Пока мы с вами всей страной думаем, как поднять с колен Общественное вещание, в соседней РФ «главная кнопка», то есть, «Первый канал», чувствует себя все хуже. И хотя со стороны это не слишком заметно - пропаганды в эфире вещателя меньше не становится, знающие люди из года в год повторяют, что вотчина Константина Эрнста уже давно движется по траектории упадка.
Сегодня издание «Медуза» опубликовало большой и подробный материал о том, как это происходило (да и происходит сейчас). В нем много цитат и сведений от источников, а почитать его полностью можно вот здесь. Впрочем, я подготовила для вас краткий переказ. Не благодарите.
Как личная жизнь Эрнста подкосила «Первый»
Версий, с чего начались несчастья вещателя, много, однако все источники сходятся в одном: хорошие времена для него закончились в 2014-м. И дело даже не в том, что именно в этом году в эфир канала пробралась пропаганда, хотя это тоже повлияло на положение - просто тогда распался гражданский брак Эрнста с Ларисой Синельщиковой, которая много лет была не только партнершей гендиректора «Первого», но и главой компании «Красный квадрат». Последняя производила абсолютное большинство контента для канала, а также занималась продажей спонсорской рекламы, дистрибуцией и управлением правами. Более того, поговаривают, именно Синельщикова отвечала за финансовые дела «Первого канала» (ее даже называли его «теневым коммерческим директором»), а Эрнст в это время ведал творческой частью. Когда же распался их личный союз, Лариса продала «Красный квадрат» Аркадию Ротенбергу, после чего отношения компаний изменились: «Первый канал» стал заказывать у продакшена все меньше контента, а спонсорством и правами начал заниматься самостоятельно.
Сам по себе этот факт вряд ли повлиял бы на положение вещателя, но тут дали о себе знать амбиции Эрнста. Источники в один голос утверждают, что бизнесмен из него всегда был так себе: Константин не жалел денег на производство контента, который ему нравился, при этом не особо обращая внимание как на бюджеты, так и на его дальнейшую судьбу. Например, обычной для канала стала ситуация, когда сначала в контент вкладывались немалые деньги, а после этого он отправлялся на полку. Это работало до тех пор, пока дела шли хорошо, однако с 2014-го подобные решения стали приводить к накоплению «Первым» долгов.
Казалось бы, при чем здесь Украина?
Еще одним фактором, подкосившим вещатель, стала ситуация с Украиной. Аннексировав Крым, РФ попала под санкции США и ЕС, а вслед за этим упала цена на нефть, обвалив рубль. Все это отразилось на рекламном рынке страны: в 2015 году он, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, упал более чем в два раза - с $5 млрд до $2 млрд. В то же время Кремль стал требовать от Эрнста увеличения пропагандистского контента в эфире, и «Первому» стало не хватать денег на производство как привычной для себя продукции (масштабных шоу типа «Голоса» и премьерных сериалов типа «Оттепели»), так и «политической» - ежедневных новостей и ток-шоу, где все обсуждают Украину и друг на друга кричат.
«С 2014 года канал начал накапливать долги перед подрядчиками: каждый год кредиторская задолженность росла. В 2018 году она превысила 20 млрд рублей, выручка за тот же год составила 32,8 млрд. За 11 месяцев 2019 года канал получил от рекламы 20 млрд рублей выручки», - говорится в материале.
Очень красноречивая инфографика, не находите?
На сегодняшний день самая большая задолженность у «Первого канала» перед «Красным квадратом», который остается самым большим подрядчиком вещателя - она составляет более 7 млрд рублей. Естественно, в таких условиях другие компании, которым канал тоже должен, относятся к сотрудничеству с Эрнстом с большой осторожностью. Впрочем, взыскивать долги через суд при этом никто не спешит: «Есть негласный пакт: с одной стороны, «Первый» старается со всеми договориться, обещает, что деньги будут. С другой стороны, рынок маленький, смысла портить отношения нет», - говорит один из собеседников «Медузы».
Любопытно, что и здесь не обошлось без упоминаний Украины: говорят, российских подрядчиков очень нервирует конкуренция с нашими производителями контента. Да-да, вы все правильно поняли: несмотря на то, что нас почти ежедневно «полощут» в местных новостях, все федеральные каналы РФ, в том числе и «Первый», продолжают закупать украинские сериалы просто потому, что они дешевле.
Не долгами едиными
Параллельно с ростом долгов «Первый канал» настигла другая беда - его рейтинги падают с того же 2014 года:
Вот так это выглядит на графике, впрочем, о каких аудиториях идет речь, журналисты «Медузы» не уточняют
Говорят, это тоже косвенно связано с Украиной. Во-первых, по словам источников, сам Эрнст не любит и не умеет играть «в пропаганду», а во-вторых, эту нишу на российском ТВ давно и успешно занимает ВГТРК («Россия 1», «Россия 24» и остальные).
Даже новостная программа «Первого» пользуется все меньшей популярностью
Также источники утверждают, что отношения Эрнста с Кремлем оставляют желать лучшего: он в общении с представителями администрации президента не выбирает выражений, а она в ответ выделяет вещателю все меньше денег. Например, с начала 2000-х канал получал от государства поддержку всего трижды: 3,5 млрд рублей в 2015-м, 3 млрд в 2017-м и 2,5 млрд в 2019-м. Для сравнения, ВГТРК только за последние три года получал из бюджета по 25-26 млрд рублей ежегодно (но тратит их на все вещатели холдинга).
К тому же, «Первый» теряет преимущество в покрытии: с переходом страны на цифровое вещание десять развлекательных каналов начали вещать по всей территории России - даже там, где раньше были только «Первый» и ВГТРК. Войну за интернет Эрнст и Ко также проиграли. Точнее, проспали: инвестировать в интернет-направление канал начал с 2012-2013-го, когда тот же «Газпром-медиа» (объединяет телеканалы НТВ, ТНТ, ТВ-3 и «Пятница») уже пять лет владел видеохостингом Rutube и платным видеосервисом Now.ru. В 2019 году общие траты на рекламу в интернете впервые опередили траты на ТВ-рекламу в России, и доходы от последней продолжают понемногу сокращаться.
Что будет дальше?
Все вышеперечисленное привело к тому, что сегодня «Первый канал», а с ним и Константин Эрнст, находятся в подвешенном состоянии. Близкий к Кремлю собеседник «Медузы» и вовсе считает, что в ближайшее время вопрос о том, нужен ли РФ второй общенациональный канал с большим объемом информационного и общественно-политического вещания, поставят ребром. Если ответ будет положительным, то «Первому» придумают новую схему финансирования, а если нет - его могут либо объединить в один холдинг с ВГТРК, либо обанкротить. «Государство же как считает? Денег не даем, а новости «Первый канал» показывает. Значит, эффективно работаем. Эрнст же последние два года находится в прострации из-за долгов. Но все еще старается всем улыбаться и пытается договориться, - говорит знакомый Константина Эрнста. - Вот если бы он в какой-то момент «Лебединое озеро» в прайм-тайм включил, может, дело пошло бы быстрее».
От себя добавлю, что вряд ли каналу идут на пользу и заявления Эрнста о фейках в эфире. С другой стороны, его тоже можно понять: такие истории и подкосили вещатель, и Константину Львовичу, который всегда был творческой, а не пропагандистской единицей, за них должно быть мучительно больно.