Отечественная IT-отрасль долгое время оставалась для украинцев terra incognita: все о ней слышали, знают отдельные имена и названия, но истоки, история развития и происходящие внутри индустрии процессы известны единицам. Покончить с этой несправедливостью решили представители самой индустрии – и инициировали создание документальной ленты «Перший код», название которой говорит само за себя. Снимать фильм начали до полномасштабной войны, а на днях провели пресс-конференцию, презентовав и сам проект, и его тизер, который команда называет отдельным минифильмом с актерами картины.
«Перший код» имеет целью комплексно исследовать историю развития отечественного IT-сегмента: от зарождения в конце 80-х до сегодняшнего дня, когда IT является одним из фронтов борьбы с врагом. Основа фильма – интервью с известнейшими представителями украинского IT (с ELEKS, EPAM Ukraine, SoftServe, Infopulse Ukraine, Uklon и других компаний). А для большей зрелищности в ленте будут игровые сцены – реконструкция наиболее значимых событий с участием профессиональных актеров.
Презентовали «Перший код» режиссер Артур Лерман, продюсер Владислав Савченко, креативный продюсер Любовь Мочалова и сценарист Татьяна Буренко. Впрочем, Савченко в проекте еще и инвестор (об этом чуть позже), а также главный интервьюер, поскольку является инсайдером рынка: он руководит собственными IT-компаниями и возглавляет Европейскую ассоциацию программной инженерии (EASE), что сегодня числится производителем фильма. По словам Мочаловой, инициировавшей создание документалки, благодаря вовлеченности Савченко в IT-индустрию герои больше ему доверяли и, соответственно, делились более закрытой информацией, которую вряд ли предоставили бы журналисту.
Интересно, что с мастодонтами украинского IT договориться об интервью было гораздо легче, чем с молодыми игроками. А самое трудное – с министром цифровой трансформации Михаилом Федоровым, переговоры с которым продолжались два месяца
Все интервью хранились на сервере в Киеве, и, когда началась полномасштабная война, их удалось успешно «эвакуировать» в безопасное место
Одна из целей создания ленты – развеять стереотипы об IT-отрасли. «Для многих IT – это до сих пор люди в капюшонах, сидящие в каком-нибудь помещении за границей. А на самом деле это целая индустрия, и люди из нее очень интересны. Это кино о людях. Мы сняли 40 часов интервью, и теперь команда немного страдает, так как тяжело что-то из этого убрать», – признался Владислав Савченко.
Но самая главная цель – показать важную роль, которую украинские IT-специалисты сыграли и продолжают играть в построении глобальной индустрии. А также рассказать, что эта ветвь помогает побеждать врага. Полномасштабная война повлияла не только на сроки производства фильма: теперь к сценарию добавлен большой блок, посвященный кибервойне, которую Украина ведет против россии. Россияне не только наносят удары по энергетической инфраструктуре, разрушают больницы и жилые дома украинцев – они также регулярно проводят хакерские атаки, чтобы вывести из строя нашу банковскую систему, критическую инфраструктуру. Впрочем, у россиян и здесь ничего не получилось, и в этом, безусловно, заслуга украинских IT-профессионалов.
Проект «Перший код» не сразу был задуман таким, каким есть сегодня. По словам Любови Мочаловой, сначала не было команды, а только три человека, включая ее и Владислава Савченко, которые ездили по Украине и записывали интервью. Да и бюджет изначально составлял $30 тыс. – а сейчас дошел до 8 млн грн.
Конечно, продюсер хотел бы, чтобы на этом рост остановился. А если серьезно, то без полномасштабной войны цена такого продукта, по словам Савченко, была бы вдвое больше, ведь многие работающие над фильмом (сегодня это более 50 человек) согласились пойти на уступки, в том числе и финансовые. Летом, когда создатели решили продолжать приостановленное производство, понадобились дополнительные средства, чтобы отснять еще несколько интервью. Тогда Любовь Мочалова создала презентацию и пошла к крупнейшим представителям украинского IT-рынка с предложением стать партнерами – поддержать картину финансово. Но все компании сказали, что идея классная, однако помочь не смогут. Тогда Савченко окончательно взял финансирование на себя.
