В минувшую пятницу состоялось последнее в 2021 году заседание Совета по господдержке кинематографии (оно же - первое по новому адресу Госкино, на ул. Киото, 27). И сегодня я расскажу о решениях, принятых на нем, а также двух предыдущих - 25 ноября и 10 декабря.
Начать же предлагаю с кейса, который наглядно демонстрирует отношение теперешнего состава Совета к государственным деньгам: для тех, кто вдруг еще не понял, как делать не стоит, он должен стать хорошим уроком. ООО «Небокрай Філмз» обратилось с просьбой заменить режиссера фильма «Кордон» Андрея Кавуна на Алексея Шапарева и продлить срок производства ленты до 31 марта 2022 года. Если следовать замыслу Кавуна, команде необходимо снять еще почти 30% материала, но срок производства, указанный в договоре с Госкино, заканчивается, поэтому продюсер Андрей Суярко предложил такую схему: отсрочить дедлайн на три месяца и за это время собрать фильм из того, что есть (точнее, собрать за два месяца, а в феврале отдать ленту на цветокоррекцию литовским партнерам). А поскольку режиссер не хочет этого делать - поменять Кавуна на Шапарева, готового работать по принципу «я его слепила из того, что было». Кавун же тем временем от своего замысла не отказывается и фильм доснимет - когда-нибудь, когда продюсер найдет деньги. Но за материал, имеющийся по состоянию на сегодняшний день, ответственность слагает.
Естественно, такое предложение возмутило главу Госкино Марину Кудерчук: «Государство тратит на этот проект немалые средства (32 млн 912 тыс. грн, 80% общей стоимости производства. - МН), а вы предлагаете слепить [фильм] из того, что есть. Кто будет за это отвечать?» - «Я не согласен с этой позицией, потому и снимаю свою фамилию с титров. Я считаю, что история не сложилась, но ребята на этом фоне собрали свою историю», - ответил Кавун, добавив, что не имеет претензий к продюсеру, поскольку получил 100% гонорара. На вопрос, почему команда не успела снять 100% материала, режиссер ответил, что было два локдауна, а также трагический случай на площадке, из-за которого создатели были вынуждены прекратить съемки. Вместо режиссерского видения, которое смогло бы обосновать замену режиссера хотя бы на бумаге, Шапарев рассказал что-то непонятное о дополнительной документальной съемке, а вместо возвращения 30% сметной стоимости государству Суярко пообещал, что бюджет Госкино будет уменьшен примерно на 300 тыс. грн.
Марина Кудерчук не выдержала: «Вы берете средства у государства - и обязательство снять фильм за определенное время. [Срок сдачи] уже был продлен на полгода, а теперь денег нет, фильма нет. Так давайте пойдем в суд и будем там рассказывать, как мы используем государственные средства. Это махинация чистой воды! 32 млн бюджетных средств освоили, и никто отвечать не желает». Впрочем, члены Совета и без эмоционального выступления главы Госкино не собирались создавать опасный прецедент, поэтому проголосовали за отсрочку до 31 марта, но без смены режиссера. Теперь у команды фильма есть три варианта: завершить и сдать ленту к указанной дате, или вернуть государству 32,9 млн грн, или надеяться на положительное решение суда.
Еще один интересный, но кардинально противоположный кейс поступил от ООО «Лайм Лайт», просившего продлить срок производства фильма «Світлячок» до 30 декабря 2022-го - то есть на год. Проект, как выразился продюсер Владимир Яценко, многострадальный, и вот почему: по условиям договора с Госкино (заключенного в декабре 2017-го, после победы в Десятом конкурсе. - МН) Украина была миноритарным копродюсером с долей 13% от общего бюджета более 2,5 млн евро. «С нашей стороны все было подготовлено, но немецкие партнеры за несколько лет так и не смогли найти средства, - пояснил Яценко. - Мы, хоть и миноритарные копродюсеры, очень болели за этот проект (напомню, фильм рассказывает о волонтерах, которые должны предотвратить второй взрыв на Чернобыльской АЭС в мае 1986 года. - МН), поэтому провели много переговоров с другими потенциальными копродюсерами, пытаясь найти мажоритарных. Режиссер (и автор сценария Бенедек Флигауф. - МН) не может ждать столько лет и готов предоставить права на эту историю другому мажоритарному копродюсеру, которого мы нашли. Мы же ведем переговоры с режиссером Яном Комасой - он читает сценарий и до конца года должен дать ответ. Поэтому просим дать нам отсрочку, чтобы переформатировать эту копродукционную историю. Больше ничего не просим от государства: при необходимости вложим свои средства, но хотим, чтобы фильм состоялся. Если в течение года это не удастся - вернем деньги».
