В поп-культурном мире много знаковых событий, но вряд ли хотя бы одно из них вызывает трепет в сердце настоящего гика так, как это делает San Diego Comic-Con. Шутка ли: конвент существует более полувека, ежегодно собирает под своей крышей тысячи фанатов различных проявлений массовой культуры, а в последние несколько десятилетий и вовсе стал главной промоплощадкой для крупнейших производителей аудиовизуального контента.
В этом году впервые за 50 лет существования San Diego Comic-Con не состоялся в привычном формате. Но даже пандемия, помешавшая личным встречам гиков с кумирами, не смогла остановить организаторов: собравшись с мыслями, они сделали все, чтобы провести конвент в онлайне. И хотя программа не предполагала того же веселья, какое обычно происходит внутри и снаружи конференц-центра San Diego Convention Center, свой кусок поп-культурного пирога фанаты все же получили.
Но как уже было сказано, SDCC - это намного больше, чем обычный конвент. Стартовав когда-то как место встреч любителей комиксов, за десятилетия он превратился в площадку, где публике впервые сообщают о рождении новых кино- и телефраншиз, представляют актеров, которые всего через пару лет станут кумирами миллионов, и даже тестируют новые технологические форматы, что делал Стивен Спилберг со своим «Аватаром». Как же так вышло, что обычный для США гик-слет, каких десятки, стал главным плацдармом мировой массовой культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно окунуться в прошлое, чем мы прямо сейчас и займемся. А сделать это погружение реалистичным и визуально насыщенным нам поможет контент от Getty Images - крупнейшей цифровой медиаплатформы, создающей профессиональный фото- и видеоконтент для медийных, рекламных бизнесов и позволяющей прочувствовать дух самого яркого гик-шоу планеты даже в то время, когда мир остановился и ничего не происходит.
Немного истории
Вообще конвенты в США появились еще в 30-х годах прошлого века, но настоящий бум в этой сфере случился лишь в 60-х. Один из таких фестивалей, Детройтскую тройную фанатскую ярмарку, объединявшую фанатов фэнтези-литературы, фэнтези-фильмов и комиксов, с 1965 года развивал коммерческий дизайнер и поклонник комиксов Шел Дорф. Летом 1969-го он помогал вышедшим на пенсию родителям переехать в калифорнийский Сан-Диего, находящийся на берегу Тихого океана между Лос-Анджелесом и мексиканской границей. Надо ли говорить, что город настолько понравился Дорфу, что он решил задержаться там подольше.
Вскоре после переезда Дорф увидел в местном журнале объявление о скупке комиксов. Нуждаясь в деньгах и имея много редких выпусков, Шел позвонил по указанному номеру и обнаружил, что рекламу дал двенадцатилетний мальчишка по имени Барри Альфонсо. Он, в свою очередь, сообщил о богатой коллекции Дорфа своим друзьям постарше - промышлявшим перепродажей комиксов Майку Таури, Бобу Сурку и Ричарду Альфу (четырнадцати, шестнадцати и семнадцати лет соответственно). Познакомившись с ними лично, Шел Дорф озвучил идею создания фанатской конвенции в Сан-Диего.
Сперва ребята не поверили «старику» Дорфу, сочтя его аферистом. Однако, когда тот познакомил их с художником Marvel Comics Джеком Кирби - легендарной фигурой в мире комиксов, - все изменилось. Кроме того, с созданием конвента им решил помочь Кен Крюгер - литературный издатель и владелец местного книжного магазина. Постепенно команда сформировалась, и уже 21 марта 1970 года в подвале отеля U.S. Grant прошел первый пробный мини-конвент, продлившийся всего день. Его посетили около ста человек, но и этого хватило, чтобы организаторы заработали немного денег, а главное - заявили о себе.
Следующий конвент Дорфа и его команды состоялся в этом же году несколькими месяцами позже - с 1 по 3 августа. На нем уже были звездные гости (уже упомянутый Джек Кирби, а также писатели-фантасты Альфред Ван Вогт и Рэй Брэдбери), что привлекло в три раза больше посетителей и сделало фестиваль настолько успешным, что его решено было проводить ежегодно.
Кинокомиксы - новый черный
Постепенно Дорф и его партнеры завоевывали все большее доверие целевой аудитории. К концу 70-х посещаемость SDCC достигла 6 тыс. человек, а еще десятилетие спустя составила 42 тыс. Из-за постоянно растущего спроса в 1991-м мероприятие сменило локацию, переехав в конференц-центр San Diego Convention Center с площадью главного выставочного зала более 40 тыс. кв. м. А чтобы передать международный масштаб события, в 1995-м к названию конвента добавили слово International.
