Почти восемь лет назад Украина присоединилась к программе Европейского Союза «Креативная Европа» (Creative Europe), направленной на развитие культурных инициатив и креативной индустрии в странах Европы, в частности на создание аудиовизуального контента. Но все эти годы сотрудничество развивалось неспешно: с одной стороны, процесс сильно тормозило устаревшее медийное законодательство (из-за чего, например, Украине не было доступно большинство направлений подпрограммы «Медиа»), а с другой, производители всегда могли опереться на более очевидные формы поддержки, например государственную. С началом полномасштабной войны привычные источники финансирования стали преимущестенно недоступны, и украинская AV-индустрия хватается за любую возможность продолжить свою работу. Неудивительно, что теперь в фокусе ее куда более пристального внимания оказалась и «Креативная Европа».
Во время Индустриальной секции 14-го Одесского международного кинофестиваля состоялся ряд встреч, на которых, собственно, презентовались все возможности «Креативной Европы», на сегодня доступные украинским кинопроизводителям. Сразу отметим главное: скоро Украина наконец сможет принимать полноценное участие в подпрограмме «Медиа» – главной, финансирующей аудиовизуальную индустрию. «Мы приняли закон «О медиа» в декабре прошлого года. После этого был также принят закон о рекламе, – констатировал заместитель врио министра культуры Тарас Шевченко. – С июня Украина выполнила свои обязательства перед партнерами, и мы официально подали заявку в «Креативную Европу» с просьбой включить страну в программу на 100%. После этого европейцы должны еще раз провести экспертизу и открыть Украине участие во всех конкурсах Европейского Союза в «Креативной Европе», в части «Медиа», – обнадежил чиновник.
А теперь – более предметно о программе и ее возможностях, как говорится, из первых рук: от представителя украинского офиса «Креативной Европы» Николая Ульянова.
Что такое «Креативная Европа»
«Креативная Европа» – это крупнейшая программа Европейского Союза, работающая в сорока странах (весь ЕС, а также страны свободной экономической зоны, Украина, Тунис; недавно к списку присоединилась Армения). Бюджет «Креативной Европы» на период с 2021 по 2027 год составляет 2,4 млрд евро, предыдущей семилетки (2014–2021 гг.) составлял 1,46 млрд евро: это свидетельствует о заинтересованности Еврокомиссии в дальнейшем развитии программы. Главными целями «Креативной Европы» являются защита, развитие и распространение европейского разнообразия, усиление конкурентоспособности и экономического потенциала культурного, креативного секторов. Основные приоритеты программы: инклюзивность, разнообразие, гендерный баланс и экологичность.
Структура «Креативной Европы»
Программа имеет три подпрограммы. Первая – «Культура», направленная на поддержку культурного и креативного сектора (без аудиовизуальной индустрии). 33% всего объема финансирования идут сюда. Вторая – «Медиа», самая большая: в нее входят весь аудиовизуальный сектор и кино, на что выделяется 58% финансирования. Третья – «Межсекторальное сотрудничество»: по большей части это конкурсы для независимых СМИ, журналистов и контент-мейкеров. Сюда направлено 9% финансирования.
Поскольку на подпрограмму «Медиа» выделяется самый большой бюджет, ее нюансам Николай Ульянов посвятил больше времени – расскажем подробнее и мы
Подпрограмма «Медиа»
Финальным продуктом подпрограммы может быть фестиваль, документальный, игровой фильм или анимация, но будущим аппликантам лучше ориентироваться на кластеры.
«Контент» – это поддержка аудиовизуального сектора в создании контента. Кластер включает следующие конкурсы: «Европейская совместная разработка», «Европейское развитие независимых продюсерских компаний», «О содействии производству европейского телевизионного и онлайн-сектора», «Разработка видеоигр и иммерсивного контента». Все они направлены на содействие производству европейского телевизионного и онлайн-сектора, усиление независимости производителей контента от вещателей и цифровых платформ и рост конкурентоспособности европейского сектора видеоигр.
Кластер «Бизнес» занимается поддержкой талантов и сотрудничества в аудиовизуальном секторе. Также он направлен на поддержку учебных курсов или программ наставничества (оффлайн и онлайн). В этом кластере также есть конкурс «Дистрибуции европейских фильмов», в котором должны быть заинтересованы украинские дистрибуторы: он направлен на повышение финансирования промотирования европейских фильмов и других аудиовизуальных произведений за пределами их стран.
В целом программа «Креативная Европа» стремится помогать как можно большему количеству заявителей, поэтому приоритет во всех конкурсах будет предоставляться фильмам с небольшим бюджетом. То же касается и конкурсов по дистрибуции: если у фильма большой бюджет, то автоматически предполагается, что у него достаточно ресурса для дистрибуции.
Кластер «Увеличение аудитории на разных платформах»: входят конкурсы для сети европейских кинотеатров (к ней, кстати, относится киевский кинотеатр «Жовтень»). Еще один тайтл из этого кластера, знакомый украинцам, – «Европейские кинофестивали». Конкурс проходит раз в два года: в этом году бюджет составлял 10 млн евро, а на один грант выделялась сумма от 19 тыс. до 105 тыс. евро. Напомним, ОМКФ уже в третий раз стал грантером именно этого конкурса, а грантерами различных конкурсов «Креативной Европы» были КМКФ «Молодость», фильмы «Пофарбоване пташеня», «Земля блакитна, ніби апельсин», «Ольга», «Донбас», «Ціна правди» и т. д.
