Кажется, стремительное распространение коронавируса все больше и больше разделяет украинских граждан, включая медийщиков, на два лагеря с условными названиями «Нехай щастить» и «Нех…й шастать». Первые упорно не желают отказываться от привычного образа жизни - или хотя бы вносить в него разумные коррективы согласно рекомендациям ВОЗ и украинского Минздрава. Например, не бегут сдавать билеты в Италию, где - увы, с прискорбным опозданием - на государственном уровне приняты беспрецедентные карантинные меры, которые сам премьер-министр страны охарактеризовал фразой «Я сижу дома». Так, к слову, поступила смелая ведущая «Плюсов» Соломия Витвицкая. Правда, по возвращении доказала, что она не только смелая, но и ответственная, добровольно отправившись на домашний карантин.
Хочется верить, что и руководитель StarLight Entertainement Наталья Гончар, насладившись красотами Италии без толп туристов, также проявит достойную уважения заботу об окружающих.
Что же касается лагеря «Нех…й шастать», то тут собрались как откровенные паникеры, так и те, кто все-таки прислушивается к ВОЗ с Минздравом и старается свести к минимуму необязательные социальные контакты. Именно для последних я и подготовила эту подборку тематических фильмов, которые помогут скоротать домашние «карантинные» вечера. А заодно - взглянуть в глаза страху и даже в какой-то мере воодушевиться, ведь при определенной доле везения теоретически выжить можно даже в зомби-апокалипсисе. А у нас - тьфу-тьфу-тьфу - все же не он.
«Заражение» (Contagion, 2011)
В свете нынешних событий фильм Стивена Содерберга почти десятилетней давности выглядит, увы, едва ли не как документальный. Здесь идет речь о вирусе, передающемся респираторным путем и начавшем свое распространение из Азии. Особенности заразы - короткий инкубационный период и очень высокая смертность: более 20% (у COVID-19 этот показатель, к счастью, значительно ниже). В картине со звездным актерским составом (Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Лоуренс Фишборн, Марион Котийяр) соединяются сразу несколько сюжетных линий, показывающих историю эпидемии во всем ее объеме и динамике - от первоначальной вспышки заболевания до разработки вакцины. А достоверности истории придает то, что при создании фильма Содерберг плотно сотрудничал с Центром по контролю и профилактике заболеваний США, а также консультировался с группой научных экспертов. В «Заражении» в деталях продемонстрирован невидимый и страшный в своей обыденности механизм распространения вируса - от чиха в автобусе до фишек в казино, на которые кто-то подул на удачу. Содерберг ставит целью не столько напугать, сколько объяснить и предупредить. И еще, пожалуй, напомнить простые, но эффективные правила безопасности: руки надо мыть почаще, до лица дотрагиваться пореже, а паниковать - поменьше.
«Паника на улицах» (Panic in the Streets, 1950)
В этом фильме легендарного режиссера Элии Казана вы не увидите людей в масках и химзащитном «обмундировании». Вместо них - классические нуарные суровые мужчины в строгих костюмах и шляпах. Хотя на самом деле костюмы химзащиты не помешали бы, ведь опасность, с которой они имеют дело, - бубонная чума, та самая «черная смерть», выкосившая в свое время пол-Европы. Ее потенциальные разносчики - неизвестные убийцы неизвестного же мужчины, чей труп с пулевым ранением был найден в порту Нового Орлеана. При осмотре тела врач обнаружил признаки страшного заболевания, и теперь все силы полиции брошены на то, чтобы успеть найти контактировавших с погибшим. Найти прежде, чем болезнь распространится далеко за пределы порта и подвергнет опасности всю страну.
«Последний человек на Земле» (The Last Man On Earth, 1964)
Все, пожалуй, видели едва ли не самый известную ленту на тему зомби-апокалипсиса - «Я - легенда» (2007) с Уиллом Смитом. Также многие знают, что сценарий создан на основе одноименного романа Ричарда Мэтисона 1954 года. Но мало кто в курсе, что киноадаптация 2007 года - далеко не первая для этой книги. Впервые роман «Я - легенда» был экранизирован под названием «Последний человек на Земле»: спустя всего десять лет после выхода и за четыре года до рождения Уилла Смита. Роль единственного выжившего после эпидемии загадочного вируса, убившего половину населения планеты, а другую превратившего в плотоядных зомби, в первой экранизации исполнил Винсент Прайс - культовый актер фильмов ужасов 1950-1960-х. К слову, в ней - как и в книге - зомби не столько зомби, сколько вампиры: жаждущие человеческой крови, боящиеся чеснока и дневного света. При этом от «классических» вампиров их отличает общая заторможенность, характерная для «классических» же зомби. Кстати, фильмом, положившим начало зомби-хоррорам как жанру, принято считать «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, но и она вышла позже «Последнего человека на Земле» - в том же самом году, когда родился… да, Уилл Смит.
