Сегодня министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский огорошил киноиндустрию новостью: на должность главы Госкино, пустовавшую с августа прошлого года (с отставки Филиппа Ильенко), назначили Марину Кудерчук - кандидата с двухгодичным опытом работы в киносфере. После конкурса НАГС (эксперты которого, напомню, ранее завалили Юлию Синькевич - единственного проходившего по баллам кандидата) Кудерчук занимала в списке претендентов лишь третье место - после Сергея Зленко и Ольги Бесхмельнициной.
Почему правительство приняло такое решение, общественности пока не объяснили, поэтому индустрия называет Марину «темной лошадкой» и обсуждает конспирологические теории о том, как ей удалось обскакать Зленко и Бесхмельницину. Я же решила собрать для вас немного фактов - ну, чтобы если уж и делать какие-то выводы и прогнозы, то не на пустом месте.
Итак, Марина Кудерчук родилась 31 марта 1980 года в поселке Михайловка Михайловского района Запорожской области. Впрочем, детство и юность Марины Николаевны нас сейчас мало интересуют, а вот образование - очень даже. В 2004 году она окончила Бердянский институт предпринимательства по специальности «Экономика предприятия», в 2008-м - Бердянский университет менеджмента и бизнеса по специальности «Маркетинг». Там же в 2013 году получила диплом юриста, а в 2016-м защитила диплом магистра в Национальной академии государственного управления при президенте Украины.
Но не будем забегать наперед. С 2003 по 2013 год Кудерчук трудилась налоговым инспектором, дослужившись до должности главного налогового ревизора-инспектора Запорожья, а в 2013-м перешла в отдел экологии Запорожской ОГА, став его начальницей. В 2017-м Марина Николаевна перешла в сектор взаимодействия с общественностью и СМИ экологической инспекции Запорожской области, но буквально через пару месяцев в ее карьере случился новый неожиданный виток: она стала заместителем директора коммунального кинотеатра имени Довженко, а вскоре и исполняющей обязанности директора.
«Я пришла работать заместителем к Людмиле Николаевне (Зеленюк, директору кинотеатра. - МН) из расчета, что буду заниматься экономическими вопросами, привлекать инвестиции и параллельно подстраховывать в юридическом плане, потому что здесь не было юриста. Но как-то неожиданно для меня оказалось, что Людмила Николаевна уходит на пенсию (действительно, человек 1945 года рождения, с чего вдруг? - МН). Честно говоря, было даже страшно становиться директором», - рассказывала Марина в интервью изданию 061.ua в сентябре 2017-го.
В феврале 2019 года Кудерчук стала директором кинотеатра, без приставки и.о., но уже в ноябре ее профессиональный путь снова резко изменился: она стала заместителем губернатора Запорожской области Виталия Туринка. Стоит отметить, что главой ЗОГА Туринок стал в сентябре 2019 года, после смены власти в стране.
Учитывая описанные выше карьерные зигзаги, очередная резкая смена сферы деятельности - из заместителя губернатора в начальники Госкино - уже не столь удивительна.
Что именно связывает Марину с новой властью, гадать не буду. Отмечу лишь, что в соцсетях активно репостят фотографию со страницы Кудерчук:
Фото сделано в феврале 2018-го после концерта «Квартала» в Запорожье - до того, как Владимир Зеленский заявил о своих президентских амбициях
За недолгое время работы в киносфере Марина успела организовать Запорожский кинофестиваль ZIFF (Zaporizhzhya International Film Festival). Но что же удалось сделать в веренном ей коммунальном кинотеатре?
Судя по все тому же интервью, став и.о. директора, Кудерчук начала оптимизировать все процессы: сократила часть сотрудников (например, проверяльщика бобин, которыми в кинотеатре давным-давно не пользовались, и художника - средний возраст сокращенных, по ее словам, составлял 70 лет), заменила нарисованные от руки афиши, над которыми в городе уже посмеивались, печатными («Печать общей афиши для малого зала обойдется в 600 грн в месяц, а минимальная зарплата у человека - 3200 грн, плюс краски и холст надо купить», - объясняла свое решение Кудерчук), сделала новое, более удобное помещение кассы, обновила мебель, повесила картины и составила смету на обновление коммуникаций (удалось ли получить на это деньги от городских властей, история умалчивает).
