Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA в этом году первым из украинских кинофорумов опробовал онлайн-формат. Из-за карантина традиционные мероприятия организаторам пришлось срочно трансформировать для возможности удаленного доступа.
«Основные проблемы связаны с вынужденным переходом в онлайн. На момент объявления карантина мы были готовы к запуску - ждали лишь прибытия иностранных гостей в Киев. С началом кризиса нам предстояло полностью подготовить все заново. Вместо физических локаций появился Zoom, который еще нужно было освоить под разные задачи (лекции, питчинг, индивидуальные встречи). Пришлось заново согласовать присутствие всех иностранных гостей, было очень сложно адаптировать расписание под разные временные зоны участников фестиваля», - прокомментировала новый формат директор Индустриальной платформы DOCU/PRO и программер Дарья Бассель.
Несмотря на сложности, онлайн-фестиваль сохранил все конкурсные программы и эксклюзивные индустриальные события. Например, на прошлой неделе успешно прошел питчинг Ukrainian Doc Preview - презентация украинских документальных фильмов на стадии производства и постпродакшена программерам мировых фестивалей, представителям международных фондов, сейлз-компаний и бродкастеров. Онлайн-питчинг, организованный в партнерстве с Украинским институтом, состоялся в формате виртуальных круглых столов - на презентацию каждого проекта выделили по 10 минут, а после обсуждали их с экспертами.
Заявки на участие в Ukrainian Doc Preview подавали более 30 проектов, из которых отобрали только шесть: «Ельфова вежа», «Залізні метелики», «Перлина абсурду», «Плай. Шлях через гори», «Сіль з Бонневілю», «Щоденник нареченої Христа». Призером теоретически может стать каждый, ведь наград у питчинга тоже шесть:
- 150 тыс. грн от Украинского института на промо и дистрибуцию будущей картины;
- $2 тыс. от ТВ-платформы Current Time;
- East Silver Caravan Award - поддержка в распространении фильма на международных кинофестивалях в течение года;
- DAE Talent Development Award - две бесплатные подписки на годовое членство в Европейской ассоциации документального кино (DAE) с доступом к сервисам DAE, в том числе онлайн-консалтингу и эксклюзивным нетворкинг-событиям;
- две аккредитации на фестиваль DOK Leipzig и DOK Co-Pro Market в октябре 2020 года;
- годовые консультации для одной из команд с экспертами от Pitch the Doc.
Результаты питчинга будут объявлены 2 мая на церемонии закрытия фестиваля. Впрочем, все команды-участницы уже в выигрыше, поскольку получили возможность широкого профессионального нетворкинга.
Смотр проектов разделили на две части. Питчинг первых трех документалок модерировала Бриджит О'Ши (Brigid O'Shea) - руководитель индустриальной программы DOK Leipzig, основатель Европейской ассоциации документального кино (DAE). А вторую тройку вела режиссер, консультант, продюсер и специалист по финансированию кино Трейси Холдер (Tracie Holder).
Бриджит работает в европейских кинофестивалях и в сфере документалистики с 2008 года. Как фрилансер она приобрела большой профессиональный опыт в различных аудиовизуальных областях, прежде чем в январе 2015-го была назначена руководителем отраслевой программы DOK. О'Ши регулярно проводит консультации по вопросам европейского кофинансирования, управления культурными проектами и фестивальных стратегий в Северной Америке и Восточной Европе.
Трейси Холдер - преподаватель Нью-Йоркской киноакадемии и член жюри многих международных профильных ивентов. Собрав более $2,5 млн для собственных проектов, она широко известна и как универсальный источник ресурсов для неамериканских кинематографистов, ищущих финансирование в США. Ее консалтинговая компания Means of Production предоставляет стратегическое финансирование и практические советы кинематографистам и участникам индустрии.
Накануне питчинга Бриджит и Трейси провели специальный тренинг, так что к презентации все команды были хорошо подготовлены.
