В далеком 2013 году, когда деревья были большими, а интернет-пиратство в Украине цвело буйным цветом, крупнейшие медиагруппы страны – StarLightMedia, «1+1 Медиа», «Медиа Группа Украина» и Inter Media Group, – устав в одиночку бороться с интернет-ресурсами, размещающими их контент нелегально, объединились в инициативу «Чистое небо». С каждым годом присоединившихся к инициативе игроков рынка становилось все больше, количество направлений работы постоянно увеличивалось. И результаты, которых удалось добиться за это время, заслуживают как минимум уважения.
Я подробно рассказывала вам об инициативе буквально с первых дней ее существования и, честно говоря, была уверена, что к сегодняшнему дню убеждать моих читателей в том, что пиратство – это плохо и бороться с ним необходимо всем миром, – все равно что проповедовать для и без того преданных прихожан. Но как оказалось при ближайшем рассмотрении, все не совсем так: тема настолько широка и всеобъемлюща, что некоторые ее нюансы ускользают из поля зрения даже тех, кто давно в деле. Что уж говорить о новых адептах борьбы с пиратством в Украине. Посему напомнить вам об основных вехах процесса будет нелишним. Ну и ответить на самые распространенные вопросы о работе «Чистого неба» и важности присоединения к инициативе.
Я слышал, что «Чистое небо» – это что-то о плеерах с контентом телегрупп. При чем тут всеобъемлющая борьба с пиратством?
В 2013 году, когда инициатива только запускалась, в центре ее внимания действительно были плееры – медиагруппы предлагали встроить их всем интернет-сайтам, чтобы показывать контент легально. Схема была крайне проста: группы монетизировали свой контент с помощью рекламы, которой управляли в плеерах, интернет-площадки, разместившие их, получали приток пользователей, зарабатывая на баннерной и прочей, размещенной вокруг плеера рекламе, а пользователи продолжали смотреть контент бесплатно. Соответственно, выигрывали все стороны. Разместившие плееры интернет-площадки получали статус официальных партнеров, и медиагруппы убеждали своих рекламодателей размещать рекламу только в легальных плеерах, отказавшись от размещений на пиратских и «серых» порталах.
«Если мы все вместе постоянно будем что-то делать правильно, то некоторые явления в нашей жизни просто исчезнут. К примеру, если рекламодатели поддержат нашу инициативу и перестанут размещать рекламу на ресурсах с нелегальным контентом, все изменится», – уверял тогда один из «паровозов» инициативы Владимир Бородянский.
С мая 2014 года «Чистое небо» совместно с Украинской антипиратской ассоциацией начали публиковать списки интернет-ресурсов, размещающих аудиовизуальный контент нелегально, призывая рекламодателей отказаться от сотрудничества с такими платформами. Это тут же начало приносить плоды: буквально за два месяца от рекламы на «серых» ресурсах отказался ряд крупных западных брендов. Параллельно телегруппы «1+1 медиа» и StarLightMedia – самые активные участники инициативы – запустили рекламную кампанию «Игнорируй пиратов! Не нарушай авторские права», чтобы актуализировать проблему пиратского бизнеса в обществе и препятствовать финансированию рекламодателями пиратских сайтов в Украине. А с 2017 года, когда антипиратские нормы появились во вступившем в силу Законе о господдержке кинематографа и в статью 176 УК Украины были внесены изменения, предполагающие ответственность компаний за финансирование пиратства размещение своей рекламы на ресурсах с нелегальным контентом (то есть законное основание для привлечения пособников пиратства к уголовной ответственности), Украинская антипиратская ассоциация (УАПА), представляющая MPA (Motion Picture Association) в Украине, начала составлять списки рекламодателей, бренды которых появлялись на «серых» ресурсах (с доказательствами). Для этого был создан сервис blacklists.org.ua, и рекламодатели, а также их агентства, могли подписаться на рассылку результатов ежемесячных мониторингов – с данными об обнаруженной рекламе и метками, чтобы получить информацию о возможных посредниках при ее размещении.
