До запуска амбициозного проекта Apple - онлайн-кинотеатра Apple TV Plus - осталось всего две недели. Компания смело дразнит конкурентов привлекательной ценой подписки (всего $4.99, в том числе за семейное использование) и большим количеством потенциальных подписчиков по всему миру (логично, что пользователи экосистемы Apple будут применять новый сервис компании, особенно учитывая, что каждый покупатель «яблочной» техники теперь бесплатно получает год подписки на Apple TV Plus), а зрителей интригует тайтлами с участием голливудских звезд. Но так ли все радужно на самом деле?
Накануне большой «премьеры» (напомню, в Украине сервис заработает на пару месяцев позже) журнал The Hollywood Reporter опубликовал материал, где детально описал сложный путь к запуску Apple TV Plus. Естественно, я не могу не поделиться прочитанным - самыми любопытными моментами - с вами.
Еще в августе 2017 года Apple, перебив предложения Netflix и Showtime, купила права на показ двух сезонов тогда еще безымянного проекта, который решила сделать стартовым флагманом нового сервиса. Основой для сериала стала книга журналиста CNN Брайана Стелтера «Лучшее за утро: в головокружительном мире утреннего телевидения». Со временем проект получил рабочее название «Утреннее шоу», а также Риз Уизерспун и Дженнифер Энистон в качестве исполнительниц главных ролей и исполнительных продюсеров одновременно. В 20 сериях должны показать закулисную жизнь утренней передачи и ее ведущих.
Первоначально проектом занялся сценарист Джей Карсон, не имеющий опыта шоураннера. Во время работы над сериалом возникло движение #MeToo, и продюсеры попросили Карсона добавить эту линию в сюжет. Но новичок не смог внятно спозиционировать женские персонажи, и его уволили.
Команда занялась поисками более опытного шоураннера. Выбор пал на Керри Эрин - создательницу сериала «Мотель Бейтсов» (Bates Motel). Пока проект набирал обороты, у Энистон и Уизерспун завязался конфликт с предыдущим шоураннером - они настаивали на том, чтобы его имя убрали из титров. Так Apple, участвовавшая в жарком арбитраже вместе с Media Res, Энистон и Уизерспун против Карсона, прошла ускоренный курс работы в сложном бизнесе развлечений.
Но несмотря на все препятствия, компания настолько уверена в своем флагманском шоу, что уже заказала 20 эпизодов второго сезона. По предварительным данным, они обойдутся Apple в $300 млн.
Осенью 2017 года компания решила снять продолжение известного сериала 1980-х годов «Удивительные истории» (Amazing Stories) совместно со Стивеном Спилбергом и его Amblin Television, а также NBС Universal TV. Антологией занимались маститые Брайан Фуллер и Хард Хэнсон.
И тут случилось то, что бывает, когда корпорация вмешивается в работу Художников, - скандал и развод «некоторые творческие разногласия». Разрабатывая Amazing Stories, Фуллер и Хэнсон концентрировались на достаточно мрачных сюжетах, вроде эпизода о кошатнице, которую убили собственные питомцы. А Apple, хотя и не делает ставку на семейное кино, созданием шокирующего контента заниматься явно не планирует. Видение Фуллера и его коллеги не устроило компанию, и их место заняли Эдвард Китсис и Адам Горовиц, работавшие ранее над сериалом «Однажды в сказке» (Once Upon a Time). В итоге пострадали все: из-за перестановки в команде сериал не успеет выйти к запуску Apple TV Plus.
Надо сказать, для запуска сервиса компания наняла множество специалистов рынка, включая именитых продюсеров Джейми Эрлихта и Зака ван Амбурга. Однако даже опыт этих профессионалов не спас Apple от постоянных кадровых перестановок - замена шоураннеров стала для компании обычным делом. «У них нет системы. Два парня, управлявшие студией, теперь эффективно управляют сетью. Они собрали группу руководителей, которые по отдельности великолепны, но вместе работают впервые», - заявил изданию один из опрошенных агентов.
Например, сериал See с Джейсоном Момоа, скорее всего, сменит шоураннера во втором сезоне. Притом что Apple уже выделила на два года фантастической драмы $240 млн и в компании сравнивают этот проект по глобальности с «Игрой престолов».
Руководители Apple признают, что у них нет опыта работы в индустрии развлечений. «Мы ничего не знаем о создании телевидения, - заявил разработчик стратегии сервиса Эдди Кью. - Мы знаем, как создавать приложения, как их распространять и как продавать. Но мы не знаем, как создавать шоу».
