Среди множества стереотипов, которым подвержены украинские телезрители, есть и такой: если речь в сериале идет о людях и событиях из нашего прошлого, то он непременно будет полон нравоучений и, чего греха таить, нафталина. О причинах появления такого стереотипа можно было бы написать целое исследование, но сейчас не о них. Недавно мне на глаза попался ролик, анонсирующий проект, способный разрушить это предубеждение, и сегодня я хочу вам подробно о нем рассказать.
Речь пойдет о сериале «Плеяда», тизер которого создатели впервые показали в конце октября. Если вы до сих пор его не видели, срочно исправляйте ситуацию:
Ролик увенчал период девелопмента проекта, который создается при поддержке Украинского культурного фонда. Автором его идеи, а также креативным продюсером и сценаристом является Наталья Яковлева, которую многие из вас знают по работе в компании Star Media. Предполагается, что сериал станет лишь частью мультиформатного проекта, состоящего еще и из поэтической аудиокниги (с видеоверсией), короткометражного фильма, книги по сценарию сериала, спектакля и даже мурала.
Что касается непосредственно сериала, то он рассчитан на десять эпизодов - каждый из них будет посвящен отдельной исторической личности. Героев вы уже видели в тизере - это Иван Франко, Михаил Драгоманов, Леся Украинка, Ольга Кобылянская и прочие классики, с которыми сегодня ассоциируют первую украинскую культурную революцию. И хотя картина не претендует на документалистику, а авторы признают, что в ней достаточно много вымысла и исторических допущений, она обещает освежить в памяти забытые сегодня страницы нашего прошлого.
Не смогли узнать в ролике всех актеров, которым предстоит воплотить идею в жизнь? Не беда! В тизере появились: Остап Ступка, Анжелика Гирич, Марина Кошкина, Алла Бинеева, Александр Печерица, Дмитрий Суржиков, Яков Кучеревский, Станислав Боклан, Катерина Слюсар, Джеймс МакВан и Владимир Захаренков. Режиссером стал Тарас Дронь, а оператором выступил Юрий Король
Не знаю, как вам, а мне кажется, что каждый актер отлично вписался в свой образ
На сегодняшний день создатели проекта закончили девелопмент и готовятся приступать к съемкам. Но, честно говоря, после просмотра тизера у меня появилось столько вопросов к авторам, что я решила не держать их в себе. И связалась с Яковлевой, которая поделилась со мной всеми подробностями будущего сериала, а заодно рассказала, почему в нем не будет ни пафоса, ни нафталина, зато будут живые и понятные герои, говорящие на одном языке со зрителями.
- Наталья, насколько я поняла, вы занимаетесь проектом достаточно давно. Расскажите, с чего все началось, как появилась идея, как развивался процесс?
- За разработку темы я взялась в январе 2017 года, когда еще работала в компании Star Media креативным продюсером. Сначала делала это одна, потом появилась помощница, которая также поверила в идею. Тогда все сводилось преимущественно к тому, что мы искали информацию - и чем больше ее становилось, тем ярче вырисовывался формат будущего проекта. В итоге, несколько раз меняя и усложняя структуру, а также закручивая сюжет, мы пришли к тому, что в нас поверил Украинский культурный фонд, причем дважды: первый грант выделили на предварительный девелопмент, а второй - на его завершение. На сегодняшний день эта стадия уже позади, есть съемочная группа, десять серий сценария, тизер, аудиокнига поэзий, и после выхода тизера многие СМИ поняли это неправильно, сообщив, что мы уже целиком сняли сериал. Это не так. Дело в том, что наш проект получается очень масштабным и недешевым - настолько,что тот бюджет, на который мы можем рассчитывать, оказался лишь половиной от реального бюджета. Мы и сами это осознали, когда дописали сценарий: у нас там крушение поезда, покушение на царя, погони, переходы через границу и много других моментов, которые довольно затратно снимать. Словом, пока главный вопрос - финансирование, и для того, чтобы его решить, нужны волевые решения очень больших людей.
- О работе в Star Media вы говорите в прошедшем времени - сейчас вы с компанией не сотрудничаете?
- Да, я ушла оттуда в начале 2019 года, как говорится, «на фриланс». Собрала команду и теперь сотрудничаю с известным и очень динамично развивающимся продакшеном Solar Media. Можно сказать, что променяла звезды на солнце (смеется). С остальными просто не успеваю.
- От чьего имени подавались на гранты УКФ?
- На оба гранта я подавалась как ФЛП Яковлева.
- Кстати, почему вам пришлось подаваться в два захода, а не в один?
