Кино – страшная сила. Хочешь Лос-Анджелес? Построй его. Хочешь больницу будущего? Построй ее. Хочешь Прикарпатье в Киеве? Поезжай в Житомирскую область и построй его. Так и поступили создатели первого украинского мифологического фэнтези-сериала «Славяне». Речь в нем, как вы понимаете, пойдет о жизни славян, которые жили на рубеже VI-VII веков.
Права на показ 12-серийки производства украинской European Partnership Media Group LLL и словацкой Wandal Production, s.r.o уже приобрели «Плюсы». Насколько они влияют на производство и когда же украинский зритель увидит сериал, я отправилась узнавать лично у всех причастных. Да-да, мне предстояла экскурсия в Житомирскую область.
Большинство актеров к моему приезду свои сцены уже отработали и уехали, потому просто объявлю вам каст: Ашот Арушанов, Юрай Лой, Полина Носыхина, Томаш Машталир, Макар Тихомиров, Анна Адамович, Алексей Тритенко, Душан Цинкота, Александр Мавриц, Олег Мосийчук, Яна Квантикова, Анди Гриц, Татьяна Михина, Александр Рудинский, Зузана Фиалова, Ольга Ясинская, Евгения Шимширьян, Руслан Сеничкин.
Вот так выглядят дома жителей более бедного села Большой Стол
В Фурнау, согласно сценарию, местные побогаче. А так и не скажешь
А вот, кстати, одна из главных героинь
Жалуется на что-то. Не мне
Славяне тех времен очень верили в символы, поэтому создатели сериала пытались показать их максимально точно, хоть это и фэнтези
Не знаю, что это значит, но выглядит мистически
А вот дом старейшины. Пока не очень эффектно, но меня заверили, что во время съемок зажигают свечи и выглядит это гораздо зрелищнее
И еще немного реквизита
В целом поселок, строившийся командой художников-постановщиков 60 дней, выглядит примерно так. Всего над локацией работали около 100 человек
А это – очень общительная актриса, с которой я даже успела подружиться
У Алексея Тритенко друзья посерьезнее
Отличная фотозона
Пока мой фотограф работал, актеры закончили обедать и начали сходиться на площадку
Пустынная локация стала живее
Кому поболтать, а кому к съемке готовиться надо
Похоже, обед придал актерам сил и энтузиазма
Но ненадолго
Чем больше дыма, тем мистичнее кадр
Каждый на работу настраивается по-разному
Конечно же, в то время ни электронных сигарет, ни телефонов не было. Просто репетиция
Наверняка текст повторяют
Хлопушка уже готова
Вот так несерьезно один из главных героев готовится к тому, чтобы этой ночью стать мужчиной. Ну вы понимаете, о чем я
Зато девушкам нравится
Ну, приступим к генеральной репетиции
Процесс лично контролирует шоураннер и режиссер Петер Бебьяк. Он же, напомню, снимал фильм «Межа»
На площадке, кстати, каждый говорит на своем языке, но, по словам команды, все друг друга понимают. Вся деловая переписка ведется на английском. Петер раздает команды на словацком, а для удобства с ним рядом всегда находится переводчик, чтобы детально объяснить команде, что режиссер имеет в виду. Схема кажется сложной, но никто не жалуется – говорят, привыкли.
Вот отсюда Петер контролирует процесс
А потом выходит и говорит, нравится ему
или нет
Теперь можно и съемку начинать
Кстати, когда дом старейшины строился, все переживали, что река его затопит. Но в середине лета он оказался на мели. Команда даже просила работников местного водохранилища помочь им и наполнить реку водой, но те ничего не смогли сделать – ее у них оказалось недостаточно. Благо все сцены у дома были уже отсняты, поэтому зритель разницы не заметит.
Во время съемочных дней команда живет в Житомире – оттуда добраться в Дениши проще. Реквизит, конечно же, ночует на площадке под охраной – разбирать и собирать все заново было бы слишком сложно.
Еще больше подробностей я решила выведать у ассоциированного продюсера и шоураннера проекта с украинской стороны Сергея Санина.
– Сергей, расскажите для начала, у кого возникла идея создания сериала? У украинской стороны или у словацкой?
– Идея сериала появилась у словацких продюсеров, с которыми мы работали над фильмом «Межа». Они давно хотели сделать какой-то масштабный проект, но понимали, что в одиночку его реализовать будет сложно, потому искали копродукцию. Вышли на нас, и мы с радостью взялись за производство.
– Почему было решено отдать сериал «Плюсам»? Может, вы еще кому показывали?
– «1+1» – флагман нашего рынка, и мы были рады, что они заинтересовались нашим проектом.
– Судя по жанру, сериал явно недешевый. Только одни костюмы тянут на солидную статью расходов. Какой процент покрывает украинская сторона, а какой – словацкая?
– 50 на 50, у нас равноправное партнерство. Суммы действительно приличные. В Украине, слава богу, проекты такого формата случаются, хоть и нечасто. В Словакии же, подозреваю, на такое еще не замахивались. Сложность в том, что бюджет у нас меньше, чем у полнометражных фильмов такого жанра. А задачи мы амбициозно ставим похожие. Поэтому нам приходится более тщательно готовиться, чтобы уложиться в бюджет телевизионного сериала.