«Поезд в Пусан» (Train to Busan, 2016)
После оскаровского триумфа «Паразитов» Пон Чжун Хо корейское кино снова оказалось на пике популярности. И в его послужном списке найдется кое-что и на интересующую нас тему. А именно - зомби-хоррор режиссера Ён Сан Хо «Поезд в Пусан». Главные герои - разведенный отец с маленькой дочерью, которые выезжают из Сеула, чтобы навестить мать девочки, живущую в Пусане на юге Кореи. Садясь в поезд, они не подозревают, что по стране стремительно расходится заражение вирусом, превращающим людей в зомби. Вскоре выясняется - носители инфекции есть и в поезде… К слову, место и «герметичность» действия роднит это кино с социальной сюрреалистично-железнодорожной драмой/постапокалиптическим триллером «Сквозь снег» того же Пон Чжун Хо: посмотрите, если не видели - все-таки, не «Паразитами» едиными.
«Королевство» (Kingdom, 2019)
Если уж речь зашла о Корее, то стоит вспомнить и «Королевство» - первый корейский сериал, специально произведенный для Netflix. Это опять-таки история о зомби - они все же безусловно лидируют среди «эпидемических» триллеров. В первую очередь «Королевство» от другого подобного контента отличает время действия: не условная современность, а XVI век. Впрочем, при желании провести параллели с современностью тоже не составит труда - особенно если вы поклонник конспирологических теорий. Только здесь вирус вырывается не из секретных лабораторий могущественных корпораций, а прямиком из королевского дворца, и остановить его пытаются теми же, что и сейчас, методами принудительного карантина целых регионов, хотя это не очень-то помогает. Главный герой - наследный принц, отстраненный мачехой от власти, - всеми силами пытается остановить эпидемию и найти изначальный источник страшной заразы, превратившей в зомби и его отца. «Королевство», безусловно, проект специфический и местами, несмотря на тему, очень смешной - преимущественно из-за своей натужной серьезности. Тем не менее любопытный. К тому же уже послезавтра, 13 марта, на Netflix должен выйти второй сезон: хватит не на один домашний вечер.
«Эпидемия» (Outbreak, 1995)
От откровенно фантастических хорроров вернемся в реальность - со вполне реалистичным фильмом-катастрофой Вольфганга Петерсена с говорящим названием «Эпидемия». Здесь, как и в случае с COVID-19, официальной причиной пандемии становится мелкая зверушка - инфицированная вирусом, который вызывает геморрагическую лихорадку, обезьянка-капуцин, контрабандно завезенная в США из Африки. Укусы животного заражают нескольких жителей калифорнийского городка Седар Крик, вирус быстро мутирует, начинает передаваться воздушно-капельным путем - и понеслась… Фильм с Дастином Хоффманом и Морганом Фриманом в главных ролях не только рассматривает механизмы распространения подобных инфекций, но и ставит сложный морально-этический вопрос: можно ли пожертвовать сотнями или даже тысячами жизней, чтобы спасти миллионы?
«Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead, 2004)
Ну и напоследок, чтобы не заканчивать на печальной ноте - уморительная зомби-комедия Эдгара Райта «Зомби по имени Шон». Все начинается со вспышки странной болезни, похожей на грипп, которая превращается в зомби-апокалипсис. В его центре оказываются два приятеля-недотепы в исполнении Саймона Пегга и Ника Фроста. В качестве иллюстрации к этому фильму предлагаю вам не трейлер, а одну из лучших его сцен, способную рассмешить даже в совсем несмешной ситуации. В общем, улыбайтесь, господа, а еще мойте руки - не только перед едой, уважайте себя и окружающих и помните, что «прості речі рятують життя».