На украинском рынке работает много кино- и телепродакшенов, но лишь единицы из них на просьбу рассказать о новинках собственного производства отвечают приглашением в гости, а заодно рассказывают кучу ценной и интересной информации.
Компания Mamas Film Production, которой бессменно руководят Алла Липовецкая и Марина Квасова, - как раз из таких. Недавно мне посчастливилось провести в их компании целый час, и за это время я добыла для вас подробности новых проектов продакшена, любопытные нюансы о сегодняшнем телепроизводстве и еще много чего, что определенно стоит внимания. А потому не будем терять времени и прямо сейчас поговорим обо всем вышеперечисленном.
Главным направлением для продакшена было и остается производство сериалов, однако начать нашу беседу я решила с полнометражного кино. Если помните, на Десятый питчинг Госкино Mamas Film Production подавал проект байопика о Владимире Ивасюке, но финансирование ему выиграть не удалось. Я же закономерно поинтересовалась, не пробовали ли Алла с Мариной попытать счастья на Одиннадцатом питчинге.
«Пока мы поставили проект на паузу, поскольку поняли - это в принципе один из самых сложных жанров. Не потому, что его сложнее снимать, а потому, что количество людей, желающих дать тебе советы, просто зашкаливает. Словом, мы поняли: чтобы снять идеальный фильм, нужен очень длительный подготовительный период. А прямо сейчас мы не можем себе этого позволить, так как вынуждены зарабатывать деньги», - объяснили продюсеры.
Впрочем, как выяснилось, не Ивасюком единым. На Одиннадцатый конкурс компания отправила другой проект полного метра - романтическую комедию о девушке, которая хочет стать звездой. «К сожалению, набрать нужное количество баллов она не смогла. Почему - сложно сказать, мы считаем, что это хорошая картина. Видимо, никто не почувствовал в ней какого-то патриотического звучания или чего-то в этом духе», - говорит Липовецкая.
При этом после неудачи на питчинге проект не отправили в стол. По словам продюсеров, сейчас они ищут способ снять фильм без господдержки: «Сценарий готов, и мы уверены, что история будет привлекательной для рекламодателей и спонсоров. Первые наработки в этом направлении уже есть, они очень обнадеживают. Мы верим в кассовый потенциал проекта и, надеемся, сможем вселить такую же веру в потенциальных партнеров».
Каких-либо подробностей будущего фильма в Mamas Film Production пока раскрывать не хотят - мол, время еще не пришло. Но кое-что выяснить мне все же удалось: главную роль сыграет одна очень известная и популярная девушка, под которую эта история и была создана. Заинтригованы? Лично я - очень!
Стоит отметить, что только на спонсоров продакшен не уповает: половину бюджета Липовецкая и Квасова намерены обеспечить силами своей компании. «Когда мы подавались на питчинг Госкино, то рассчитывали на госфинансирование и инвестиции от рекламодателей, а теперь рассчитываем на продакт-плейсмент и на себя», - объясняют они экономику проекта. А вот на копродукцию в этом случае рассчитывать не приходится: по их словам, история - стопроцентно украинская и ею вряд ли заинтересуются за границей. Впрочем, вариант продажи формата картины продюсеры не исключают, но это, разумеется, будет возможно лишь после создания оригинала.
С полным метром мы разобрались, поэтому разговор предсказуемо завернул в сторону телевидения. Для начала Липовецкая с Квасовой рассказали мне о новых проектах, которые их продакшен произвел для украинских телеканалов в текущем осеннем сезоне.
«У нас есть два очень интересных новых детективных сериала, в каждом из которых по восемь эпизодов. Один из них называется «Швабра», его мы делаем для канала СТБ, а второй - «Судья» для канала «Украина». Первый уже вышел в эфир, премьера второго состоится в ближайшее время. Обе истории очень интересные и качественные, а их бюджеты выше, чем обычно у нас бывает. Мы в них очень верим, потому были готовы к таким затратам», - говорил Алла.
