Как показывает практика, ничего на украинском телевидении не заканчивается навсегда. В 2018 году канал СТБ заявил, что попрощался с проектом «Україна має талант» из-за нехватки подходящих талантов, но спустя всего четыре года возвращает его в эфир. Впрочем, запланированное на завтра триумфальное возрождение случится не просто так: с его помощью вещатель решил отметить 30-летие украинской независимости и показать соотечественникам, что вообще-то таланты среди них не закончились - им просто понадобилось время, чтобы набраться сил. Что из этого вышло, зрители узнают чуть позже, а нам с вами выпал счастливый билет в закулисье проекта - поэтому откладывайте все дела и следуйте за мной.
Талантливые участники - это, конечно, интересно, но сперва покажу вам новую сцену проекта, ради которой место съемок - ДК КПИ - тоже пришлось обновить, разобрав половину зрительских рядов
Это понадобилось, чтобы установить огромный (более 120 кв. м) полукруглый экран в центре и еще несколько больших экранов по бокам
В общем, размах такой, что даже из лука можно смело стрелять
На судейских местах тоже перемены: оценивать таланты украинцев предстоит Сергею Притуле, Ксении Мишиной и Евгению Коту. Кроме того, в отдельных выпусках к ним присоединятся звездные члены жюри, среди которых, например, Жан Беленюк и Маша Ефросинина
Но и втроем им скучно не будет - вот увидите!
Ведущим обновленного шоу стал всегда позитивный Григорий Решетник
Вот уж кто наверняка всегда поддержит и приободрит участников
После четырехлетнего перерыва (и в результате пандемии - но об этом чуть позже) недостатка в участниках проект не испытывает. На свет талант-шоу, как и прежде, слетаются и профессионалы, и любители, и фрики - куда ж без них.
А еще традиционно находятся желающие установить какой-нибудь рекорд, и для их фиксации на площадке присутствует специальный человек из Национального реестра рекордов Украины
Мне повезло. В день, когда я приехала на площадку, потенциальных рекордсменов было сразу двое:
Сильная женщина, которая давит ногами арбузы,
и ловкий мужчина, на время скручивающий фигурки из шариков
Разумеется, добились ли они своего, я вам показать не могу. Но кое-какими результатами все же поделюсь:
Арбузы, конечно, пострадали, но присутствующие этому только порадовались,
а шариками украсили членов жюри. По-моему, корона и бантичный жезл Притуле очень идут
Кстати, во время одного из выступлений Сергей тоже решил показать, что кое-что умеет:
Дамы и господа! Впервые на сцене! Сергей Притула идет на рекорд, крутясь на стуле!
Обращаю внимание киношников: если вдруг кто-нибудь и у нас захочет снимать кино в космосе, то Притула - ваш надежный кандидат на полет. Не знаю, как там насчет нагрузок, а центрифугу он перенесет не хуже Юлии Пересильд
После такого опыта нужно срочно подправить грим
Ну а что вы хотели, такие переживания! Вон даже зрители в зале, сидящие по карантинным правилам, взмокли
А пока на сцене развивается главная драма, за кулисами каждый занят своим делом.
Кто-то общается,
кто-то репетирует,
а кто-то просто развлекается, катаясь на скейте
Посмотрев на всех по очереди, я отправилась выяснять подробности грядущего камбэка к генпродюсеру производства программ СТБ Наталье Франчук и собственно руководителю УМТ Анатолию Максимову.
- Наталья, Анатолий, расскажите, кому принадлежала идея возродить «Україна має талант»? Какой была мотивация, учитывая, что к 2017-му, как говорили на канале, закончились таланты, и как сейчас поняли, что они снова появились?
Наталья Франчук: Наш зритель очень любит истории реальных людей, у которых есть мечта и которые готовы за ней идти. Мы видим это по всем нашим проектам. Идея принадлежит каналу, в частности директору Людмиле Семчук. Это большое событие, которое привлекает много людей и расширяет аудиторию. А СТБ всегда был каналом больших событийных проектов.
Пожалуй, первой попыткой (после карантина, экономии, трансформации и т. д.) запустить что-то грандиозное была «Холостячка» - большой, дорогой и рисковый проект, и мы долго думали, сможет ли он взлететь с большими цифрами. Он смог. Кроме того, два года назад, работая над десятым сезоном «Х-фактора», мы увидели: несмотря на то что шоу выходит давно и у него уже есть несколько конкурентов, люди продолжают на него идти, а в эфире оно собирает долю 15%. Это говорит о том, что если продукт сделать качественно, для людей и про людей, с глубокой драматургией, показать, как важно и нужно идти к своей мечте, показать людей, у которых это получается, то все возможно.
