Копродукция «Я работаю на кладбище», производством которой занимаются украинские кинокомпании Good Morning Film и Mainstream Pictures совместно с польской Stewopol, вряд ли соберет широкий круг зрителей и большой бокс-офис. Однако создатели фильма к этому и не стремятся. Они хотят снять достойное фестивальное кино для тех, кто привык думать, не боится сложных тем, глубоких переживаний, да и вообще не боится.
Съемки полнометражной драмы стартовали в начале сентября. День первой смены съемок в конторе главного героя оказался холодным, дождливым и мрачным, похожим на замедленный бег под водой - ну, собственно, как и должно быть на кладбище. Но в жизни все не является тем, чем кажется. Даже смерть.
Напомню, сценарий ленты основан на тексте одноименного сборника Павла «Паштета» Белянского. А к адаптации диалогов привлекли современную украинскую писательницу Екатерину Бабкину. В 2019 году проект «Я работаю на кладбище» выиграл грант Украинского культурного фонда на производство тизера, а чуть позже и на производство самой картины. Общий бюджет составил 21,4 млн грн, из которых УКФ оплатил 70% - почти 15 млн грн. Фонд также поддержал препродакшен фильма суммой в 495 тыс. грн.
Для режиссера Алексея Тараненко эта картина - дебют в полном метре
По синопсису, у главного героя Саши есть своя контора по изготовлению памятников. Саша работает на кладбище, поэтому к нему обращаются за помощью в случае смерти близкого человека - в самое тяжелое время. Так или иначе, кладбище проникает в жизнь главного героя, однако события, которые с ним происходят, иногда бывают даже комичными. Автор книги и сценария Павел Белянский описывает своего героя как циника, способного к превращению, живого и неравнодушного. На первый взгляд кажется, что Саша ушел от жизни, нашел тихую работу на кладбище, где его мало кто будет беспокоить, но у жизни на него другие планы.
«Если после просмотра этого фильма хотя бы одному человеку будет легче пережить свое горе, я буду считать свою миссию выполненной», - уверяет он.
Среди декораций Сашиной конторы и настоящие скульптуры, и псевдофото к надгробиям - вон хотя бы фото Брюса Уиллиса
Главные роли в фильме исполняют украинский актер Виталий Салий и польская актриса Виктория Городецкая. Кстати, параллельно с «Я работаю на кладбище» Виктория была задействована в съемках польского сериала, приобретенного Netflix.
Актер Алексей Тритенко вживается в роль нового директора кладбища, отрабатывая приемы времен 90-х прямо на режиссере
В фильме также задействованы актеры Анна Иванова, Виктор и Ксения Ждановы, Елена Хохлаткина, Андрей Исаенко, Максим Донец, Римма Зюбина и другие.
Римма Зюбина и Алексей Тритенко идеальны в кадре, во всяком случае по цветовой гамме
Но лишний раз хотят в этом убедиться
Герой Алексея Тритенко, по мнению актера, приходит на кладбище, чтобы подтвердить свою абсолютную власть и быстро обогатиться. В ответ на вопрос, приходилось ли ему общаться с реальными директорами кладбищ, Алексей пошутил, что такие встречи случались разве что в его кошмарах.
Виктория Городецкая в роли Елены, которая попадает в контору на кладбище из-за смерти близкого человека
Героиня Виктории Городецкой мучается от чувства вины за смерть близкого человека - она считает, что могла это предотвратить. В ней очень много злости. Она должна пройти все стадии траура и преодолеть путь к принятию необратимости ситуации. Любопытно, что актриса учила роль вместе с няней своего ребенка, которая родом из Украины. Так она тренировала свое произношение.
«Когда играешь такую роль, трудно представить, что это на самом деле. Больно, просто сердце распадается. Я могу только попробовать это сыграть. Там есть несколько сцен, которых я боюсь, но мне очень интересно посмотреть, как все выйдет», - сознается Виктория.
Анна Иванова исполняет роль дочери главного героя Алисы. По словам актрисы, ее героиня больше всего требует внимания отца.
Анна начала сниматься с пяти лет. Преимущественно это были рекламные ролики, потом появились роли в сериалах. Однажды, вспоминает она, надо было изобразить немую героиню, поэтому пришлось много работать над мимикой лица. Для юной актрисы это был интересный опыт, как и нынешняя роль, ради которой ей пришлось перекрасить волосы. Говорит, что чувствует себя странно, ведь это не совпадает с ее восприятием себя.
На покраску волос молодой актрисы Анны Ивановой ушло аж семь часов
Анна говорит, что на съемочной площадке «Я работаю на кладбище» чувствует себя менее напряженной, чем во время своих предыдущих съемок. Спокойная и непринужденная рабочая атмосфера помогает ей сосредоточиться на роли.