Первыми свой будущий фильм «Залізні метелики» презентовали режиссер Роман Любый и продюсер Андрей Котляр. Проект уже давно на слуху: он стал одним из победителей Двенадцатого конкурсного отбора Госкино. А совсем недавно его представляли на индустриальном форуме Копенгагенского международного фестиваля документального кино CPH: DOX, который, к слову, также проходил онлайн.
«Залізні метелики»
Режиссер: Роман Любый
Продюсеры: Андрей Котляр, Владимир Тихий, Анна Зобнина, Александра Братищенко
Производство: ООО «Вавилон'13» (Украина)
Статус производства: середина производства
Длительность: 90 мин
Планируемая премьера: 2021 год
Финансирование: Украинский культурный фонд (УКФ), Государственное агентство Украины по вопросам кино (Госкино)
Бюджет: общий €400 тыс./подтвержденный €200 тыс./ищут €200 тыс.
Синопсис: «Залізні метелики» - размышление о трагедии сбитого рейса MH17. Картина объединяет фактологические архивные материалы и визуализации авторской рефлексии: танец, музыку, инсталляции и видеоарт. Такой сюрреалистичный микс призван показать событие под разными углами, соединяя преступления прошлого с их осмыслением в настоящем. Фильм повествует также о глобальных взаимосвязях, существующих между, казалось бы, автономными событиями. Малайзийский студент, который летит домой наслаждаться каникулами, и украинец в селе, занятый приготовлением обеда для своего сына, оказываются тесно связанными: в глобальном мире эффект бабочки является новой нормой.
Роман Любый с 2013 года работает с группой независимых режиссеров «BABYLON'13: Кино гражданского общества». Также он в сотрудничестве с СБУ уже создал два фильма по материалам крупных дел о военных преступлениях. И вот основным фокусом его проекта вновь стала война. Причем - война как в физическом, так и в информационном поле. Представляя «Залізні метелики», Роман подчеркнул, что большое внимание в картине будет уделено «медиамонстру» - метафорическому образу информационной войны, убивающей без оружия. Кроме того, в картину будет включен сюжет с похищением свидетеля по делу MH17 Владимира Цемаха.
Продюсер картины Андрей Котляр, также участник группы BABYLON'13, заявил, что команда на данный момент открыта для копродукции, ищет поддержку фондов и заинтересована в договоренностях с сейлзменеджерами и дистрибуторами.
После представления проекта слово взяли эксперты. Ярмила Оутратова (Jarmila Outratovа), возглавляющая индустриальную программу Международного фестиваля документального кино в Йиглаве (Чехия), и Мадлин Робер (Madeline Robert) - программер и художественный консультант фестиваля Visions du Reél (Швейцария) - отметили гибридный формат ленты, подчеркнув необходимость соблюдения баланса фактической информации и авторских рефлексий на тему. При этом Мадлин отдельно порекомендовала создателям сосредоточиться на одном главном нарративе.
Исполнительный директор цифровой и телевизионной сети Current Time Кенан Алиев (Kenan Aliyev) также обратил особое внимание на форму подачи. По мнению Алиева, она - нечто среднее между воображением и реальностью - может стать определенной формой арт-терапии как для зрителей, так и для создателей картины.
Сейлзменеджер Heretic Outreach Антигони Папантони (Antigoni Papantoni) уточнила вопрос легальности использования фактической информации, на что Роман Любый ответил: все получено из открытых источников.
А Адам Паплинский (Adam Papliński) из Pitch the Doc поинтересовался, искали ли копродюсеров в Малайзии и Нидердандах, и пообещал поделиться контактами двоих продюсеров, которым было бы интересно участие в этом проекте.
Следующим питчился проект «Перлина абсурду», его представляла режиссер Александра Чуприна. Сама Александра находилась в Чикаго, где сейчас проходит обучение в Университете Иллинойса в качестве стипендиата Фулбрайта. Несмотря на то что в ее часовом поясе на тот момент было всего лишь 5 утра, Чуприна презентовала фильм очень бодро.
Напомним, «Перлина абсурду» стала одним из победителей Десятого конкурсного отбора Госкино и получила 1,56 млн грн господдержки.
