С тех пор как телеканал СТБ сообщил о подготовке собственной адаптации израильского формата «След», я с нетерпением ждала возможности попасть на съемки. В этом случае мой интерес вызывало буквально все: от производителя (компании Space Production Дарьи Легони-Фиалко) до собственно нового прочтения формата от TeleAlliance Israel, уже знакомого нашему зрителю и в свое время ставшего причиной достаточно громкого скандала. Когда-то канал «Украина» демонстрировал слегка «облагороженный» «След» российского производства - теперь же нас ждет украинская адаптация, с украинскими же актерами, да еще и на украинском языке.
Современный следственный отдел построили в одном из павильонов FILM.UA, куда пресс-служба СТБ любезно пригласила меня на экскурсию одной из первых. Что ж, давайте знакомиться:
Татьяна Кравченко (слева, она играет главную), Александр Бондар (ее помощник) и Надежда Хильская (подозреваемая). Мой фотограф запечатлел паузу в съемках - обычно в этой комнате не так весело
Съемочный процесс как раз в разгаре - в кадре сцена допроса
Паузы крайне короткие - максимум поправка грима и перестановка. Все работает как часы, команда даже опережает тайминг
Один из режиссеров Евгений Доронин контролирует все, что происходит в кадре
И конечно, на площадке
Теперь что касается самого криминального отдела.
Добро пожаловать в ОСА - «Особлива слідча агенція». В российской версии вымышленный отдел по борьбе с преступностью называется ФЭС - Федеральная экспертная служба
Выглядит павильон украинской версии вполне реалистично
И более современно. Вот наша лаборатория
А вот - российского «Следа» (его, напомню, начали снимать в далеком 2007-м)
Хотя яркие химические жидкости имеются и там и там
И это единственное яркое «пятно» в сером участке по борьбе с преступностью
В морге все выглядит настолько реалистично, что даже немного жутковато
Снимки, как вы понимаете, настоящие. Надеюсь, с людьми, которым они принадлежат, все хорошо
Реквизит - как в реальном морге
И холодильники для трупов. Правда, пока в этой комнате находятся только манекен и член команды, показавший нам помещение
У русских морг чуть более яркий
Тир у наших тоже имеется
Главную роль в украинской версии играет Татьяна Кравченко. Тут уже не поспоришь, типаж похож
Ольга Копосова в русском «Следе» выглядит примерно так же. Правда, без креста и тут не обошлось
Впрочем, хватит сравнений - посмотрите лучше на автомобиль ОСА
Вот так выглядит бэкстейдж допроса
Хорошие актеры, играть могут не только на видеокамеру, но и на фото
Работа в ОСА как образ жизни
Ну, не будем мешать съемочному процессу. Все интересующие меня вопросы я задала Дарье Легони-Фиалко, чей Space Production и снимает для СТБ «След».
- Расскажите для начала, кому принадлежала идея сделать украинскую версию «Следа». Вы принесли каналу или СТБ вам его заказал?
- Мы с СТБ находились в переговорах по другим проектам, и в процессе обсуждения сериалов, которые они видят в сетке в следующем году, пришла идея адаптировать «След».
- Даже немного удивительно: детективы вроде бы не эстэбэшная история.
- Вы знаете, СТБ сейчас очень сильно меняется, запускает большое количество новых форматов сериалов, экспериментирует с жанрами. «След» станет в сетке одним из новых программных решений на будущее, так как на канале понимают, что нужно заполнять ее продолжительными историями, которые привлекут новую аудиторию. Плюс «След» - достаточно уникальный по драматургической структуре сериал: по внешним показателям он детектив, но в нем несколько иная форма детективного повествования. Она женская, все основано на мелодраме. Это соответствует профилю канала.
- Сколько серий планируется?
- В первом сезоне - 72.