«Швабра» - математический детектив, движущая сила которого - метод расследования преступлений. Липовецкая и Квасова уверены, что в этом проекте им удалось найти «фишку»: если в «Обмани меня» главный герой раскрывал дела с помощью физиогномики, а в «Нюхаче» - с применением обостренного обоняния, то здесь героиня использует собственный талант к математике
Продюсеры говорят, что настолько погружаться в точные науки никому из съемочной группы не приходилось со времен школьной скамьи. Но зрители могут не переживать: несмотря на сложные формулы и точные подсчеты, в сюжете все преподносится настолько просто, что без труда поймут и гуманитарии
А вот сериал «Судья» Алла и Марина описывают крайне осторожно, чтобы ненароком чего-нибудь не заспойлерить. По их словам, это история о поиске высшей справедливости, и пока такого описания будет достаточно
Еще одна новинка - сериал «Наследники», который Mamas Film Production производит для канала «Украина». Его продюсеры описывают как мелодраму «в самом прекрасном классическом смысле»: когда в одной большой (и очень богатой) семье происходит дележ наследства, в результате чего из шкафов то и дело вываливаются скелеты
Режиссером этого проекта выступает Дмитрий Матов, а главные роли играют Эдуард Флеров, Андрей Аверков, Анастасия Иванова, Наталья Доля, Владислав Никитюк, Екатерина Варченко и другие
Драму «Немая» тандем Липовецкой и Квасовой тоже производит для «Украины». Движущей силой сюжета здесь будут отношения между отцом и дочерью, а фоном снова выступит закрученная детективная история
Проект состоит из четырех эпизодов, постановкой которых занимается Тарас Дударь, а роли исполняют Прохор Дубравин, Анна Иванова, Анна Кузина и Людмила Загорская
Устали от детективов и мелодрам? Тогда запомните название «Подкидыш»: это добрая романтическая четырехсерийная история
Одну из главных ролей здесь, кстати, исполняет шестилетняя актриса Фрося Мельник, которую Липовецкая и Квасова в один голос называют «большой украинской звездой», поскольку к сегодняшнему дню девочка снялась в огромном количестве проектов и даже поработала ведущей «1+1»
Кроме того, продакшен разрабатывает 24-серийный комедийный детектив под названием «Полицейский с ДВРЗ». Его действие, как видно из названия, развивается в одном из культовых районов столицы, а главный герой - местный участковый. «Это народный и очень ироничный проект. Сейчас мы смотрим на готовый материал и понимаем, что это больше, чем ироничный детектив, потому пока думаем, как лучше всего его подать зрителю», - признается Алла.
Одним из факторов успеха сериала в продакшене называют необычное место действия. «Мы покажем не только прекрасного Вячеслава Довженко в главной роли, но и эстетику, которой очень давно не было в кадре. Так сложилось, что телевизионщики все время стремятся приукрасить наш быт: если, к примеру, героиня - школьная учительница, то она живет в просторном лофте. Мы же покажем ДВРЗ во всей красе промзоны и с большой любовью», - говорит по этому поводу Липовецкая.
Кстати, такой подход уже дал свои плоды: когда информацию о проекте впервые опубликовали в соцсетях, количество перепостов зашкалило. Оказалось, все дело в фейсбучном сообществе ДВРЗ, и его члены заинтересовались сериалом уже потому, что снимается он в их родных местах. Так что, продюсеры, берите метод на заметку.
Как видите, продакшен активно сотрудничает с двумя медиагруппами: МГУ и StarLightMedia. А в последней, если помните, не так давно прошла масштабная трансформация, поэтому я поинтересовалась, насколько эти процессы повлияли на компанию Липовецкой и Квасовой.
«Пока никак не повлияли, ведь те проекты, над которыми мы работаем сейчас, запускались во времена, когда трансформация была на каких-то начальных стадиях. По большому счету сейчас для них мы делаем всего два проекта: уже упомянутые «Швабру» и «Полицейского с ДВРЗ», - говорят они.
Вспомнив слова Липовецкой о том, что продакшену есть что предложить «Плюсам», я поинтересовалась, не появилось ли у них разработок для этого вещателя. «Мы по-прежнему готовы производить контент и для них, но дело в том, что сейчас, насколько мне известно, у «Плюсов» меняются брифы. У нас много идей, но готовых сценариев нет. А приходить только с идеей туда достаточно сложно, поскольку на «1+1» мощный собственный продакшен. Соответственно, внедряясь в настолько конкурентную среду, мы должны показывать что-то большее, чем заявка проекта», - объяснила Алла.
Впрочем, инхаус-производство, к которому сегодня тяготеют украинские медиагруппы, основательниц Mamas Film Production не пугает. По их словам, даже если продакшенам внутри холдингов получится стать настолько мощными, чтобы удовлетворять все потребности в контенте, рано или поздно начнется борьба продукции: произвести проект могут многие, но вопрос его качества притом остается открытым.
Очевидно, для того, чтобы производить такое количество проектов одновременно, нужны люди. «Наша команда состоит из «своих» людей - это фрилансеры, которые переходят из проекта в проект. У нас есть пул любимых режиссеров, операторов, художников и представителей прочих профессий, и круг регулярно расширяется», - объясняют продюсеры.
Впрочем, и сложностей при таком подходе хватает. Например, из-за того, что в последнее время украинское кино- и телепроизводство заметно активизировалось, чувствуется дефицит не только тех, кто за кадром, но и актеров. «Казалось бы, у нас их немало, однако объемы производства сегодня таковы и столько проектов снимается одновременно, что приходится становиться в очередь за звездами. Кроме того, на рынок сильно влияет появление проектов, финансируемых Госкино», - сетуют продюсеры.