Лента была представлена на конференциях «Молодые кинематографисты за мир» на кинофестивале goEast (Германия, 2017), «Молодая Европа» (Украина - Польша, 2017), в Лаборатории визуальной культуры (SUPSI) и на интерактивном документальном семинаре в рамках Международного кинофестиваля Vision du Réel (Швейцария, 2018), а также в рамках учебной инициативы ESoDoc (Италия, 2018) и East Doc Interactive (Чехия, 2019).
«Перлина абсурду»
Режиссер: Александра Чуприна
Продюсер: Эльмира Асадова, Александра Чуприна
Производство: «Сучасне Українське Кіно - «СУК» (Украина)
Статус производства: черновой монтаж
Длительность: 72 мин
Планируемая премьера: конец 2020 года
Финансирование: Госкино
Бюджет: €56,6 тыс.
Синопсис: Александра любит родную Одессу так же сильно, как и ненавидит. Ее попытки спасти старый город от «облагораживания» приводят к личным поискам - следов прадедушки, расстрелянного в 1938 году. В ранее засекреченных архивах КГБ она находит упоминание о месте, где в те времена было поле: там, в братской могиле, могут лежать останки прадедушки Александры. Между тем старые здания - единственные свидетели этих событий - исчезают. Архитектурные памятники превращаются в торговые центры. Это фильм-путешествие в Одессу - европейский город на побережье Черного моря, который живет в постсоветской реальности.
Представляя картину, Александра описала ее как персональный квест, историю трех поколений своей семьи
После просмотра видео Наталья Аршавская - редактор Current Time (русскоязычный телеканал с редакцией в Праге, созданный медиакорпорацией «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» при участии «Голоса Америки». - MН), которая курирует отбор и приобретение международных документальных фильмов для канала, - отметила высокое качество материала и попросила уточнить, как именно этот персональный квест был связан с архитектурой. Чуприна ответила, что архитектура в ленте представляет собой физический и ментальный мемориалы: она, как машина времени, может переносить на многие десятилетия в прошлое.
Программеру IDFA Саре Доусон (Sarah Dawson) понравилась концепция фильма-путешествия, но она посоветовала Александре сконцентрироваться на основной линии. В том же ключе высказалась и продюсер из Сербии, руководитель индустриальной секции в Beldocs IDFF Ева Гоба (Ieva Goba). Она акцентировала на том, что в проекте много сюжетных линий и в рамках 70-80-минутной картины развить их будет сложно. На это же, кстати, обращал внимание и глава Совета по господдержке Андрей Дончик, когда создатели обратились в Совет с просьбой увеличить хронометраж с 72 до 85 минут. Фильм посчитали и без того перегруженным, однако команде удалось убедить членов регулятора - для того есть творческое обоснование.
Старший продюсер Al Jazeera Анас Хелави (Anas Khelawy) отметил красоту одесской архитектуры в ленте. Александра же в ответ подчеркнула, что это только одна сторона города - красивый фасад, но есть и задний двор, спрятанный от посторонних глаз. Именно там и затаилась коллективная травма нескольких поколений.
Следующим презентовали проект «Ельфова вежа». Он ранее был представлен на конкурсе документальных фильмов от Goethe-Institut Ukraine в 2015 году и на Международном документальном семинаре «Молодежь об Украине» (Украина - Польша), а также на питчинге ОМКФ в 2018-м.
«Ельфова вежа»
Режиссер: Полина Кельм
Продюсеры: Геннадий Кофман, Мирослав Дембинский, Ольга Бесхмельницына
Производство: Film Studio Everest (Польша), Magika Film (Украина)
Предварительно проданные территории: Украина, Польша, Бенилюкс
Статус производства: черновой монтаж
Длительность: 112 мин
Планируемая премьера: ноябрь 2020 г.
Финансирование: Госкино, PISF (Польша), Фонд IDFA Bertha (Нидерланды)
Бюджет: общий €213 тыс./обеспеченный €166 тыс./ищут €46 тыс.