Уже тогда, в 2017-м, Марина выступала за украинское кино. «Мы все украинские фильмы берем в прокат, но, к сожалению, наполняемость залов на них еще плохая. Если фильм идет в HD-формате, то стараемся показывать украинское кино в малом зале. Потому что когда на показе в малом зале сидят 10 человек, это не так обидно, когда столько людей в большом [...] Рекламируем мы все фильмы одинаково - разыгрываем билеты в газетах и по телевизору, ставим афиши на сайте и в Фейсбуке. Когда украинские фильмы, особенно если допремьерный показ, стараемся давать заранее рекламу на телевидении, показ освещают в СМИ и рекламируют фильм. Но не знаю, почему залы не заполнены [...] А вообще украинское кино сейчас в состоянии становления. Буквально 5 лет назад многих известных сейчас режиссеров и актеров еще никто не знал. Американских и европейских актеров узнают. Украинские - еще не так раскручены. Возможно, дело в этом», - говорила тогда будущая глава Госкино.
Учитывая дотации власти, кинотеатр не бедствовал, но Марина запланировала вывести его на самоокупаемость и уже к началу 2018-го повысить прибыльность на 20-30%. Также она собиралась «обучать персонал качественному обслуживанию, чтобы к нам хотелось возвращаться». Не знаю, получилось ли, но сам подход определенно стоит внимания.
За время руководства кинотеатром Кудерчук столкнулась с двумя громкими скандалами. Один разразился вокруг фильма «Червоний», которому «Довженко» якобы не хотел давать хорошую роспись.
Вот что говорила об этом Марина: «У нас шли переговоры с кинокомпанией (производитель ленты -InsightMedia, дистрибутор - B&H. - МН), нам ставили жесткие условия. Мы должны были взять фильм на три недели, и на первой сделать четыре сеанса в день в большом зале. Это для нас было накладно. Мы всего в день ставим 6-7 сеансов, даже блокбастеры не ставим по четыре сеанса в день. Мы все-таки коммунальное предприятие и должны думать об экономической составляющей. Поэтому мы просили более лояльные условия и пришли к согласию, что берем фильм пробно на неделю, на один сеанс в день, а если люди будут идти, то продлим еще на неделю. Поставили хорошее время, разрекламировали, на премьеру раздали бесплатные пригласительные, а часть зала продали. Но все равно билеты не очень разошлись. Потом фильм вышел в HD-формате и сейчас он у нас идет в малом зале. Потому что когда фильм уже прошел, им начали интересоваться».
Второй скандал разразился вокруг сайта кинотеатра, на котором внезапно появился анонс российского пропагандистского фильма «Крым». По словам Марины, к тому моменту официальный сайт кинотеатра переехал на новый домен - dov.zp.ua, а старым ресурсом dovzhenko.zp.ua занимались люди, не имеющие отношения к кинотеатру. Собственно, и сайт отношения к кинотеатру уже не имел, но зрители, как оказалось, по прежнему на него заходили.
О кинопредпочтениях Кудерчук может свидетельствовать такой нюанс: «Довженко» был единственным кинотеатром Запорожья, где не показывали фильм «Оно», один из рекордсменов проката. «Мы решили отойти от принципа «все берут и мы берем», - объясняла свою позицию Марина Николаевна. - На тот момент у нас была перенасыщенность ужастиками и боевиками. Захотелось больше доброго, светлого. А фильм «Оно» еще и длинный, и он у нас никак не становился в график».
На заседании Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы Кудерчук называла себя демократичным руководителем, и некоторое подтверждение этому также имеется: «Мы спокойно относимся к тому, чтобы зрители приносили [на сеансы] свою еду, - говорила она, будучи директором кинотеатра. - Главное, чтобы борщ в банке не приносили. Если зайдут с мороженым, чипсами или печеньками - без проблем. Главное, чтобы зал не засоряли, потому что между сеансами всего 5-10 минут, и персонал должен успеть убрать. Категорически не пускаем только с алкоголем и пивом».
Думаю, для первого раза информации достаточно. А выводы делайте сами.