«Сложилось так, что большинство копродукционных проектов, производимых во время полномасштабной войны – все же о войне. Потому что ситуация, согласимся, нестандартная: страна Европы, 21 век – а к нам танками едут и пехота идет. И всем, конечно, интересно: кто вы такие, украинцы? Что вообще происходит? Поэтому сейчас мы пробиваем себе этот копродакшен-путь, извините, на танке военных проектов. Но если мы хотим смотреть в будущее (а время, когда мы с этого танка слезем, обязательно придет), нам следует понять, что для копродукции недостаточно ввести в сюжет героя-иностранца или снять зарубежных актеров. В первую очередь, ты должен очень четко понимать, почему этот проект будут смотреть в стране твоих копродюсеров», – говорит СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
Ярмощук, а также руководитель департамента управления контентом 1+1 media Иван Букреев, руководитель копродакшен-отдела Starlight Media Варвара Бойко-Павлик и генпродюсер Pronto Film Максим Асадчий стали спикерами панельной дискуссии KMW 2023 «Путь к синергии Украины и Европы: успешные кейсы, развитие совместного производства и дистрибуции контента». Ключевые тезисы этой беседы при модерации руководителя KMW, директора компании Media Resources Management Катерині Удут – в нашем материале в рамках спецпроекта Kyїv Media Week 2023.
Модератор начала с вопроса о том, как за более чем полтора года после начала полномасштабной войны изменились стратегии и подходы участников дискуссии к копродукционным проектам. Первой отвечала Виктория Ярмощук, которая в первую очередь отметила, что для FILM.UA Group – крупной деверсифицированной группы компаний, занимающейся всеми аспектами девелопмента, производства и дистрибуции контента, – международное сотрудничество всегда было одним из приоритетов: «Когда началась полномасштабная война, и мы некоторое время не могли производить, на международный рынок работали наши сервисы: VFX, постпродакшен». Виктория акцентировала: для компании было очень ценно и даже неожиданно, что международные партнеры в этот сложный период не только не отвернулись, но стали давать больше заказов.
«Они поверили, что мы будем выполнять свои обязательства – и не ошиблись», – сказала Ярмощук. СЕО FILM.UA Group рассказала, что с начала полномасштабной войны ни одно из подразделений группы не было закрыто, а некоторые направления даже существенно развились. В частности, речь идет о бродкастинге, который получил новые возможности из-за запрета российских телеканалов во многих европейских странах. Также Ярмощук вспомнила о беспрецедентном индустриальном единении – когда с начала полномасштабной войны FILM.UA Group, Starlight Media, 1+1 media и тогда еще «Медиа Группа Украина» – выступали единой командой на многочисленных международных ивентах, доказывая миру, что украинская индустрия есть, что она, несмотря ни на что, готова и может работать.
«Производство развивается, – подчеркнула Виктория. – Эта война дала нам шанс, которого не было раньше. Я бы никогда и ни за что не пожелала получить этот шанс такой ценой, но… За эти более полутора лет весь мир точно понял, что такое Украина. А также – что такое украинский контент, насколько высок у нас уровень производства и креатива. Так что нам нужно делать? У нас сейчас есть все механизмы, все инструменты, чтобы стать полноценными партнерами для мира».
Далее слово взял Иван Букреев, который в первую очередь вспомнил, что за подотчетный период ему лично пришлось пройти незаурядный карьерный опыт: «За последние полтора года я закрыл два канала – те, которые 12 лет назад запускал, – и вернулся в «1+1 » (с 2007 года Иван Букреев был руководителем отдела стратегических закупок прав на форматы программ и прав в интернете телеканала «1+1». Затем, с 2012-го по 2022-й, возглавлял Департамент развития новых телеканалов «Медиа Группы Украина» и параллельно был директором «НЛО TV» и «Индиго TV», а после закрытия МГУ в мае этого года возглавил новосозданный департамент управления контентом 1+1 media. – MBR).
Говоря о переосмыслении подходов медиагруппы к производству контента и поиску источников монетизации, Иван отметил: если раньше каналы больше полагались на традиционные механизмы – спонсорство, рекламу, дистрибуцию каналов – то сейчас все более актуальным становится поиск грантов и партнерств: как за рубежом, так и внутри страны.
