«Уже сейчас бокс-офис показывает, что мы побьем показатели 2021 года: в 2021-м общая касса фильмов в украинских кинотеатрах была 1 млрд 750 млн грн, а по состоянию на октябрь 2023-го – 1 млрд 600 млн грн. Доля украинского кино в общем бокс-офисе за первое полугодие 2023 года составляет 22,8%», – такой обнадеживающей статистикой модератор Артем Вакалюк, руководитель отдела аналитики Media Resources Management, открыл панельную дискуссию «Кинопрокат в Украине: рекорд и кризис национальных релизов, достижения и вызовы времен полномасштабной войны», состоявшуюся в рамках Kyiv Media Week 2023. Впрочем, простыми последние полтора года для украинского кинопрокатного сектора отнюдь не были, а будущее, учитывая проблемы с производством новых лент и продолжение войны, неопределенно. Каким оно будет и что должна сделать индустрия уже сегодня, обсудили соучредитель FILM.UA Group Сергей Созановский, СЕО сети кинотеатров «Планета Кіно» Наталья Байдан и директор ООО «Кіноман» и кинотеатра «Жовтень» Юлия Антипова.
Возобновление после 24 февраля
По словам Юлии Антиповой, кинотеатр «Жовтень» возобновил работу в мае 2022 года, в условиях кризиса релизов прибегнув к ретроспективным показам. Например, ленту Сергея Параджанова «Тіні забутих предків» за три недели проката посмотрело почти 3 тысячи зрителей (для сравнения у «Бэтмена» было 560 зрителей).
Наталья Байдан отметила, что «Планета Кіно» возобновляла работу постепенно: первыми открылись кинотеатры сети во Львове, последним – в Харькове, уже в начале 2023-го. Говоря о выдающихся релизах этого периода, спикер поблагодарила FILM.UA за возможность работать с анимацией «Мавка. Лісова пісня»: «Она нас спасла», – подчеркнула СЕО «Планети Кіно». Из международных релизов кинотеатрам сети очень помог «Аватар: Путь воды». Еще одно текущее наблюдение Байдан: несмотря на страшные события, которые прямо сейчас происходят в Украине, «Планета Кіно» успешно работает с хоррорами и спрос на них не угасает.
Со своей стороны, Сергей Созановский отметил, что не только «Мавка» помогла украинскому кинотеатральному прокату: это и «Довбуш», собравший более 55 млн грн (прокат продолжается), и «Люскембург-Люксембург» с кассой 35 млн грн, и «Памфір» – 11 млн грн, и «Щедрик» – 10 млн грн.
Что же касается FILM.UA, то первым направлением бизнес-деятельности, возобновленным компанией, был дубляж. Студии удалось убедить мейджоров, что все протоколы безопасности соблюдены и мейджорское кино начало работать. Далее киностудия сделала из сериала «Скажені сусіди», который готовился к премьере весной 2022-го, но не успел выйти к зрителям, полнометражную версию и выпустила ее в прокат. «И хотя показатели были смешные, даже этот фильм собрал больше, чем некоторые отечественные «блокбастеры», – подытожил Созановский. А главное, эксперимент был успешным: он продемонстрировал, что украинское кино может работать в кинотеатрах даже во время большой войны, после чего другие национальные ленты начали смелее выходить в прокат.
Конечно, если бы не ограничения военного времени (например, комендантский час, из-за которого отменены сеансы в 23:30), украинские ленты могли бы собрать еще больше. В целом же, по прогнозам Сергея Созановского, бокс-офис национального кино в этом году пересечет рубеж 300 млн грн.
Артем Вакалюк привел еще несколько цифр, свидетельствующих об успехах украинского кино. Вышеупомянутая «Мавка» установила рекорд как самая успешная лента в национальном прокате (155 млн грн кассовых сборов), а также фильм, прокат которого длился рекордные 30 с лишним недель (Наталья Байдан отметила, что «Планета Кіно» до сих пор показывает ленту в своих кинотеатрах). А «Довбуш», релиз которого состоялся 24 августа, уже на третьем месте по объему кассовых сборов за всю историю отечественного проката.
По состоянию на конец сентября доля украинского кино в прокате достигала более 17%. Для примера: в 2022-м (с учетом данных до 24 февраля) этот показатель был на уровне 6,5%. А в 2021 году доля украинских лент в прокате составила 3,2%.
Промо как основной фактор успеха
Очевидно, что такие цифры возможны только в синергии производителей, дистрибуторов и кинотеатров. Поэтому Артем Вакалюк спросил, как приведенные результаты влияют на заинтересованность кинотеатров в отечественных картинах.
Юлия Антипова отметила, что «Жовтень» старается уделять достаточно внимания украинским фильмам и предоставляет им большие залы для показов. А зритель уже сам решает, что ему смотреть. «Украинские ленты составляют 18% репертуара кинотеатра «Жовтень», а по сборам украинское кино дает 30% от всего объема», – сообщила директор.
Наталья Байдан, со своей стороны, подчеркнула, что «Планета Кіно» старается приучить зрителя к мнению, что украинские проекты – это круто. А когда случаются финансовые провалы картин – это не только вина кинотеатров, давших мало залов для показа. «Очень большую роль играет правильное промотирование фильма, – обратилась СЕО «Планети Кіно» к продюсерам. – По статистике, человек посещает кинотеатр раз в три месяца. Поэтому, если вы хотите, чтобы о вашем фильме узнали зрители, нужно заниматься его промоушеном за три-четыре месяца до старта проката. Тогда есть шанс показать как можно более широкому кругу зрителей ваш трейлер, дополнительную информацию».