Кроме того, инициатива и ее партнеры регулярно проводили образовательные мероприятия и выпускали разнообразные инструкции для игроков рынка, только вступивших на путь борьбы с пиратством. А с 2017 года, когда медиагруппы сделали свой контент платным для провайдеров, «Чистое небо» начало работу по защите прав на трансляции телеканалов и борьбу с пиратами среди провайдеров.
Действительно, работа проделана серьезная. Но есть ли у нее результаты?
«Если говорить об интернет-среде, то топ-50 Google-выдач постоянно мониторится, и ссылки на нелегально размещенный контент удаляются, – рассказывает руководитель «Чистого неба» Катерина Федорова.
Фото из архива Катерины Федоровой
Около 100 пиратских плей-листов и более 300 тыс. ссылок на нелегально размещенный контент были также удалены или заблокированы по обращению правообладателей. Согласно списку blacklists.org.ua правообладатели имеют претензии к четырем десяткам провайдеров, и уже зарегистрировано более 30 уголовных производств.
Если в ходе мониторинга компания-правообладатель находит нарушителя, с ним начинается планомерная работа: либо по выходу в легальное поле (между платформой и правообладателем заключается контракт на размещение контента), либо мы идем путем блокирования и обращения к компаниям, которые тем или иным образом попали в бизнес пиратов. Обращаться к таким компаниям довольно эффективно, если они не хотят работать с нелегальным бизнесом и помогать ему развиваться.
Например, YouTube и социальные сети – где пираты могут разместить даже не контент, а, например, инструкцию, как посмотреть что-то нелегально, – удовлетворили около 1,5 тыс. обращений правообладателей. Эти инструкции, группы и т. д. либо заблокированы, либо удалены. Также удовлетворены около 100 обращений в магазины приложений и к вендерам оборудования, в котором эти приложения существуют. То есть защищается не только контент, но и возможность доступа к нему».
Как правообладатели могут обратиться к зарубежной компании, у которой нет украинского представительства, например Facebook?
Взаимодействовать с зарубежными компаниями как раз намного проще, потому что во внутренней политике того же Facebook прописаны условия блокировки или удаления групп и публикаций, неблагонадежных в отношении интеллектуальной собственности. На сайте «Чистого неба» размещена инструкция «Как защищать свои права», включающая составление таких обращений и ссылки на формы, разработанные самими компаниями. «Если какая-то группа или публикация в соцсети нарушает ваши права, вы сообщаете об этом компании, и дальше она самостоятельно проводит внутреннее расследование, по итогам которого либо помогает вам связаться с нарушителем, либо блокирует его, – объясняет Федорова. – Это самое простое, что может быть».
Если все так просто и правообладатели могут действовать самостоятельно, зачем им присоединяться к инициативе «Чистое небо»?
«В объединении есть синергия по многим направлениям. Ведь борьба с пиратством требует комплексного подхода, невозможного без объединения правообладателей, – говорит руководитель «Чистого неба». – Обмен опытом, происходящий внутри инициативы, очень важен. Члены инициативы вместе с Украинской антипиратской ассоциацией составляют списки сайтов, к которым у правообладателей есть претензии, – такой единый список точнее и убедительней.
В январе этого года, когда к инициативе составления списков присоединилась MBG (Media Broadcasting Group) – дистрибуторская компания, представляющая на территории Украины телеканалы History и Euronews, – у нас произошел показательный кейс партнерства. В списке, предоставленном MBG, был провайдер, заключивший контракт со StarLightMedia, и в медиагруппе сказали, что перестанут сотрудничать с ним, если он продолжит пиратить. То есть члены инициативы следят не только за соблюдением собственных прав, но и отказываются работать с пиратами в принципе. В итоге провайдер решил, что ни с кем ссориться не стоит, и прекратил пиратить контент MBG. Вот она – сила объединения в действии.
«Чистое небо» помогает членам с мониторингом их контента в сети. Мониторя нелегальные размещения и обращаясь к нарушителям с претензиями, мы призываем всех правообладателей делать то же самое. Не хотите присоединяться к инициативе – работайте сами, но параллельно с нами. Тогда это будет эффективно».