Следующей высказалась Варвара Бойко-Павлик, рассказавшая, что хотя на момент начала полномасштабного вторжения в Starlight Media уже были существенные наработки как в международных продажах, так и в копродакшене, «вектор, конечно, нужно было корректировать, поскольку изменилась конъюнктура рынка, уровень и возможность привлечения инвестиций, значительно усложнились производственные процессы, а часть высококвалифицированного персонала была потеряна».
Варвара обратила внимание на еще одну проблему: «Когда мы начали смотреть на идеи, которые разрабатывали еще до начала полномасштабной войны, то поняли, что часть из них надо отложить, а часть – обновлять. И еще один момент: в каком временном пространстве размещать сеттинг? То есть игнорировать войну, конечно, невозможно. Говорить о будущем? Сложно – оно неопределенно, неизвестно. Прошлое? Оно постепенно становится все менее актуальным. Поэтому сейчас важно смотреть на все идеи именно сквозь эту призму».
Далее слово взял Максим Асадчий, рассказавший о текущих изменениях в контексте кинопроизводства. В первую очередь он остановился на моменте отсутствия финансирования от Госкино как ключевом факторе, тормозящем сейчас копродакшен в кино. «В течение последних полутора лет мы ездили, общались с партнерами, но разговоры заканчивались на том, что пока все стороны проекта не смогут предоставить средства, ни о какой копродуции говорить нельзя. Да, сейчас можно найти финансирование на девелопмент, написание сценария, разработку и т. д. И мы так работали над несколькими проектами. Но когда речь идет о производстве… Вот сейчас появилась надежда, что в следующем году откроется финансирование. Если да, то украинские кинопродюсеры смогут начинать практические переговоры со своими партнерами, начинать думать о реальном продакшене».
Максим также отметил, что сервис-услуги, которые в последнее время предоставляла зарубежным партнерам студия Pronto Film, конечно, были на документальных проектах, поскольку «никто не поедет в страну, где идет война, и ни одна страховая компания не застрахует в таких условиях производство фильма» . Впрочем, есть и исключения. Так, Асадчий рассказал, что прямо сейчас считает бюджет для французской компании, которая хочет снимать в Украине игровую ленту. «Это роуд-муви по Европе, и часть событий происходит в Украине – потому и снимать они хотят в Украине. Они уже были здесь, смотрели локации. Да, сначала боялись, но потом привыкли. Они были в Западной Украине: Львов, Дрогобыч. В общем, поехали домой очень довольные: сказали – давайте считать, давайте делать, давайте работать!» – поделился продюсер.
Следующим был вопрос об изменении производственных и маркетинг-стратегий в контексте приоритетности копродукции, а также о том, какие страны и территории участники дискуссии считают наиболее приоритетными для копродакшена.
Начала Варвара Бойко-Павлик, которая подчеркнула, что нужно отталкиваться от идеи: разные идеи могут быть интересны разным территориям, поэтому можно «искать партнеров по всему миру без ограничений». Руководитель копродакшен-отдела Starlight Media рассказала, что в настоящее время у компании есть активные партнеры в странах Восточной, Западной Европы, странах Балтии, Скандинавии и на Балканах.
«В целом, копродукция – это об обмене: опытом, тенденциями, подходами, идеями. И когда мы говорим о производственных стратегиях, то это скорее именно о формировании качественных партнерских отношений. И именно партнерство – как внешнее, так и внутреннее – является одной из основных ценностей нашей компании», – подчеркнула Варвара.
В качестве примера успешного международного партнерства времен полномасштабной войны Бойко-Павлик привела проект «Перевізниця» (In Her Car) – десятисерийный драматический сериал об украинском психологе Лидии (Анастасия Карпенко), которая с началом вторжения становится перевозчицей, помогающей людям эвакуироваться, а каждая поездка превращается в своеобразный сеанс психотерапии в авто. Этот проект хорошо иллюстрирует тезис Варвары о том, что «иностранные зрители и партнеры готовы смотреть проекты об Украине, украинцах, но уже не сквозь призму новостной ленты, а скорее чтоб узнавать о наших ощущениях, нашем опыте, впечатлениях».
