В который раз убеждаюсь, что на Общественном работают люди, выполняющие свои обещания. Обещали пойти в игровой жанр – пошли в игровой жанр. Обещали снять сериал в жанре мокьюментари – сняли сериал в жанре мокьюментари. Правда, выход сериала «Карлос в Україні» Общественное анонсировало на октябрь, а на презентацию «Карлоса» меня пригласили только на прошлой неделе. Но я все равно обрадовалась: все-таки не каждый день Общественное Вещание презентует свои игровые сериалы. Да что там – на моей памяти, а память у меня отличная, такое событие происходило чуть ли не впервые (веб-сериал 2015 года 5baksiv.net, пожалуй, все же не считается). Так что проигнорировать ее я просто не могла и в назначенный день отправилась в кинотеатр «Оскар», где организовали презентацию «Карлоса в Україні».
Разумеется, на фоне баннера уже активно проходили фотосессии:
Все желающие, среди которых оказался в том числе и исполнительный продюсер канала «Суспільне Культура» Лукьян Галкин, фотографировались с актером Карлосом Соарешем, собственно и сыгравшим того самого Карлоса, что в Украине
А в Украине он потому, что работает журналистом и в родной Америке ему работать журналистом стало скучно. А тут – война в Украине. В рамках выполнения журналистской миссии Карлос решил выяснить, как во время войны живет мужественный украинский народ – и отправился к нам, чтобы снять документальный фильм. Конечно, в процессе работы Карлос все больше восхищается и вдохновляется украинцами, заводит в Украине друзей и даже обретает свою любовь.
Не упустил возможность сфотографироваться с Карлосом и сценарист проекта Станислав Медведев – к нему присоединились Тимур Мирошниченко и исполнительница одной из главных ролей Ирина Кудашова
С неменьшим энтузиазмом, чем Карлос, фотосессии проводил режиссер и продюсер сериала Никита Торжевский (справа). Кстати, на этом фото присутствуют еще и актеры «Карлоса» Нина Набока (в шляпе) и Григорий Боковенко – они сыграли пару пенсионеров Раису Романовну и Виктора Николаевича
К которым периодически приезжает в гости сын – Даниэль Салем. Конечно, в сериале его зовут по-другому. Кстати, Арам Арзуманян, так радующийся встрече с Салемом, сыграл в сериале в паре с Ирмой Витовской – они стали супругами-переселенцами Алиной и Юрием. Но Ирма на презентации присутствовала только на экране
Зато пожаловал Илья Гладштейн,
генпродюсер цифровых платформ Общественного Виктория Мурована в компании генпродюсера Украинского радио Дмитрия Хоркина
А еще – Алексей Гладушевский, которого тоже можно будет встретить в сериале
Семен Горов в работе над «Карлосом в Україні» не был задействован, но к прекрасному все же решил приобщиться
После того как все нафотографировались друг с другом, Тимур Мирошниченко признался: в «Карлосі в Україні» «им все начинается и им все заканчивается» – и пожаловался на то, что сегодня не покажут серию с его участием
Лукьян Галкин сказал, что создание игрового сериала для Общественного стало огромным вызовом: «Ведь игровых историй такого уровня в багаже нашей компании нет, кроме того, мы понимаем, что юмор – серьезное дело». И поблагодарил ВСУ за то, что все здесь сегодня собрались
А Никита Торжевский просто всех поблагодарил, признавшись, что «Карлос» – это пик его карьеры на сегодня
Присутствующим продемонстрировали третью и десятую серии «Карлоса в Україні» – «как наиболее репрезентативные»
А вот и Ирма Витовская
Кстати, первые три серии «Карлоса в Україні» вы уже можете сами посмотреть на YouTube «Суспільне Культура»
После показа зрители аплодировали актерам и команде, делали признания типа: «Я думала, будет очередное что-то такое не очень, а оно очень интересно». А Лукьян Галкин подытожил: «Премьеры сейчас не ощущаются суперуместными, но для нас было важно как минимум отблагодарить всю команду Общественного: зная, как проходят проплаты в учреждениях с государственным финансированием, это был маленький подвиг. Спасибо за ваши отзывы, какими бы они ни были».
А потом я устроила исполнительному продюсеру «Суспільне Культура» собственный допрос.
– Лукьян, все уже привыкли к тому, что Общественное занимает нишу документальных, исторических проектов, серьезных форматов, и вдруг игровой сериал, более того – комедия…
– Согласен, для нас это абсолютно необычный формат. Но в какой-то момент мы как компания решили, что у нашей общенациональной аудитории есть ряд потребностей, которые мы должны удовлетворять. И поскольку Общественное существует для общества, то был объявлен творческий конкурс, где предполагалось создание скетч-шоу. Но на него пришли будущие создатели «Карлоса», в частности Никита Торжевский и Юлия Дощанская, которые предложили игровую историю. Они ее настолько качественно запитчили, настолько убедили в том, что в этом жанре можно балансировать между серьезными и не очень серьезными темами, что мои коллеги решили поверить и зайти в эту реку. Должен отметить, я не был в составе жюри этого конкурса – мне предложили стать уже исполнительным продюсером проекта от Общественного.
– Весь бюджет проекта, как я понимаю, покрыли французы?
– Абсолютно! Бюджет – это грантовая поддержка французского агентства CFI. CFI – наши хорошие партнеры, мы с ними сотрудничаем в разных форматах, и в этом году они предоставили Общественному огромные возможности и для того, чтобы свести нас с европейскими партнерами по вопросу копродукции, и для того, чтобы мы были представлены на мировых платформах. А «Карлос в Україні» они профинансировали полностью, включая продвижение и допремьерный показ.