После этого к работе присоединился Артур Лерман, а проект начал выкристаллизовываться в ту форму, которую зрители увидят в ближайшем будущем.
Режиссер признается: в начале работы не был уверен, что удастся сделать то, чего хотят продюсеры. В частности, из-за «фатальной картинки» отснятых интервью. Сначала Лерман предлагал все переснять, но из-за занятости спикеров и самого Савченко это было невозможно. «Через некоторое время мы поняли друг друга. И я стал монтировать такой фильм, который бы мне было интересно в первую очередь смотреть. Кстати, сами герои очень интересные. У них очень структурное мышление. Они рассказывают сценарно», – поделился Артур.
Сценаристка проекта также призналась, что совсем не разбиралась в IT-отрасли. Однако это можно назвать и плюсом, ведь она писала историю, которая была бы интересна широкой зрительской аудитории. «Это не будет кино сугубо для людей из сферы IT», - пообещала Татьяна Бурченко.
Важный элемент фильма «Перший код» – локации. Проект снимали в Киевском крематории, Библиотеке им. Вернадского, Украинском доме. «Этот фильм – о путешествии во времени. Мы начинаем с 90-х и доходим до наших дней. Для меня референсом по настроению был фильм «Назад в будущее», – объяснил свой замысел режиссер. – Локации, в которых появляются герои, должны быть вне времени. Потому что спикеры в своих интервью могут рассказать и о 90-х, и о 2000-х, и о настоящем. Поэтому мы не ищем под них локации определенной эпохи, а выбрали нечто такое футуристическое. А из футуристического самое интересное у нас – советский модернизм».
Конечно, снимать кино в Украине в 2022 году – тот еще вызов. С осени к перманентной вероятности ракетного обстрела, воздушных тревог и бюрократии с разрешениями на съемки во время военного положения добавились еще и регулярные отключения электроэнергии. «Говорить, что было сложно работать, банально. Лучше рассказать на примерах, – добавил Лерман. – Тизер, который мы увидим сегодня, был снят неделю назад, а на монтаж было четыре дня: те, кто понимает индустрию, знают, что это и до блэкаута тяжелая история. Кроме того, режиссер монтажа находится в Италии, человек, занимающийся цветокором, – в Канаде. Часть группы, которая в Украине, находится в разных районах Киева, с разным графиком поставки электроэнергии. И мы мотаемся по городу с лэптопами... Но ничего. Это большое счастье – заниматься любимым делом во время полномасштабного вторжения».
Поиск главной песни ленты еще продолжается – по словам креативного продюсера, ведутся переговоры с топовыми украинскими артистами. Композитором фильма выступил Роман Вишневский («Толока», «Таємний щоденник Симона Петлюри», «Область Героїв»). «Я ему сказал: нужно сочетание классических инструментов, хорового вокала и хай-тека. У тебя есть одна ночь. И в тизере вы услышите, что получилось», – заинтриговал Лерман.
Собственно, самое время ознакомиться с тизером:
Съемки фильма также еще продолжаются, хотя все интервью (около 20) уже записаны: команда занимается реконструкцией определенных событий с актерами. Полностью работа над фильмом должна завершиться в первом квартале следующего года. А вот новостей о дистрибуции пока немного, ведь создатели «Першого коду» замахнулись на самые большие стриминговые сервисы. Как рассказал Владислав Савченко, переговоры ведутся с Amazon Prime, Apple TV Plus и Netflx, и, поскольку у каждого свои условия по распространению контента, о кинотеатральной дистрибуции пока речь не идет.
В переговорах со стримингами у айтишников работает «правило трех (!) рукопожатий»: Савченко использует свои связи в IT-индустрии, чтобы коммуницировать с людьми изнутри компаний
Если же ответа от международных платформ не будет, создатели применят более традиционные инструменты. Кстати, все украинские VoD-сервисы готовы показать «Перший код» уже сегодня.