Кадр из сериала «Перевізниця»
Первым иностранным партнером стала французская компания Gaumont, и в проекте задействованы уже шесть европейских вещателей, ведутся переговоры с другими территориями, а партнером по дистрибуции выступает немецкая компания Beta Film. «Это первый украинский европейский копродукционный игровой сериал, – подчеркнула Варвара. – Мы работаем над ним с большим количеством высококвалифицированных европейских партнеров, и это дает нам возможность познакомиться с их стандартами работы, во многом отличающимися от тех, по которым мы привыкли работать. Для нас это очень ценный опыт».
В качестве показательного маркетинг-кейса Бойко-Павлик привела трейлер документального проекта об украинских военных фотографах Pictures From War, который Starlight Doc сейчас производит совместно с американскими партнерами, компанией Happy Accidents. Этот трейлер, сделанный in-house, маркетинговым и креативным агентством Starlight Creative, стал победителем Promax awards Europe в номинации Documentary Spot, и теперь авторитет этой премии помогает проекту искать новые международные партнерства (просмотреть трейлер на сайте Promax можно по этой ссылке).
Тему продолжила Виктория Ярмощук, акцентировавшая: для удачных партнерств нужно понимать, что важно для партнеров, а также – чтобы партнеры вообще знали о вас и ваших возможностях. Важность коммуникации с международным рынком Виктория подчеркнула на конкретных кейсах: «В прошлом году FILM.UA сняла проект вместе с польской компанией: полный метр, польские актеры. Польская команда была в Украине – проехали аж до Харькова. И сейчас, когда они рассказывают коллегам о своем опыте, у тех понемногу появляется уверенность».
Также Ярмощук поднял вопрос бюджетов: «До полномасштабной войны мы все, конечно, «замахивались» на копродукционные проекты с большими бюджетами. И имели для этого основания, поскольку могли принести существенную долю с украинской территории. Сейчас, во-первых, это изменилось, а во-вторых – изменился рынок в целом». Впрочем, СЕО FILM.UA подчеркнула, что на фоне общемирового сниження затрат на производство контента, именно в Восточной Европе, в отличие от подавляющего большинства других территорий, рынок все же несколько растет. «Но бюджеты Восточной Европы отличаются от бюджетов Западной, – подчеркнула Ярмощук. – И мы как часть Восточной Европы должны предлагать проект с соответствующими запросами: не по полмиллиона долларов за эпизод, если речь идет о сериалах, не по 300 тысяч, а все же меньше».
В качестве взвешенного подхода к бюджетам СЕО FILM.UA привела пример сериала «Перші дні» (Those Who Stayed), снятого в этом году FILM.UA в копродукции с Red Arrow Studios International (Германия) и тремя общественными бродкастерами из Норвегии (NRK), Швеции (SVT) и Финляндии (YLE). 1 ноября на Netflix состоится мировая премьера этого проекта о киевлянах, оставшихся в столице в феврале – марте 2022 года. И это первый раз, когда мировая премьера украинского проекта состоится именно на Netflix на 18 европейских стран одновременно.
«Этот сериал для международного рынка мы сняли за очень небольшие деньги. И наши международные партнеры удивлены тем, что мы действительно можем снимать такое качество за такие деньги в Украине», – сказала Ярмощук
Продолжая тему денег Виктория напомнила, что для копродукции, как и любого партнерства, важна выгода для всех задействованных сторон. «Одна из стратегических задач нашего рынка – монетизация восточноевропейских проектов на территории Украины», – пояснила она. И привела пример польского фильма «Хто ти, Філіпе?», который взяла на реализацию компания FILM.UA Distribution. «Сначала он прошел в кинотеатрах, сейчас мы продали его на MEGOGO, и польский партнер уже получил от нас определенные деньги. И это – задел для дальнейшей работы», – рассказала Виктория.