В ответ на этот спич у собравшихся не возникло ни одного вопроса. «У вас безупречная репутация (с чем я вас поздравляю), поэтому мы вам верим абсолютно», - прокомментировал положительное решение Совета глава Артем Колюбаев.
Другому проекту, создатели которого также просили продлить срок производства на 12 месяцев, повезло меньше: по словам руководителя ООО «Видавництво «Глоуберрі Букс» Алексея Ткаченко, команде нужно время на обучение (из-за удаленного режима работы переход на новое программное обеспечение Moho Anime Studio происходит медленнее, чем планировалось) и актуализацию сюжета («Работа папы и мамы - важная часть сюжета, и игнорировать социальные изменения было бы рискованно для будущего бродкастинга»). Летом этого года проект уже получал отстрочку (на полгода, хотя просили на год), поэтому на заседании 25 ноября дату сдачи сдвинули только на 6 месяцев.
В целом подление сроков производства было чуть ли не самым популярным запросом на подотчетных заседаниях. Коротко о других решениях из этого блока:
- фильм «Сусідка» (ООО «ЕФ Філмз») разрешили сдать 15 февраля 2022 года. По словам продюсера, дата релиза - начало марта - уже утверджена с прокатчиком;
- производство фильми «ШТТЛ» (ООО «Стар Медіа продюсерський хаб») продлено до 4 февраля 2022-го из-за технически сложного монтажно-тонировочного периода;
- срок производства фильма «Сашенька» (ЧП «Сінемастудіо») продлен до 16 февраля 2022-го;
- срок производства фильма «Лимани» (ООО «Альбатрос Коммунікос Україна») продлен до 30 января 2022-го;
- сдачу проекта «Спас» (ООО «Табор») разрешили отсрочить до 30 сентября 2022-го, хотя производители будут готовы сдать фильм в конце февраля - как пояснила продюсер Дарья Бассель, новая дата нужна только для предоставления финальной документации (четырем странам-копродюсерам понадобится время на аудит, а отчитаться перед «Евримажем» можно будет лишь после подтверждения кинотеатрального релиза в каждой из стран, что запланировано на сентябрь следующего года);
- из-за задержки копродюсеров (Франция, Польша и Чили, на территории которых делают постпродакшен) продлить срок производства вынуждена и команда фильма «Памфір» (ООО «Бозон філмз») - на 4 месяца, до 21 июня 2022-го;
- срок производства фильма «Вовчата» (ООО «Зет Пікчерз») продлен на месяц - до 10 января 2022-го;
- срок сдачи фильма «Її б звали Марта» (ООО «Джой Філмс») перенесен на год - до 24 декабря 2022-го: по словам продюсера Александра Омельянова, команде пришлось долго ожидать решения Словенского кинофонда о поддержке картины;
- фильм «Сірі бджоли» (ООО «Ідас Інтернешнл») разрешили сдать на 8 месяцев позже - 19 сентября 2022-го;
- дата сдачи фильма «Талісмани Романа» (ООО «Трумен Продакшн») перенесена на 28 февраля 2022-го;
- фильм «Донбас-Гімалаї» (ООО «Трумен Продакшн») разрешили сдать 31 сентября 2022-го - как объяснила режиссер Алиса Ковленко, проект получил поддержку телеканала ARTE, из-за чего создатели должны пересогласовать контракт с польским копродюсером (все работы по постпродакшену должны пройти в Польше в следующем году);
- срок производства проекта «Зовсім не страшний фільм» (ФЛП Стрій Єлизавета Олександрівна) продлен на год - до 31 декабря 2022-го: летом его автор попала в ДТП, после чего у нее проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому она пока не может доснять необходимый материал (впрочем, необходимые монтажно-тонировочные работы идут);
- новый дедлайн производства фильма «Деміург» (ООО «Кінокомпанія «Метрополіс») - 20 мая 2022-го. По словам режиссера Елены Семак, время нужно на проработку найденного киноархива 60-70-х, который хотят добавить в фильм. При этом член Совета Александр Недбаев сделал замечание по поводу предоставленного получасового материала: «Вообще непонятно, о чем кино, какая структура, какой герой - это сборник сцен, в большинстве из которых ничего не происходит».
