Позавчера в ТРЦ «Гулливер» наконец вернулся его тезка - там состоялся пресс-показ долгожданной анимации «Гуллівер повертається» производства cтудии «Квартал 95» и дочерней 95 Animation Studio. Непосредственно производство, по словам продюсеров, заняло порядка 5 лет, а бюджет составил около $10 млн, причем без госфинансирования, поскольку в 2016-м Зеленский со скандалом снял проект с питчинга Госкино. И вот с сегодняшнего дня анимация на киноэкранах.
Я мультфильм уже посмотрела, и если кто-нибудь спросит, есть ли у меня претензии, то честно скажу - есть. Не к картинке, а к сценарию, и довольно много. Но сейчас не об этом - пусть выводы делают зрители. Я же расскажу об истории создания и презентации проекта.
Начнем, пожалуй, с названия. С ходу можно запутаться, поскольку тайтл «Гуллівер повертається» как бы намекает, что это продолжение, сиквел. Но другого мультфильма не существует, а авторы ссылаются на совсем не детский сатирический роман писателя Джонатана Свифта. Более того, те, кто книгу читал, при просмотре снова рискуют запутаться, потому что с рассказанным в ней (и в оригинале, и в сокращенной «детской» версии) события анимации не очень стыкуются. Гулливер здесь не великан, а обычного человеческого (точнее, лилипутского) роста. Причем на протяжении мультфильма и главный герой, и лилипуты постоянно пребывают в состоянии амнезии: Гулливер не помнит, как помогал лилипутам в прошлый раз, до «возвращения», и каким образом вытянул корабли враждебной Блефуску за якорные канаты, о чем в анимации ни слова, а лилипуты не помнят, что Гулливер вовсе не гигант, - забывчивость эта, в принципе, объясняется, но уж больно далеко по хронометражу.
Почему же Гулливер маленький? По словам Бориса Шефира, одного из продюсеров проекта, в этом вся соль мультфильма: показать, что быть великим и творить великие дела может вовсе и не гигант, а человек самых обычных габаритов. Прямо напрашивается цитата Тириона Ланнистера из «Игры престолов»: «Даже маленький человек способен отбрасывать очень большую тень». Как я упомянула выше, нюанс маленького Гулливера сюжетно объясняется в анимации, и нынешнее поколение детей, скорее всего, незнакомых с книжным первоисточником, не обратит на это внимание, а главный посыл поймет.
Кажется, Борис Шефир слегка отметил премьеру еще до пресс-конференции. А что, повод достойный!
А вот Евгений Кошевой опаздывает. Потом комик скажет, что дело в пробках. Но скорее всего, ему не давали прохода поклонницы - попробуй доберись до 7-го этажа «Гулливера» без автографов
Сверху за всем пристально наблюдает Богдан Батрух, основатель B&H Film Distribution, которая прокатывает «Гулливера»
Изначально авторами сценария стали братья Сергей и Борис Шефир, а также (на то время продюсер) Владимир Зеленский. Позже к ним присоединился режиссер, сценарист и продюсер Андрей Яковлев. Главным идейным вдохновителем был Зеленский. Именно он предложил: «А давайте Гулливер будет не гигантом, а обычного роста». Отсюда, как говорится, и плясали. Авторы хотели создать «язвительный и остроумный» сценарий. И создали. Но когда посчитали, во сколько обойдется его воплощение в форме игрового фильма - не анимации, отложили в стол. При этом сделать проект очень хотелось - хоть в форме спектакля, хоть телесериала. Стали предлагать инвесторам варианты, и Олег Ходачук согласился вложить средства в анимацию. На этом этапе привлекли исполнительного продюсера Евгения Ярмилко.
Ярмилко в самых ярких красках вспоминает все ужасы продакшена
Опыта в полнометражной анимации у «Квартала 95» не было. Был лишь в сегменте телевизионного анимационного контента: долгое время на «Плюсах» выходил проект «Сказочная Русь», которую по сценарию «Квартала 95» производила студия Animagrad (именно она потом создаст нашумевшую анимацию «Викрадена принцеса»). Поэтому для «Гулливера» искали новых аниматоров, собирали «по крупицам». Когда нашли, сделали 45-минутный тизер, который раскритиковали буквально все. Тогда продюсеры решили обратиться к американскому аниматору Тони Бонилле. Тот как раз взял перерыв между диснеевскими проектами и сказал, что не прочь посмотреть. Проект его заинтересовал.