Иван Букреев согласился с коллегами, что география проекта зависит прежде всего от собственно самого проекта. Но отметил: когда речь идет об игровых сериалах, то логичнее кажется сотрудничество со странами-соседями, впрочем – не все так просто. Иван рассказал: «Помню, как недавно в Будапешті коллеги из Восточной Европы шутили, что им проще делать партнерство с Западной Европой, чем с соседями. Но никто так и не смог четко сказать почему. Кто-то говорил, что мы слишком близки друг другу…». Мысль продолжила Виктория Ярмощук: «Близки и далеки одновременно». Букреев с этим согласился, а модератор Екатерина Удут заметила, что давно уже никто не поднимает тему восточноевропейского контент-альянса вроде скандинавского Nordic12. Ярмощук резюмировала коротко и ясно: «Займемся».
Далее модератор подняла вопрос тематического баланса в копродукционных проектах: как сделать их интересными нескольким аудиториям одновременно? И как этот аспект влияет на девелопмент?
«Очень зависит от жанра, – ответил Иван Букрееев. – Если речь идет о документальных фильмах, то история может совершенно не меняться – и быть одинаково интересной как нашему зрителю, так и европейскому или вообще мировому. Но когда говорим об игровых проектах, конечно, нужно уже учитывать, чем именно мы «цепляем» потенциального партнера. Для копродукции это должен быть не просто герой-иностранец, а именно история. Что касается жанров: это может быть и комедия, но с ней тяжелее, поскольку юмор не очень хорошо путешествует. Легче с драмами. И да, на этапе девелопмента мы уже разграничиваем истории: те, которые потенциально могут быть под партнерство, и те, что сугубо для задач на локальном рынке».
Ярмощук в этом контексте вернулась к вышеупомянутым сложностям в работе со странами-соседями: «Еще недавно мы думали – о, сейчас как начнем делать проекты с Польшей! Действительно, нас многое объединяет, в частности, общий враг. Но у нас – своя жизнь, а у них – своя. Так что если ты хочешь делать проект не о войне, то должен понимать, кто и почему его будет смотреть. Поэтому на практике чаще получается, что ты разграничиваешь проекты для локального и международного рынка. И когда речь идет о международном проекте – пути его создания проходишь вместе с партнером еще с написания сценария».
В свою очередь Варвара Бойко-Павлик рассказала о переходе бизнес-модели Starlight Media от эфироцентричности к контентоцентричности: «Мы с начала работы над проектом рассматриваем потенциальные модели партнерства, дистрибуции, монетизации. Конкретно оценка возможной дистрибуции является принципиальной частью при запуске проекта, при начале финансирования. А сейчас, путешествуя по миру, наши криэйторы постоянно получают новый разноплановый опыт – и имплементируют его в свои продукты. И мы видим, что идеи, актуальные нашему зрителю, в целом находят отклик во всем мире».
Говоря об интересе к локальному украинскому продукту в мире, конечно, нельзя обойти вниманием кинопрокатные кейсы этого года – в частности, фильма «Довбуш» и анимации «Мавка. Лісова пісня». Продюсер «Довбуша» Максим Асадчий рассказал, что сейчас идет полноценный прокат ленты в Чехии, Словакии и Литве.
Также проходят точечные показы в Канаде, США, Израиле, а еще фильм присутствует в сетевых кинотеатрах Германии и Австрии (в этих двух странах показы преимущественно рассчитаны на украинскую аудиторию, но по статистике, 20% зрителей – не украинцы). «Это не очень легко – именно с моим фильмом выходить на международный рынок, – признался Асадчий. – И было бы слишком сильно сказать, что у нас суперуспех за пределами Украины. Но мы продолжаем работать».
Далее Виктория Ярмощук рассказала про «Мавку», назвав ее «проектом-ледоколом», ведь «международный успех этого фильма трудно переоценить – настолько это важно для всего украинского рынка в целом». Напомним, что подробно о международном прокате анимации «Мавка. Лісова пісня» с цифрами бокс-офиса разных стран и обзором локальных рецензий можна прочесть по этой ссылке.