А вот ООО «База Філмз» придется сдавать фільм «Самородки» со штрафными санкциями: продакшен обратился за продлением по истечении указанного в договоре срока производства (15 декабря 2021-го), а в таких случаях Совет уже ничего не может сделать. Подобная ситуация - у ООО «Кіновир» с фильмом «Чорнобильський Робінзон», контракт которого закончился еще 3 декабря. Продюсер Екатерина Шевченко готова отчитаться только за первый этап финансирования (34%), ведь остальных денег пока не получала. В то же время 3 декабря, по условиям договора, должен был быть завершен весь фильм, что для продюсера-дебютанта стало неожиданностью. Очень интересно, каким будет решение юридического отдела Госкино, но пока ни один из вариантов не сулит ничего хорошего: либо возврат средств (4 млн 65 тыс. грн), либо санкции за просрочку (то есть доснимать фильм с уменьшенным из-за штрафа финансированием). Кстати, для Екатерины Шевченко это не первый сложный проект: как напомнила Марина Кудерчук, недавно продюсер вернула государству деньги за другой фильм, который не удалось сделать.
Еще одна популярная у производителей статья - увеличение хронометража. И хоть обычно члены Совета относятся к таким изменениям критически, на этот раз зеленый свет получили все заявители:
- хронометраж фильма «Крихка пам'ять» (ТОВ «Бурлака Філмс») разрешили увеличить с 75 до 85 минут, что обусловлено рядом творческих решений, принятых во время участия в документальном инкубаторе;
- фильма «Євродонбас» (ООО «435 Філмс») - с 70 до 73 минут;
- фильма «Будинок зі сказок» (ООО «Мун мен») - с 80 до 86 минут;
- фильма «Я, «Побєда» і Берлін» (ООО «Стар Медіа продюсерський хаб») - с 92 до 104 минут;
- фильма «Територія» (ООО «Маланка Студіоз») - с 15 до 20 минут. «Чуть ли не впервые так интересно использован жанр мокьюментари, которого у нас очень мало, - прокомментировал член Совета Александр Недбаев. Вышла, на мой взгляд, очень тонкая сатира»;
- фильма «Я, Ніна» (ООО «Яніна Соколова продакшен») - с 90 до 100 минут из-за расширения истории в прокатной версии (в том числе документальными кадрами из Института рака, снятыми при прохождении Яниной Соколовой лучевой терапии), а также дополнительных спецэффектов (производит немецкая компания), возможность создать которые появилась после выигрыша средств в Немецком фонде кинематографии;
- фильма «Лимани» (ООО «Альбатрос Коммунікос Україна») - с 72 до 105 минут из-за решения задействовать снятое на грант Украинского культурного фонда, а также архивные материалы. Члены Совета поддержали увеличение хронометража аж на 33 минуты, потому что уже посмотрели фильм - и он им очень понравился.
Еще один прецедент был создан благодаря решению увеличить хронометраж фильма «Сашенька» (ЧП «Сінема студіо») в полтора (!) раза - с 90 до 136 минут. Режиссер Александр Жовна смог объяснить появление дополнительных 46 минут лишь словами «так вышло», но положительный эффект на членов Совета произвел предыдущий опыт производителя. «С нашим фильмом «Історія Лізи» произошла подобная история - мы заявили 90 минут, а получилось больше (111. - МН). Впрочем, ленту показывали в четырнадцати странах Европы, ее купила компания HBO, и наш новый фильм менеджеры HBO уже ждут», - рассказал Александр. Услышав, что режиссер рассчитывает на аудиторию кинофестивалей и платформ (а не кинотеатров), члены Совета позволили увеличить хронометраж, закрыв глаза на то, что гривна привязана к минуте материала (напомню, бюджет проекта составляет 9 млн 926 тыс. 470 грн, 100% госфинансирования).