Синопсис: люди, попадающие в психиатрическую больницу, в большинстве своем стремятся покинуть ее как можно скорее. Но Сергей не просто там остается, а открывает собственный театр, пытаясь вернуть пациентам любовь к жизни. В этом театре они работают над постановкой пьесы «Башня эльфа», написанной одним из пациентов. Это - метафорическая сказка, в которой главный герой эльф оказывается в суровом и голодном городе людей: месте, где каждый заботится лишь о себе и своем выживании. Эльф же хочет сделать людям подарок - крылья, способные поднять их над повседневной рутиной. Но никто не воспринимает его всерьез, только издеваются и высмеивают. Лишь одна девушка поверила ему - и смогла взлететь высоко над городом и его проблемами.
Представляли фильм режиссер Полина Кельм и продюсер Ольга Бесхмельницына, которая в этом году была в числе возможных кандидатов на пост главы Госкино.
Полина подробно рассказала о ключевых героях - Сергее, Зое и Пете, занятых в театре при больнице.
Сергей - бунтарь, изо всех сил старающийся стереть границы нормальности, навязанные обществом. Зоя - очень общительная и музыкальная, но наивная и легко поддается влиянию.
Петя чрезвычайно креативен и увлечен анимацией. Его рисунки украшают стены театрального зала. Он постоянно придумывает новые истории, а в театре конкурирует с Сергеем. Пете одиноко после смерти отца. Он мечтает найти жену - и из-за этой мечты снова попадает в ситуацию конкуренции, но на этот раз с братом, у которого есть супруга, дети и работа.
Также среди персонажей есть бывший летчик Виктор Борисович, ветеран афганской войны, который останется в больнице до конца жизни. Впрочем, это его не особо угнетает. Он - авторитет для пациентов, любит рассказывать истории о своих многочисленных любовных отношениях. Виктору Борисовичу нравится повторять, что он чувствует себя лучше в больнице, чем в «дурдоме за ее стенами».
Кельм подчеркнула важность деталей в своей картине: по ее словам, даже снег здесь выступает отдельным персонажем.
Ольга Бесхмельницына же сконцентрировалась не на творческих, а на технических моментах. Она сообщила, что премьеру фильма планируют в ноябре этого года; на данный момент команда ищет поддержку фондов и заинтересована в сотрудничестве с сейлзменеджерами, дистрибуторами и программерами фестивалей.
Писательница и куратор Барбара Вурм (Barbara Wurm), работающая сейчас на кинофестивале goEast, поинтересовалась, как много было отснято материала. Кельм ответила, что около 700 часов и потому монтаж дается очень нелегко.
Продюсер и программер канадского фестиваля RIDM Селин Мура (Selin Murat) похвалила проект и порекомендовала принять участие в RIDM. А программер IDFF Нир Фербер (Nir Ferber) - также посчитавший ленту очень артистичной, с хорошим балансом - пригласил авторов подать заявку на фестиваль в Израиле.
Агент по продажам CAT & Docs Александра Деревьенко отметила, что, по ее мнению, фильм будет иметь успех на фестивалях. И поинтересовалась, почему выбрали черно-белую тональность. Режиссер объяснила: так лучше удается сфокусироваться на историях - в черно-белых кадрах все происходящее представляется более абстрактным, а местами - более абсурдным.
Адам Паплинский, которому проект также чрезвычайно понравился, спросил о том, играют ли герои на экране или это - документирование их обычной жизни? Полина ответила, что, хоть картина и документальная, актеры воспринимали съемки как игру.
Резюмируя сказанное выше, добавлю от себя: судя по тому, какое количество восторженных отзывов получила «Ельфова вежа», можно смело ставить гривну, что без приза во время церемонии закрытия фестиваля она не останется.
Ну а после небольшого перерыва питчинг продолжился с Трейси Холдер в качестве модератора.
Первой командой, которую представила Трейси, стали режиссер Марта Смеречинская и продюсер Наталья Либет с их проектом «Щоденник нареченої Христа». Ранее он был представлен на конкурсе талантов Camerimage IFF в 2018 году, в Indie Lab в 2019-м, на Docudays UA IHRDFF Industry Platform 2019 и в IDFAcademy 2019.
