Полномасштабная война стала тяжелым испытанием для всех украинцев, однако есть отрасли, где жизнь вообще перевернулась с ног на голову. Один из таких сегментов – телевидение. С одной стороны, его работники стали настоящими бойцами информационного фронта, обеспечивая информирование украинцев с помощью телемарафона, а с другой – остальные процессы, среди которых производство развлекательного контента, пришлось поставить на длившуюся почти год паузу. Только теперь, кажется, анабиоз заканчивается: сначала в эфире вещателей, не занятых марафоном, появились проекты, снятые до 24 февраля, а скоро самые смелые начнут показывать контент, созданный уже во время войны.
Одним из таких проектов станет четырехсерийка под названием «Я – Надія», ее для телеканала «2+2» снимает продакшен Sfera Film. Это, как и положено в военное время, актуальная история о работниках скорой помощи, которые, несмотря на страх и усталость, обстрелы и бомбардировки, мужественно держат оборону на своем фронте в первые месяцы полномасштабного вторжения в Харькове. Именно этой лентой «2+2» в конце прошлого года решил восстановить собственное сериальное производство, и пропустить такое событие я не могла – поэтому при первой же возможности отправилась на съемочную площадку проекта.
К счастью, далеко ехать не пришлось, ведь одной из локаций стала настоящая столичная больница. Можно было бы подумать, что это из-за постоянных отключений света, но нит: в медучреждениях его действительно не отключают. Но даже если бы это случилось, у группы всегда есть с собой генератор
Здесь дело скорее в реализме: ну а где еще должны происходить события сериала о медиках, как не в больнице?
Да и актерам, среди которых Антонина Хижняк и Валерий Астахов, в таких условиях проще вжиться в экранные образы
Даниилу Мирешкину в форме больница также к лицу
Да и скорая также
В основе ленты – не просто события первых месяцев полномасштабной войны, происходившие с медиками скорой в Харькове, а вполне реальная история двадцатилетней девушки по имени Анна Андрющенко. По крайней мере именно ее рассказы о профессиональной жизни в феврале-марте 2022 года вдохновили авторов Артема Кобзана и Андрея Виштака на написание сценария, а креативный продюсер «2+2» и шоураннер «Я – Надія» Сергей Карпенко предложил вещателю превратить это в сериал.
«С начала полномасштабной войны мы начали думать над разными историями, смотреть на идеи, присланные нам авторами. Хотелось создать проект, так сказать, по горячим следам, о событиях и ощущениях, которые еще в памяти украинцев. В то же время мы понимали: пребывая в состоянии войны, не обо всем можно говорить, а снимать сериалы тем более, потому что далеко не все истории получили финал. А когда я услышал об идее сериала «Я – Надежда», мне она показалась актуальной и уместной», – объясняет Сергей, добавляя, что одним из важных моментов было то, что у истории Ани уже есть финал, причем счастливій: со временем она все же выехала из Харькова, сейчас работает на «скорой» в Киеве.
Кроме того, лента, по словам Карпенко, – это дань и благодарность всім людям, после полномасштабного вторжения оставшимся в Украине, никуда не поехавшим и все время бывшим на своих местах: «Когда я делал пост про «Я – Надія», то написал: слава ЗСУ, слава Украине, слава украинцам. И теперь повторюсь: это именно про «слава украинцам» – про всех, кто держит свой фронт!»
Конечно, создавать проект команде приходится в прямом смысле в военных условиях. Один из самых болезненных вопросов – бюджеты производства. Денег теперь гораздо меньше, чем было до полномасштабного вторжения. «Например, гонорары у нас сократились на 40–60%. Поэтому я очень благодарен и авторам, и всей работающей над проектом группе за понимание, благодаря которому ленту удалось создать. Но также могу с уверенностью сказать, что, несмотря на уменьшение бюджетов, мы выдали максимальное (и даже больше!) качество», – признается Сергей.
Какими бы ни были бюджеты, на канале отмечают: это исключительно сакумулированные вещателем средства, и о господдержке или копродукции в случае этого проекта речь не идет. Но канал активно работает над привлечением внешних инвестиций и в 2023 году рассчитывает на госфинансирование для производства проектов о борьбе с российской агрессией.
Впрочем, финансовые затруднения – не единственные испытания производителей проекта. Во-первых, еще на этапе написания сценария авторам приходилось включать самоцензуру, чтобы сериал оставался искренним и близким к жизни: события минувшей весны еще живы в памяти многих украинцев, поэтому обман сразу бы почувствовался. Во-вторых, некоторые сложности были и во время съемок, особенно в тех городах, что ранее находились под оккупацией. «Многое мы просто не могли себе позволить, потому что там уже живут люди и они бы просто не поняли тех или иных шагов», – отмечает Сергей Карпенко.
Режиссер проекта Денис Тарасов добавляет: «С точки зрения самоцензуры самое главное в этом проекте то, что история, по которой мы создаем картину, уже случилась. Более того, уже произошло ее определенное переосмысление, а пообщавшись с прототипом нашей героини, мы ясно понимали, что и как нужно снимать. Что же касается сложностей во время съемок, то действительно, многое мы просто не могли сделать. Например, прилеты, потому что в военное время взрывы на деоккупированных территориях, где живут люди, были бы крайне неуместны. Поэтому сводили такие решения к минимуму, а там, где не могли без них обойтись, прибегали к разным творческим уловкам».
Проект в основном снимали в Киеве, Ирпене и Харькове, причем самым главным вопросом для создателей была безопасность группы. И без экзотики не обошлось: например, некоторые локации буквально исследовались специалистами, чтобы туда смогла зайти команда сериала.