Еще один нюанс, касающийся штрафов: если есть заявление одного правообладателя (и не важно, сколько в нем нарушений) – нарушителя оштрафуют один раз, если же в правоохранительные органы поступают несколько заявлений от правообладателей (на одного пирата), суммарный ущерб от противоправной деятельности значительно возрастает, а вместе с ним и ответственность. Это еще раз доказывает, что игнорировать силу коллективного подхода не стоит.
Описанное выше выглядит как история B2B. А где же во всем этом государство?
На самом деле государство активно участвует в борьбе с пиратами, и не только законодательно. Например, без госструктур не обойтись, если нарушитель не желает идти с правообладателем на мировую, или если связаться с ним невозможно в принципе. Украинское законодательство отводит сайтам и хостинг-провайдерам 24 часа, чтобы среагировать на обращение правообладателя (к сожалению, эта норма касается только компаний, имеющих отношение к Украине). Если в течение данного срока нарушитель не реагирует, в дело вступает государственный инспектор – он должен составить административный протокол, на основании которого суд примет решение о назначении штрафа.
«Раньше инспекторов не было, – констатирует руководитель «Чистого неба». – Но в этом году они наконец-то появились, и мы подписали с Министерством экономического развития и торговли (департаментом интеллектуальной собственности) меморандум о сотрудничестве. В ближайшее время могут появиться кейсы, связанные как раз с невыполнением процедуры хостинг-провайдерами, потому что они оказались в этой цепочке финальным звеном – тем, кто может заблокировать доступ. Впрочем, на сегодняшний день украинских хостинг-провайдеров, которые бы не реагировали на обращения, мы не выявили».
Что предполагает меморандум о сотрудничестве с Министерством экономического развития и торговли?
Прежде всего создание системы, в которой будут работать специально обученные профессионалы. «В Украине интеллектуальная собственность очень долго не считалась тем, за что нужно платить. Поэтому у нас нет судов и даже просто правоохранителей (кроме недавно созданной киберполиции), специализирующихся на интеллектуальной собственности, – говорит Катерина. – Ты приходишь к судье, который рассматривал дело об изнасиловании, с нарушением прав интеллектуальной собственности, а он спрашивает: «О чем речь?» Эти преступления, конечно, несравнимы, но оба – преступления. Поэтому мы считаем, что такими делами должны заниматься узкопрофильные специалисты, понимающие специфику и все нюансы. В мае инициатива «Чистое небо» выступала на заседании Совета по интеллектуальной собственности при Кабмине с презентацией, предлагая менять законодательство и создавать в структурах силовых органов специалистов, которые будут заниматься конкретно этими направлениями, чтобы все происходило быстрее и эффективнее. Мы даже получили распоряжение Кабмина составить план учебной программы для таких специалистов, а Министерство экономического развития и торговли (департамент интеллектуальной собственности) как раз занимается коммуникацией со всеми этими структурами. Цель – создать хотя бы тестовую специализированную группу и посмотреть, насколько она будет эффективна. Все идет к тому, что мы можем запустить процесс в ближайшее время, но он немного задерживается из-за изменения политической ситуации».
Если в стране нет учебных заведений, готовящих специалистов по защите интеллектуальной собственности, кто будет составлять программу обучения правоохранителей?
«Во-первых, не стоит сбрасывать со счетов тех, кто уже занимается ее защитой. Хороший пример – киберполиция, с которой в свое время активно работали юристы основных членов инициативы: медиагрупп «1+1 медиа» и StarLightMedia. «Чистое небо» проводило для полиции тренинги, объясняя, что это за сфера такая, которую нельзя потрогать, в чем суть нарушения пиратов, какие существуют типы интеллектуального продукта и т. д. Именно благодаря киберполиции на одних нарушителей заводятся уголовные дела, а другие, видя происходящее, сами сворачивают свою деятельность.
Во-вторых, работа над программой обучения снова-таки будет коллективной. «Чистое небо» предлагает проект, чтобы обозначить основные направления – чему стоит учиться, – делится планами Федорова. – А дальше будем приглашать экспертов – вероятно, иностранных, – потому что даже американцы в своем отчете по Списку 301 рекомендовали Украине ускорить процесс рассмотрения дел об интеллектуальной собственности и обучать правоохранительные органы, чтобы появились специалисты в этой сфере».
