Свобода слова и свобода выбора - безусловно, огромная роскошь, доступная далеко не всем. Летом 2020 года в этом сумели убедиться и жители Беларуси: итог президентской гонки перевернул в стране все. Оставаться аполитичными не смогли даже рядовые рабочие, не говоря уже о тех, кто владеет информацией и доносит ее людям, - я сейчас о СМИ, конечно.
К концу августа оказалось, что уволившихся телеведущих на пальцах двух рук уже не сосчитать. И их можно понять: когда в твоей стране задерживают и жестоко избивают мирных людей, сложно делать новости о сборе урожая и тем более о «майданутых наркоманах», якобы выходящих на якобы агрессивные митинги.
Несколько слов о СМИ в Беларуси и о том, почему основным источником информации для страны и всего мира стал телеграм. Абсолютно все телеканалы и практически все радиостанции в стране - государственные. То есть могут лишь транслировать сообщения о «могучести» власти и ни в коем случае не критиковать ее. А потому, выражая в соцсетях свое мнение, многие ведущие понимали, что дорога на белорусские телеканалы для них закрыта. По крайней мере, пока.
Кстати, привычные для Украины измерения телерейтингов совсем непривычны для Беларуси: их проводят либо методом соцопросов, либо точечно - по заказу отдельных компаний (например, если спонсор программы хочет узнать, как ее посмотрели). Как говорят сами телевизионщики, это чтобы никто вдруг не понял, что новости на самом деле почти не смотрят. Недавно Мининформ сообщил, что с 1 января 2021-го в стране наконец появится единый измеритель, но нет гарантии, что его подсчеты будут правдивыми.
Если в июне «ведущих нон-грата» на белорусском телевидении было несколько, то в августе список пополнился множеством имен. И вообще, начались забастовки:
Рабочие БТ (основного гос. канала) вышли на страйк. В итоге в эфире просто играла музыка, а в последствии и вообще был выключен свет. Нереальный респект рабочим БТ за их гражданскую позицию. pic.twitter.com/DHENRw1Gpf
- РБ головного мозга (@belamova) August 17, 2020
Пока руководство каналов решало кадровую проблему с помощью специалистов Russia Tоday, белорусские телевизионщики начали работу над собственной мультимедийной платформой, где найдется место для всех уволившихся.
Но об этом - позже. А пока я подготовила для вас, господа украинские телепродюсеры, список красивых, умных, харизматичных и опытных ведущих, которые вполне могли бы занять место в одном из проектов нашего телевидения. Для понимания общей картины расспросила потерявших работу, поступали ли им угрозы, предполагают ли, что придется переехать из Беларуси (спойлер - одной ведущей уже пришлось это сделать из соображений безопасности), и разузнала, готовы ли журналисты ради работы на нашем ТВ выучить украинский.
Артемис Ахпаш
На телеканале ОНТ Артемис не работал с июня этого года, но на сайте все еще числился как ведущий программ «Хит на завтрак» (прекратила существование год назад) и «Удача в придачу». А потом он опубликовал пост: «Всякий раз, когда с экранов ТВ вы произносите откровенную ложь о происходящих сейчас событиях, что вы чувствуете, приходя домой? Неужели в своей «служебной квартирке» настолько забываете обо всем? Вас все устраивает? Для меня вы ничем не лучше, а то и хуже тех представителей «правоохранительных органов», которые ни за что «пакуют» людей в автозаки. […] Другого способа выразить свои чувства и мнение у нас не осталось. Неужели вы согласны и дышать по указке?»
На следующий же день профиль ведущего с сайта ОНТ исчез.
«Мой пост не касался коллег, работающих в развлекательном жанре, - рассказал мне Артемис. - Хотя они могли принять на свой счет и обидеться, за что прошу у них прощения. Я обращался к ведущим новостей. Читая, как мирных людей бьют и задерживают, а через минуту увидев на ОНТ концерт, посвященный столетию русского цирка, я испытал когнитивный диссонанс... Не смог промолчать и написал пост. Конечно, уже тогда понимал, что двери на государственные телеканалы и радиостанции для меня закрыты».
Артемис предполагает, что ему с семьей придется покинуть Беларусь, - 24/7 они следят за ситуацией в стране и рассматривают варианты, в том числе и Украину: «Мне близка эта страна, мой дедушка из Мариуполя, да и я сам туда часто ездил, когда представлял интересы греческой общины (по происхождению Артемис - грек. - МН). Если предложат подходящий проект, то, конечно, смогу выучить украинский - в плане изучения языков я способный. У меня много знакомых в Украине, и очень нравится, когда они говорят на красивом мелодичном украинском».