К сожалению, после 2021 года Еврокомиссия пересмотрела участие Украины в «Креативной Европе». И по состоянию на сегодня мы можем подаваться только на три конкурса подпрограммы «Медиа»: «Европейские кинофестивали», «Развитие аудитории и кинообразование», «Развитие талантов и навыков». Впрочем, заявление врио министра культуры Тараса Шевченко дает надежду, что скоро ситуация изменится.
Возвращаемся к презентации, в рамках которой выступил и представитель Украинского культурного фонда Дмитрий Решетченко. «Креативная Европа» в Украине является давним партнером УКФ. В свою очередь, УКФ также занимается развитием отечественной креативной индустрии: в 2023 году на финансирование культурно-художественных проектов Украинского культурного фонда выделено 152 миллиона грн. В настоящее время грантовый сезон уже завершен, но Дмитрий поделился основными ошибками грантозаявителей. Эти примеры могут быть полезны тем, кто планирует подаваться на финансирование УКФ в следующем году.
Итак, список основных советов:
– не откладывайте заполнение грантовой заявки на последний день;
– внимательно заполняйте все поля, поскольку заявки принимаются на электронной основе (без заполненных полей они не будут приняты);
– заявки должны быть заполнены на государственном языке (заполненные на языке страны-агрессора будут недопущены к рассмотрению);
– результатом каждой заявки должен быть продукт, ведь Министерство финансов хочет видеть результаты деятельности;
– УКФ не поддерживает проекты, имеющие целью получить прибыль от деятельности (этот пункт не касается кино);
– распространенной ошибкой является предоставление неполной выдержки из ЕГРПОУ;
– если подаетесь на индивидуальную стипендию, должны быть отсканированы не только первая и вторая страницы паспорта, но и все другие страницы, на которых есть отметки.
Еще один партнер «Креативной Европы» – Фонд «Изоляция», с начала полномасштабной войны поддержавший 80 культурных проектов. По словам представительницы Фонда Анастасии Розенберг, основная программа «Изоляции» – ZMINA 2.0, участники которой могут создать и представить в Украине и за рубежом работы на тему «Восстановление Украины». Цель программы – поддержать творцов и культурные организации.
Первая волна национальной программы ZMINA 2.0 закрывается 7 сентября, но скоро будут следующие – так что стоит знать, как все происходит. На грант могли податься деятели культурного сектора, а также организации. Большим плюсом будущих проектов была возможность продлить жизнь после окончания гранта. Общий бюджет конкурсов национальной программы составил 100 тыс. евро, на один проект выделяется максимум 10 тыс. евро.
Розенберг рассказала, что есть также и международная программа, общий бюджет которой составляет 600 тыс. евро (на один проект – до 60 тыс. евро). Подаваться на нее могут проекты, имеющие партнера из страны «Креативной Европы».
Напоследок – несколько советов от участников панельной дискуссии, также посвященной программе «Креативная Европа».
В дискусссии участвовали продюсер Анна Капустина (Albatros Communicos Film Production), генеральный директор ОМКФ Анна Мачух, врио министра культуры Тарас Шевченко и представитель «Креативной Европы» в Украине Николай Ульянов
Прежде всего Николай Ульянов подчеркнул, что открытие доступа Украине к конкурсам «Медиа» предоставит исключительные возможности для представителей аудиовизуального сектора и для анимации. «Программы подготовки будут. С вопросом, когда именно, сложнее, ведь европейская бюрократия – тоже бюрократия. Я бы не взялся прогнозировать, сколько времени это займет, но готовиться стоит заранее», – ответил Тарас Шевченко на вопрос «Когда же ждать допуска Украины ко всем конкурсам?».
Анна Мачух поделилась своим опытом сотрудничества с «Креативной Европой», отметив, что отчет для этой программы является одним из самых ясных и четких, а ОМКФ получит поддержку еще на два года вперед. Мачух добавила, что всем представителям креативной индустрии следует адаптироваться к европейским стандартам, даже если нам не все программы доступны. По ее мнению, представители индустрии, которые не смогут адаптироваться под условия европейского рынка, возможно, не смогут выжить.
Как гратнополучатель «Креативной Европы» Анна Капустина подтвердила слова Мачух, что отчитываться перед «Креативной Европой» очень просто: мол, этот фактор не должен волновать будущих грантозаявителей. «Когда ты знаешь, что сделал действительно ценный продукт, то в отчетности нет никаких сложностей», – добавила продюсер.
Вместо резюме Михаил Ульянов добавил, что в будущем, когда подпрограмма «Медиа» полноценно откроется для Украины, фильмы, которым будут оказывать поддержку, должны соответствовать определенным критериям. Как уже отмечалось, бюджеты лент не должны быть слишком высокими. Также проекты должны отвечать требованиям европейской этики. Еще один важный аспект – панъевропеизм: чем большему количеству европейских стран фильм будет интересен, тем лучше. Кроме того, очень важна копродукция с европейцами – это увеличит шансы на финансирование от ЕС.
Следить за новостями программы «Креативная Европа» в Украине можно здесь. И ждем хороших новостей от подпрограммы «Медиа».