Хотелось бы подробнее о пиратах, свернувших свою деятельность.
События в нашей стране происходят настолько бурно, что сегодня мало кто вспомнит эту историю, хотя в 2016 году она наделала немало шума. Для начала Департамент киберполиции Нацполиции Украины в рамках уголовного производства прекратил работу группы пиратских онлайн-кинотеатров FS (fs.to, fs.ua и их «зеркал»). Производство было открыто по ч. 3 ст. 176 УК Украины («Нарушение авторских прав») на основании обращений участников MPA и украинских правообладателей, которым, по результатам экспертиз, был нанесен ущерб на сумму около 5 млн грн. Оперативники установили, что к функционированию и наполнению онлайн-ресурсов группы FS контентом были причастны 19 человек, доход которых составлял десятки миллионов долларов в год. Тогда же правоохранители заявили, что ведут работу в отношении еще одной крупной площадки – Ex.ua. Узнав об этом, ее собственники решили не дожидаться прихода киберполиции и закрылись самостоятельно. А буквально через пару дней об уходе с рынка заявил и крупнейший торрент-трекер страны – Torrents.net.ua.
И знаете что? Площадки, размещающие контент легально, тут же получили серьезный приток новых пользователей: сервис Divan.tv нарастил аудиторию в полтора раза, а количество платящих посетителей MEGOGO увеличилось в 2,5 раза.
А что с рекламодателями? Насколько эффективными оказались списки, которые публикует «Чистое небо»?
По словам Катерины Федоровой, международные компании постоянно следят за списками – соответственно, известные бренды практически не попадают в мониторинг «Чистого неба». На сегодняшний день большая часть системных скупщиков рекламы на пиратских ресурсах – это казино, «серые» магазины (например, парфюмерии) и, как ни странно, крупные ритейл-сети: «Цитрус», «Алло», «Розетка», «Фокстрот» и т. д. «Недавно мы спросили эти сети, почему они так поступают. Некоторые ответили, что впервые об этом слышат и обязательно разберутся, а «Цитрус» и «Розетка» – что это происходит по вине мастеров, размещающих рекламу, – говорит Катерина. – Еще один их аргумент: в сравнении с общим рекламным бюджетом подобной рекламы не так много, до 5%. Это действительно так, за последнее время количество рекламы на сайтах, к которым правообладатели имеют претензии, существенно уменьшилось. Но удивляет отношение: если это всего 5%, так называемая погрешность, – значит, не страшно?»
Что делать, если уголовной ответственности за финансирование пиратства рекламодатели не боятся? Есть ли способы досудебного урегулирования таких ситуаций?
Теоретически есть. В своих рекламных роликах сети-нарушители в основном используют креатив международных брендов: тот же «Цитрус» чаще всего рекламирует не свои магазины, а то, что у них продаются гаджеты Apple, Samsung и т. д. В «Чистом небе» намерены связаться с владельцами брендов и спросить, что они думают по этому поводу. Возможно, через международные компании, для которых Brand Safety – не пустой звук, удастся повлиять на украинских нарушителей. «В направлении сотрудничества с международными брендами мы видим очень хороший результат, но что делать с казино и «серыми» магазинами, пока непонятно, – разводит руками Катерина. – Здесь могут помочь кейсы, связанные с финансированием, но не факт, что эти компании имеют отношение к Украине (соответственно, попадают под наше законодательство)».
Что значит «кейсы, связанные с финансированием»? Речь идет о блокировании финансовых потоков, поступающих к пиратам?
Да. Современные пираты не робин гуды, и единственная цель их деятельности – заработать на размещении краденого контента. Соответственно, если денег не будет, деятельность прекратится. Поэтому антипиратские инициативы во всем мире активно используют так называемый подход Follow the money, чтобы максимально уменьшить поступление денег от рекламы либо заблокировать платежи, которые получают пираты, по обращению правообладателей к Visa, Master Card и другим сервисам – в зависимости от модели монетизации пирата. В Украине таких обращений к Visa и Master Card было 32. Из них 22 платежные системы удовлетворили, остальные находятся на рассмотрении.