Развлекательный жанр - то, в чем Артемис хотел бы продолжить работать. А особенно ему близки вокальные шоу: ведущий сам поет и даже трижды участвовал в Евровидении как бэк-вокалист представителей Беларуси.
Дмитрий Кохно
Дмитрия считают одним из самых популярных ведущих Беларуси - около пяти лет он ведет программу «Удача в придачу» на ОНТ, праздничные эфиры, а также «Песню года» и «Мисс Беларусь». Однако доступ ко всему этому ему закрыли в один день - после июньского поста с призывом прекратить насилие над мирными людьми (история с магазином symbal.by).
«Людей, стоявших в очереди, били и заталкивали в автозаки, - вспоминает Кохно. - Они испугались и стали разбегаться: особенно тяжело было видеть, как седая бабушка, еле перебирая ногами, пыталась убежать. Такое произошло впервые, все были в ужасе. Я сделал пост, в котором написал, что так нельзя, насилия быть не должно. На следующий день мне знакомый прислал сообщение: по рекламным агентствам сделали рассылку о неблагонадежных ведущих. И я в этом списке».
Затем журналисту сообщили о решении поменять ведущих программы «Удача в придачу».
«Когда я писал, понимал, что лишусь всех «плюшек» на канале, - говорит Дмитрий. - Но не думал, что прямо запретят. Меня уже убирали из эфира на несколько месяцев за резкие шутки и за то, что я не завуалированно, а прямо сказал о подорожании сахара на 15%. У нас в эфире так нельзя. Несмотря ни на что, я не жалею. Давайте честно, нам давно было стыдно работать на этом телевидении - это не коммерческая организация, а политический инструмент. Такое есть везде, но в Беларуси - на 100%».
При этом он шутит, что переживает пик популярности за 13 лет карьеры, так как все, что запрещают белорусские власти, резко становится очень востребованным. Также не скрывает: после первой же угрозы в адрес его семьи не исключает переезд.
«Уже три года веду в Украине по 7-10 мероприятий в год, и точно могу сказать, что с украинцами у нас любовь, - признается Кохно. - Так что я буду рад поработать на вашем телевидении. Главное, чтобы этот проект не выходил рано утром: я уже взрослый человек, вряд ли смогу вставать в 4 часа (смеется). Хотя, на мой взгляд, круче утреннего эфира нет ничего. Но лучше всего у меня получается поздравлять людей с тем, что они стали чуточку счастливее и финансово обеспеченнее. Я умею искренне радоваться чужому счастью. Про квоты ваши знаю, думаю, выучить украинский будет не так сложно - вот я сейчас начал говорить на белорусском, и вы меня понимаете. Кстати, это может быть новый формат шоу, где белорусский ведущий учит украинский».
Идея неплохая, туда бы и парочку украинских ведущих отправить - чем не новый формат?
Татьяна Бородкина
Татьяна стала первой белорусской ведущей, которая была вынуждена покинуть страну. Сейчас она с семьей находится в Украине. Самое интересное, что в последние месяцы Бородкина с детьми вела всего лишь кулинарную рубрику на СТВ, но именно ей начали поступать угрозы.
«Слово «выборы» вообще нельзя говорить вслух, даже доярку за это уволят, что говорить о журналистах! Страна пропитана цензурой, и так получилось, что я - одна из первых журналистов, кто высказался касательно выборов и происходящего насилия, - говорит Татьяна. - И сделала это за 10 минут до того, как отключили интернет. В результате мой пост стал распространяться».
Историю Татьяны рассказала даже ВВС.
После этого ведущей стали открыто угрожать.
«Ровно за полчаса до выхода в эфир «Радио Свобода», кажется, ко мне пришел человек, связанный с КГБ, - вспоминает Татьяна. - Мы с ним знакомы, но очень отдаленно, и не виделись года два. Пришел в мой дом, зная, что мужа нет, кричал, мол, такая у нас прекрасная страна, что ты творишь, ты должна замолчать, иначе потеряешь все. Я - человек обеспеченный, он это знал, начал показывать на мою машину, дом, сказал, что завтра могут прийти уже другие люди и сжечь все это. А когда у меня зазвонил телефон, то дал понять, что в эфир лучше не выходить. В общем, мы поняли - будет безопаснее уехать, так как моего мужа просто могли забрать, поскольку он вообще занимался продажей футболок с национальной символикой. В Украине у нас много друзей, потому долго думать, куда ехать, не пришлось».
Пока что Татьяне, по понятным причинам, сложно представить, что она вернется к работе в развлекательном жанре. Сейчас ведущая готова освещать то, что болит, - события в Беларуси, даже если это придется делать из-за границы.