– Какой, собственно, бюджет проекта?
– Насколько я помню, 4 млн 600 тыс. грн – эта информация есть на Prozorro. Если пересчитать, мы получим $10 тыс. за серию, и это, конечно, не рыночная цена, потому что в сериале присутствуют актеры и актрисы первой величины. И я, будучи на всех стадиях производства этого проекта, могу сказать, что производители, соглашаясь на этот бюджет, знали, что принимают вызов, и достойно его выдержали. Но этот сериал мог бы и должен был стоить дороже. И круто, что, несмотря на все ограничения, эта идея была реализована полноценно и мы создали достойный продукт, который кроме комической части имеет еще и ценностную.
– Есть же вообще мнение, что мокьюментари – это дешево?
– Был ли дешевым сериал «Офис»? (Улыбается.) Здесь, как и в любом жанре, все зависит от идеи. В мокьюментари есть определенные признаки, позволяющие удешевить производство, но в каждом формате можно найти то, что позволит пожертвовать бюджетом. Я не поддерживаю тезис «мокьюментари – это дешево». Не знаю, хотели бы мы, чтобы наши локации выглядели по-другому. Благо герои могли существовать в среде, прописанной сценарной группой. Но и там был серьезный учет того, какие затраты принципиальны, а с какими нужно работать более детально.
– Какие у вас ожидания насчет показателей?
– Скажу честно: не знаю. Эта история выходит сначала на YouTube «Суспільне Культура», и у коллег по диджитал-платформе неплохой прогноз. В телеэфире сериал появится позже, уже под новогодние праздники – мы с коллегами пришли к выводу, что так будет эффективнее для сетки вещания. Еще мы пошли на довольно беспрецедентную для нас акцию: сделали Instagram Карлоса (именно персонажа сериала), с которого он коммуницирует с аудиторией. Мы видим довольно хороший отклик на диджитал-платформе. С коллегами по диджиталу и маркому стратегию продвижения мы вырабатывали с августа. Относительно телевизионной платформы – на сегодняшний день юмористический слот есть на региональной сети, на «Суспільне Культура» юмористического слота нет. Я уже анонсировал, что этот сериал в телеэфире планируется в период новогодних праздников, когда может быть уместным и подходящим настроение, несмотря на то что в «Карлосе» поднимается не только комедийная тематика. Следовательно, прогнозы делать не возьмусь просто потому, что это эксперимент для нас. Наша аудитория действительно сформирована другим контентом. Что будет с этим – скоро увидим.
– А еще люди привыкли к тому, что в нише скетчкомов господствуют большие коммерческие каналы – как будете перетягивать зрителя на свою сторону? Ведь очевидно, что привычки идти за развлекательным контентом на Общественное у аудитории нет.
– Не хочу быть слишком оптимистичным: чтобы говорить о полноценном конкурентном поле и изменении восприятия бренда, необходима определенная критическая масса контента. Такой контент точно не является нашим приоритетом и в ближайшее время не будет. У компании за этот год было несколько юмористических экспериментов, включая стендап и проекты, выходящие в региональной сети, но это точно не приоритет прямо сейчас. Грубо говоря, по поводу «Карлоса» у нас сошлись взгляды с грантодателем. Как будет развиваться этот сегмент дальше, учитывая, что наша основная миссия как Общественного – защита свобод в Украине, я не знаю. Не уверен, что цикловое производство таких проектов для нас суперактуально. Но почему бы не побыть на этом поле? Мы, наконец, очень молодая медиагруппа.
А по результатам этого эксперимента могут стать более очевидными следующие шаги. Впрочем, очень маловероятно, что такой контент станет для нас приоритетным.
– А сериал «Війна, тривога і пригоди» – что это было?
– Это контент наших коллег из региональной сети. Это немного похожий формат, но в нем актеры и актрисы сосуществуют с реальными героями, которые играют сами себя и являются гостями каждой серии. Впрочем, о нем правильнее говорить с коллегами из регионального вещания.
– Вернемся к «Карлосу в Україні»: думаете о втором сезоне?
– Знаю, что Никита хотел бы его сделать, но сложно сказать, готовы ли мы как компания заходить в это сейчас, будет ли у нас грантовое целевое финансирование – это открытые вопросы. Даже ввиду того, что наша стратегия ежегодно подвергается определенной ревизии. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы этот сериал максимально качественно прошел на наших платформах. И по его результатам сможем говорить или не говорить о продолжении.
– Думаете ли вы о чем-то большем в игровом контексте?
– Такие планы есть: хотим запустить в производство двухсерийную драму, которая будет больше привязана к актуальным событиям – здесь уже речь не идет о комедийном формате. Что касается сроков запуска и стратегии производства, мы еще в дискуссиях, думаем и о том, что это может быть экранизация. На данный момент проект у нас на столе.
– А как насчет экспертизы? Кто будет оценивать потенциальных производителей?
– У нас каждый раз на творческих конкурсах разный состав членов жюри, мы стараемся делать его максимально релевантным. У нас есть коллеги, долго и серьезно работавшие в кинопроизводстве. Плюс понимание того, как сейчас развивается украинское кинопроизводство, кто для нас может быть приоритетом, что мы ищем и т. п. Это все равно вопросы конкурса, идеи, творческого видения. Когда выиграл «Карлос», ни для кого не было очевидно, что мы будем готовы сделать игровой проект – просто эта идея оказалась сильнейшей. Наши конкурсы непредсказуемы в первую очередь для нас самих...
Так что не знаю, как Карлос, а я свою миссию на этом считаю выполненной. Теперь решайте сами – делать ли «Карлосу в Україні» те самые показатели, учитывая которые Общественное таки решится на второй сезон.