Виталий Салий повторяет роль во время перерыва между съемками
«Мне кажется, главный герой Саша лучше умеет молчать. Это черта его характера, и до определенного момента он молчит даже слишком много. Судьба дает ему определенный толчок, чтобы вырваться из этого однообразного молчания. Из человека, который молчит, превратиться в человека, который любит, который живет», - делится своими впечатлениями от роли актер.
Звукорежиссеры во время съемок требовали полной тишины, и все же время от времени где-то раздавались голоса. Сцены в конторе снимали на кладбище, но ничего потустороннего - просто работники съемочной площадки разговаривали за кулисами.
Игорь Салимонов в роли Человека с дипломатом. Этот персонаж снова и снова возвращается на кладбище, чтобы торговаться относительно суммы услуг, однако истинная причина не в цене
Актер Игорь Цишкевич исполняет в фильме роль Суворова - одинокого старика, который приходит в контору заказать себе памятник. Он хочет организовать все так, чтобы никому не быть в тягость.
О своем герое Петровиче, предыдущем директоре кладбища, Виктор Жданов рассказывает так: «Чем мне этот образ нравится? Тем, что он очень динамичен. Человек жил себе тихо и спокойно, пока не произошли события, которые заставили его изменить мнение о своем образе жизни».
Над образом Петровича искусно поработали гримеры. Общаясь с актером, все время хотелось оказать ему первую медицинскую помощь
По мнению актера, Петрович имеет много общего с главным героем. Кроме того, что они сотрудничали, после внезапного события оба меняются. А вообще-то таких событий в сценарии очень много. Жизнь бурлит даже на кладбище, где всегда царит скорбь.
«Понимаете, на кладбище тоже ведь много смешных моментов происходит. Возможно, в большинстве случаев это черный юмор, но он есть... Для кого-то это работа, для кого-то - даже приют. Все случается, но жизнь идет своим чередом. Не бойтесь мертвых, бойтесь живых! И сценарий это подтверждает. Действительно, следует бояться живых, ведь никогда не знаешь, чего от них ожидать», - философски резюмирует Жданов.
Виктор вспоминает, как однажды в Одессе во время фестиваля был на экскурсии на кладбище. Оказалось, что директор кладбища - спонсор театра
О своем первом дне на съемочной площадке фильма исполнительница главной роли Виктория Городецкая рассказывает смеясь: «Пока первый день и я никого не знаю, стараюсь просто сидеть и прислушиваться к своей интуиции. Не хочу быть кем-то другим или подстраиваться под кого-то - я думаю, как найти себя в этой атмосфере, чтобы некоторые вещи не мешали работать. Чтобы я могла создать Елену, которая будет естественной».
Небольшой спойлер: главный герой Саша приходит к выводу, что смерть - не конец, а часто только начало. Когда сталкиваешься со смертью, с этим надо как-то работать, превращать это в жизнь.
Римма Зюбина без слов это подтверждает
Героиня Риммы Зюбиной не имеет какого имени. Сначала в сценарии она упоминалась как «женщина в платке», однако актриса предложила изменить на более элегантный образ «женщины в шляпе», такой себе городской сумасшедшей, которая разговаривает со своим умершим мужем. В контору главного героя она приходит пожаловаться, что муж никак не оставит их однокомнатной квартирки и продолжает являться женщине.
По мнению Игоря Цишкевича, пока проблема в украинском кино не с режиссерами или командой, а с отсутствием хороших сценариев, потому что «большинство из них не отражает фактуру сегодняшнего дня». Сценарий этого фильма актер, наоборот, считает очень современным. Хоть события и происходят на кладбище, они не настолько типичны, насколько их могут себе представить люди.
Ну и какое же кладбище без черного кота! Эта роль досталась Боне. Боня оказалася истинным практиком полного дзена - был очень спокоен. Во всяком случае пока его не заслепили софитами
Похоже, в этом проекте все пропитано дзеном. Даже на вопрос о стратегии продвижения ленты продюсер Андрей Корниенко отвечает философски: «Мы хотим снять достойное кино для думающих людей. Просто разобрать философский вопрос о жизни и смерти, что делать после смерти кого-то из близких. Поэтому здесь вряд ли получится какая-то суперкоммерческая история. Да, это имиджевый проект, открытие новых звезд, например режиссера - этот фильм для него дебютный, но у него хорошо получается».
Надеюсь, что уже скоро мы с вами увидим эту картину. Выход в украинский прокат запланирован на 2020 год.