Вряд ли организаторы PITCH UA 2 обрадовались вынужденной необходимости переводить конкурс социально значимого контента в онлайн, но его участники от этого только выиграли, ведь вместе с новым форматом получили еще и дополнительную программу «Разговоры с Голливудом» - серию онлайн-интервью с ведущими американскими продюсерами, режиссерами и сценаристами о секретах мастерства, личном опыте, работе в различных форматах и современном состоянии отрасли.
Напомню, конкурс PITCH UA 2 организован компанией Media Resources Management при поддержке проекта «Укрепление общественного доверия» (UCBI II), который финансируется Агентством США по международному развитию (USAID). А первым респондентом «Разговоров» стал один из создателей сериала «Хор», номинант премии Emmy Майкл Новик.
Ведущие мероприятий - контент-стратег, сценарист и продюсер из Лос-Анджелеса Адам Сигел и основатель продюсерского центра Sea Smoke Entertainment Джош Вайнсток. В начале встречи их представила директор MRM Катерина Удут. А руководитель медианаправления UCBI Вера Костенко-Кузнецова сообщила, что решение провести эти ивенты онлайн позволило соблюсти запланированные сроки и ничего не отменять и не переносить из-за карантина.
Как голливудские инсайдеры Адам и Джош выбрали специальных гостей, встреча с которыми должна заинтересовать украинскую кинообщественность. Майкл Новик, известный работой над лентами «Мы короли» (We the Kings, 2018) и «Хор» (Glee, 2009), стал одним из них. Сериал «Хор», который называют и лучшим другом, и поддержкой в трудную минуту, учит прежде всего толерантности; его саундтрек (а это более 300 кавер-версий и оригинальных песен) невозможно забыть. У «Хора» - несколько премий «Эмми», премия Гильдии киноактеров США и другие, а также множество номинаций. Логично, что значительная часть беседы велась именно вокруг этого проекта. Серию вопросов начал Адам Сигел.
А. С.: Ты начал карьеру продюсера в Голливуде, когда был актером. Мало кому по силам такой переход. Какой это был опыт? Помогало ли тебе актерство или же, наоборот, мешало?
М. Н.: Да, мое происхождение в Голливуде немного необычное. Мне было 24 года. Я жил в Нью-Йорке, работал актером, но всегда присматривался к продюсерству. В Лос-Анджелес приехал, чтобы осуществить ту свою мечту. Как это произошло технически? Очень важный момент, пожалуй, главный - многого стоят связи.
В Нью-Йорке я начинал работать в корпоративной юридической фирме - это были очень широкие социальные связи. Как молодой актер также приобрел знакомства: на небольших малобюджетных фильмах собирались динамичные группы сценаристов, актеров, режиссеров.
Считаю крайне важным найти свое сообщество. Связи с финансистами помогали мне в поиске денег на новые ленты. И люди там, в Нью-Йорке, были рады, что теперь я в другой роли - не молодого актера, а продюсера. Так слились два мира - Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
Способствовало ли актерство? Да, это же были контакты с людьми. Я знал, как актеры работают со сценарием, видел, как над ним работают сценаристы. У меня начала формироваться эмпатия и понимание того, что нужно сценаристу, а что режиссеру. Идея общины, совместной работы - она очень объединяет.
Я начал читать сценарии по-другому. Когда читал как актер, то думал: «О, хорошая роль, хочу ее сыграть». Далее же читал как продюсер и видел уже хорошую историю: здесь можно и деньги заработать, и сделать хорошее кино, и поразить аудиторию. Именно этому я хотел посвятить свою жизнь.
Дж. В.: Думаю, на первых порах тебе было трудно. «Хор» начинался как небольшой независимый фильм. Какова его предыстория?
М. Н.: Это была середина 2000-х. Я должен был достать средства на другую ленту, потому поехал в Нью-Йорк, дергал там за различные ниточки и наткнулся на Йена Бреннана (один из сценаристов «Хора». - МН). После разговора он пообещал прислать какой-то сценарий.
Надо сказать, тогда в Лос-Анджелесе была забастовка сценаристов. Это такой, знаете, вечный карантин. Он длился около восьми месяцев, уже все стремились начинать что-то делать. Однажды я встретил Райана Мерфи в Западном Голливуде. Он тогда только подписал соглашение с Fox - вещатель хотел шоу вроде American Idol, но игровой аналог. И я со сценарием Бреннана пришел к Райану Мерфи. Через три недели мы встретились с боссами студии, через шесть месяцев сделали пилот, а через год запустили сериал.