- В оригинальной версии больше 2500 эпизодов…
- Да, он снимается уже лет 13. В год - около 200 серий. Один раз телеканал даже попросил увеличить количество, кажется, до 360 серий, но вовремя поняли, что это просто убьет продакшен. Мы готовы делать еще несколько сезонов, ради того и запускаем «След», он должен стать основой сетки и работать в разных слотах: в повторах, в прайме и не в прайме.
- Форматчики из Израиля как-то вмешиваются в процесс? Или, может, в контракте есть определенные пункты, от чего можно отходить, а от чего - нет.
- «Вмешиваются» - слово со слишком негативным оттенком. Мы их просто периодически привлекаем, так как они хорошо понимают драматургические и технологические особенности, ведь набили много шишек. Их опыт нам очень помогает.
- Пересматривали российский «След», чтобы избежать схожестей?
- Мы не ставили себе задачу «сделать не как у россиян», просто стремились сделать крутой сериал 2020 года. Все-таки сам «След» уже довольно старый. Хотелось сделать нашу ОСА такой же крутой и авторитетной, как ФЭС в 2007 году. У них все и сейчас как в 2007-м - и это их принципиальная позиция. Мы же все придумывали более современным, так что да, украинский «След» будет существенно отличаться: новые методики работы, новые технологии, новые способы расследования.
- В России у «Следа» было целых три спин-оффа. Как думаете, такое реально в случае с нашим?
- Там не совсем спин-оффы, кажется. Спин-офф ведь заключается в том, что берешь неглавного героя и вычленяешь его в отдельный сериал. Тут так не получится - у нас же командный процедурал. В нашем случае спин-офф бы означал, что мы разрушаем команду, выводя некоего специалиста в отдельный департамент. Это немного странно и делается обычно не от хорошей жизни (смеется).
- Расскажите о реквизите. Я видела на площадке много больших экранов, да и морг с лабораторией выглядят вполне реалистично. Что настоящее, а что бутафория?
- Наша ОСА - высший орган, который экипирован по максимуму, он круче, чем ФБР. Потому мы хотели, чтобы наши герои, например, не на бумажке расписывали доказательства и показания, а демонстрировали их на новом современном сенсорном экране. У них есть мобильные телефоны, планшеты - 2020 год на дворе! Фотографии они на стандартной доске развешивают крайне редко. В лаборатории почти все оборудование - реальное. Морг тоже строили максимально приближенным к действительности.
- Вы оборудование покупали или брали в аренду?
- Покупали, и в свое время стоимость этого всего меня прямо потрясла (смеется). Но в аренду такое не возьмешь, нам же надолго надо. Да и такие вещи нельзя брать напрокат.
- Долго строили локацию?
- Месяца два с половиной. Что важно, мы не старались сделать все в строгом и сером стиле. В том же тире у нас, например, есть даже желтый.
- Вас консультировал кто-то из органов?
- У нас были консультанты, конечно, как на подготовительном этапе, так и во время съемок. Если патологоанатом в кадре разрезает труп, зритель не должен притом испытывать неловкость из-за его неправильных действий. Актерам необходимо понимать, как это происходит. С оперативниками они тоже работали.
- А где брали истории? Помню, Людмила Семчук в комментарии говорила, что некоторые - реальные.
- Поскольку это формат, то у нас есть соответствующие сценарии, которыми мы пользовались. Ну и плюс мы адаптировали их под украинскую реальность. А в определенных моментах даже брали реальные истории, которые отыскала наша большая сценарная группа. Главной задачей было сделать сериал максимально понятным для украинцев.
- Как искали актеров? Вижу, брали не сильно раскрученных.
- Это отдельная история. По словам нашего кастинг-директора, этот кастинг - самый сильный в ее карьере. Задача стояла почти невозможная - найти незатертые лица, которые не будут ассоциироваться с другими героями сериалов подобного жанра. Это была принципиальная позиция.
- Почему решили делать сериал украиноязычным?
- Все очень просто - таков был заказ от канала.
Получилось ли у продакшена сделать по-настоящему захватывающий украиноязычный детектив, узнаем уже весной этого года. Когда именно - станет известно чуть позже.