Кинематографисты с нетерпением ждали завершения или хотя бы ослабления карантина, чтобы начать съемки. Одним из первых фильмов, который входит в продакшен этого лета, стала лента «Бурштинові копи» от студии «Мамахохотала». В прошлом году проект выиграл Одиннадцатый питчинг Госкино, но пандемия COVID-19 и секвестр бюджета поставили фильм под вопрос. Все же 13 июля команда начала съемочный процесс, а 15 июля - провела торжественное разбивание тарелки. Как это произошло, сейчас расскажу.
Съемочную команду и прессу собрали возле Академии внутренних дел. Место символическое, ведь события фильма разворачиваются вокруг столичного полицейского Макса (Евгений Янович), которого переводят из Киева в поселок, расположенный глубоко в житомирских лесах.
В лесах главный герой встречает нового напарника Богдана (Олег Маслюк), вместе с которым оказывает сопротивление янтарной мафии
Создателей ленты консультировали представители Нацполиции. Кажется, правоохранители советуют не только, как оружие держать, но и как мероприятия проводить
Столичные правоохранители следят, чтобы журналисты держали социальную дистанцию, слушались маму и мыли руки с мылом
Кто еще из киношников может похвастаться тем, что у них на тарелке был настоящий оркестр? Еще и Министерства внутренних дел
Вступительное слово от продюсера ленты Ивана Мелашенко, который сравнивает «бурштинових копів» с французскими жандармами и Шерлоком Холмсом. Смело
Актеры Дарья Петрожицкая и Евгений Янович пользуются моментом, когда тарелка еще целая, и проводят фотосессию
Одна из главных гостей мероприятия - председатель Госкино Марина Кудерчук
Пока ректор Нацакадемии Владимир Черней предлагает актерам стабильный заработок, они лишь улыбаются и жмут руку
Так «Бурштинові копи» объединили такие далекие структуры - МВД и Госкино
Тарелка морально готовится к своей судьбе, а тем временем к микрофону приглашают главных актеров фильма: Евгения Яновича, Олега Маслюка, Алину Паш, Дарью Петрожицкую, Андрея Бурима, Алису Тункевич и Александра Рудинского с волосами цвета янтаря.
Далее слово берет режиссер Алина Бухтиярова и обещает, что сделает все возможное, чтобы зрители ходили на «Копів» не раз и не два
Легкий взмах руки - и тарелка превращается в памятный сувенир
Пока ребята меряются своими кусочками,
украинская рэперша Алина Паш хвастается осколком с надписью «актеры». И не зря - роль в «Копах» для Алины является дебютной
Фотосессия по правилам карантина: быстрая и малолюдная
Сразу после торжественной части и под музыку в исполнении оркестра МВД я поговорила с продюсером ленты и директором канала НЛО TV Иваном Букреевым.
- Хотя в Киеве и ослабили, но пока не отменили карантин. Что побудило вас провести такое торжественное и медийное разбивание тарелки?
- Прежде всего мы хотели поблагодарить Национальную полицию, которая предоставляла нам технико-консультационную поддержку. Полицейские действительно хорошо поработали с нашими главными актерами. На прошлой неделе даже хотели закрыть Маслюка и Яновича в казарме на две недели, но мы вежливо отказались (улыбается). В целом мы хотели всех подбодрить. Ситуация с коронавирусом - отсутствие общения, какого-то позитива - она повлияла на съемочную группу. Я понимаю, что людям сложно работать дома. Режим карантина - это когда встал, почистил зубы, поработал, опять почистил зубы и заснул. Чисто морально тяжело.
- Власть периодически угрожает усилить карантин. Не боитесь ли заходить в съемки в такое нестабильное время?
