Минувшие выходные принесли трагическую новость - не стало Юрия Минзянова. Все, кто имел хоть какое-то отношение к украинскому кинематографу, знали и уважали Юрия не только за умение находить новых талантливых авторов и невероятное чутье на настоящее кино, но также за страсть, с которой он отдавался искусству. Юрий ушел слишком рано - ему было всего 64 года, и многие дела продюсера остались незавершенными. Лишь пару лет назад он радовался тому, что стал членом Европейской киноакадемии и собирался покорять США, до последнего продюсировал кино и получал за него награды. Но к сожалению, его путь оборвался, и многих, кто хоть раз работал с Юрием, сегодня объединяет одно чувство - как будто все немного осиротели.
Признаюсь, я долго думала над тем, как лучше всего отдать дань уважения кинопродюсеру, еще при жизни ставшему легендой. У каждого, кто был с ним знаком, найдется пара-тройка забавных, смешных, трогательных и важных историй о том, как Юрий горел кинематографом, как делал все возможное, чтобы свой талант могли воплощать авторы, в которых пока никто не верит. А Юрий верил - он чувствовал искусство и понимал, как важно регулярно вливать в него новую кровь, и именно в этом видел собственное предназначение.
Разумеется, сегодня сложнее всего приходится родным Юрия - жене Людмиле Клепаковой и сыну Дмитрию, который также стал кинопродюсером. Но и многие его коллеги не скрывают грусти, не жалеют теплых слов и светлых воспоминаний. Это неудивительно - Минзянов был редким примером украинского продюсера, которого все, кто знал его лично, любили. Иначе и быть не могло, ведь буквально с первых минут знакомства он очаровывал собеседника искренностью и удивительной любовью к своему делу. Поэтому дальше я даю слово тем, для кого смерть Юрия стала поводом вспомнить и поделиться воспоминаниями с нами.
Фотограф Павел Шевчук вспомнил эпоху видеосалонов и киноклубов - уже тогда Юрий заставлял окружающих его людей влюбляться в кинематограф
Сегодня об этом мало кто помнит, но в 90-х Юрий работал продюсером на телевидении, и под его руководством родилось много культовых программ. Об одной из них - «Караоке на Майдане» - вспоминает Игорь Кондратюк
Сергей Трымбач четко сформулировал миссию продюсера Минзянова - рождать и развивать таланты
Это же подметил и Дмитрий Томашпольский
Людмила Горделадзе даже дала этому меткое определение - «профессия, а не «сведение баланса». И напомнила, что в ближайшем будущем нас ждут две крупные премьеры, которые без Юрия не случились бы, - «Поганi дороги» и «Безславнi крiпаки»
Кинокритик и программный координатор фестиваля «Брукiвка» Денис Буданов описал одно из самых ценных качеств Юрия - уметь слушать и слышать всех, кому было что сказать о кино
Актриса Зоя Барановская также делится воспоминаниями о том, насколько просто было найти с Юрием общий язык
Сценарист Григорий Руденко тоже грустит, но напоминает: гений - это вне времени
А Надежда Парфан не стесняется называть вещи своими именами: Юрий действительно был из тех продюсеров, найти которого - мечта любого режиссера
Опыт режиссера Виктора Бутко доказывает - в мире кино осталось много того, что Юрий не успел сделать
А чувства, которые сейчас переживает Ирма Витовская, наверняка разделяют многие
Режиссеры, с которыми Юрий успел поработать, тоже не молчат и отдают ему дань уважения:
Именно благодаря Минзянову на свет появился первый полный метр Натальи Ворожбит «Поганi дороги», и надо ли говорить, как она ему за это благодарна
Свой первый полный метр «Ти - космос» Павел Остриков решил делать с продюсером Владимиром Яценко, но дорогу в кино ему также открыл Юрий
Картине Романа Перфильева «Безславнi крiпаки» еще предстоит порадовать зрителей (премьера - 31 декабря), но закончить продюсерскую работу над ней Юрий все же успел
Говорят, что человек жив до тех пор, пока жива память о нем. Если это так, то Юрий будет жить вечно - в талантах, которые он открыл, в искусстве, которое он так любил, в своих работах, которые навсегда с нами.