– Как делите обязанности и ответственность? За кем последнее слово?
– У нас партнерские отношения. Мы отлично взаимодействуем, ярких споров не возникает. Есть Петер Бебьяк – шоураннер сериала и режиссер первых серий, он работал с художниками на этапе препродакшена, и мы ориентируемся все-таки на его видение.
– Какой процент в команде словаков, а какой украинцев?
– Большинство людей – наши. На словаках в основном постпродакшен. Продюсерский цех – примерно 50/50. Художники по костюмам, художник-постановщик, художник по гриму, художник-реквизитор – украинские. Режиссеров у нас четыре – два словацких и два украинских. Команда сценаристов и звукорежиссер – словаки.
– «Плюсы» выступают только бродкастером или участвуют в производстве?
– Они зашли как партнеры, у них эксклюзивные права на показ в Украине, естественно, они утверждали сценарий и кастинг, и мы очень довольны той формой сотрудничества, которая сложилась. Мы в постоянном диалоге со специалистами канала. На площадке они обычно не присутствуют, но внимательно следят за всем, что происходит, заботятся о качестве контента, который выдают в эфир. У нас сложились доверительные отношения, они нам помогают, но в творческий процесс не вмешиваются.
– Это первый украинский сериал-фэнтези такого формата. В чем, собственно, будут заключаться элементы фэнтези?
– Главная героиня у нас девушка-травница, которая в какой-то момент понимает, что обладает еще и магическими способностями – эта магия у нее от славянской богини Мокош. Она верит, что ее брат превратился в оленя, и весь сериал этот вопрос исследует, пытаясь выяснить правду. Противостоит ей злой жрец. Вот вам и фэнтези. Наш сериал не исторический в полном смысле этого слова – скорее по мотивам. Дело в том, что быт наших предков в седьмом веке был не совсем привлекательным, жили буквально в землянках, например. Если бы мы построили такую декорацию, это было бы не зрелищно. Мы отталкивались от того, как было в реальности, но добавили и своего. Крыши домов не упираются в землю, а немного приподняты. Но при этом у нас тоже нет окон – это была главная проблема художников-постановщиков и операторов, так как тяжело поставить свет. Мы придумали вентиляционные проемы, которые пропускают освещение. В общем, между правдой жизни и правдой искусства мы часто выбирали второе. В конце концов, никто не знает достоверно, каким на самом деле было все в седьмом веке, даже историки не всегда сходятся во мнении.
– А что по поводу костюмов, насколько они соответствуют эпохе?
– Костюмы как раз не столько реконструкция, сколько по мотивам. Что мы тщательно отслеживали, так это использование знаков и символов, особенно магических. Также следим, чтобы замужние и незамужние девушки носили разные головные уборы, например. Если посмотреть на людей того периода, то они все в сером, красителей ведь не было. Если бы мы так сделали, то все выглядели бы одинаковыми. Мы все-таки разнообразили гардероб, чтобы зрители могли их отличать. За стопроцентным попаданием в историческую правду мы не гнались.
– Расскажите немного о том, сколько лошадей у вас могло сниматься за одну сцену, сколько человек массовки, сколько оружия и настоящее ли оно…
– 10 лошадей на площадке – обычное дело. 60 человек – тоже, но были сцены и на 300 человек массовки. Впереди еще финальные сцены, вот они будут по-настоящему массовыми. Оружия много, делали в двух вариантах: стальное для крупных планов и из специального пластика для каскадеров. Особенную сложность представляли аварские доспехи, которые уникальны сами по себе. Их удалось достаточно точно реконструировать. Оружием, доспехами славян и аваров занимался оружейник-реконструктор Максим Рог, который специально изучал эту тему.
– Почему решили снимать на Житомирщине? Или были съемки и в других городах и странах?
– 90% съемок проходит в Украине, под Житомиром нам удалось найти необходимые пейзажи и объекты, при этом удобные с точки зрения логистики. За рубежом снимали то, чего у нас в стране нет. К примеру, в Словакии – единственного на всю Европу дрессированного оленя, в Чехии – уникальную пещеру, которая подходит под наши задачи.
– В сериале как актер появится Руслан Сеничкин. Большая у него роль?
– Нет, у него эпизодическая, все-таки медийного человека сложно на долгоиграющую историю звать. Мы хотели, конечно же, заполучить звезду в сериал. Роль у Руслана не главная, но запоминающаяся.
– А еще кроме Сеничкина кого-то привлекали?
– Вот как раз сейчас работаем над этим, так что пока не могу сказать.
– Сериал явно нацелен на международную аудиторию. Кто будет его продавать, у кого права?
– Все так же 50/50. Украина продает на Украину, Словакия на Словакию, все остальное – пополам.
– А у кого будет право первой ночи, где премьера состоится раньше?
– Планируем одновременно, конечно, как по мне, это правильно.
– Уже есть примерная дата премьеры?
– Премьера запланирована на 2020 год. О датах расскажем ближе к показу. Но мы точно не планируем делать все на скорую руку, такой проект требует тщательного постпродакшена.
Думаю, до этого «Плюсы» порадуют аудиторию еще не одним сериалом, а потому она и не заметит, как быстро пролетят эти месяцы. Я же буду держать вас в курсе новостей.