Это все, конечно, хорошо, но когда за пиратство начнут наказывать по-настоящему? Где суды, где уголовные дела, где тюремные сроки?
Совершенно справедливый вопрос, учитывая, что только уголовная ответственность или тюремный срок может по-настоящему испугать пирата, заставив его свернуть свой «бизнес». В мире таких историй, конечно, намного больше, но и в Украине работа ведется. Например, в июне этого года был впервые вынесен обвинительный приговор против пирата – интернет-провайдера, на нелегальной основе представлявшего доступ к услуге IPTV. На обращения правообладателей провайдер не реагировал, так как считал, что у него все в порядке (в этом его уверил недобросовестный ОТТ-партнер). Впрочем, незнание закона от правосудия не спасает. И подобных уголовных производств против пиратов-провайдеров на сегодняшний день открыто более тридцати.
5 лет работы, более 30 производств и только один обвинительный приговор – не маловато ли?
«У правообладателей никогда не было стремления кого-то посадить, – уверяет Катерина. – Есть стремление сделать так, чтобы никто не нарушал ничьих прав. И если компания нарушала неосознанно, готова исправиться и оплатить все убытки, то тут, наверное, не стоит доводить до срока и лучше пойти на мировую. Конечно, жесткие методы хороши против самых наглых нарушителей, упорно считающих, что в интернете все бесплатное. И если такие попадутся – уверена, что и до тюремного срока тоже дойдет. Подобный кейс, кстати, был в этом году в Германии – спонсировавшие пиратов рекламодатели получили условный срок.
В Украине уголовные производства очень долго рассматриваются, и впереди у нас – минимум 30 дел, по которым уже провели обыски, экспертизы (технические, экономические и т. д.), двоим было объявлено подозрение. Как раз сейчас эти кейсы активно движутся к финалу, период следствия уже прошел. И повторюсь, все это – благодаря объединению правообладателей, которые в большинстве кейсов подавали иски против одних и тех же нарушителей параллельно. Такие действия оказывают больший эффект на правоохранительные органы: когда заявлений много, они понимают, что нарушения серьезные, системные и наносят финансовый ущерб как компаниям-правообладателям, так, в общем, и стране. И что этим надо заниматься. Все понимают – должны понимать (улыбается): пиратство наносит огромнейший ущерб именно экономике страны».
В каких суммах выражается ущерб, нанесенный пиратами экономике страны?
Поначалу механизмов для подсчета этой суммы попросту не было, даже когда от них напрямую зависела выгода правообладателей (согласно законодательству образца 2013 года для привлечения пиратов к уголовной ответственности ущерб, нанесенный ими, должен был превышать 10 тыс. грн). Теперь же подсчитать убытки не представляется возможным, поскольку многие правообладатели все еще остаются в тени, не заявляя о нарушении своих прав. По мнению руководителя «Чистого неба», так происходит потому, что компании до сих пор не верят, что борьба с пиратством эффективна. «Это еще одна большая проблема – некоторые боятся даже начинать и думают, что такими действиями нанесут вред своим клиентам, своей аудитории. Мол, люди у нас в стране небогато живут – пусть у них будет доступ к контенту. А что воры при этом процветают… Такая «благотворительность» на самом деле ужасна – правообладатели сами загоняют себя в замкнутый круг недополученных прибылей и верных пиратским сервисам клиентов.
Если говорить о конкретных суммах, то могу привести пример из Штатов: ежегодно потери творческой сферы в США из-за нарушения прав интеллектуальной собственности составляют $30-70 млрд. Вследствие чего не создаются от 230 тыс. до 560 тыс. рабочих мест, то есть речь идет об огромнейших убытках. Понятно, что американская индустрия приносит намного больше денег, но ущерб, нанесенный пиратством Украине, можно представить, сопоставив объемы рынков. Это тоже рабочие места и существенные деньги, которые можно было бы пустить в полезное русло, а не отдавать на растерзание пиратам».
Если уголовные производства очень долго рассматриваются, нельзя ли найти другие, более быстрые способы блокировки нелегально размещенного контента?