- Нет, не боимся: если сейчас не зайдем, то потеряем нормальную погоду, и проект придется отложить аж до следующего года. А у нас дедлайн - осенью надо сдать фильм Госкино. Мы подвинули «Інфоголіка-2», которого должны были снимать в конце марта - начале апреля, но это все встало. «Копи» у нас стояли следующими в очереди - на май-июнь. Мы оставили «Копів», а «Інфоголіка» отложили на потом. Ситуация сложная, но я надеюсь, что люди пойдут в кинотеатры - они открылись, но пока там никого нет.
- Какие меры безопасности ввели на съемочной площадке?
- Если человек не в кадре - на нем обязательно должна быть маска. На съемочной площадке всюду санитайзеры расставили. Главное - держать дистанцию и избегать скопления людей. В быту напоминаем команде не подвергать себя опасности. Пытаемся организовать развозку - как мы делали на канале во время карантина.
На самом деле, если это сцены на улице - риск минимальный. Во время съемок в помещении мы будем максимально соблюдать меры безопасности. Стараемся без фанатизма и обнимашек.
- Давайте поговорим о самих «Бурштинових копах». Проект презентовали на Одесском кинофестивале 2017 года. Съемки начались во второй половине 2020-го. Почему так поздно?
- Долго разрабатывался сценарий, а потом пришел коронавирус. И все так отложилось. Без поддержки Госкино нам сложно было начать процесс. Комедию мы сами бы сняли, а экшен-комедию с погонями и драками - очень трудно. Победив в питчинге прошлого года, мы планировали начать съемки в мае, когда будет нормальная погода. Но из-за коронавируса пришлось отложить до июля. Надеюсь, что мы нормально закончим съемки в августе. Без коронавирусных проблем.
- Вначале среди сценаристов проекта был указан Олег Маслюк. Сейчас его в списке нет. Почему так случилось?
- К написанию сценария присоединились и Олег, и наш редактор Дмитрий Шостак, и весь творческий коллектив «Мамахохотала» - все активно работали над сценарием. Даже режиссер монтажа помогал. В списке мы оставили Ивана Мелашенко и Романа Грищука, которые являются основными авторами. А вообще в написании участвовало много людей.
- Фильм получил технико-консультационную поддержку Нацполиции Украины. Как происходило это сотрудничество?
- Наши главные актеры - Евгений Янович и Олег Маслюк - провели с полицейскими две недели работы, из них несколько дней именно тренировки. На самом деле это был краткий курс полицейского. Наших актеров вывезли в стрелковый центр на Подоле, учили, как работать с оружием, что можно или нельзя делать, как его правильно держать, как обращаться с гражданами. Правоохранители также подарили настоящую форму и научили, как правильно ее носить - для того чтобы в кино все выглядело реалистично, а не так, как актеры, сценаристы или режиссеры представляют работу Нацполиции.
- Тот самый Олег Маслюк как-то говорил, что не видел настоящего участкового и поэтому не знал, на чем построить своего персонажа. Смогли ли вы познакомиться с реальными участковыми, исследовать их работу?
- Актеры общались со столичными правоохранителями во время тренингов. А с сельскими - во время скаутинга. Мы просто записывали за ними: кто как к кому относится, что местное население или полицейские думают о проблеме нелегальной добычи янтаря.
Это сложная история, ведь на фронте против янтароискателей должна быть не полиция. Добыча янтаря - это порча земли и нелегальная добыча полезных ископаемых. Ее можно сравнить с добычей угля. Поэтому проблемой должны заниматься еще и профильные министерства. Полиции очень трудно привлечь нарушителей к ответственности. Правоохранители могут конфисковать помпу, средства добычи и янтарь. Вопрос очень сложный, на грани законов. Урегулировать его должны сразу несколько профильных ведомств. И прежде всего - это не полицейские.
- Передали ли вы эти юридические сложности в своем проекте?
- Мы подошли к проблеме с другой стороны. Вокруг граждан, которые этот янтарь копают, бурлит много криминалитета, крышевания, бандитов. И именно эту сторону проблемы мы осветили в фильме. Именно здесь мы могли полноценно привлечь Нацполицию.
