Ниша социальных медиапроектов в Украине относительно свободна, поэтому каждое новое начинание здесь привлекает внимание. А уж если за дело берется известный продакшен вроде «Мамахохотала», уже набивший руку на производстве юмористического теле- и киноконтента, возникают вполне закономерные вопросы: зачем компании вообще понадобилось заходить на неизведанную для себя территорию и как она с этим справляется? По большому счету на второй вопрос вы можете ответить и сами: результатами работ студия поделилась еще в декабре 2020-го, устроив презентацию проекта «Країна сонячних зайчиків». Сейчас все 12 короткометражных фильмов и сопутствующих им интервью с экспертами доступны на специальном YouTube-канале - ознакомиться с ними может каждый желающий.
А вот первый вопрос остается открытым, и сегодня я попытаюсь ответить на него при помощи сооснователя и актера «Мамахохотала» Евгения Яновича - именно ему принадлежит авторство идеи «Країни сонячних зайчиків». Описывая проект сухим языком пресс-релизов, в студии называли это попыткой поднять 12 социальных тем и обратить на них внимание украинцев. Но мне такого определения показалось мало, поэтому, воспользовавшись карантинным затишьем, я решила разузнать обо всем подробнее.
Чтобы картина была как можно более полной, для начала расскажу и покажу, как создавался проект, а точнее - вошедшие в него ленты. Как вы уже знаете, в работе приняли участие не только члены команды студии, но и сторонние режиссеры, а также ряд звезд отечественного шоу-бизнеса.
Например, сразу над двумя фильмами, короткометражками «Перший крок» и Live, работала режиссер Яна Антонец,
а постановщик «Відданої» Кристина Сиволап сняла другую картину - «Про те, що дійсно має значення»
К слову, главную роль здесь сыграла Алеся Романова, которую бдительный зритель также помнит по «Відданiй»
Аля Бухтиярова также поработала над двумя короткими метрами - «Зміна правил» и «Ланцюгова реакція добра»
Главные роли в последнем сыграли актеры «Мамахохотала» Владимир Кравчук
и Олег Маслюк, позже красовавшийся рядом с Яновичем на презентации проекта
Евгений, к слову, лично контролировал все процессы на съемочных площадках всех фильмов - как и полагается главному автору и идейному вдохновителю
Как я уже упоминала, не обошлось и без звезд первой величины.
Так, Ольга Сумская поучаствовала в записи интервью о сексуальном воспитании детей,
а Алина Паш выступила одним из спикеров по теме защиты животных
Впрочем, даже участие звезд и известных режиссеров не отвечает на вопрос, зачем проект понадобился лично Яновичу и студии «Мамахохотала». А учитывая, что ранее продакшен ничем подобным не занимался, именно это вызвало во мне наибольший интерес. Поэтому, накопив и сформулировав конкретные вопросы, я принялась пытать «виновника», то есть лично Евгения.
- Евгений, расскажите, как возникла идея этого проекта и почему вы решили ее реализовать? Имею в виду не глобально - вы уже говорили, что у проекта просветительские цели, а зачем он лично вам и студии?
- Не было такого, чтобы я садился, заваривал себе чай и начинал думать о социальном проекте. Все произошло органично, учитывая мое мировоззрение именно в тот момент. Хотелось сделать что-то крутое и не похожее на уже существующее. С момента появления идеи до презентации продукта зрителю было немало пертурбаций.
В целом я четко понимал, что это отзывается во мне. И дает исключительно для внутреннего удовольствия больше, чем, например, просто съемки очередного комедийного ситкома. Для студии тоже важно иметь какую-то социальную ответственность. И если есть инструменты, чтобы это реализовать, то странно их не использовать. Но, откровенно говоря, у меня нет четкого ответа на вопрос. Мне хотелось взяться за этот проект. А студия поддержала.
- Проект довольно необычен для «Мамахохотала», которая специализируется на юмористическом контенте. Не было мысли реализовать его с другим продакшеном, чтобы не делать серьезный социальный проект под юмористическим брендом?
- В первую очередь студия «Мамахохотала» - это творческая единица, которая может реализовать любой проект независимо от наполнения. У нас нет четкой задачи только развлекать людей. Просвещение и пропаганда правильных ценностей, пусть это и очень субъективно, - также цель нашего бренда.
- Как выбирали темы для фильмов и по каким критериям отбирали режиссеров для каждого из них? Кто разрабатывал темы и писал сценарии?