Чтобы найти такие способы, необходимо обратиться к зарубежному опыту. Во многих странах Европы работает процедура notice and takedown, позволяющая правообладателям блокировать нелегально размещенный контент, используя судебные решения по административным делам. В Скандинавии же пошли еще дальше: если суд выносит решение против сайта, все хостинг-провайдеры обязаны автоматически перекрыть к нему доступ – без дополнительного обращения правообладателя. Но нюанс в том, что такие решения (по административным делам) все равно могут охватить только те площадки, которые имеют отношение к юрисдикции конкретной страны.
Notice and takedown – что это за процедура такая?
Процедура, введенная в Украине с 2017 года, применяется при нарушении прав на аудиовизуальный контент, музыкальные произведения и софт. Правообладатель, обнаруживший нелегальное размещение своей интеллектуальной собственности, может обратиться к нарушителю (владельцу сайта или хостинг-провайдеру) через представителя (адвоката). В течение двух дней с момента обращения нарушитель обязан исключить доступ к объектам авторского права/смежных прав, в отношении которых подано заявление, и отчитаться о принятых мерах. Если же нарушитель не реагирует, отказывается выполнять требования правообладателя или пытается его обмануть (например, указывает в ответе на заявление недостоверную информацию), он может быть привлечен к ответственности.
«Здесь стоит учитывать разницу в кейсах, – объясняет Катерина Федорова. – Есть дела против сайтов и хостинг-провайдеров, а есть против провайдеров, которые предоставляют доступ к пакетам телевидения. В большинстве своем наши правообладатели, и особенно члены инициативы, идут путем уголовных производств, так как считают, что это более эффективно. В Европе же открывают административные дела. Они, в общем, и у нас рассматриваются побыстрее, но там – чуть ли не в течение нескольких дней, потому что контент, особенно премьерный, быстро теряет свежесть (возможность хорошо заработать). Соответственно, там идут по пути обращения в суд и быстрого блокирования, а у нас – пресечения пиратской деятельности в принципе, в том числе и по уголовным производствам».
Раз уж речь зашла о Европе, влияют ли антипиратские процессы в Украине на отношение к нашей стране на Западе?
«Я точно знаю, что раньше Украина во всех мировых организациях, связанных с интеллектуальной собственностью, считалась одним из самых больших нарушителей, а сейчас – страной, в которой активно борются с пиратством. Например, «Чистое небо» часто упоминается, и меня постоянно приглашают где-то выступить, рассказать о нашем опыте. То есть даже там видят, что делается очень много, но, к сожалению, этот процесс длительный и плоды приносит в долгосрочной перспективе», – уверяет Федорова.
«Чистое небо» работает в разных направлениях, складывается впечатление, что у инициативы внушительный штат. За чей счет этот «праздник»?
На самом деле непосредственно в организации работают всего несколько человек – Катерина Федорова и ее помощники, выступающие координаторами процесса и привлекающие к нему все больше правообладателей и других компаний. При этом большую часть работы делают, собственно, члены «Чистого неба».
«Сегодня нашими самыми активными участниками являются основатели инициативы – украинские медиагруппы «1+1 медиа» и StarLightMedia, – уточняет Катерина. – Также мы гордимся, что к нам присоединяются компании из других сегментов рынка, такие как Global Images Ukraine (украинское представительство крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images), игроки рекламного рынка (Publicis Groupe), исследователи (Gemius), юристы (правовая группа Smart Solutions Law Group), компании, занимающиеся производством сет-топ боксов (Infomir). Все они – лидеры в своих направлениях и очень ответственно относятся к интеллектуальной собственности, а также уважают партнеров по рынку. Кроме того, мы активно сотрудничаем с другими ассоциациями – как украинскими, так и зарубежными, – для которых важна работа в направлении борьбы с пиратством. Это Украинская антипиратская ассоциация, Всеукраинская рекламная коалиция, Телекоммуникационная Палата Украины, Индустриальный телевизионный комитет, Ассоциация музыкальной индустрии Украины, межбанковская ассоциация ЕМА».