«Щоденник нареченої Христа»
Режиссер: Марта Смеречинская
Продюсер: Наталия Либет
Производство: DGTL RLGN (Украина)
Статус производства: черновой монтаж
Длительность: 90 мин
Планируемая премьера: 2021 год
Бюджет: €128 тыс.
Синопсис: жизнь юных девушек, решивших стать невестами Христа, полна Его любовью. Монахини видят ее проявление во всем. Долгожданный постриг и новые монашеские имена; получения крестов двенадцатью новыми послушницами в отдаленном закарпатском поселке на границе Украины с Румынией; масштабное празднование двадцатой годовщины аргентинской монашеской конгрегации в Украине; сотни сестер-монахинь со всего мира на встрече в Риме. И наконец, дни абсолютной тишины и сердечных личных признаний монахинь. Каково это, быть невестами Христа?
Представляя картину, 22-летняя режиссер-документалист Марта Смеречинская призналась, что это - личная история. Уже второй год Марта снимает фильм о женском монастыре на Западной Украине, куда ее сестра ушла монахиней. Свой опыт Смерчинская описала как способ принять выбор сестры. К тому же ей интересно показать современную жизнь монастыря, где живут исключительно женщины.
Продюсер Наталия Либет сообщила, что команда ищет партнеров для копродукции, сейлзменеджеров, бродкастеров и дистрибуторов.
Комментируя ленту, Кенан Алиев отметил, что освещение неизвестных элементов религиозной жизни зрители всегда воспринимают с интересом. А Ева Гоба посоветовала обратить внимание на скандинавские фестивали - религиозная тема там занимает важное место.
Программер фестиваля One World Прага Юлиэ Карова (Julie Karova) назвала дебют Марты крутым, с хорошим балансом личной истории и иллюстрации жизни монастыря. А старший программер Международного фестиваля документальных фильмов Hot Docs в Торонто Мирося Ватаманюк (Myrocia Watamanyuk) добавила, что было бы интересно больше узнать об отношениях, которые сложились в семье до того, как девушка приняла решение уйти в монахини.
Программер Международного кинофестиваля в Карловых Варах Мартин Горына (Martin Horyna) похвалил проект за баланс мнений и оптимистическую подачу темы. К слову, заместитель директора Sheffield Doc/Fest Мелани Айрдейл (Melanie Iredale) также приятно удивилась тому, что главной эмоцией картины на такую неоднозначную тему стала именно радость.
«Щоденник нареченої Христа» получил два приглашения подать заявку на фестивали: на RIDM в Канаде - от Селин Мура - и на швейцарский Visions du Reél - от Мадлин Робер.
Следующий проект «Плай. Шлях через гори» презентовали режиссер Ева Джишиашвили и продюсер Оксана Иванюк. Ранее фильм принимал участие в программе Международного документального семинара «Молодежь об Украине» (Украина - Польша, 2017).
«Плай. Шлях через гори»
Режиссер: Ева Джишиашвили
Продюсер: Оксана Иванюк
Производство: IQ Production (Украина)
Статус производства: постпродакшен
Длительность: 70-75 мин
Планируется премьера: октябрь 2020 года
Финансирование: частные спонсоры
Бюджет: общий $58 тыс./подтвержденный $20 тыс./ищут $38 тыс.
Синопсис: в горах легко заблудиться - время словно застыло, и каждая деталь приобретает новый смысл. Там, в горах, находясь в особом ритме существования, в гармонии с собой и окружающим миром, живет супружеская пара Ганнуси и Дмытра Малковичей. Они работают, готовят еду, слушают радио, воспитывают внуков и ждут возвращения детей, уехавших на заработки.
Ганнуся всегда мечтала жить в городе и работать поваром в ресторане. Но характер и любовь когда-то привели женщину в горную долину, куда добраться можно лишь по крутой тропе через бурную реку и густой лес. Ганнусин Дмытро четыре года назад потерял ногу из-за взрыва гранаты. С тех пор много тяжелого труда легло на плечи его жены. «Самое главное - он жив», - говорит она.