Но по-настоящему переломным для SDCC стал 2000 год, когда в прокат вышла картина «Люди Икс» - первая часть крупнобюджетной супергеройской франшизы, с которой начался современный бум комикс-экранизаций. Именно тогда внимание на конвент обратил Голливуд, ведь тот был идеальной площадкой для продвижения таких фильмов в фанатской среде. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным: производители контента получали идеальное промо, а SDCC наконец перестал быть нишевым фестивалем для гиков и превратился в модное и даже задающее тренды событие.
Фото - Albert L. Ortega/WireImage
Рекламируя свои проекты, студии стали привозить на конвент звезд, устраивать семинары с создателями, проводить эксклюзивные показы трейлеров и даже предпоказы фильмов. Это напрямую сказалось на посещаемости SDCC: в 2000-м она составила 48 тыс. человек, а всего восемь лет спустя достигла максимально возможной в рамках San Diego Convention Center цифры 130 тыс. За это время здесь произошло немало знаковых событий из мира аудиовизуального контента, и каждое из них стоит того, чтобы присмотреться внимательнее.
Фото - Albert L. Ortega/WireImage
Летом 2003-го Квентин Тарантино вел активную промокампанию первой части «Убить Билла», которая вышла осенью того же года. Одной из площадок тура был SDCC, где фильму посвятили целую панель с участием ведущих актеров и режиссера. Но планы не сбылись: до Comic-Con Тарантино добирался на автомобиле, по дороге попал в аварию и в результате пропустил все выступление - Майклу Мэдсену пришлось отвечать на вопросы аудитории чуть ли не в одиночестве. Что ж, Квентин вынес из этой истории урок: в промотурах «Джанго» и «Омерзительной восьмерки» он закладывал дополнительное время на дорогу.
Фото - Kevin Winter/Getty Images
Кевин Файги в 2006-м на SDCC приехал вовремя, и фанаты «Мстителей» должны быть за это вечно благодарны. Именно здесь во время презентации Marvel Studios началась история десятилетнего киномарафона с фееричным финалом - когда весь мир в едином порыве смотрел и обсуждал один и тот же фильм. Правда, тогда это мало кто заметил: никто еще не знал, каким персонажам комиксов будут посвящены грядущие экранизации, а Файги просто спросили, возможны ли какие-нибудь кроссоверы. Он ответил: «Что-то вроде «Мстителей» вполне реально». Но лишь несколько лет спустя стало понятно, чем нам всем это грозит.
Фото - Wendy Redfern/Redferns
Точнее - в 2011-м, когда «Мстители», какими мы их помним по первому фильму-кроссоверу, впервые вышли на одну площадку полным составом. С Ником Фьюри в исполнении Сэмюэля Л. Джексона во главе, разумеется
Фото - Albert L. Ortega/WireImage
Премьера первого трейлера первого «Железного человека», кстати, тоже состоялась на SDCC, а презентовать ролик приехали все его звезды: Роберт Дауни - мл., Гвинет Пэлтроу, Джон Фавро и Терренс Ховард, которого во втором фильме уже не будет
Понимая роль фан-сообщества в успехе своих картин, Marvel Studios регулярно с ним заигрывала, ежегодно совершенствуя режиссуру своих презентаций.
Фото - Kevin Winter/Getty Images
На одну из них, к примеру, «вторгся» Том Хиддлстон в костюме Локи - якобы для того, чтобы еще раз напомнить человечеству, как низко оно пало, но на самом деле чтобы презентовать первый трейлер «Тор: Царство тьмы»
Фото - Kevin Winter/Getty Images
А другую «захватила» банда опустошителей, чтобы представить вторую часть «Стражей галактики»
Но не «Мстителями» едиными. Одним из самых драматичных - но вместе с тем и определяющих - стал конвент 2009 года, на котором армия фанатов франшизы «Сумерки» едва не столкнулась с поклонниками Джеймса Кэмерона.
Фото - Chelsea Lauren/WireImage
Первые хотели вживую увидеть Кристен Стюарт, Роберта Паттинсона и Тейлора Лотнера, а потому накануне ночью разбили палатки у Hall H (самая большая площадка San Diego Convention Center, вмещающая 6 тыс. зрителей), чтобы гарантированно попасть в зал. Кажется, это была первая «ночная очередь» на SDCC, которые сегодня более чем привычны
Фото - John Shearer/Getty Images
Вторые приехали, чтобы в том же Hall H эксклюзивно посмотреть первые 25 минут «Аватара», вышедшего в широкий прокат лишь спустя полгода - в декабре 2009-го
Драма заключалась в том, что в изначальном расписании мероприятия выступление Кэмерона шло первым, а «Сумерки» - сразу за ним. Обе презентации привлекли максимально возможное количество посетителей, так что давки было не избежать. К счастью, организаторы вовремя поняли, что нужно пересмотреть график, а в будущем - учитывать возможности площадок и популярность отдельных событий.