В июле 2018 года был создан Общественный союз «Инициатива Чистое небо», предлагающий игрокам рынка два варианта членства: полное и ассоциированное (собственно, на членские взносы организация и существует). Ассоциированное предполагает возможность получать доступ ко всем ресурсам инициативы и помощь для реализации своих задач, PR-поддержку организации в вопросах, касающихся борьбы с пиратством, скидки на определенные услуги членов «Чистого неба». А также приятное осознание принадлежности к сообществу бизнесов, понимающих свою социальную ответственность, включая те, что не имеют прямого отношения к интеллектуальной собственности. По словам Катерины, суть ассоциированного членства – обмениваться информацией, опытом и помогать друг другу. «Например, в странах Балтии есть ассоциация «За легальный контент». Среди ее членов помимо правообладателей и провайдеров, которые очень активны в борьбе с пиратством, есть спутниковый оператор SES. Это компания, которая вроде бы не имеет никакого отношения к интеллектуальной собственности, но считает правильным помогать своим клиентам и партнерам: где-то финансово, где-то скидками, где-то экспертизой. Так и мы – стараемся объединить компании, понимающие, что пиратство мешает развиваться индустрии повсеместно и бороться с ним очень важно».
Полное членство (сейчас таким статусом обладают только «1+1 медиа» и StarLightMedia) дает возможность принимать решения о том, что происходит в инициативе, и вводить дополнительные направления работы. Такое членство предполагает еще и разделение финансовых затрат, необходимых для работы инициативы (речь идет о сумме, которую не покрывают членские взносы участников «Чистого неба»).
С какими компаниями, не имеющими отношения к рынку аудиовизуального контента, сотрудничает «Чистое небо»?
«Этим летом мы подписали меморандум с Украинской межбанковской ассоциацией, убедив ее в том, что сотрудничество с нелегальным или полулегальным бизнесом, как и в случае с рекламодателями, вредит репутации банков, – рассказывает Федорова. – Наше сотрудничество лежит в двух плоскостях. Первая – проверка, когда к банку приходит клиент, имеющий отношение к интеллектуальной собственности. Банк может выяснить у нас, есть ли у этого клиента все необходимые договоры, действительно ли он не нарушает закон, не находится ли в наших списках и т. д. Если клиент что-то нарушает, банк не будет с ним работать. Вторая – влияние на пиратов, которых инициатива уже обнаружила. Получив после контрольной закупки информацию о том, в каком банке обслуживается нарушитель, мы через ассоциацию предоставляем банку информацию о нем. В свою очередь, банк может помочь нам связаться с нарушителем либо предупредить его, что перестанет с ним работать, если тот не перестанет нарушать. В случае отсутствия реакции остальные банки получат информацию об этом нарушителе и тоже не будут с ним работать.
Также мы сотрудничаем с доской объявлений OLX, которая не размещает объявления, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности (например, кто-то предлагает 1000 каналов бесплатно или дешевый доступ к аккаунту на платформе типа Netflix, предполагающему возможность подключения нескольких устройств). Они проверяют объявления по определенным ключевым словам, и, если оно стопроцентно содержит то, что может нарушать права интеллектуальной собственности, объявление не размещают. В прошлом году на конференции «Борьба с пиратством в Украине», которую мы проводим в рамках KYIV MEDIA WEEK, юрист OLX об этом рассказывал и объяснял, почему такой большой легальный игрок тоже не желает сотрудничать с нелегальными бизнесами».
В этом году на конференции «Боротьба з піратством в Україні: 5 «навіщо» та результати боротьби з крадіжкою контенту», которая состоится в рамках KYIV MEDIA WEEK, теме борьбы банков и других бизнесов с пиратством будет отведен отдельный модуль. Спикеры расскажут, зачем бизнесы, не связанные с контентом, выступают против кражи интеллектуальной собственности и что они от этого получают. А еще организаторы обещают эксклюзивно предоставить цифры последних исследований, связанных с пиратством.
Что это за исследования и кто их проводит?