- Если помните, УКФ создавали в каком-то экстренном режиме, в связи с этим период реализации первого гранта у нас был очень коротким - всего полтора месяца. А что можно успеть за это время? Правильно, почти ничего. Мы старались максимально уложиться в сроки, определились, что можем написать поэпизодные планы восьми серий (а их в итоге получилось десять). Так что в первый раз все было на уровне подготовки к производству сценария. Он, кстати, у нас очень сложный: это самое трудное, что было как в моей практике, так и в практике всей нашей команды. А они, между прочим, очень опытные профессионалы.
- Раз речь зашла о команде, расскажите, как вы ее собирали? Непосредственно над производством проекта будут работать эти же люди или состав может измениться?
- В основном изменений не будет, поскольку все себя зарекомендовали не просто отлично, а в хорошем смысле меня удивили - в первую очередь своим отношением к проекту. Например, я давно знаю оператора Юру Короля: он очень творческий человек, тщательно выбирает проекты, в которых работает. Когда шла на первую встречу с ним по «Плеяде», понимала, что в целом это его заинтересует - в принципе, так было со всеми, кому я рассказывала о сериале. Но его отношение, честно говоря, превзошло мои ожидания: настолько он отдавался работе, настолько включался в процесс, предлагал такие решения... Даже сейчас, когда пересказываю ему какие-то отрывки сценария, он моментально подхватывает, думает, как снимать ту или иную сцену. Аналогичная история и с режиссером Тарасом Дронем. Вообще поиски режиссера-постановщика длились все два года, пока я вынашивала идею. Многие, осознавая ответственность, честно говорили, что не готовы к ней, поэтому отказывались. И их можно понять: режиссеров у нас распинают в первую очередь. У Тараса же я увидела отношение, схожее с моим: этот проект - дело чести. Возможно, как и другие, он немного опасался, однако со старта решительно взялся за дело (смеется). Да, у нас бывали моменты, когда мы могли бы разругаться и расстаться, но Тарас не подвел. Он, кстати, не сериальный режиссер, и я об этом знала с самого начала, да и он не горел желанием снимать сериал. Но сейчас, когда мы все понимаем, что снимаем не столько сериал, сколько многосерийный художественный фильм, нам всем стало легче (улыбается).
- Вы сняли хороший тизер, в котором собрали отличный каст. Как долго его подбирали? Есть ли договоренности с актерами непосредственно о проекте или все может измениться?
- Да, каст - наша гордость! Поэтому, говоря откровенно, у нас даже нет варианта, чтобы кого-то заменить, мы такого не потерпим (смеется). Мы с Татьяной Владзимирской, которую я считаю лучшим кастинг-директором в стране, подбирали актеров в течение двух лет и отнеслись к этому очень серьезно. Конечно, не обошлось без трудностей: к примеру, большой проблемой для нас было найти актрису на роль Леси Украинки - в принципе, это всегда и для всех всегда большая проблема, насколько мне известно. Но с Мариной Кошкиной, я считаю, мы попали прямо в точку: происходили разные, в том числе и мистические, вещи, благодаря которым мы в этом убедились. Кстати, Марина и сама не понимает, почему утвердили именно ее, но в одной из ситуаций она повела себя так, как могла поступить только Леся. Вообще нашим кастингом я Таню буквально замучила - она даже на Бали от меня уезжала (смеется). Зато, когда этот этап закончился, мы поняли, что собрали идеальный состав. Когда все появились на площадке в гриме, у нас были такие мурашки - просто словами не передать! Понятно, самое сложное нас ждет впереди, но на данный момент я счастлива, что все так сложилось. Ведь были ситуации, когда вообще не верилось, что нам удастся сдвинуть проект с мертвой точки.
Сложнее всего, по словам Яковлевой, было подобрать актрису на роль Леси Украинки. В итоге образ достался Марине Кошкиной, а Ольгу Кобылянскую сыграет Алла Бинеева. Еще одна женская роль - Олена Пчилка (на фото справа) - известная поэтесса и мама Леси Украинки. Ее в проекте сыграет Анжелика Гирич
- Почему?