Для франшизы «Звездные войны» SDCC был одной из родных площадок практически с самого начала - первое в истории панельное обсуждение культовой серии состоялось здесь еще в 1976 году. Логично, что почти 40 лет спустя, в 2015-м, промопанель на Comic-Con посвятили «Пробуждению силы».
Фото - Albert L. Ortega/Getty Images
Сперва фанаты просто радовались возможности вживую увидеть каст картины и послушать Джей Джей Абрамса
Фото - Michael Buckner/Getty Images for Disney
Но затем их ждал сюрприз - тематический концерт, на который режиссер позвал всех присутствующих. Тогда никто из них еще не подозревал, что третья трилогия фанатам настолько не понравится, что они предпочтут лишний раз о ней не вспоминать
Гики любят сериалы
Растущая популярность сериалов не прошла мимо организаторов конвента. Первопроходцами жанра на SDCC еще в 2004-м стали авторы проекта Lost. Тогда у Джей Джей Абрамса еще не было сегодняшней известности, так что решение канала АВС показать там пилотный эпизод сериала было довольно смелым.
Фото - Albert L. Ortega/WireImage
Но как показало время, абсолютно верным: заинтригованные запутанным сюжетом зрители требовали добавки, а позже, в том числе благодаря им, сериал обрел культовый статус и оброс огромным фэндомом
Фото - Mark Davis/Getty Images
К 2008-му продвигать сериалы на Comic-Con стало обычным делом. Неудивительно, что канал АМС делал это в течение пяти лет выхода проекта «Во все тяжкие» - сначала его звезды приезжали сюда ради промо, а потом и просто так - и даже в компании собственных детей
Фото - Michael Buckner/Getty Images for AMC
А уж «Ходячим мертвецам», снятым по комиксам, на SDCC самое место
Фото - FilmMagic/FilmMagic
Да и «Игра престолов» стала настоящим подарком для аудитории конвента - ей были рады всегда
Фото - Wendy Redfern/Redferns
И в любых проявлениях
Фото - Kevin Winter/Getty Images
С ситкомом «Теория большого взрыва» у Comic-Con и вовсе сложились идеальные отношения: по сути, герои проекта стали зеркалом для посетителей мероприятия, ведь в каждом из них живет маленький Шелдон Купер, которого иногда нужно баловать
В любой непонятной ситуации - переодевайся!
Еще одна неотъемлемая часть SDCC - грандиозный конкурс косплея, который проводится с 1974 года. В погоне за званием автора лучшего костюма года любители переодеваться идут на любые ухищрения:
Фото - Daniel Zuchnik/Getty Images
Одни, объединившись в группы, с максимальной точностью пытаются воссоздать классические комикс-мотивы,
Фото - Albert L. Ortega/Getty Images
другие добавляют к знакомым образам изюминку,
Фото - Roy Rochlin/Getty Images
а третьи вдохновляются играми - пусть сделать хорошо и не всегда получается
Фото - Daniel Zuchnik/Getty Images
Иногда косплееры предвосхищают общемировые тренды,
Фото - Mark Davis/Getty Images
иногда - выходят за рамки,
Фото - Albert L. Ortega/Getty Images
но суть остается одной: почувствовать себя супергероем может каждый
Видимо, поэтому слава и популярность SDCC с каждым годом лишь растет. Судя по темпам, это не предел, и никакой карантин не помешает гикам воспевать поп-культуру.
***
Getty Images - мировой лидер в индустрии лицензирования всех видов цифрового контента (фото, видео, музыки для коммерческого использования в СМИ, кино, рекламе и прочих медиасферах), предлагающий профессионалам более 300 млн единиц контента посредством глобальных цифровых платформ www.gettyimages.com и www.istock.com. Getty Images объединяет более 770 коллекций, в том числе созданных в партнерстве с ведущими производителями контента - BBC, AFP, Sky News, Conde Nast, Warner Bros., Sony Pictures Entertainment, Discovery, National Geographic, The New York Times, - а кроме того, брендами UEFA, FIFA, NBA и многими другими, тем самым предоставляя возможность всестороннего освещения более 160 тыс. главных новостных, спортивных и развлекательных событий мира, а также доступ к крупнейшему историческому фото- и видеоархиву.
Агентство Global Images Ukraine - эксклюзивный представитель Getty Images в Украине. Более чем 15-летний опыт работы агентства дает его клиентам уникальную возможность лицензировать материалы и получать сопутствующие юридические услуги, исключая вероятность возникновения неприятных ситуаций, связанных с нарушением прав правообладателей.
Создавайте контент вместе с Getty - и дайте своим историям силу жизни!