В прошлом году «Чистое небо» совместно с компанией Gemius исследовало украинскую аудиторию на предмет использования легального/нелегального контента. В этом году проводится повторное исследование и гостям конференции презентуют анализ итогов двух лет, чтобы продемонстрировать, изменилась ли ситуация. «Мы хотим понять, почему люди пользуются нелегальным, за что и почему они готовы платить, – подчеркивает Катерина. – Это очень важно, так как поведение пользователя, по сути, является первопричиной развития или уменьшения пиратства. Если человек понимает, что он делает, и делает это сознательно, нам понятно, с чем бороться. Но чаще люди не понимают, и одна из наших задач – образовывать население, прививая культуру потребления легального, которой в нашей постсоветской стране нет. Причина проста: в Советском Союзе все было «общее», а интеллектуальной собственности особо не уделялось внимания. И сегодня, когда человеку говорят, что нужно заплатить за фильм, он не понимает. За хлеб – понимает, за бензин – понимает, а за фильм – нет».
Пользователей, которые продолжают потреблять пиратский контент, можно условно разделить на несколько групп:
- те, кто не понимает, что способствует воровству. Такие люди даже не ассоциируют с собой месседжи вроде «Ты воруешь, когда смотришь нелегально»;
- те, кто считает пиратов робин гудами, не осознавая, что они отлично зарабатывают на краденом контенте;
- те, кто считает контент «культурным наследием», которое правообладатели узурпировали и не дают простым людям доступ. «Почитайте Тараса Шевченко – это культурное наследие, а не новый фильм, который идет в кинотеатре. Вы же смотрите на пиратском сайте, потому что не можете или не хотите потратить 50 грн. Притом еду в магазине никто не крадет, хотя это – предмет первой жизненной необходимости. У пользователей нет вот этой корреляции, и нам нужно с этим что-то делать», – резюмирует Федорова.
По мнению «Чистого неба», для каждой такой группы должны быть разработаны отдельные месседжи – чтобы говорить с людьми на их языке. «Это может быть слоган, социальный ролик или кампания – то, что затронет пользователя, который пока не понял, что делает что-то не то. И который готов к изменениям. Я уверена, в нашей стране, особенно сейчас, очень многие люди готовы меняться. Главное – правильно им это объяснить. И мы будем очень стараться».
Как инициатива работает с пользователями сегодня?
«В мае – июне этого года мы провели социальную кампанию #зачепило, направленную как раз на конечного пользователя, – говорит Катерина. – О ее итогах я буду рассказывать на конференции. Мы хотели понять, кто реагирует на выбранный нами месседж, и увидели, что реагирует тот, кто уже готов платить и понимает суть проблемы. Отклик пока очень небольшой, до 10%. Соответственно, нужно искать месседжи, чтобы «зацепило», чтобы люди ассоциировали себя с этой проблемой».
Рынок контента, в том числе и украинский, стремительно меняется. С какими новыми проблемами сталкивается «Чистое небо» в связи с этим?
«Сейчас проблема кардшаринга стоит не так остро, но, как только украинские телеканалы закодируются на спутнике, это станет следующим направлением, которым мы будем серьезно заниматься, – прогнозирует руководитель инициативы. – Усиливается давно существующая проблема андерепортинга, из-за которого многие иностранные телеканалы не хотят заходить на наш рынок и адаптироваться (локализоваться) – это невыгодно экономически. Если бы не было андерепортинга, если бы телеканалы получали достойную выручку за свой продукт, то, конечно, вкладывались бы деньги в локализацию. В конечном итоге отказ от нелегального потребления контента стимулирует экономический рост не только правообладателей, но и страны, а значит – и каждого пользователя, который смог бы платить за телевидение не 50 грн, а 150, 200, 300 грн. Это, в свою очередь, улучшало бы качество и количество контента, и пользователь опять-таки получал бы в итоге то, что хочет.
Новые реалии заставляют весь мир изобретать способы борьбы, и мы очень тесно сотрудничаем с антипиратскими ассоциациями соседних стран, в основном европейскими, и тоже делимся опытом. Когда кто-то придумывает новый способ, о нем должны узнавать все, чтобы активнее внедрять. Все должны вести работу одновременно, только тогда что-то поменяется, а процесс будет идти быстрее».
Что ж, мне остается лишь добавить, что получить самую свежую информацию о работе инициативы «Чистое небо» и борьбе с пиратством в Украине вы сможете на конференции «Боротьба з піратством в Україні», которая состоится в рамках KYIV MEDIA WEEK 17 сентября. Зарегистрироваться для участия можно здесь.