться с этим выводом модератора и желаю успехов всем представителям национальной киноиндустрии, кто будет пытаться получить поддержку фонда или стать его экспертом.