По традиции вхождение Apple в каждую новую индустрию происходит не так быстро, как хотелось бы. В 2001 году, запуская iTunes, компания потратила немало времени на заключение сделок с каждым крупным музыкальным лейблом, но в конечном итоге совершила революцию в музыкальной индустрии. Запуская Apple TV Plus, IT-гигант договорился с создателями контента A-list, включая Опру Уинфри, Альфонсо Куарона, Джастина Лина и Джейсона Катимса. Кроме того, 11 октября Apple объявила о планах запустить собственную студию. На стриминговом сервисе планируется выпустить мини-сериал «Хозяева воздуха» (Masters of the Air) по книге Дональда Л. Миллера, продюсерами которого будут Том Хэнкс и Стивен Спилберг.
Фото - David Paul Morris/Bloomberg via Getty Images
«Они не собираются останавливаться на полпути, - говорит агент CAA TV Соня Розенфельд об амбициях Apple в сфере развлечений. - Потому и нанимают людей, построивших карьеру в центре телевизионного бизнеса».
Так или иначе, интерес к голливудскому дебюту Apple высок. И любые препятствия, с которыми Кью и его команда столкнулись в преддверии запуска, не будут иметь значения, если им удастся привлечь к сервису значительную часть из 1,4 млрд пользователей компании. По оценкам Wedbush, к 2023 году компания сможет привлечь 100 млн подписчиков на Apple TV Plus и получить от $7 млрд до $10 млрд дохода от этого продукта.
Значительно больше Apple зарабатывает на продажах только iPhone ($167 млрд в 2018 году, например), но такой сервис может обеспечить компании большую лояльность к бренду.
«На карту поставлено многое, - отмечает аналитик Wedbush Даниэль Айвз. - Apple TV Plus будет играть важную роль в дальнейшей монетизации 900 млн пользователей iPhone. Следующим этапом роста Apple станут сервисы».
The Hollywood Reporter отмечает, что компания уже значительно откусила от первоначально запланированного бюджета в $1 млрд на год. С другой стороны, эти затраты велики для стримингового сервиса, но не критичны для IT-гиганта Apple. И он все еще может позволить себе предоставить бесплатную годовую подписку тем, кто приобретает его технику. В начале работы Apple TV Plus должен взлететь благодаря наличию этих пользователей: владельцы «яблочных» устройств смогут подписаться на сервис буквально в пару нажатий. Однако потом компании придется играть по законам рынка.
Если Apple TV Plus будет успешным, он может стать ключевым источником дохода для подразделения услуг Apple, в которое входят Apple Music, Apple News, iCloud и другие продукты, не связанные с «железом» и программным обеспечением. Но аналитики в это не особо верят. «У Apple инновационный кризис, - говорит Джеффри Коул, директор Центра цифрового будущего USC Annenberg. - Развлечения - одна из их попыток сделать что-то инновационное, но они просто балуются».
«Самая большая проблема заключается в том, что Apple пытается заставить индустрию адаптироваться под них, а не наоборот», - признается один из подрядчиков компании.
После анонса Disney Plus многие решили, что у Apple могут возникнуть проблемы с презентацией сервиса, однако позже компания представила свой агрессивный план в виде низкой стоимости подписки. В то время как «Утреннее шоу» позиционируется главным событием в запуске TV+, Apple начала анонсировать вторую волну своих проектов.
15 октября в калифорнийском Вествуде компания представила сериал в жанре альтернативной истории «Ради всего человечества», который будет эксклюзивно доступен пользователям стриминга с 1 ноября. Первые три эпизода выложат сразу, а новые будут выходить по пятницам. С 28 ноября технологический гигант запустит 10-серийный психологический триллер М. Найта Шьямалана «Слуга» (Servant), а с 6 декабря - сериал «По правде говоря» (Truth Be Told) с Октавией Спенсер.
Кроме того, покажут многосерийную историю о поэтессе Эмили Дикинсон (Dickinson).
На стриминге также выйдут антропологический сериал Little America с неожиданным взглядом на жизнь иммигрантов в Штатах, мультсериал о персонажах классических комиксов Чарльза Шульца «Снупи в космосе», спин-офф «Улицы Сезам» под названием «Помощники», детский сериал «Послания призрака» и документальная картина о животных на грани вымирания «Королева слонов».
Судя по всему, пока что Apple ориентируется на модель HBO и рассчитывает выпускать по несколько знаковых сериалов в год, не делая ставку на поток контента разного качества, как тот же Netflix. При этом компания вряд ли будет полагаться только на фильмы и сериалы собственного производства. Вероятно, она все-таки вскоре купит какую-то крупную студию, чтобы ускорить процесс и закрыть дыру в контенте. «Удобоваримыми» приобретениями специалисты называют MGM, Lionsgate, Sony и A24, а покупка Netflix или ViacomCBS, а то и семейно ориентированной Disney, была бы, по словам аналитиков, «более крупной и смелой» игрой.
Что ж, 1 ноября около миллиарда человек по всему миру проснутся и обнаружат, что, заплатив всего $5 и просто нажав нужную кнопку, могут посмотреть шоу Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун. В Apple, возможно, еще не полностью уяснили, как работает Голливуд, но все впереди.