В том, что «Україна має талант» закрывался в 2017 году из-за нехватки талантов для хорошего сезона, есть правда. Но сейчас уже 2021-й, и нужно учитывать, что пять лет для взрослого человека - не очень большой период, а для ребенка - просто огромный. Один и тот же человек в 11 лет и в 16 - это две разные личности. И у нас будут люди, которые выросли на проекте и сейчас пришли его покорять. Свою роль в возвращении УМТ сыграл и тот факт, что в этом году нашей стране исполнилось 30 лет. Нам хотелось показать всю мощь и силу украинского народа, а в мире не так много подходящих для этого форматов. Мы с Толиком - большие фанаты именно этого проекта, и когда смотрим его иностранные версии, то видим, что там всегда много участников-украинцев. Когда же запустили кастинг, стало очевидно: талантов хватает. Грубо говоря, они делятся на несколько видов. Один из них - это ребята, которые ввиду карантина не смогли уехать на свою постоянную работу в больших шоу и мировых цирках. Второй - это именно то подросшее поколение. Отдельная история - новые таланты, которых раньше не было: робототехника, рисование светом, 5-7 лет назад участники такое не показывали.
- Не было ли проблем с правами на формат из-за паузы?
Н. Ф.: Формат у нас был куплен в том числе и на период паузы. Мы просто договорились с форматчиком, что возобновим его производство через пару лет. Канал никогда не отказывался от «Україна має талант», потому что в этом шоу все ДНК СТБ.
- До приостановки руководителем проекта была Оксана Болкун, а теперь - Анатолий Максимов. Чем УМТ Максимова будет отличаться от УМТ Болкун, что он привнес в проект? Стояла ли в целом задача как-то обновить шоу?
Анатолий Максимов: УМТ Максимова отличается набором участников, новым составом судей, новыми декорациями и сценой, но в первую очередь - новым подходом к поиску участников. Раньше у нас была немного ограниченная история, поскольку все таланты либо развивали себя сами, либо же это профессиональные артисты. Последние, как правило, работают по контрактам за рубежом. А в этом году, как показал кастинг, добавилась еще одна категория: практически все дети, которые к нам приходили, выросли на нашем проекте и открыли в себе таланты благодаря первым сезонам УМТ.
Например, есть замечательная девочка из Подольска, делающая такие трюки и такую акробатику с каучуком, на какую способны всего несколько человек в мире. Так вот, ее мама была простым пресс-секретарем в районе, места для занятий не было, профильного образования у нее тоже не было. Но она решила снять небольшое помещение и заниматься с ребенком, а делала это по видео «Україна має талант». Потом появилось еще несколько ребят, которые тоже хотели заниматься, потом еще. На сегодняшний день у этой мамы 200 детей, которых она возит на соревнования не только по Украине, но и по миру: ее дочь, к примеру, выступала перед Папой Римским. А попасть на нашу сцену - это не просто мечта этой девочки, это то, чем она жила на протяжении семи лет!
Кроме того, очень важен хороший выбор при подборе участников. Как уже сказала Наташа, в этом году из-за пандемии многие украинцы, которые постоянно работают за границей, не смогли уехать из страны. А учитывая, что наши выходцы часто составляют костяк больших мировых шоу (например, Cirque du Soleil или шоу в Лас-Вегасе), речь идет о действительно больших талантах. При этом сцена «Україна має талан» для них - мечта, ведь тут их мастерство смогут увидеть близкие. И в этом году у многих она сбылась - так, собственно, родился наш лозунг этого года: «Мрія об'єднує».
- Расскажите о команде, работающей над сезоном.
Н. Ф.: Это люди, делавшие большие проекты на СТБ и пять, и десять лет назад (улыбается). Наш главный оператор Алексей Коваленко, например, уже много лет не работает на канале, но ради УМТ вернулся. Руководитель проекта Толик Максимов - человек, который запускал «Україна має талант» и очень его любит, а до этого мы с ним пять лет создавали Нацотбор на Евровидение. Главный режиссер Рита Яковенчук делала первые «Танцуют все», первый «Х-фактор» и первый «Україна має талант». Художник по костюмам Дима Курята и режиссер ПТС Миша Городничий ранее работали на больших проектах СТБ и тоже вернулись ради нового сезона талантов. В общем, когда мы с Толиком ходим по площадке, то все время говорим друг другу, что собрали команду мечты.