Тони отмечает, что ему среди прочего очень хотелось учить украинских аниматоров. Но про Украину он не знал почти ничего
За полгода под шефством Тони аниматоры сделали две минуты «Гулливера». Продюсеры, явно не рассчитывавшие на такую выработку, стали давить на Ярмилко, тот - на Тони. Но Бонилла сказал: «Либо качество в приоритете, либо я ухожу». Терять Тони никто не хотел, и продюсерам пришлось ему довериться.
В первый раз всегда сложно. По словам Шефира, аниматоры засыпали продюсеров непонятными терминами. «Ну вот что это за рейнджеринг, шоты какие-то?»
Спустя год команда вышла на выработку 4-5 минут анимации в месяц, хотя очень многое переделывали заново. Авторы хвастают, что все создавалось с нуля, ассеты других студий не покупались. Всего было создано около тысячи персонажей, если считать массовку, сгенерированную с помощью отдельно написанного конструктора.
«Главных персонажей мы создавали в среднем за два месяца каждого, - говорит супервайзер анимации Андрей Пушков. - Было огромное количество правок»
К слову, на пресс-конференции не раз упомянули, что «Гуллівер повертається» - первая украинская анимация. Ну, как минимум первая, сделанная по стандартам диснеевских мультфильмов. Правда, что это значит (и почему со счетов списали по крайней мере три полнометражных мультфильма, вышедших ранее), внятно объяснить никто не смог.
Если производство анимации заняло пять лет, то озвучивание прошло довольно быстро: например, Кошевой озвучил восемь личностей короля лилипутов за восемь часов
Все сделал с первого дубля, еще и песню спел!
Тони Бониллу рассмешил вопрос о том, что Гулливера рисовали с него - мол, персонажей утвердили до того, как он присоединился к проекту. «Тогда с Зеленского», - сказал кто-то из зала
Изначально бюджет анимации составлял около $5 млн, но потом, учитывая все перипетии, он удвоился. «Наверняка Ходачук не раз пожалел о том, что связался с проектом», - подытожил Шефир. Смету, что вполне логично, никто раскрывать не стал, но Ярмилко пошутил, что на производство потратили $1 млн, а на все остальное - $9 млн. Непосредственно над проектом работали 150 человек.
На этом пресс-конференция закончилась, и спикеры начали разбегаться кто куда, но у меня еще оставались вопросы, и Ярмилко скрыться не удалось.
- В 2016 году, забирая «Гулливера» с питчинга, Зеленский говорил, что работа над проектом ведется уже лет 10…
- Это над сценарием, да, 10 лет. Именно столько он писался.
- И потом сценарий еще отдавали американскому сценаристу Майклу Райану?
- Да, он его адаптировал под западную анимацию.
- И насколько сильно Райан изменил исходник?
- Он убрал много персонажей и диалогов, добавил экшена. Сильно переработал.
- Вы говорили о продаже анимации в 60 стран. При условии что проект был взят на дистрибуцию компанией All Rights Entertainement еще в 2019-м, у вас были предварительные продажи?
- Только одна сделка формата pre-sales, кажется, в Германию. Остальные мы заключили, когда проект был готов. Мультфильм должен был выйти в кинотеатрах 23 декабря [2020-го], мы договаривались с прокатчиками, но в связи с карантином все перенесли на апрель…
- Все переносы - исключительно из-за карантина? Или были еще какие-то причины?
- Нет, только из-за карантина.
- По поводу онлайн-дистрибуции думали? Если да, в составе каких платформ?
- В 2019-м мы заключили ряд договоров по дистрибуции. COVID-19 тогда только начинался, никто не понимал, насколько это серьезно. Сейчас да, все немного сместилось более в сторону онлайн-платформ, чем кинотеатрального окна, но мы не сможем изменить условия договоров.
- А что касается диснеевских стандартов? Неоднократно упоминалось, что анимацию делали в соответствии с ними. О чем конкретно идет речь?
- Мы стремились к тому уровню качества картинки. Вот Тони [Бонилла] сейчас приехал со студии Disney, у них работают 110 аниматоров. А у нас их было где-то 35 человек. Но благодаря Тони мы этого добились.
Теперь судить о качестве картинки «Гуллівер повертається» вам, дорогие читатели. А я желаю создателям анимации успешного проката. А также сиквела, сценарий к которому уже пишут. Надеюсь, что становление - а не зарождение - украинского рынка полнометражной анимации теперь пойдет быстрее.