«У нас была одна история, которую снимали в Маковище под Киевом, – вспоминает производственный продюсер проекта Роман Омельчук. – Нашей локацией было местное поле, что, как и все село, раньше было оккупировано войсками рф. К тому же именно по этому полю передвигалась российская техника, оттого, конечно, после деоккупации там осталось много снарядов и мин. Чтобы там снимать, мы договаривались с ГСЧС, группой разминирования, выезжавшей на место. Мы показали, где именно и в каком направлении хотим снимать, а они, соответственно, выделили нам небольшой кусочек этого поля и прямо перед нами обходили его с металлоискателями. К счастью, именно там никаких взрывоопасных предметов не оказалось».
Учитывая военные обстоятельства, в которых работала команда проекта, согласование желаемых для съемок локаций также отличалось от того, как это происходило в мирное время. «Все нужные локации мы согласовывали на нескольких уровнях. Сначала предупреждали военную администрацию, затем они спускали это ниже по своей иерархии – например, поселковому или городскому голове. Когда нужно, как в случае с опасными территориями, подключалась ГСЧС, но в основном мы писали запросы в МВД, чтобы полицейские на местах знали, что мы будем снимать», – объясняет Омельчук.
По соображениям безопасности во время съемок группа держалась подальше от инфраструктурных объектов, а в Харькове, где по сценарию происходят все события, снимали только заявочные планы. Но даже этого хватило, чтобы группа осталась без двух коптеров. «Мы согласовали съемки в Харькове и отправились на место (точнее, на Салтовку) вместе с представителем аэроразведки. Подняли коптер, некоторое время поснимали, и в один момент дрон просто начало сносить в шестнадцатиэтажку, после столкновения с которой он упал на землю. Мы удивились, даже представитель аэроразведки сказал, что подобного еще не случалось. Он также попытался поднять свой коптер, но произошло то же самое. Судя по всему, коптеры глушились средствами РЭБ», – вспоминает Роман, добавляя, что выполнить задание и завершить аэросъемку все же удалось.
Дьявол всегда кроется в деталях, и в этом проекте с ними все в порядке. По крайней мере номера на машинах скорой харьковские, так что подмены городов зритель, возможно, и не заметит
Учитывая медицинскую тематику сериала, на площадке часто присутствовали настоящие врачи скорой помощи. Их задачей было следить, чтобы актеры в кадре правильно проводили медицинские манипуляции, причем, по словам режиссера, ни одна из них не происходила без компетентного наблюдения.
«Таких консультантов у нас было несколько, а у каждого врача свой подход буквально ко всему – от обработки раны до перевязки. Поэтому мы также решили пользоваться разными способами, чтобы наш проект получился максимально похожим на реальную жизнь», – объясняет Тарасов.
Молодой врач скорой Анна Андрющенко, вдохновившая Артема Кобзана и Андрея Виштака на написание сценария сериала «Я – Надія», также участвовала в создании проекта, но не с самого начала. Дело в том, что продюсеры не были уверены, что девушка оценит идею картины о самой себе, однако все страхи оказались безосновательными. «Авторы сценария, конечно, общались с Аней во время написания, однако я познакомился с ней только в начале съемочного процесса. Мы пригласили ее на площадку, чтобы познакомить с актерами и группой, и это был очень крутой и эмоциональный момент: плакали все, даже я», – делится воспоминаниями Карпенко.
Кстати, наблюдательный зритель сможет увидеть Анну на экране: по подсказке создателей в определенный момент главная сериальная героиня Надежда, роль которой играет Вероника Дюпина, пересечется со своим прототипом на паркинге для карет «скорой». Так что имейте в виду и смотрите сериал внимательно!
Хотя основой проекта является история Андрющенко, кроме нее авторы рассказывают и другие сюжеты из жизни харьковчан в первые месяцы полномасштабного вторжения.
Один из них – история мамы Анны. В реальной жизни женщина работает водителем скорой, а в сериале ее сыграла Ирина Мак
Впрочем, полного совпадения с реальностью, конечно, не следует ожидать: художественное переосмысление в каждом случае побеждало, а все возможные совпадения (если, например, кто-то узнает себя на экране) авторы просят считать случайными. С другой стороны, истории, которые легли в основу ленты, настолько универсальны для нашей страны, что будут знакомы и понятны жителям не только Харькова, но и всех регионов. Критики в плане реализма авторы ждут разве что со стороны настоящих медиков, но, по словам режиссера, и на это есть объяснение: «Врачи всегда работают по протоколам, а у нас были моменты, когда эти протоколы не соблюдаются. Медики могут сказать, что в реальной жизни так не бывает. Но в том-то и дело, что во время войны возможны нестандартные ситуации, и мы специально добавили это в сценарий», – объясняет Тарасов.
Точной даты премьеры у проекта пока нет, но создатели надеются, что релиз состоится в начале этого года – ориентировочно весной. Очень советую дождаться и собственными глазами увидеть, что получилось из одного из первых сериалов, снятых в военное время и в военных же условиях. Его создатели не скрывают: было сложно, появилась куча новых вызовов, однако все, кто участвовал в производстве, делали свое дело с удовольствием. Хотя бы потому, что этому предшествовал перерыв почти в год и вернуться на съемочную площадку было за счастье.
Будем надеяться, что отныне таких перерывов не будет, у телевизионщиков будет что снимать, а у зрителей – смотреть. И пусть «Я – Надія» станет лишь первой ласточкой.