Андрей Макаенок
На телеканале «Беларусь 1» Андрей был одним из ведущих утреннего шоу «Добрай ранiцы, Беларусь», а также соведущим единственного в стране late night show «Макаенка 9». Евгения Перлина, который его вел, часто называли белорусским Ургантом. Ходили слухи, что именно этот тандем будет вести белорусский «Х-фактор».
Однако в июне Перлин оказался в центре скандала из-за одного комментария в инстаграме: «Нельзя отдать страну продажным коррупционерам. Сохраним независимость!» По словам Андрея Макаенка, именно тогда он принял решение покинуть программу.
«Делая юмористическое шоу, ты должен оставаться юмористом, - комментирует поступок коллеги Андрей. - Можно реагировать на ситуацию сатиристически, можно промолчать. А когда человек публично высказывает свою политическую позицию, он отбрасывает тень на всю программу и команду, которая ее делает. Я ничего не говорил, но мне тоже прилетало. В какой-то момент пришлось принять трудное решение и уйти».
Утреннее шоу Андрей продолжил вести до августа. Пока не начались жестокие избиения и задержания мирных жителей.
«В какой-то момент стало странно говорить «доброе утро» - ситуация накалилась, появились первые жертвы, - вспоминает Макаенок. - Люди писали мне: «Действительно ли утро для вас доброе?» Не мог я больше говорить, что у нас замечательный день, - в такой ситуации это выглядит цинично, а все шутки кажутся кощунственными».
На вопрос, получают ли ведущие от руководства указания о том, что можно или нельзя говорить в соцсетях, Андрей отвечает отрицательно. Однако накануне выборов Иван Эйсмонт (председатель БТ. - МН) собрал всех и подчеркнул, что политическая позиция может быть у каждого своя, но не стоит забывать о корпоративной этике.
По словам ведущего, предложения от украинских телевизионщиков ему уже поступали - например, он в дружеских отношениях с командой «Мамахохотала». А еще Макаенок принимал участие в записи пилота местного Stand Uр, который так и не запустился.
«Учитывая, что моя карьера на белорусском ТВ пока на паузе, я подумываю о работе на вашем, - говорит Андрей. - Тем более у меня в Украине живет брат. Первое шоу, которое хотел бы вести, - «Давай поженим Андрея Макаенка» (смеется). Не «Холостяк», а именно так. И чтобы 50 девушек было - больше эфиров все-таки. А если серьезно, то я люблю все несерьезное. Поэтому всегда буду комфортно себя чувствовать в юмористических шоу. Схожесть украинского и белорусского языков - 60%, я писал курсовую на эту тему. Так что язык выучить смогу, конечно».
В общем, господа телепродюсеры, если задумаете предпринять еще одну попытку запустить late night show (или просто юмористическое) - вот вам отличный кандидат.
Сергей Козлович
В одной из самых сложных ситуаций оказался Сергей Козлович: в отличие от остальных героев этого материала, он был ведущим новостей на «Беларусь 1». Сергей с экрана телевизора говорил о несуществующих провокациях со стороны митингующих, «агрессивно настроенной молодежи» и т. п. 10 августа он не выдержал, попросив у руководства трехнедельный отпуск или увольнения.
«Нужно было выйти в эфир 10 августа и озвучить первые данные ЦИК. Я отработал два эфира - в 7 и 8 утра, - вспоминает Козлович. - Вышли сюжеты о провокаторах и разогнавшей их милиции. В 12:00 мне уже предстояло рассказывать о бравом МВД, которое выяснило, кто был в первых рядах провокаторов. Информация подавалась однобоко - так, чтобы запугать тех, кто снова собирался на митинг. И я испытал еще больший стресс, чем во время первого прямого эфира. Понимал же, что на площади были мои знакомые, они вообще не наркоманы и уж точно не бросались бы на ОМОН. Позвонил жене, спросил, как это выглядело со стороны. Чувствовалось, что не очень. Я понял: больше так не смогу».
Тем не менее уволить Сергея могли только спустя три недели отпуска. Все это время он тактично молчал из соображений корпоративной этики. А затем получил зарплату в 10 белорусских рублей - примерно 120 грн. Это за июль и начало августа.
«Наверное, экономят, чтобы было чем платить русским специалистам, - говорит Козлович. - Неприятно, ведь я не уходил, хлопнув дверью, не высказывался в соцсетях, не хайповал на этой теме, а со мной так поступили».
Сейчас Сергей развивает свой YouTube-канал, который запустил, «будто понимая, что ждет впереди».
И рассматривает вариант с переездом в Украину.