Это была определенная цепь обстоятельств, начавшаяся с замечательного сценария, который потом поддержала большая телесеть.
Фото - Bobby Bank/FilmMagic
Дж. В.: А как удалось сделать аж 22 серии из сценария небольшого фильма?
М. Н.: Все начиналось с названия, оно было судьбоносным. Ведь на что мы могли рассчитывать - двое неизвестных молодых создателей? А вот классная история с названием - это было то что надо. У Райана оказалось много идей по расширению истории.
Мы провели некоторое время в сценарной комнате: три человека писали сценарий, а мы думали, как сделать шоу острым и откровенным, но при этом приемлемым для боссов студии.
А. С.: В сериале подавались такие темы - травля, самоопределение, сексуальность. Как их отбирали?
М. Н.: Сценарная группа первых двух сезонов состояла только из трех человек, потому все опиралось на их жизненный опыт. Райан, например, рассказывал истории о том, как это - быть геем в Миннеаполисе, как преодолевать разногласия с родителями, у него был интересный опыт в старшей школе. Это стало основой нашего шоу. Брэд Фалчук привносил в историю определенные драматические моменты, Райан - безумно смешные, а потом все это соединялось. Смех, слезы, сумасшествие создавали ощущение подлинности.
Дж. В.: Сериал стал многомерным миром. В нем есть музыка, танцевальные постановки, однако вместе с тем и социальные вопросы. Как удалось собрать все воедино?
М. Н.: Очень повлияла структура телесети. Каждую серию разделяли пять-шесть рекламных фрагментов. Райан учитывал эти перерывы. Когда нет остановок, теряется ощущение структуры. Каждый раз на паузу надо выходить в эмоциональном напряжении.
А. С.: А не возникали ли недоразумения из-за слишком правдивого изображения социальных проблем? Легко ли было представить это студии?
М. Н.: Райан Мерфи был нашим золотым шансом. Очень повезло, ведь студия нас сразу поддержала. Возникла этакая творческая атмосфера доверия. К примеру, выбирая актеров, мы искали типичные лица, а не те выхолощенные, что обычно приходят на кастинги. И выбрали нетелевизионные лица, нам разрешили рискнуть.
Сия Сильвестр, кстати, выпадала из общего фона. Нам был нужен антагонист в школе, что добавляло бы темного элемента, черного юмора. Этот образ оказался находкой и еще одним примером нашего везения.
В тот период как раз начиналась новая эпоха пробуждения американского сознания: банковский кризис, окончание президентства Буша и избрание Обамы - это были переломные времена. Такие вещи не спланируешь, но, когда они уже происходят, надо их использовать. Социальные изменения могут вознести тебя, но стоит своевременно на них реагировать.
Дж. В.: Когда сериал вышел, все начали о нем говорить. Это успех, но что делать дальше?
М. Н.: Я искал истории, которые стоит рассказывать, а не просто коммерческие проекты на продажу. Иногда это труднее. К примеру, история маленького человека, такого себе неудачника. Я сам иногда чувствовал себя таким героем. Или истории о поиске семьи, единства и родства между людьми. История должна трогать.
А. С.: Появилось много новых платформ с различными аудиториями - как в них заходить?
М. Н.: Любую платформу трудно убедить вложиться во что-то неизвестное. Мы приобрели права на экранизацию одной книги, получившей девять номинаций Tony Award. Это история о 16-летнем начинающем писателе, слуге Шекспира. Мы с Брэдом принесли сценарий Fox, однако они не были готовы к такой истории, что нас очень удручало. Всегда надо думать, как запаковать вашу историю для канала, кто шоураннер, кто режиссер. Далее мы нашли актера с Бродвея, как будто созданного для роли из нашего сценария, и предложили этот пакет Netflix. Им это показалось более интересным, чем перед тем Fox.
После Адама Сигела и Джоша Вайнстока задать вопросы продюсеру могли все участники финального этапа PITCH UA 2: ведущие зачитывали вопросы из чата и предоставляли возможность высказаться в режиме видеоконференции.
Как работать с рекламными паузами в сценарии?