Последнее обстоятельство вызвало не только нехватку актеров: «Все заметно подорожало. Вообще сегодня сложилась сложная ситуация - цены на производство очень выросли, а телеканалы наконец решили стать бизнес-проектами, поэтому к бюджетам относятся гораздо скрупулезнее, чем прежде. Собственно, в этом заключается главный конфликт: тебе хочется лучше, больше и ярче, и ты уже знаешь, как это сделать, а денег стало меньше. Выход - искать дополнительные возможности: продавать продукт не только на один канал, работать не только на нашем рынке, но и открывать для себя другие. Кроме того, возросла потребность в более качественном ресерче контента - нужна мощная идея, хороший сценарий и т. п.».
Раз уж речь зашла о дополнительных возможностях, я решила затронуть еще две темы: работу над адаптациями зарубежных форматов и планы на дистрибуцию собственных проектов - как уже готовых, так и в виде тех же форматов.
Когда-то Липовецкая называла опыт адаптации корейского сериала очень тяжелым и даже кровавым. Соответственно, меня интересовало, возьмется ли продакшен повторить эту историю. «Если нам скажут, что надо, то мы, конечно, сделаем. Но опыт действительно был очень тяжелым: закончив работать над адаптацией, мы поняли, что гораздо проще было бы написать самостоятельно и с нуля. Фактически ты берешь чужую фабулу и на ее основе рассказываешь свою историю. А поскольку все линии в оригинале прилично переплетены, но ментально это никак не сходится с тем, что тебе нужно адаптировать, получается, ты делаешь двойную работу. Нужно понять, что не так у них, адаптировать у нас: грубо говоря, если героиня - дочь корейского императора, то кем она может быть в Украине?» - говорит Алла.
Но если бы продюсерам предоставили выбор, они с радостью взялись бы за адаптацию какого-нибудь израильского формата. «Во-первых, израильские сериальные форматы умеренно бюджетные, во-вторых, они крайне драматичны - это качественная драматургия, которая не оставляет равнодушных», - признаются Квасова с Липовецкой. А последняя еще и добавляет: «Возможно, потому, что они мне очень нравятся».
Что касается дистрибуции, то здесь все еще сложнее. «Мы бы с радостью, но мы - небольшая компания, а для того, чтобы всерьез заниматься ресерчем, поиском контактов и прочими необходимыми вещами, нужен отдельный временной и человеческий ресурс, которого у нас нет. Периодически мы сотрудничаем с компаниями-дистрибуторами, но это не постоянная история. Важно создавать контент, в международном успехе которого у тебя нет никаких сомнений. Сейчас, например, у нас довольно напряженный период: в работе находится очень много проектов, и у части из них есть неплохой потенциал для международной дистрибуции. Кроме того, их можно продавать не только как ready made, но и как формат. Будем работать над этим», - объясняют продюсеры.
На уточнение, не рассматривают ли они в качестве площадок для своих проектов онлайн-сервисы, которые набирают все больше популярности, Липовецкая с Квасовой тоже отвечают неоднозначно: «Сложно сказать, смогли бы мы заинтересовать всеми своими проектами какой-то стриминг-сервис. С одной стороны, наша «Швабра» заинтересовала ряд стриминговых платформ и мы воодушевлены. С другой - таких проектов у нас немного. Но как бы там ни было, мы работаем в данном направлении. Надеемся, это даст результат в ближайшем будущем».
А вот с созданием телешоу (типа «Особенностей национальной работы», которое Mamas Film Production производили для ICTV) компания решила завязать. «Денег на этом не заработаешь, а головной боли - огромное количество», - честно признаются продюсеры.
Когда же вопросы по производству контента у меня иссякли, я решила выяснить у Аллы Липовецкой подробности другой ее деятельности. Если помните, чуть больше года назад она стала главой Гильдии продюсеров Украинской телеакадемии. И раз уж мне представилась такая возможность, я поинтересовалась, почему в этом году «Телетриумф» не состоялся, когда ждать церемонии и как обстоят дела внутри возглавляемой ею Гильдии.
«Что касается «Телетриумфа»: проблема разногласий относительно системы оценивания и пропорций голосования создала повод его отложить. Сейчас идет поиск новой схемы для справедливого голосования, который устроит всех участников рынка. Конечно, я считаю, что затягивание с очередной церемонией работает против индустрии. И думаю как глава Гильдии продюсеров предложить всем членам нашей Гильдии организовать свою награду и ежегодно вручать ее в рамках или вне рамок «Телетриумфа». Нужно мотивировать профессионалов и отмечать их труд, это даст вдохновение и мотив развиваться дальше».
Так что, дорогие читатели, запасайтесь терпением, если ждете «Телетриумфа», а если хотите посмотреть какой-нибудь интересный сериал от дуэта Квасовой и Липовецкой - следите за программами телеканалов, и будет вам счастье.