- Будут ли в сезоне иностранные участники?
Н. Ф.: Нет, это была наша принципиальная позиция. Сезон ведь посвящен 30-летию Украины, это первый сезон возрожденного шоу, поэтому мы хотим показать стране наши, украинские таланты. У нас только один участник, совсем недавно получивший вид на жительство в Украине. Он - крымский татарин, семья которого была депортирована в 1942 году в Узбекистан.
- Расскажите о кастинге: как долго длился, сколько пришло заявок, не было ли проблем с поиском талантов?
А. М.: Не было по нескольким причинам. Во-первых, занимаясь производством талант-шоу, ты никогда не теряешь никаких контактов, а все люди из сферы культуры и искусства знакомы либо лично, либо через несколько рукопожатий. За всеми талантами, которые встречались мне в течение 14 лет работы на СТБ, я так или иначе следил. Во-вторых, за годы существования «Україна має талант» через проект прошло много людей, у кого-то выросли не менее талантливые дети, у кого-то талант открылся в родственниках. Так что герои для первых кастов у нас всегда есть. Конечно, было несколько опасений: например, что не хватит талантов для кастингов в разных городах. Но оказалось, их так много, что люди ждут возможности где-то себя показать. Если брать общее количество с учетом предкастингов, то к нам дошли порядка трех тысяч человек, из которых мы отобрали около 200 самых интересных участников.
- Насколько подорожало производство проекта - не только с т. з. инфляции, но и в других моментах (например, подорожали или подешевели декорации)?
А. М.: Не могу ответить в цифрах, но сейчас все на рынке стало дороже - это касается и специалистов, и техники, и всего остального. К примеру, краски для декораций мы часто заказываем в других странах, в этом году пандемия и закрытые границы существенно влияли на их стоимость и сроки доставки.
- За годы, пока производство УМТ стояло на паузе, украинский зритель изменился - об этом говорят все. Но касается ли это аудитории талант-шоу? Вы в целом ставите перед собой задачу завоевать нового зрителя, который раньше УМТ не смотрел?
А. М.: Если говорить глобально, то все мы, с одной стороны, меняемся, а с другой - остаемся теми же. «Україна має талант» и через 30, и через 40 лет будет неизменно вызывать позитивные эмоции и восторг у аудитории. Потому что этот проект - про меня, про моих соседей, про моих родителей. Это шанс исполнить мечту: здесь и сейчас я наблюдаю, как за несколько минут меняется жизнь человека, выходящего на сцену продемонстрировать свой талант и результаты многолетнего упорного труда. Соответственно, эмоции, которые переживает участник проекта, передаются зрителю. Как и во время просмотра кино, он ассоциирует себя с главным героем. А благодаря разнообразию талантов и участников любой зритель любого возраста найдет в этом проекте что-то для себя.
Н. Ф.: Глобально квинтэссенция «Україна має талант» - чтобы каждый зритель почувствовал себя ребенком. Удивился, восхитился, переживал. Чтобы человек любого возраста мог вернуться в мир, где все справедливо, где каждый герой получает по заслугам, где есть любовь и добро, где надо продолжать верить в мечту и идти к ней. Нам хочется в 30-летие страны показать, кто живет рядом. «Україна має талант» - это все мы: кто-то поет оперу, кто-то играет на цимбалах, кто-то показывает невероятные акробатические номера, выступает на мировых сценах и все равно переживает, что у него не получится, а кто-то выходит на сцену с веселым эскпромтом и уверен, что он суперталантлив.
- Людмила Семчук говорила, что канал хочет вернуть УМТ на постоянной основе, но делать не каждый год. С чем будете чередовать?
Н. Ф.: Этой осенью - «Україна має талант», а следующей - «Х-Фактор». В какой-то момент, когда каналы перекормили аудиторию большими проектами, люди перестали удивляться, а праздник стал обыденностью. Ни один продюсер не хочет делать слабый сезон: все понимают, что первый сезон - крутой, второй - очень крутой, третий - самый крутой, а с четвертого начинается спад. Поэтому даже очень хорошему формату нужен отдых, вот почему канал принял такое решение.
Теперь вы знаете все и об УМТ, который, судя по всему, останется с нами больше чем на один сезон, и о планах канала СТБ на будущее. Остается только дождаться завтрашней премьеры и увидеть грандиозное возвращение своими глазами.