- Потому что в нашем обществе есть предубеждения и по отношению к историческим темам, и тому, как их воплощают коллеги, и непосредственно к нашим персонажам. Честно вам признаюсь, на первых порах большого интереса они ни у кого не вызывали: их считали слишком древними. Мне на каждом шагу говорили, что они - нафталин и пафос (смеется). К счастью, мы сумели преодолеть предубеждения: например, каждый герой у нас говорит современным языком, передает актуальные месседжи сегодняшнему зрителю, но делает это в рамках собственного мировоззрения. Тот, кто был против войны и радикальных действий, отстаивает именно такую позицию; Иван Франко, организовавший первую украинскую Радикальную партию, в сериале показан в этом ключе; Ольга Кобылянская, известная феминистскими взглядами, передает соответствующие месседжи. Каждая фраза наших персонажей, каждое их слово сто раз выверены с историками, которых в проекте целых пять. Надо сказать, что позволить себе такой уровень подготовки мы смогли исключительно благодаря УКФ – ни один продакшен или канал не вложили бы столько ресурсов в девелопмент сериала. Слава богу, в УКФ поверили и оценили весь масштаб мероприятия, и я уверена, что эти усилия отразятся на качестве проекта.
Иван Франко в проекте будет весьма радикален, и Александр Печерица в тизере отлично справился с заданием. А Остапу Ступке достался образ Михаила Драгоманова. Что скажете, похож?
- Консультанты между собой не ругаются?
- (Смеется.) Ругаются, и не только консультанты, а некоторые даже слетают с дистанции - это естественный отбор. Кстати, у нас есть отдельный консультант по истории Конституции Пилипа Орлика - единственный историк, официально являющийся экспертом по данному документу. Нам он понадобился, поскольку одна из вымышленных сюжетных линий основана на истории Конституции.
- Кстати, проясните немного в отношении сюжета: вы, насколько я поняла, намерены рассказать что-то вроде альтернативной истории?
- Скорее это фантазии на исторические темы из серии «что было бы, если бы...», но основанные на реальных исторических событиях. Например, что было бы, если бы Конституция Пилипа Орлика попала в руки членов «Плеяды». Какие-то моменты полностью вымышлены, но, говоря о проекте в целом, мы позволяем себе делать это только на 30%.
- Вы говорили, что самое сложное впереди. Уже есть понимание производственных сроков, бюджета?
- Есть. Бюджет у нас очень приличный, и, можно сказать, именно из-за этого мы пока не разглашаем название телеканала, с которым ведем переговоры. Хотя он есть, и надо заметить, что его топы заинтересовались «Плеядой» еще на том этапе, когда проект был сыроват: мне говорили, что такой сериал было бы интересно хотя бы увидеть. С другой стороны, я считаю, он больше подходит для какой-нибудь VoD-платформы, которыми все сегодня буквально бредят. Думаю, любая платформа, которая решила бы стартовать с нашего сериала, сразу бы задала очень высокую планку. У нас уже в комментах спрашивают, на что подписываться!
- Был бы резонанс, достойный «Игры престолов»?
- Ну, это, наверное, вы загнули, но да: резонанса у нас хватает уже сейчас. Нам, например, много пишут из диаспор, говорят, что хотят показывать сериал в своих культурных центрах, на каналах, многие рассказывают, как они ждали, что кто-то решится поднять этот период и тему. Даже просят перевести тизер на английский и французский, потому что их дети уже не понимают украинского, но им очень важно знать о своих корнях и гордиться ими.
- Вы собираетесь подавать проект на питчинг Госкино?
- Да, как только его объявят, мы это сделаем. Куда же нам еще, как не в Госкино (улыбается)? В любом случае, если сейчас появится хотя бы 50% финансирования, мы можем заходить в съемки уже весной. В этом плане почти все готово: нужно только провести читку и сшить костюмы. Кастинг уже завершен, локации определены, а со многими даже есть договоренности. Словом, теперь все зависит от финансирования. Мы, конечно, извиняемся, что все так круто написали (смеется), но иначе было нельзя: если бы сценарий не был таким динамичным, он бы не зацепил молодежь, а это сегодня ядро нашей аудитории. Нам, кстати, в том же Минкульте говорили, что будут рекомендовать показывать наш проект на внеклассных занятиях в школах. Конечно, приятно, однако я считаю - только этим молодых зрителей не зацепить: нужно не заставлять, а делать так, чтобы они ассоциировали себя с героями и самостоятельно искали дополнительную информацию о них.
Ассоциировать себя с героями Станислава Боклана - отдельное удовольствие, а уж когда он играет Николая Лысенко, то и вовсе слова излишни
Если же Боклан-Лысенко вам не мил, присмотритесь к Дмитрию Суржикову - он в «Плеяде» играет Михаила Коцюбинского
- Как вы этого добивались?
- Каждая серия проекта имеет свою тему и своего центрального героя. Мы постарались сделать так, чтобы максимально приблизить персонажей к современному зрителю: у кого-то будет сумасшедшая любовная драма, кто-то страдает в эмиграции и т. п. То есть мы поднимаем как серьезные глубокие темы, так и те, что заинтересуют наших любимых домохозяек. Благодаря этому, надеюсь, картину будут смотреть даже те, у кого наши герои изначально не вызывают никаких эмоций.