Иногда в пользу лент работает сарафанное радио, как было с картиной «Щедрик». Но это скорее исключение из правил, поэтому лучше, чтобы промотирование фильмов проходило правильно. Байдан добавила, что можно заранее определить интерес зрителя к тем или иным лентам. Например, если на показ ленты в четверг зал заполнен на 60%, то в выходные будут все 90%. Если же на показе в четверг 0% посетителей, то в выходные можно ожидать 15–20% максимум. Очевидно, что больше сеансов предоставляется тем картинам, на которые ходит больше зрителей.
В качестве примера неудачного маркетинга Байдан привела документальный фильм «Вовк. Страху нема», недавно вышедший в кино. О нем почти не было информации в публичном пространстве, в результате неделю показов кинотеатры отработали почти в ноль. Продюсеры очень просили продлить прокат еще хотя бы на неделю: Байдан согласилась, но ситуацию с бокс-офисом это особо не изменило.
В ответ Сергей Созановский подчеркнул, что у кинотеатров все же есть возможности помогать производителям с промо. «Когда выходила «Мавка», параллельно в прокате стартовала спортивная драма «Крид». Тогда количество сеансов было равнозначно. Когда «Мавка» начала нокаутировать «Крида», количество сеансов увеличилось. Но априори первую позицию давали «Криду». Такая же ситуация была с «Довбушем»: параллельно в прокат выходил «Синий Жук», и он был на первой позиции, а не «Довбуш». Также соучредитель FILM.UA отметил, что у кинотеатров есть возможность рекламировать украинские ленты на своих панелях, на кассах, в приложениях. Поэтому рецепт успеха прост: плодотворное сотрудничество и немного больше внимания национальному кино.
Боли украинских кинотеатров
К сожалению, для плодотворной работы украинских кинотеатров только успешных релизов недостаточно. Затронув тему условий, зависящих от государства, Артем Вакалюк напомнил о законе об инклюзивности, по которому нужно добавлять субтитры для зрителей с нарушениями слуха и аудиодорожки для людей с нарушениями зрения, а за неадаптированные фильмы – платить НДС.
«НДС очень подкашивает сейчас, – призналась Юлия Антипова. – Что касается приложений для адаптированных фильмов – нам нужно время, нужно научить людей, как этим пользоваться. По статистике, пока что только 16 лент были адаптированы».
Наталья Байдан поддержала коллегу в том, что уплата НДС требует больших средств. Но в этом направлении есть положительные перемены. Независимые дистрибуторы уже начали предоставлять кинотеатрам проекты в адаптированных форматах. Одна из самых крупных дистрибуционных компаний – B&H – также готова предоставлять свои фильмы в этих форматах. С октября кинотеатры «Планети Кіно» начали адаптировать голливудские проекты для показов людям с особенностями слуха и зрения.
Сергей Созановский считает, что адаптация лент – работа государства и перекладывать это в сложные времена на плечи кинотеатров неуместно. «У меня была встреча с президентом по вопросу НДС. Но как-то оно где-то забылось. В общем, я считаю, что зарубежное кино должно облагаться НДС, а национальное – нет», – сказал соучредитель FILM.UA.
Будущее украинского кинопроката
После разговоров о настоящем дискуссия перешла к планированию будущего. В этом году в прокат в большинстве своем выходят картины, снятые до 24 февраля 2022-го, на следующий год у производителей еще есть запасы, а вот что будет дальше с украинским кинопрокатом – сказать сложно.
«В прошлом году мы показали 70 украинских фильмов (совмещали ретроспективы и новое кино). В этом году, по состоянию на сегодняшний день – 50 лент. И это мы уже ощущаем сбой. Понимаем, что дальше будет очень много документалистики», – поделилась Юлия Антипова, добавив, что в этом году кинотеатр «Жовтень» провел фестиваль «Нова генерація», чтобы поддержать молодых украинских режиссеров.
«Мы надеемся, что украинское кино будет в кинотеатрах. Мы наконец обратили внимание нашего зрителя на национальные проекты. Наш зритель наконец начал это ценить», – отметила Наталья Байдан. Она соглашается, что в будущем документалистики в прокате будет гораздо больше, и это не плохо. Например, лента «20 днів в Маріуполі» до сих пор работает. И несмотря на то, что фильм крайне тяжелый, он держит зрителя и приводит его в кинотеатры.
Когда разговор коснулся вопроса господдержки, Сергей Созановский подчеркнул, что в 2024-м определенное финансирование на кино государство все же выделит (сейчас в проекте бюджета-2024 заложено в шесть раз больше по сравнению с 2023-м – 618,3 млн грн. – MBR). Но даже если бы этого не было, отечественные ленты все равно будут сниматься. «Украинское кино есть и будет. Кто хочет, тот найдет деньги. Кроме того, отбор проектов на национальное финансирование должен измениться. Потому что так обращаться с деньгами невозможно. Нужно работать», – резюмировал Сергей Леонидович.
В заключение соучредитель FILM.UA спрогнозировал, что в следующем году украинский бокс-офис, по-видимому, не будет иметь 300 млн грн: «Но 100 млн грн точно будет».