В какое же все-таки удивительное время мы живем. Взять хотя бы пандемию COVID-19, с одной стороны, заморозившую огромное количество производственных процессов, устроившую локдаун кинотеатров и оставившую без работы множество медийщиков по всему миру, но с другой - поспособствовавшую сверхскоростному развитию цифровой медиасферы: стриминг, соцсети, подкасты, издания по подписке - и все, что относится к digital, совершило качественный рывок, опередив даже самые смелые ожидания аналитиков.
Последние пока лишь вынуждены констатировать: меняется парадигма всего. Но кто в таком случае формирует новые правила на медиарынке? Ответ на этот вопрос пытались найти и участники панельной дискуссии «Європейський погляд: хто сьогодні формує нові правила у медіабізнесі?», состоявшейся в рамках KYIV MEDIA WEEK Special при поддержке Представительства ЕС в Украине.
В дискуссии приняли участие директор BBC Studios Nordic Format & Productions, основатель и CEO компании Missing Link Media Ян Селлинг (Дания), директор France 24 English Галлахер Фенвик (Франция) и директор Landesstudio Sachsen-Anhalt, ZDF Андреас Вайзе (Германия). Модерировал беседу эксперт по долгосрочным стратегиям, член Наблюдательного совета НОТУ Евгений Глибовицкий.
Первая тема, которую подняли участники дискуссии, - соцсети и их влияние на людей. Как подметил Евгений, в мире, где нет доверия к медиа, люди склонны верить тому, что распространяют именно в соцсетях, а не на государственных каналах.
«Соцсети - это прекрасно, потому что у нас свободное общество, - вступил Ян. - Возможность высказать свое мнение там - это свобода слова. Но нужно понимать, что такая свобода накладывает на тебя ответственность. Ни у кого нет свободы оскорблять других или постить фейки, главное в этой истории - распространять благо, а не вред. И мы как медиа должны помочь потребителю фильтровать информацию. Кстати, у нас в Дании во время пандемии зрители как раз начали приходить за информацией к СМИ, потому что им больше доверяют. Они пошли не в фейсбук или твиттер, а к ВВС, например».
В Германии ситуация с коронавирусом показала, что в критических ситуациях немцы тоже склонны идти за информацией на ТВ, а не в соцсети.
«Все дело не в финансировании или политике, а в том, как мы подаем информацию, как анализируем и презентуем факты, - подчеркнул Андреас. - Нам гораздо больше доверяют, чем соцсетям. А все потому, что мы просто даем информацию, а зрители уже сами решают, что с ней делать и как реагировать. Сейчас они даже на митинги выходят - из-за действий власти касательно коронавируса. Люди просят не навязывать им свои методы и правила, а дать решать самим, как действовать. С другой стороны, мы можем использовать соцсети в своих же интересах, и это плюс. К примеру, чтобы отправить какую-то жалобу или замечание, сейчас не нужно писать письма, достаточно просто сделать твит. Мы можем общаться с нашим зрителем, учитывать его мнение».
Галлахер же признал, что во Франции СМИ таким доверием пока похвастать не могут.
«Нашим зрителям сейчас не нужны факты, цифры, научные исследования, - констатировал он. - Их привлекают эмоции. А эмоции всегда есть в фейковых новостях. И нам очень сложно конкурировать с людьми и медиа, которые их распространяют. Пока France 24 только ищет варианты, как привлечь людей к своему контенту, качественному. Для этого как минимум требуется госфинансирование, но с этим все сложно. Понятное дело, что во время пандемии государство будет выделять деньги на нас далеко не в первую очередь».
Следующая тема - различия между государственными и частными телеканалами в странах спикеров. По словам Евгения, если государственные пытаются быть объективными, то частные почти всегда принимают чью-то сторону, как, например, CNN и Fox News. Датчанин Ян был лаконичен - скандинавы слишком «цивилизованные», чтобы попадать в такие ловушки и идти на поводу у СМИ. Однако признал, что даже государственные каналы в Дании (как и везде) могут допускать ошибки, сообщать фейки - а все из-за человеческого фактора.
«А мы, знаете ли, не такие цивилизованные, - парировал немец Андреас. - Да, у нас есть частные каналы, там тоже стараются делать новости сбалансированными. Мне кажется, мы с ними одинаково освещаем события, одинаково достоверно. Хотя, например, лично я пережил нападки людей в 2014 году, когда был в Украине и освещал события Майдана. Нас обвиняли в том, что мы поддерживаем фашизм».
Галлахер же с грустью констатировал, что французы в этом плане «самые нецивилизованные из всех» [стран, представленных в панели]. По его словам, каналы, работающие во Франции 24/7, как раз идут по схеме Fox News.
«Я не думаю, что они прямо задаются целью навязать какую-то идеологию - скорее стараются породить конфликт, чтобы сделать свой контент популярным, - объяснил Фенвик. - Мы на France 24 English стараемся освещать новости объективно. Особенно такую «несексапильную» и некликабельную тему, как пандемия».
По словам медийщиков, менять ситуацию нужно не с помощью законодательства, а с помощью образования. В эпоху, когда информации катастрофически много, стоит учить людей ее правильно потреблять, развивать у них критическое мышление. И начинать нужно со школы, только не просто факультативами или двухдневными мастер-классами, а полноценным введением медиаграмотности как предмета.
Еще одна глобальная проблема государственных каналов, которую обсудили на панельной дискуссии, - конечно же, госфинансирование.
«Нам все время приходится доказывать государству, что мы нужны, что нас не нужно закрывать, - говорит датчанин Ян. - И быть осторожными. Вот, например, один датский вещатель постоянно освещал и осуждал провокационные заявления правых политиков. Затем они пришли к власти и… сократили этому каналу финансирование на 55%. Чем его попросту «убили». Такая вот месть».
«Мы в этом плане немного отличаемся, так как у нас другая система финансирования, - подчеркнул Андреас. - В Германии государственные телеканалы существуют не за счет налоговых поступлений. У нас независимая система, и сократить нам финансирование не могут» (большая часть бюджета госканалов в Германии - поступления от налога за пользование теле- и радиоприемниками, а контролируются такие вещатели общественными советами. - МН).
Затем Евгений задал вопрос от себя лично: не кажется ли европейским коллегам, что Украина всегда на передовой новых вызовов? Если дословно, то «Украина сегодня - это ваши страны завтра».
За всех взялся отвечать французский спикер, озвучивший неподдельное восхищение мужеством украинских работников телерадиовещания.
«Да, пока мы себе тихонько сидели в зоне комфорта, вы нас перехитривали, были на шаг впереди, - признал Галлахер. - Хотя вызовы у вас были побольше. Но, Евгений, не кажется ли вам несколько надменным ваш тон? Вы сейчас чем-то напоминаете Путина (смеется). Я бы никого не дискриминировал, так как считаю, что движение вперед возможно только в том случае, если оно одновременно происходит во всех странах».
Напоследок Евгений поинтересовался, стоит ли телевидению готовиться к потере доверия зрителя и своих позиций в целом, на что Андреас возразил - мол, все не настолько плохо.
«Да, на телевидении и радио за последние годы много чего поменялось, но мы будем существовать еще много лет, - уверен он. - Просто нужно следить за новыми изобретениями, держать руку на пульсе и внедрять их в свою работу. Вот, например, мы недавно запустили мобильное приложение, там можно смотреть все наши новости. Так что я не думаю, что мы будем терять позиции».
На этой оптимистичной ноте и закончили. Но не переключайтесь - это не последние новости с KMW.