«Еще несколько месяцев – и фильм завершит свой международный прокат. Я пока не буду объявлять общий бокс-офис, но уже сейчас это впечатляющая сумма в миллионах долларов, – рассказала СЕО FILM.UA. – Для многих наших международных дистрибуторов «Мавка» возродила веру в независимую анимацию и сильно подняла рейтинг и доверие к украинскому кино. И теперь, когда мы предлагаем другие украинские фильмы для проката, нам доверяют больше, потому что знают: мы не будем предлагать то, что не соберет кассу. Мы идем по коммерческому пути и доказываем, что украинское кино – это прямая возможность заработать». Ярмощук подчеркнула, что, конечно, «Мавка» – это уникальный кейс, анимационный, с очень широкой аудиторией. Но проект прокладывает путь для других – с меньшей аудиторией. «Сейчас за границей очень много украинцев, это значительная аудитория и уникальная возможность, – отметила Виктория. – На многих территориях мы убеждали дистрибуторов показывать «Мавку» не только на локальном языке, но и на украинском. В некоторых государствах, например Германии и Польше, бокс-офисы именно украиноязычной версии достигали значительных сумм. И поскольку дистрибуторы почувствовали деньги, теперь охотнее берут украинские фильмы».
Также СЕО FILM.UA рассказала, что в настоящее время компания оказывает маркетинговую поддержку по продвижению украинских лент за рубежом: «После «Мавки» в ту же Германию полетели еще три украинских фильма, и у нас заказали услуги их маркетинговой поддержки, направленной на украинские сообщества. Поэтому повторюсь, шансов продвигать украинский контент за границей у нас сейчас гораздо больше, чем было раньше».
В конце дискуссии модератор попросила участников пофантазировать, какой копродукционный проект им больше всего хотелось бы воплотить в следующем году – при отсутствии каких-либо ограничений бюджета и т. д. Но полет фантазии все же превратился в конкретные амбициозные планы.
Варвара Бойко-Павлик ранее в рамках дискуссии уже рассказала о новом копродукционном форматном проекте, который «Новый канал» снимает в Нидерландах вместе с голландской командой в партнерстве с глобальным игроком на рынке форматов, компанией Talpa Studios (Варвара не указала название проекта, но очевидно, речь идет о шоу «Поле» (The Floor), которое украинские зрители должны увидеть весной 2024-го. Это квиз-формат, в котором 100 игроков соревнуются в квиз-дуэлях на гигантском светодиодном полу, разделенном на 100 квадратов. Сотня участников специальной украинской версии «Поля» – это спасавшиеся от войны украинцы, которые сейчас преимущественно живут в Нидерландах. – MBR). Также в планах Starlight Media реализовать игровой драматический проект Undercover Gladiator, разрабатываемый в копродукции с хорватским партнером, компанией Drugi Plan, и ряд документальных проектов, которые должны анонсировать в ближайшее время.
Максим Асадчий рассказал, что сейчас разрабатывает несколько проектов – и именно их хотел бы реализовать: это фильм о Владимире Ивасюке, лента о полномасштабной войне, а также давний проект на тему Голодомора. «Все эти проекты – украинские, хотя «Івасюк» может быть в партнерстве с поляками», – сказал продюсер.
Иван Букреев отметил, что хочется сделать много новых проектов, но прежде всего – продолжить сотрудничество с польским общественным медиахолдингом TVP над проектом «Голос країни» (подробно о шоу, которое снимается в Варшаве, а кроме эфира на «1+1 Украина» показывается на польском ТВ, можно прочитать по ссылке). Также в планах – продолжить сотрудничество с FILM.UA по производству сериалов.
Ну, а Виктория Ярмощук призналась, что в следующем году очень хотелось бы реализовать копродукционный проект с Польшей, поскольку «это стратегически важно – сближать наши рынки в плане контента. Когда это произойдет, то станет сотрудничеством двух сильных рынков и действительно даст толчок для восточноевропейских альянсов, о которых мы говорим». Также она вспомнила о еще одном стратегическом партнере Украины – Канаде. «Это одна из немногих стран за пределами Европы, с которой у нас есть большой потенциал для копродукции: из-за самой большой в мире украинской диаспоры, из-за политических, культурных связей. Поэтому мы работаем в этом направлении, и сейчас уже есть несколько проектов в разработке», – резюмировала Ярмощук.