Это история людей, сила которых в их любви. Они крепки и спокойны, как горы. Придет весна, и снова Ганнуся поведет скот по крутому узкому пути, поднимется на вершину и напишет новую песню о том, что чувствует, чего боится и о чем мечтает.
Режиссер Ева Джишиашвили провела много времени с этой семьей, каждый член которой в какой-то мере является жертвой обстоятельств, однако не сломлен ими.
В представленном видео было несколько диалогов. В одном из них внучка Анычка спрашивает Дмытра, как он оказался без ноги, почему пошел на войну, а потом наедине с собой делает выводы: «Это люди создали войну - невежливые люди, а вежливые - согласились на войну». Надо заметить, монолог Анычки произвел впечатление на зарубежных представителей индустрии. Так, руководитель фестиваля goEast Хелейн Герритсен (Heleen Gerritsen) назвала кадры с участием девочки ни много ни мало - уникальными.
Продюсер Оксана Иванюк рассказала, что фильм сейчас находится на стадии постродакшена, а команда ищет дистрибуторов.
На питчинге команда получила сразу несколько приглашений подаваться на участие в фестивалях в разных странах: Чехии, Канаде, Сербии и Катаре.
Финализировал питчинг проект «Сіль з Бонневілю» режиссера Семена Мозгового и продюсера Тараса Босака.
«Сіль з Бонневілю»
Режиссер: Семен Мозговой
Продюсеры: Тарас Босак, Артем Колюбаев, Максим Лещанка, Антон Хильман
Производство: Mainstream Pictures (Украина), Stewopol (Польша), Atlant Media Group (Грузия)
Статус производства: постпродакшен
Длительность: 72 мин
Планируемая премьера: лето 2020 года
Финансирование: Госкино, British Council Envision Sound Grant, Mainstream Pictures, Stewopol (PL), Atlant Media Group, Post Red Audio (GE)
Бюджет: общий $215,6 тыс./подтвержденный $180,6 тыс./ищут $35 тыс.
Синопсис: история о Назаре и Максе, двух парнях из Украины, о старом советском байке и амбициозной цели, которую ребята поставили перед собой, - побить мировой рекорд скорости на соляных равнинах Бонневилля (Юта, США). Эта сухая соляная пустыня - место встречи сотен людей со всего мира, мечтающих стать следующими чемпионами скоростных гонок. Назар и Макс проводят все время, собирая свой мотоцикл в небольшом гараже на окраине Киева. Они преодолевают сотни миль и бесчисленные препятствия, чтобы осуществить мечту. И затем на другом конце света оба приходят к пониманию, почему на самом деле они оказались там, где оказались.
Проект представлялся на Visions du Réel в 2019 году, на семинаре British Council Envision Sound 2019, Beldocs IDFF 2019, на ОМКФ в 2018-м, а также на семинарах B2B DOC в DOCUDAYS UA, Cinedoc Тбилиси, Тбилиси IFF (2018-19) и в составе украинской делегации на IDFA 2019.
Презентуя свой фильм, режиссер Семен Мозговой подчеркнул, что это очень мужская история. История об испытании дружбы. У Макса благодаря небольшому бизнесу есть деньги, также ему принадлежит и сам мотоцикл, но он не знает, что с ним делать. Тогда как Назар - потерявший работу и находящийся в процессе развода - настоящий мастер «железа».
Выслушав режиссера, руководитель Cannes Docs Пьер-Алекси Шеви (Pierre-Alexis Chevit) посоветовал ему не слишком фокусироваться на этом конфликте, наоборот - уделить внимание метафорической истории именно о самой дружбе, а не ее проверке на прочность. Александра Деревьенко спросила, как будет развиваться история каждого из персонажей. Подобные вопросы интересовали и других экспертов: судя по всему, презентация самой истории показалась им недостаточно полной, зато абсолютно все оценили картинку и описали ее как необычную, стильную и впечатляющую.
Резюмируя - все проекты питчинга выглядят очень интригующе. А кто же получит награду - и какую именно - узнаем совсем скоро, 2 мая.