- Темы отбирал я. Это мое видение того, что нужно менять в нашем обществе, о чем стоит говорить. По поводу сценариев - здесь не было одного варианта. Конечно, изначально мы собрались со сценаристами студии, и они выбирали, что им будет интересно писать. Кто-то сталкивался с некоторыми проблемами лично, поэтому горел четко этой темой. Далее сценаристы связывались с организациями, получали от них больше информации, экспертизу, точки, на которые нужно обратить внимание. Затем были встречи/зум-колы с режиссерами и обсуждение пожеланий.
Кристина Сиволап, например, попросила, чтобы сценарий фильма, над которым она работала, писал ее муж. Я в этом проблемы не видел. Некоторые режиссеры брались за уже готовый сценарий. Все было индивидуально. Все-таки 12 работ и 9 режиссеров - это выборка, где не было одинакового сценария проработки сценария, вот такая получилась тавтология.
- Режиссер Дмитрий Шмурак говорил, что ваше предложение было из разряда тех, от которых невозможно отказаться. Со всеми остальными переговоры об участии проходили так же легко или кто-то отказывался? Возможно, были режиссеры, которых вы очень хотели привлечь к проекту, но не получилось?
- Конечно, велись переговоры со многими. Мне очень хотелось, чтобы одну из работ снял Нариман Алиев, но он не был готов браться за конечный вариант сценария, который мы предложили. Антонио Лукич хотел снимать что-то из собственных наработок, но я четко понимал, что тогда мы не влезем в бюджет. Валик Шпаков готов был присоединиться к проекту, но именно той темы, которая ему близка, не было в списке из двенадцати утвержденных. Часто, как бывает, помогали личные связи и знакомства с режиссерами. Поэтому да, Шмурак, с которым я дружу, видимо, не мог отказаться.
- Ролики вышли в YouTube и на MEGOGO. Не планируете размещать их в телеэфире? Возможно, ведете переговоры с каким-то каналом?
- По телевидению - не до конца понимаю, какому каналу такой контент может быть интересен, учитывая постоянные погони за «долями» и «целевой аудиторией». Но понимаю, что некоторые из короткометражных работ могут легко стоять в линейке трейлеров перед показами в кинотеатрах. Впрочем, конкретных результатов в этом направлении пока не имеем.
- Вы привлекли к созданию фильмов звезд шоу-бизнеса. Все ли соглашались сразу? Как звезды выбирали темы? Как вы выбирали звезд для фильмов - было ли важно наличие собственного опыта в каждом конкретном вопросе?
- Конечно, виш-лист был нереальным. В финальную версию вошли лишь несколько звезд из первоначального списка - с другими не сложилось из-за графика и заинтересованности. Очевидно, что мы учитывали деятельность звезд, имеют ли они компетенции в том или ином вопросе. Согласитесь, было бы странно общаться о защите животных с каким-то Добкиным - гиперболизированный пример, чтобы было более наглядно.
- Каким был бюджет проекта и как искали финансирование - это ваши личные средства, инвесторы, гранты? Выгодно ли (не очень красивое слово, но все же) в Украине создавать подобные общественно-социальные проекты?
- «Країна сонячних зайчиків» была в пуле идей, которые мы представили USAID. Поэтому это четко грантовая история. Могу сказать, что средства использовались действительно небольшие. Реализовать все получилось только благодаря хорошим договоренностям со многими направлениями производства.
Режиссеры снимали короткие метры бесплатно, звезды не брали гонорары, PATRIOT Rental пошел навстречу с арендой техники и делал невероятные скидки, локации часто искались по знакомству. Сейчас перечисляю все и сам не понимаю, как нам это удалось. Ну и добавьте фактор того, что все происходило в условиях пандемии. В общем, во время съемок у меня появилось четкое ощущение, что каждому человеку независимо от профессии хочется иметь какое-то внутреннее удовлетворение, не только материальное. Поэтому все сложилось.
- Будет ли у проекта продолжение и от чего это зависит? Планируете искать партнеров для его производства?
- Сейчас мы над этим думаем. Пожалуй, будет меньше 12 историй одновременно, но с большими бюджетами.
Бренды/партнеры всегда хотят видеть, куда они инвестируют. Теперь мы можем показать результат первого сезона. Думаю, договариваться станет легче. Если сейчас эти строки читает именно тот, кому это интересно, - обязательно пишите нам. «Країна сонячних зайчиків» - немного больше, чем просто контент. Поэтому есть ощущение, что забрасывать это направление не будем.
Как видите, несмотря на несерьезный бэкграунд, к работе над социальным проектом в «Мамахохотала» подошли с максимальной серьезностью. И что-то мне подсказывает, что уже выпущенные 12 картин и интервью не предел и Евгений Янович и Ко еще порадуют нас высказываниями на важные темы.