- Если о работе полицейских вы могли расспросить у представителей Нацполиции, то как собирали информацию о янтарной мафии? Кто ваш первоисточник?
- (Смеется.) Частично мы консультировались с Нацполицией. У нас есть ребята из этого региона. Вот, например, редактор с Ровенщины. Собирали информацию, когда скаутили локации. И конечно, интернет. Три года копали в сети, как происходит процесс янтародобычи, как это воспринимает население.
- Фильм получил господдержку в размере 11,6 млн грн, что составляет 75% от бюджета «Копів». Докладывает ли остальные деньги «Медиа Группа Украина» и изменился ли размер господдержки из-за урезания бюджета?
- Бюджет не изменился. 4 млн нам дает холдинг, 11,6 млн грн - Госкино. Сроки тоже не изменились - фильм должны сдать осенью. Точнее, в ноябре.
- Успеваете ли с выполнением плана?
- Должны успеть. Конец съемок запланирован на 18 августа. На постпродакшен останется только два месяца - сентябрь, октябрь. Но наш монтажер Константин Михайлов начинает работать с материалом сразу после съемок. Возможно, к сдаче Госкино мы не доделаем что-то по маркетингу, но сам фильм будет готов.
- В «Бурштинових копах» как актриса дебютирует певица Алина Паш. Значит ли это, что мы можем ожидать саундтрек в ее исполнении?
- Я не могу об этом говорить, но да. Ожидайте хороших новостей.
- Кстати, о звездах. В далеком 2017-м вы дразнили камео Павла Зиброва. Он до сих пор закреплен за этим проектом?
- Посмотрите, когда фильм будет завершен.
- Расскажите немного о локациях. Где будут проходить основные съемки?
- На каком языке будут разговаривать герои? Услышим ли мы местный говор?
- Основной язык - украинский и суржик. Мы с редактором стараемся максимально приблизить диалоги к местному говору - ровенскому, житомирскому. У нас Янович вообще из Житомира - поэтому проблем нет. Попробуем максимально передать живой украинский язык.
- В 2019 году у вас изменился продюсер - Иван Мелашенко заменил Романа Грищука, который стал нардепом. До какого момента Грищук был в проекте? Как это повлияло на фильм?
- Грищук был закреплен за проектом до второго драфта сценария. То есть до весны 2019 года, до питчинга Госкино. Затем мы самостоятельно доработали сценарий по комментариям комиссии, но уже без Ромы. Потому что он уже там, высоко... Но на самом деле смена продюсера на фильм никоим образом не повлияла.
- Лента станет полнометражным дебютом для режиссера Алины Бухтияровой. Почему вы выбрали именно ее для этого проекта?
- В Украине действительно не так много режиссеров, которые снимают комедии. Большинство из них - без профильного образования. Например, «Інфоголіка» снимали ребята без образования, а затем один из них - Владислав Климчук - снял «Скажене весілля». С Алей мы уже работали над фильмом «Пограбування по-українськи». Она быстро нашла общий язык с оператором. Очень важно, чтобы режиссер и оператор видели историю одинаково. Алина - хороший режиссер, очень коммуникабельный, ее полюбила вся съемочная площадка. Мы хотим развивать индустрию и привлекать новых режиссеров.
- Когда-то вы говорили, что «знаете, как достучаться до зрителя». События фильма происходят в глухом селе в житомирских лесах. Будет ли это интересно городским зрителям - тем, кто, собственно, ходит в кинотеатры?
- У нашего главного героя также будут предубеждения относительно полицейских из пгт, но потом он поймет, насколько классные эти ребята. Они потянутся в определенных вопросах к нему, а он сможет чему-то научиться у них. Мы даем понять: неважно, откуда ты - из небольшого городка или из столицы, все мы украинцы, все мы делаем одно дело. По моему мнению, вышла классная, колоритная, сбалансированная история.