- Вернемся к бюджету. Вы уже можете назвать хотя бы приблизительную стоимость проекта?
- Пока мы находимся в процессе подсчетов, потому сейчас рано об этом говорить. Скажем так, сумма немаленькая, наверное, это один из самых высокобюджетных проектов на нашем телевидении.
- Какую ее часть на себя готов взять телеканал, с которым вы ведете переговоры?
- Когда мы только начинали договариваться, сумма составляла половину бюджета, но теперь мы понимаем, что она покрывает где-то 25%. Собственно, это и замедляет производственный процесс, ведь оставшиеся деньги еще нужно где-то найти.
- Вы акцентировали, что сериал - лишь часть мультиформатного проекта. Расскажите подробнее о других составляющих, почему решили делать именно так?
- Дело в том, что до разных людей можно достучаться по-разному: кому-то для этого подойдет сериал, кому-то, например, молодежи, - блоги в интернете. Кто-то почитает книгу, а потом посмотрит сериал. Мне пока сложно сказать, она выйдет до премьеры или после, но такой продукт тоже есть в планах. То есть идея мультиформатности состоит в том, чтобы таких крючков, за которые может зацепиться человек, было как можно больше. Он узнает о проекте тем способом, что будет удобен именно ему, а потом пересмотрит все остальное, дабы как можно лучше изучить тему.
Одним сериалом дело не ограничится: у авторов проекта просто грандиозные планы
- У вас в планах есть даже создание тематического мурала…
- Да, и, как бы странно ни звучало, мурал - отличный способ привлечь молодую аудиторию. Ей может не понравиться тизер или книжка, но крутой, красивый и стильный мурал с этим наверняка справится. К тому же сейчас все муралы заносятся на специальную карту, так что о нашем проекте смогут узнать и иностранные туристы, а мурал - превратиться в достопримечательность Киева..
- Нет ли у вас в планах продать сериал на какой-нибудь стриминг типа Netflix или Amazon?
- Есть, и вы назвали обе платформы, с которыми мы бы хотели посотрудничать. Думаю, мы обязательно проведем переговоры и даже публично сообщим, чем они закончатся, каким бы ни был их результат. Например, если нам скажут, что это локальная украинская история, с национальной идеей, и международные платформы не готовы в нее инвестировать, пока сами украинцы этого не сделают - то это тоже будет полезно узнать нашему рынку.
- Планируете только один сезон или все зависит от успеха первого и возможно продолжение?
- Вы как будто уже поговорили с кем-то из нашей команды (смеется). Сейчас мы дописали первый сезон и понимаем - должен быть второй. Дело в том, что когда изучаешь историю, то все работает только на расширение. Мы накопали столько всего, что придумали не только продолжение «Плеяды», но и три сторонних проекта! Чтобы вы понимали, насколько это глубокий процесс, скажу, что один из проектов касается XI века - хотя, казалось бы, где XIX век, а где XI. И хотя «Плеяда» сейчас у команды на первом месте, некоторые из этих трех хочется поскорее начать девелопить: люди, оказывается, очень многого не знают, да и мы бы не узнали, если бы не столкнулись в процессе работы. Ценность «Плеяды» в том, что она дает понять - мы, украинцы, принадлежим к очень древней, очень достойной нации, которая боролась за выживание, несмотря на то что ее гнобили со всех сторон. И мы не просто выжили, мы сегодня ничем не хуже тех, кто творил культуру и историю в XIX веке, а возможностей у нас сейчас намного больше! Нам повезло, и именно наши поколения увидели то, о чем мечтали герои сериала: Украина официально стала независимым самостоятельным государством, и она теперь в наших руках. А ведь этого всего могло бы и не быть, если бы эти люди, рискуя всем, не собрались и не совершили первую украинскую культурную революцию, создав для нас классический украинский язык, литературу, музыку, а также модель деятельности «Плеяды», по которой мы сможем создать следующий культурный пласт.
Создатели «Плеяды» намерены найти подход к любой аудитории
Если все пройдет без заминок, то премьеру проекта авторы обещают в начале 2021 года. Признаться, после просмотра тизера и разговора с Натальей мне хочется пожелать команде, чтобы все получилось именно так, как задумано: во времена, когда украинцы пытаются заново осознать собственное прошлое, подобные проекты могут очень в этом помочь. Да и пора уже, знаете ли, обзаводиться собственной «Игрой престолов» - если не в плане графики, то хотя бы в части драматизма.