М. Н.: К этому просто надо привыкнуть. Нужно убедиться, что каждая часть между паузами раскрыта, полноценна и захватывает зрителя. Сосредоточьтесь на каждом фрагменте отдельно, не перегружайте его мелочами. Подводите зрителей к эмоциональным моментам или к предчувствию раскрытия тайны, появления неизвестного.
Конечно, стриминги дают значительно большую свободу. Однако без пауз теряется ощущение собственной формы. Есть много классных молодых сценаристов и режиссеров, которые, к сожалению, этого не чувствуют. Надо себя всегда несколько ограничивать, помнить о структуре.
Как найти баланс шоу и социальной составляющей?
М. Н.: В истории должна быть страсть, которую можно каждый раз переживать снова. Еще один очень положительный посыл - ты не одинок в этом мире. И если уже приходит такое ощущение, надо сплачивать людей вокруг себя, вокруг общей идеи, создавать коалицию родственных душ. Это запускает движение, поток, дает ускорение. Обращайтесь к миру - и вас услышат!
Это началось где-то с середины 60-х, когда были популярны судебные и криминальные драмы. Люди хотели сочувствовать, получать определенный сердечный отклик. На самом деле я не ожидал такой славы для нашего шоу, даже немного удивлялся этому. Иногда социальные вопросы затрагивают такие струны, что вы и не знали о них, но потом все откликается.
Итак, вы должны объединять под одной общей аркой разные вопросы. Но не будьте слишком высокомерны. И если уж все не лепится, концентрируйтесь на главном, не отвлекайте зрителя от основного нарратива.
Как закладывался бюджет сериала?
М. Н.: Опять повторюсь, нам очень повезло с Fox. Они выделили на пилот $10 млн. Это была внушительная сума. Впрочем, надо всегда учитывать не только производственный бюджет, а еще и маркетинговый и доверять такую работу профессионалам. Они знают, как подготовить публику к вашему проекту, и у них должны быть для этого средства.
Значительная часть нашего бюджета шла на постановку музыкальных номеров. В шоу было много массовки, мы строили площадки и декорации. Нам приходилось также бороться за права на музыку, многие отказывали. Это был сложный процесс, который тоже обходился недешево.
Как украинским кинематографистам привлечь внимание американских компаний?
М. Н.: Знаете, здесь очень высокая конкуренция. Вам надо будет противостоять просто легионам других. Но нет ничего невозможного. Пример тому - успех фильма «Паразиты». Это интересная международная история, оригинальная идея. Если у вас хороший сценарий, стоит попробовать. Украина известна миру, так что есть существенный шанс привлечь международную аудиторию к вашим идеям.
Какой кейс у вас был, когда шли на питчинг с сериалом «Хор»?
М. Н.: Сетевые студии в США хотят работать с теми, кого они хорошо знают, чтобы быть уверенными: работа будет сделана. Они не любят рисковать. Иногда это предполагает наличие известного сценариста, шоураннера, режиссера, нескольких звезд среди актеров. Если же громких имен нет, вероятнее всего, студии начнут с пилотов. Весомых имен, как Райан Мерфи или Джей Джей Абрамс, очень мало, возможно, лишь 1% телебизнеса.
Для нас обстоятельства сложились благоприятно: закончилась забастовка сценаристов, а Райан взял на себя подготовку кейса. Студия оплачивала разработку идей, потому как хотела эксклюзивности. Это был нетипичный процесс.
Какими, по вашему мнению, будут последствия COVID-19 для мировой киноиндустрии?
М. Н.: Мы стремимся найти какую-то формулу. У меня есть несколько молодых сценаристов и режиссеров, стараюсь сориентировать их в работе из дому. А проблема будет, когда все выйдут вовне. У людей проснется жажда к новому содержанию, новой крови. И как на это найти деньги? К кому пойдут эти деньги?
Пока выходом для стримеров и студий является анимация. Сценаристы зумятся, работают те, кто может это делать удаленно. Однако что будет дальше - точно никто не знает.
Напоследок Майкл еще раз подчеркнул: тем, у кого есть действительно интересная международная история, со страстью и гуманистической ценностью, непременно надо за нее бороться. Он поблагодарил присутствующих и пожелал успеха украинским коллегам.
Следующим спикером программы «Разговоры с Голливудом» стал сценарист, продюсер и режиссер Джеймс Д. Перриотт (самые известные проекты: «Анатомия Грей», «Сыновья анархии» и свежий шпионский хит Amazon Prime «Патриот»). Обещаю рассказать о его советах в ближайшее время.