Переходим к блоку решений непосредственно о деньгах:
- ООО «Фільм Ю ЕЙ Продакшн» согласовали выделение 6,5 млн грн в следующем году для производства фильма «Коза Ностра. Хрещена мати»;
- кинокомпания «Магіка Фільм» получит 1,97 млн грн на производство фильма «Гелій Снєгірьов, або Тінь воїна» - проект был победителем Четырнадцатого конкурса Госкино, и старт съемочного периода планировали в этом году, но из-за карантинных ограничений (съемки должны состояться в Украине, Чехии, США и Германии) решили отсрочить запуск производства, чтобы избежать переносов сдачи фильма;
- ООО «Табор» получит 1,98 млн грн поддержки на производство фильма «Найс лейдіз» (Nice ladies) - проект также победил на Четырнадцатом конкурсе, а старт производства пришлось отсрочить из-за смены копродукционной схемы: из-за пандемии нидерландскому копродюсеру не удалось привлечь все запланированные источники финансирования, но съемочный период поддержал польский общественный вещатель TVP, а для постпродакшена планируют привлечь финансирование «Евримаж»;
- ООО «Мир і Ко продакшн» разрешили увеличить общую сметную стоимость фильма «Миротворці. Перша місія» на 35 тыс. грн (с 1 млн 994 тыс. 443 грн до 2 млн 29 тыс. 443 грн) за счет продюсера - деньги необходимы, чтобы выкупить используемую хронику из Associated Press и других источников;
- общая сметная стоимость производства фильма «Довбуш» (ООО «Пронто Фільм») уменьшена на 1 млн 631 тыс. 956 грн за счет продюсера, что обосновано колебаниями курса - за проголосовали без рассмотрения и похвалили фильм, который уже видели;
- доля Госкино, предоставленная для производства фильма «Дон Жуан із Жашкова» (ООО «Крісті фільм») уменьшена на 350 тыс. (с 24 млн 900 тыс. грн до 24 млн 550 тыс. грн) из-за уменьшения затрат на постпродакшен;
- дистрибутор Kyiv Music Film (ООО «КиївМюзікФільм») получил 72 тыс. грн на популяризацию национального документального фильма «Вавілон ХХ» (отреставрированного Довженко-Центром), показы которого были организованы к 85-й годовщине со дня рождения Ивана Миколайчука.
С интересным предложением касательно распространения национальной анимации в Совет обратилась компания FILM.UA Distribution: в январе-марте 2022 года в кинотеатрах сети «Мультиплекс» будут показывать мультсборник «Зайцедрузі у кіно» - дайджест современной украинской анимации, рассчитанной на зрителей от одного года. Инициатива была поддержана в сумме 300 тыс. грн.
Напоследок коротко о других решениях:
- ООО «Діджітал Реліджн» согласовало использование других языков в фильме «Щоденник нареченої Христа» в объеме 9% от общей длительности всех реплик участникив;
- ООО «Стар Медіа продюсерський хаб» - в объеме 8,19% в фильме «Я, «Побєда» і Берлін» (обратите внимание, в ленте будет сцена после титров - так что не пропустите);
- ООО «Кедр Фільм» - в объеме 9,4% в фильме «Клондайк»;
- ООО «435 Філмс» - в объеме 2,58% в фильме «Євродонбас»;
- ООО «Яніна Соколова продакшен» - в объеме 1,76% в фильме «Я, Ніна» (речь идет о суржике одной из героинь, имеющей реальный прототип);
- производитель фильма «В повітрі» изменен с ООО «Альбатрос Коммунікос» на ФЛП Сигарева О. В.: по словам продюсера Анны Капустиной, в ходе работы режиссер Оксана Сигарева изъявила желание заканчивать производство как продюсер, поэтому продакшен предоставит отчетность за первый транш и выйдет из проекта.