«С одной стороны, проще, потому что у меня есть жена, но нет детей, не такая ответственность, - говорит ведущий. - С другой - свадьбы и корпоративы были, есть и будут, работу ведущие развлекательного жанра всегда найдут. У меня же ситуация другая. Я всегда восхищался профессионализмом ваших телевизионщиков, и новостийщиков в том числе. Следил за освещением выборов в прошлом году, тем, как вы свободны в выражении своих взглядов. Думаю, я вполне справился бы с ведением новостей, и подтянул бы украинский ради этого - все-таки жил в городе на границе с Украиной, наши диалекты тесно переплетены, так что выучить будет несложно».
Так, ТСН, «Вікна-Новини», «Факты», «Сегодня» и другие, обратите внимание!
Антон Мартыненко
На телеканале СТВ Антон проработал около 11 лет. Последние четыре года вел белорусский КВН и передачу «Утро. Студия хорошего настроения» (в конце 2019-го программа сменила название и переехала на «РТР-Беларусь»). Но с июля Мартыненко не числится работником СТВ: после короткого поста в поддержку магазина symbal.by руководство предложило ему написать заявление по собственному желанию. Антон отказался, на что получил ответ, что работа в кадре будет «сведена к минимуму» и его переведут в редакторский отдел. После этого решил уйти.
«Я много лет работаю на ТВ и радио, и понимал, что мой пост будет своеобразным заявлением об увольнении, - говорит ведущий. - Пост не был эмоциональным, просто в наших реалиях сказать что-то не «ура-патриотическое» - уже плохо. А призывы - так вообще уголовное преступление. Тогда еще не было такого всплеска насилия, и многие коллеги не понимали, почему я в это лезу, если отвечаю за развлекательный контент. Сейчас люди, говорившие так, сами увольняются».
По словам Антона, сотрудникам телеканала повторяли как мантру: «Работая в государственной структуре, ты - проводник идей государства, а президент - это и есть государство. Значит, не имеешь права говорить ничего против».
Антон Мартыненко - единственный ведущий «РТР-Беларусь», ушедший с канала. По его словам, на ТВ нет цеховой солидарности как таковой: «Только один пример меня очень порадовал - государственная радиостанция «Столица» ушла целиком после того, как уволили их директора. А у нас на канале... В том же «Доброе утро, Беларусь» трое ведущих еще работают, думаю, к ним присоединятся российские специалисты».
Учитывая сложившуюся ситуацию, Антон предполагает, что ему с семьей придется уехать в Украину и искать здесь работу.
«Я разговаривал с Сергеем Кузиным, с которым мы шапочно знакомы. Он сказал, что в Украине без украинского языка в медиа делать нечего. Если поступит хорошее предложение - я сразу же вспомню, что родился в Харькове, мама у меня из Ужгорода, а прадед - из Чернигова. Так что буду наизусть цитировать Лесю Украинку», - шутит Мартыненко.
Кстати, ведущий называет себя фанатом украинского телевидения. Особенно ему нравится «Хата на тата», так что советую телеканалу СТБ присмотреться - вдруг планируется что-нибудь подобного формата.
Катерина Пытлева
Катерина потеряла работу на ТВ еще в июне - из-за поста в фейсбуке. Она тоже высказалась в поддержку магазина symbal.by и людей, пострадавших от действий ОМОНа.
«На следующий день после моего поста председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт собрал всех ведущих прямого эфира. Долго говорил, что ничего не запрещал нам писать, но это, тем не менее, нарушение корпоративной этики. Меня напрямую не уволили, но отстранили от эфиров в программе «День в большом городе». Я понимала, что уйду сама, так как хочу быть честна со зрителем», - вспоминает Катерина.
По ее словам, массовые увольнения медийщиков связаны с возросшей агрессией - когда невозможно отвернуться и сказать «я в домике». Ведущая признается, что ей угрожали в соцсетях, а после истории с Татьяной Бородкиной она также решила уехать с семьей из Минска на пару дней - на всякий случай.
Сейчас Катерина работает на радиостанции, фрилансит на портале Onliner и трудится над созданием мультимедийной платформы, на которой смогут работать все, кто был уволен (или уволился сам) с телевидения из-за своей позиции. Команда, в которой состоит и Пытлева, консультируется с юристами и инвесторами, чтобы создать рабочее место для опытных медиаспециалистов.
Отъезд из Беларуси Катерина планирует только в крайнем случае, однако поработать в каком-то проекте на украинском телевидении не отказалась бы. Тем более за свою двадцатилетнюю карьеру уже поняла, как можно за выходные снять программ на целый месяц. Кстати, в свое время Пытлева работала на украинском канале А1, который уже не существует. И украинский готова выучить - говорит, на YouTube часто смотрит именно украиноязычный контент.
На данный момент ведущей интересны ток-шоу, интервью и социальная журналистика, так что если у вас есть предложения - смело обращайтесь.
На этом все, но, думаю, стоит добавить слово «пока», поскольку увольняются медийщики ежедневно, только успевай следить.